Статья Работа с текстами на уроках географии как основа формирования информационной компетентности


Жукова Н.В.
Мастер – класс 
Работа с текстами на уроках географии как основа формирования информационной компетентности
 
В связи с тем, что дети в жизни встречаются с информацией разнообразного содержания, вариативных форм, преобразовывают, оценивают ее, необходимо готовить их к данной деятельности, а значит – учить работать с информацией. Причем необходимо формировать такие умения, как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации. Каждое из умений должно быть проработано, иначе невозможно сформировать следующее умение. При этом велика роль учителя, так как в учебнике не всегда представлена подробная работа с информацией, а значит – требуются дополнительные вопросы и задания, при чем важна определенная последовательность (вопросы, направленные на формирование мотивационных действий - вопросы, направленные на формирование процессуальных действий - вопросы, направленные на формирование оценочных действий). Информационная грамотность формируется на каждом уроке, не стоит жалеть времени и сил на формирование этого умения.
Три вида работы с информацией
• поиск информации и понимание прочитанного; 
• преобразование и интерпретация информации; 
• оценка информации. 
 Первый вид работы предполагает, что учащиеся должны ответить на вопросы, опираясь на данные, представленные в источнике в явном или неявном (синонимическом) виде. Для этого нужно сначала отыскать эти данные, а затем правильно их «прочитать», отвечая именно на поставленный вопрос
Интерпретация предполагает извлечение информации, которая не сообщается напрямую.
Вопросы на оценку информации требуют от читателя её осмысления, обращения к собственному опыту. Нужно ответить, зачем или почему дана определённая информация, или определить, подходит ли данный источник для решения определённой задачи. Этот вид деятельности предлагает подойти к источнику критически
Выберите, к какому типу работы с информацией относятся задания:
 
На уроках географии учащиеся часто встречаются с информацией, представленной в виде графиков, диаграмм, таблиц.
 
Раздаточный материал для учащихся
Землетрясение.
Случается иногда так, что земля начинает дрожать. Качаются на потолках лампы, распахиваются двери, трескаются стены. Люди в ужасе выбегают на улицы. Это произошло землетрясение. За несколько секунд землетрясение может превратить большой город в груды развалин. При сильных землетрясениях в земле появляются глубокие трещины, возникают оползни или обвалы.
Землетрясения возникают, когда на глубине в десятки, а иногда и в сотни километров от поверхности земли происходит перемещение горных пород. В этом месте образуется очаг землетрясения, где толчки и колебания почвы особенно сильны. Место на поверхности Земли  над очагом землетрясения называется эпицентром.
Чаще всего землетрясения бывают в горных районах. Полоса особенно частых землетрясений проходит вдоль берегов Тихого океана.
За год на Земле случается больше 100 тысяч землетрясений. Большинство толчков не ощущается людьми, а регистрируется высокочувствительными приборами - сейсмографами. Но ежегодно около 10 землетрясений достигает разрушительной силы, а единичные приобретают характер катастрофических. В среднем по статистике в мире от землетрясений погибает ежегодно около 10 тыс. человек. Силу колебаний почвы сейсмологи измеряют по шкале баллами от 1 до 12.
Табл. Сейсмическая шкала
 

Балл Название землетрясения Краткая характеристика
1 Незаметное Отмечается только сейсмическими приборами
2 Очень слабое Ощущается отдельными людьми, находящимися в состоянии полного покоя
3 Слабое Ощущается лишь небольшой частью населения
4 Умеренное Распознаётся по лёгкому дребезжанию и колебанию предметов, посуды и оконных стёкол, скрипу дверей и стен
5 Довольно
сильное Общее сотрясение зданий, колебание мебели. Трещины в оконных стёклах и штукатурке. Пробуждение спящих6 Сильное Ощущается всеми. Картины падают со стен. Откалываются куски штукатурки, лёгкое повреждение зданий. 
7 Очень сильное Трещины в стенах каменных домов. Антисейсмические, а также деревянные постройки остаются невредимыми.
8 Разрушительное Трещины на крутых склонах и на сырой почве. Меняется уровень воды в колодцах. Памятники сдвигаются с места или опрокидываются. Падают дымовые трубы. Сильно повреждаются капитальные здания.
9 Опустошительное Сильное повреждение и разрушение каменных домов.
10 Уничтожающее Крупные трещины в почве. Оползни и обвалы. Разрушение каменных построек. Искривление ж.-д. рельсов.
11 Катастрофа Широкие трещины в земле. Многочисленные оползни и обвалы. Каменные  дома совершенно разрушаются
12 Сильная
катастрофа Изменения в почве достигают огромных размеров. Многочисленные трещины, обвалы, оползни. Возникновение водопадов, подпруд на озёрах, отклонение течения рек. Ни одно сооружение не выдерживает. На земной поверхности видны волны.
Задания:
1
2
1. Найди в тексте, что обозначено цифрами 1 и 2 подпиши.
 
2. Последствия землетрясения какой силы, по-твоему мнению, изображены на рисунке?
 
3. Расположи в правильном порядке предложения
В земной коре происходят разрывы и смещения
Земная поверхность начинает колебаться
На поверхности происходят разрушения
 
4. Как ты думаешь, землетрясения какой силы являются безопасными для людей?
5. Как ты понимаешь слово сейсмолог?