Методическое пособие Формирование гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека на уроках истории и обществознания через технологию проблемного обучения


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Саловская средняя общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района
Республики Мордовия
Методическое пособие
«Формирование гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека на уроках обществознания и истории через технологию проблемного обучения»
2016 г.
В данном методическом пособии представлена методика использования технологии проблемного обучения в преподавании истории и обществознания с целью формирования патриотизма, гражданственности и уважения к правам и свободам человека. Изложен опыт развития критического мышления, проиллюстрированный фрагментами урока. Оговариваются актуальность и цели данной технологии, этапы ее применения, приведены примеры из опыта работы педагога. Представлены разработки уроков по этой теме. Использование этой технологии возможно не только на уроках истории и обществознания, но и на других предметах. Это заметно способствует развитию интереса учащихся к исследовательской работе.
Рекомендуется для использования учителями истории и обществознания общеобразовательных учреждений Лямбирского муниципального района.
Составитель: Кугушева Юлия Анатольевна, учитель истории и обществознания МОУ «Саловская СОШ» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.

Содержание
Введение
I. Сущность понятия «Технология проблемного обучения»
II. Приложение 1 Урок по теме: «Защита Отечества - это почетный долг или… принудительная обязанность?» 7 класс.
III. Приложение 2 Урок по теме: «Отечественная война 1812 г.» 8 класс.
IV. Приложение 3 Внеклассное мероприятие по теме: «Социальные корни и последствия Холокоста» 10 класс.
Список литературы
Введение
В нашей стране в современных условиях постепенно снижается воспитательное воздействие на человека российской культуры, искусства и образования. В общественном сознании наблюдается утрата традиционного российского патриотического сознания, проявление таких негативных качеств, как равнодушие, нетерпимость, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, падает престижность военной и государственной службы. Обозначилась необходимость создания и развития в стране обновленной системы воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам человека, направленная на формирование социально значимых ценностей.
Новые социально – экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость совершенствования образовательной системы при решении этих задач. В статье 2 Закона РФ Об образовании среди приоритетов в области образования отмечается формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. В Федеральной программе развития образования указывается на необходимость усиления воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Цель моей работы показать, как можно построить такой процесс обучения на основе использования технологии проблемного обучения.
Основная цель проблемного обучения – вызвать к действию внутренние побуждения учащихся, потребность к поиску как необходимому условию в формировании нового отношения к деятельности, подвести их к пониманию возникшей трудности и желанию искать пути, позволяющие преодолеть эту трудность.
Актуальность данной технологии заключается в том, что сегодня нужны люди, способные решать проблемы, находить неординарные, творческие решения возникших противоречий. А значит, необходимо уже в школьные годы научить учащихся самостоятельной работе при решении проблемных ситуаций.
Такие уроки способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету, формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения.
Сложности данной технологии. Научить всех всему тому, о чем сказано выше, в короткий срок нереально. Необходима длительная и кропотливая работа с учетом индивидуальных особенностей детей и оказание им дифференцированной помощи в преодолении трудностей. На начальной стадии проблемного обучения учащимся необходимы точные указания, где они могут найти дополнительные сведения, что с чем следует сопоставить. Наиболее сильные ученики активно включаются в поиск. Намечают и применяют различные пути подхода к разрешению вопроса. Им не нужно частое вмешательство учителя, они стремятся к самостоятельности. Ученики со средними учебными возможностями, в отличие от сильных учеников, нуждаются в большей помощи. Главная их трудность – правильно определить этапы действия по проблеме, последовательно и логично раскрыть содержание задачи. Моя задача – довести до сознания учеников, что является причиной, а что следствием. Это и является основой строгой логической последовательности. Ученики со слабыми учебными возможностями на первых порах теряются и часто отказываются от самостоятельного познавательного поиска. Для таких учащихся необходимо расписать весь ход действий и указать источники, к которым следует обратиться. Этих учащихся надо учить процессу доказательства. При постановке проблемы необходимо учитывать объема работы, темп и дать необходимые инструкции и разъяснения, зачем нужна данная работа. Зачастую такая работа требует показа образца.
Практическое использование методики проблемного обучения включает в себя несколько этапов:
– На первом этапе я разрабатываю проблемные вопросы, ситуации. Проблемный вопрос должен быть:
• сложным, сопряженным с противоречиями;
• увлекательным, но соответствующим логике науки;
• емким, способным охватить широкий круг вопросов;
• предполагающий научный спор на базе различных толкований;
• создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации. Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется:
• через углубление проблемного вопроса;
• через поиск разных граней его решения;
• через сопоставление разных вариантов ответов.
Затем я определяю форму решения проблемных ситуаций:
• дискуссия;
• научный спор;
• проблемная лекция;
• проблемные задачи и задания;
• задачи исследовательского характера;
• исторические документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.
Разрабатывая вопросы, задания, обязательно учитываю:
• уровень развития школьников;
• характер исторического материала;
• педагогические цели;
• творческие и познавательные способности учащихся, их интересы и потребности.
I. Сущность понятия «Технология проблемного обучения»
Если в традиционном обществе еще можно было строить обучение путем трансляции учителем информации, то в наш век динамичных изменений главным становится формирование умения учиться самостоятельно. Сделать это при сохранении традиционных методов обучения, когда ученик выступал в роли послушного «винтика»  невозможно. Современных учеников трудно сегодня удивить. Объем информации увеличивается, усвоить ее всю невозможно, к тому же она устаревает. Мы это должны осознать, понять и признать творческую природу личности каждого ученика, наличие в ней внутренней активности. Ребенка развиваем не мы, а он развивает себя сам. При таком подходе знания, умения, навыки сами по себе перестают быть главной целью учебно-воспитательного процесса. Целью обучения становится развитие способностей и творческих возможностей ученика. Процесс приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается из цели в средство развития личности ребенка. Известный американский психолог К. Роджерс на одной из своих лекций для учителей школ сказал о том, что никакие их усилия не имеют смысла, поскольку знанием становится только та часть информации, которая принята ребенком.
Как можно добиться проявления внутренней активности учащихся? Как мотивировать учебную деятельность? Как помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы? Нужны новые технологии, позволяющие сделать процесс обучения гуманистически ориентированным. Чтобы успешно осуществлять такое обучение,  учителям необходимо выработать систему новых установок. В частности, К. Роджерс особо выделяет: открытость своим мыслям и переживаниям, способность их адекватно выражать в общении с другими; принятие ученика как личности, уверенность в его творческом потенциале, педагогический оптимизм, видение педагогом внутреннего мира ученика. Ученик для учителя должен быть не объектом, которым он управляет, а полноправным субъектом учения. Это значит, что педагог организует учебную деятельность не традиционно, а как процесс решения проблем разного уровня. Важным становится самостоятельный поиск ученика, а это зависит от того, насколько ученик овладевает методологией решения изучаемых проблем.
Наиболее обобщённое определение проблемного обучения сформулировал М.И. Махмутов: «проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций»
Итак, проблемный метод обучения есть совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно-познавательных вопросов и задач, содержащих противоречие. Технология разработки проблемного вопроса такова:
1 шаг. Берется важное историческое положение (факт, событие, идея), соответствующее программе курса и выносимое на обсуждение.
2 шаг. Поиск альтернативного решения, противопоставление его первому положению.
3 шаг. На основе проблемных положений формулируется проблемная задача или вопрос.  
Проблемный метод обучения требует особого построения учебного процесса, содержания изучаемого материала, методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управления ею, структуры урока и форм контроля учителя за процессом и результатом деятельности учащихся.
Проблемная ситуация - это интеллектуально-психологическое затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности. Она обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем.
Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: Проблемная ситуация - проблема - поиск способов ее решения - решение проблемы.
Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов: 1) возникновение проблемной ситуации, 2) осознание сущности затруднения и постановка проблемы, 3) нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы, 4) доказательство гипотезы, 5) проверка правильности решения проблем.
Проблемное обучение может проводиться посредством решения проблемных задач, среди которых можно условно выделить несколько типов:
1) задачи на анализ теоретических положений, высказанных разными людьми по поводу одного события. Например, одни историки говорят т внезапном нападении фашистской Германии на Советский Союз, другие же заявляют, что И.В. Сталин знал о готовящейся войне, третьи – о намерении И.В. Сталина нанести превентивный удар по Германии. Противоречие налицо. Задача учащихся – доказать одну из точек зрения, причем можно по группам работать одновременно по всем трем точкам зрения, что разнообразит и обогатит урок.
2) Задачи на противоположные высказывания одного человека. Так, В.И. Ленин в 1919 г. резко осуждал эсеровский принцип свободной торговли, а в 1921 г. был провозглашен НЭП, одним из принципов которого была свободная торговля.
3) Задачи на анализ факта, события.
4) Задачи на оценку деятельности конкретной личности. Изучение личности на уроках истории является приоритетным направлением, поэтому следует разработать алгоритм изучения, который позволил бы изучить самые сущностные качества исторической личности. Например: Запоминание фамилии, имени и отчества – ознакомление с этапами, периодами и содержанием деятельности – усвоение политических, религиозных платформ личности – уяснение, чьи интересы она выражала -   изучение оценок личности её современниками и современными историками, политологами и т.д.  Также интерес учащихся вызывает обычно ряд ярких оценок исторической личности современниками, а проблемной эту работу может сделать тот факт, что, давая оценку, учитель не называет имени  личности. Полезным является материал о поведении личности в экстремальных ситуациях, в быту.
5) Задачи на выработку методологических положений.
6) Задачи на сопоставление прошлого и современности, российских и западных аналогов.
На данном этапе развития человечества проблемное изучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.
Приложение 1
Урок по теме: «Защита Отечества - это почетный долг или… принудительная обязанность?» 7 класс.
Цели:
1. Создание условий для формирования знаний об обязанности гражданина РФ - “Защищать Отечество”; подвести учащихся к пониманию роли Вооруженных сил в нашей стране.
2.Развитие логического мышления и способностей учащихся получать знания в ходе активного поиска и коллективного решения проблем.
3.Воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам человека
Задачи:
1. Определить особенности формирования ВС РФ на основе анализа документов.
2. Познакомиться с информацией о роли Российской Армии в государстве.
3. Развивать умения формулировать основную проблему урока и решать ее в ходе “мозгового штурма”.
4. Проводить представление результатов работы в группе.
Оборудование урока:
Оформление доски: высказывания, тема урока, словарь, нормативные документы, памятки, раздаточный материал: таблицы, задания, ТСО: компьютер и мультимедиапроектор для демонстрации презентации.
Тип урока: усвоение новых знаний и понятий.
Вид урока: проблемно-практический урок версионного характера с использованием технологии “мозговой штурм”
Проблемно-практический урок версионного характера предполагает:
- решение проблемных ситуаций содержащих противоречия;
- решение проблем в ходе групповой дискуссии с помощью логических аргументов;
-поисковая деятельность учащихся по самостоятельному изучению источников с целью решения учебной проблемы;
Инновационный подход: предполагает организацию и управление деятельностью учащихся с опорой на активные методы обучения – технология “мозговой штурм”
Методы обучения:
-словесный, наглядный, практический;
-проблемный, частично-поисковый (эвристическая беседа) – систему логически связанных заданий и вопросов, целью которых является решение новой для учащихся проблемы, создание ситуации альтернативности и неожиданности;
-аналитический, обобщающий – анализ документов и источников по проблеме, определение главных идей, поиск аргументов, составление обобщающих выводов.
Словарь:
Контракт – договор (в данном случае) между гражданином и Министерством обороны РФ или иным органом о том, что он добровольно поступает на военную службу.
Вооруженные Силы- государственная военная организация для обороны и отражения агрессии.
Агрессия- незаконное применение силы одним государством против другого.
Нормативные документы:
1. Конституция РФ (ст.57-59)
2. Федеральный закон РФ “ О воинской обязанности и военной службе” от 28.03.1998 N 53-ФЗ.
3. Федеральный закон “Об альтернативной гражданской службе” от 1 января 2004 года.
3. Федеральная целевая программа о военной службе по контракту. Вестник Правительства РФ № 12 2002 г.
Ход урока
1. Организационный этап.
1. Психологический настрой учащихся - организация рабочего места.
2. Мотивация учащихся:
Учитель: Приветствие. Я рада нашей встрече на сегодняшнем уроке. Мы имеем с вами возможность продолжить разговор о Человеке – бесконечной теме для размышлений не только философов, историков, правоведов, писателей, но и всех образованных людей. Человек – целый мир, который включает в себя такие понятия: индивид, личность, общество и Гражданин.
2. Актуализация знаний. Приложение 1. (Презентация по теме урока)
Ты мог бы правильней судить:
Поэтом можешь ты не быть,Но гражданином быть обязан.А что такое гражданин?Отечества достойный сын,-…Иди в огонь за честь отчизны,За убежденья, за любовь…
Н.А. Некрасов
Понятие “Гражданин” имеет правовой и нравственный смысл.
Задание 1. Слайд 1. Назвать основные качества гражданина, подтверждающие этот вывод.
“Гражданин”
правовой смысл: соблюдает законы; имеет права и обязанности; защитой государства; участник общественной жизни;управление государством.
нравственный смысл: любит и гордится Родиной; готов защищать Родину;ответственный перед государством; гражданский выбор.
3. Сообщение темы урока. (На доске тема написана при помощи отдельных напечатанных слов)
Вы все обратили внимание, что Человек – Гражданин постоянно сталкивается с такими понятиями как “право”, “нравственный долг”, “обязанность”. Попробуйте объяснить эти слова:
- “долг” означает…? (обязанность сделать что-то, но не связано с законом)
- “право” …? (связано с законом, а значит с понятием “обязан”, что означает обязанность возложенную государством на каждого члена общества)
- Чем больше прав имеет гражданин…? (тем больше у него обязанностей)
Я предлагаю вам самим сформулировать тему сегодняшнего урока:
Защита Отечества – это…(почетный долг) или … (принудительная обязанность)?
Учитель. Как вы думаете, какая цель сегодняшнего урока?
Учащиеся формулируют цель со своих позиций.
Корректировка цели урока учителем.
Цель урока: (слайд 2)4. Мотивация учащихся.
Цель: Подвести учащихся к пониманию того, что Защита Отечества – это долг и обязанность каждого гражданина страны.
Учитель. К тем, кто защищал Родину в разные периоды истории, наш народ всегда относился с большим уважением и гордостью. Мужество и слава – эти слова связаны со служением Отечеству.
Презентация по теме, подготовленная учащимися класса (4 мин). Слайды № 3-135. Работа со словарем урока.
Для защиты страны от проявления агрессии создана государственная военная организация –Вооруженные силы РФ.
6. Работа в группах.
Учитель. Инструктаж.
В папках есть инструктивные материалы для работы в группах: выдержки из нормативных документов об особенностях формирования Вооруженных сил РФ. Прочитайте их, вместе обсудите и заполните таблицы. Объяснение заданий.
(Приложение 2. Таблица №1. Задания и документы для работы в группах)
7. Подведение итогов работы по первой части урока.
Учитель. Итак, мы увидели, что служба в армии, защита Отечества является почетной и важной обязанностью гражданина. Но в тоже время сегодня – это серьезная школа жизни, испытание на прочность духа.
Увы, не все проходят его с честью. Каждый год возникает проблема с набором юношей для прохождения службы в рядах ВС.
Я предлагаю вам попробовать самостоятельно сформулировать эту проблему
(учащиеся предлагают свои варианты формулировки проблемы).
Совместный выбор варианта (слайд 14).
Проблема: Современные молодые люди не хотят служить в армии. Почему?
Учитель. Наша задача сегодня назвать причины этого явления и предложить возможные варианты решения.
Для данной работы мы проведем “мозговой штурм”.
8. “Мозговой штурм”.
Цель: создать условия для интенсивной мыслительной деятельности учащихся, формирования умений и навыков, для успешного решения учебных и практических задач.
Учитель. Инструктаж для учащихся по проведению “Мозгового штурма”. (Приложение3)
Работа учащихся по выполнению задания №3 – 15 мин.
9. Выступление представителей групп. Представление результатов “мозгового штурма” - 3-4 мин. Вопросы представителей групп.
10. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Учитель: За один урок невозможно найти решения проблем современных Вооруженных Сил РФ. Над этим думают ученые, законодатели, государственные деятели. У нас еще будет возможность тоже вернуться к обсуждению этих вопросов. Очень важно, что мы с вами сегодня рассмотрели содержание одной из обязанностей гражданина “Защита Отечества” с двух противоречивых позиций.
Вы должны помнить:
- Кто, если не мы сами, граждане России, сможем защитить свою Родину в минуту опасности?
- Кто, если не вы, молодое поколение, могут решить проблемы современной армии?
Предлагается учащимся предложить варианты изменения темы урока (можно переставить слова темы)
Рейтинг мнений. Определение позиции по итогам урока. Учащиеся могут выбрать кружок:
Зеленый – “Защита Отечества – почетный долг и обязанность”;
Синий – “Защита Отечества – принудительная обязанность”;
Желтый – “Защита Отечества – почетный долг и обязанность, но проблемы современной армии необходимо решать”.
Наш урок хотелось бы закончить этими строками:
Когда он подвиг совершает,то не заботится ничуть,узнает кто, иль не узнаето нем самом когда-нибудь.Но жизнь подарена планетеи небо мирное над нейлишь потому, что есть на светесолдаты Родины моей.
Домашнее задание.
Желающим принять участие в продолжении обсуждения темы:
Напишите рассуждение или создайте небольшую презентацию по теме урока.
Приложение 2
Таблица №1. (Образец)
«Формирование Вооруженных сил РФ»
_______________________________(тема группы)
Направление. Объяснение
1 Военная служба 2 Воинская обязанность 3 Цель
формирования
1.
2
3
4
4 Возраст
5 Как осуществляется
6 Выводы. Группа 1.
Тема: Военная служба по призыву.
Задание 1.
Используя тексты документов, определить, как формируются Вооруженные Силы РФ. Свои ответы кратко записать в таблицу.
Задание 2.
Выскажите мнение по вопросу о сокращении срока обязательного призыва на военную службу.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНО ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
(от 28.03.1998 N 53-Ф)
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯСтатья 1. Воинская обязанность1. Воинская обязанность граждан РФ предусматривает:
воинский учет;
обязательную подготовку к военной службе;
призыв на военную службу;
прохождение военной службы по призыву;
пребывание в запасе;
призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
2. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время ... воинская обязанность граждан РФ предусматривает:
призыв по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время...
3. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
4. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу....Статья 2. Военная служба. Военнослужащие1. Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках РФ, в войсках гражданской обороны и др....
2. Прохождение военной службы осуществляется
гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту)...
3. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.
5. Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации..
Срок обязательного призыва на военную службу сокращается с 2008г. до 1 год
«Россия не откажется от обязательного призыва на военную службу. Федеральная целевая программа по переходу на контрактный принцип комплектования войск начала действовать с 2002 г. К концу 2007 года мы переведем на контракт около 140 тысяч солдат и сержантов только в частях постоянной готовности", - Это позволит сократить сроки службы по призыву...
С 2008 г. юноши будут призываться на срочную службу на 1 год. В исторической перспективе мы не намерены отказываться от военной службы по призыву, она будет сохранена. Призывная база будет расширена...»(Заявление министра обороны РФ Сергея Иванова)
«Идея сокращения срока службы по призыву обретает все новых сторонников в российском обществе. Но более важной задачей наши граждане считают создание профессиональной армии...» («Известия» 18 января 2008)
«Довод против сокращения срока службы: за год невозможно подготовить военного специалиста. Те солдаты, которые работают с техникой, - их за год не подготовишь…»
«Чтобы молодые люди с желанием шли в армию, она должна стать иной, а именно - профессиональной в буквальном смысле этого слова...» (Михаил Тарусин «Известия»)
Группа 2.
Тема. Альтернативная гражданская служба.
Задание 1.
Используя тексты документов, определить, как формируются Вооруженные Силы РФ. Свои ответы кратко записать в таблицу.
Задание 2.
Выскажите мнение по вопросу о сокращении срока обязательного призыва на военную службу.
Федеральный закон
«Об альтернативной гражданской службе»
№ 113-ФЗ, 25 июля 2002 г. (вступил в силу 1 января 2004 г.)
«…Гражданин имеет право на замену воинской службы альтернативной гражданской службой в случаях, если:
1) несение военной службы противоречит его убеждениям или
вероисповеданию;
2) он относится к коренному малочисленному народу,
ведет традиционный образ жизни,
осуществляет традиционное хозяйствование и занимается
традиционными промыслами.
Статья 3 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»:
«…На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет,
которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подавшие заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых призывной комиссией принято соответствующее решение… Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает срок военной службы по призыву и составляет 42 месяца, для граждан, окончивших государственные (негосударственные) образовательные учреждения высшего образования, - 21 месяц, если гражданин будет проходить данную службу в организациях Вооруженных Сил – срок службы 36 месяцев, для лиц, имеющих высшее образование, - 18 месяцев.
Включенные в перечень 204 профессий рабочих и 108 должностей: водитель, газосварщик, грузчик, дворник, животновод, каменщик, контролер, кровельщик, лесоруб, маляр, матрос, машинист, монтажник, наладчик, оператор, плотник, повар, рабочий, садовник, сварщик, слесарь, сталевар, столяр, токарь, тракторист, штукатур, электромонтер, бухгалтер, инженер, инструктор, техник, экономист и другие социально значимые (воспитатель, врач, медицинская сестра, социальный работник, фельдшер и др.). Призывная комиссия, учитывает образование, специальность, квалификацию, опыт предыдущей работы…»
Группа 3.
Тема. Контрактная военная служба.
Задание 1.
Используя тексты документов, определить, как формируются Вооруженные Силы РФ. Свои ответы кратко записать в таблицу.
Задание 2.
Выскажите мнение по вопросу о сокращении срока обязательного призыва на военную службу
Контрактная военная служба.
«О разработке федеральной целевой программы на 2004-2007 годы по обеспечению комплектования воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту». (Решение Правительства РФ от 21 ноября 2002 г. № 43 )
«…В Российских Вооруженных Силах идет поэтапный переход на военную контрактную службу… Воины-контрактники в возрасте от 20 до 27 лет, проходят жесткий профессиональный отбор, все они прошли службу в армии.
Как говорится в Программе, на службу по контракту ребят отбирают на конкурсной основе. Основные критерии - отличная физическая и профессиональная подготовка, а также морально - деловые качества.
Первый контракт заключается на 3 года. По его истечению, бойцы могут его или не продлевать, или продолжить службу. За свою работу солдаты-контрактники будут получать деньги. Формирование групп на контрактную службу проходит ежемесячно.
«…Объективная необходимость строительства профессиональной армии в РФ определяется :
- обеспечением материальной заинтересованности граждан в прохождении военной службы по контракту;
- сменой принципа принудительности в выполнении гражданами своего воинского долга
- обеспечением одного из основных прав человека – возможности свободы выбора и возрастания личной ответственности гражданина за защиту общества и государства
- повышением роли Вооруженных Сил в обеспечении в национальной безопасности;
- созданием мобильных высокопрофессиональных войск
- сохранением среди населения национальных традиций престижности военной службы, ее социальной значимости, важности и актуальности идеи вооруженной защиты Отечества в современных условиях;
- преодолением противоречия между высокой степенью общественного доверия к Вооруженным Силам и негативным отношением молодежи к военной службе…
Приложение № 3
Инструктаж для учащихся:
Технология «Мозговой штурм»
1. Основное правило – никакой критики на первом этапе!
2. Выберите ведущего или консультанта (он подсказывает направления поиска идей).
3. Выберите секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи.
Задание №3.
Определите, почему современные молодые люди не хотят служить в армии.
Предложите свои варианты решения этой проблемы.
Первый этап.
Запишите как можно больше решений – 3 минуты.
Второй этап.
Все идеи рассмотрите критически. В каждой идее найдите что-то полезное, возможность ее усовершенствовать - 3 мин. Обсудите аргументы.
Третий этап.
Отберите в ходе обсуждения 3 наиболее интересных решения, изобразите их графически на листе А-3 -3 мин.
Четвертый этап.
Представление работы классу – 3 мин.
Четвертый этап.
Представление работы классу – 3 мин.
Приложение 2
Урок по теме: «Отечественная война 1812 г.». 8 класс.
Цели:
1. ознакомление с событиями Отечественной войны;
2. развитие умения анализировать последствия события; делать выводы;
3. способствовать воспитанию чувства гордости за нашу славную историю.
Задачи:
1. ознакомить с особенностями военной истории: стратегией, тактикой, состоянием вооружения армий в изучаемую эпоху;
2. учить умению решать проблемные задачи и анализировать исторического факты;
3. отрабатывать навыки работы с картой и чтения ее легенды.
Оборудование: Карта «Отечественная война 1812 г.», портреты полководцев, репродукции картин: «Совет в Филях», «И клятву верности сдержали…», Герасимов «М.И. Кутузов на Бородинском поле», Смирнов «Пожар Москвы», И. Прянишников «Эпизод из Отечественной войны»; контрольные тесты.
Форма урока: Комбинированный урок с элементами проблемного обучения и компьютерной поддержкой.
Эпиграф к уроку:
Кичась, они забыли ныне;
Забыли русский штык и снег,
Погребший славу их в пустыне.
Знакомый пир манит их вновь –
Хмельна для них славянов кровь,
Но тяжко будет их похмелье.
А. Пушкин I.
I. Введение в тему
Решение проблемного вопроса: какое утверждение верно?
1. Заключение Тильзитского договора имело только отрицательные последствия;
2. Тильзитский договор имел двойное значение для России.
Учитель обобщает высказывания учащихся:
Франция добилась господства в Европе. В 1811 г. Наполеон говорил: «Через пять лет я буду господином мира; остается одна Россия, но я раздавлю ее».
Присоединение России к континентальной блокаде пагубно сказалась на ее внешней торговле, стремление освободиться от французского влияния отвечало экономическим интересам российского дворянства. Очень скоро Александр 1 начинает уклоняться от соблюдения условий Тильзитского договора. Это накалило отношения между Францией и Россией и привело к войне, которая получила название Отечественной.
II. Объявление темы. Воспроизведение учащимися памятки – алгоритма по изучению войны.
1. Причины и характер войны:
− основные противоречия, приведшие к войне;
− подготовка к войне, соотношение сил;
− план сторон.
2. Ход войны (основные этапы):
− повод к войне и ее начало;
− основные этапы и главные сражения;
3. Окончание войны, условия мира, итоги.
Значение войны. Экономические, социальные, политические и другие последствия войны.
III. Знакомство с планом и задачами урока.
План.
1. Причины войны и цели воюющих сторон.
2. Начало и ход войны, ее характер.
3. Бородинское сражение.
4. Изгнание французов с территории России.
1. Причины войны (коллективное формулирование, запись):
а) Наполеон хотел нанести поражение России, принудить ее к подписанию мирного договора и заставить быть союзницей против Англии.
б) Александр 1 намеревался самостоятельно вести внешнюю политику и активно влиять на международную обстановку в Европе.
Цели воюющих сторон (в сравнении) и характер войны для ее участников (объяснение учителя и выполнение учащимися задания).
Задание:
1. Зная о цели войны, определите ее характер.
2. Работа с картой.
Цель Наполеона – разгром русской армии; подчинение России, превращение ее во второсортную державу, отторжение у нее ряда территорий и оттеснение России от незамерзающих морей. Прибалтику Наполеон обещал Пруссии, юго-западную Украину – Австрии, Белоруссию, Литву и Украину – Польше, Крым и Грузию – Турции, Восточное Закавказье – Ирану.
Цель России – защитить свои территории и не допустить завоевания страны.
Проверка выполнения задания: определение характера войны.
Вывод: Для Наполеона война захватническая, для России – освободительная, Отечественная.
1. Начало войны.
а) Рассказ учителя, работа с картой,
Самостоятельная работа учащихся: сравнение соотношения сил.
Задания:
1. На основе диаграммы сравните военно-экономический потенциал России и Франции? (слайд), сделайте выводы.
2. Работа с картой, портреты Наполеона и Александра I (слайды).
Итог: русская армия сохранена, план Наполеона – разбить русские армии в приграничных сражениях по одиночке не удался. Война принимает народный характер.
б) сообщение ученика о Кутузове. Вопрос классу:
«Чем объяснялась популярность Кутузова в народе?»
Введение значения слова тактика (оборонительная тактика).
3. Бородинское сражение.
а) Ознакомление с целями Наполеона и Кутузова в этом сражении. Сравнение соотношения сил перед сражением (слайд).
б) Рассказ о ходе сражения (слайды).
Словарь: флеши.
в) решение проблемного задания:
Кто же победил в этом сражении?
Учащимся предлагается несколько вариантов ответов на этот вопрос. Карточка с вариантами ответов – на каждую парту.
Несколько различных мнений о результатах и последствиях Бородинского сражения:
А) Бородинская битва завершилась поражением русских, которые не смогли воспрепятствовать дальнейшему наступлению Наполеона;
Б) русские войска нанесли ощутимый урон французам, поэтому Бородино было успехом Кутузова;
В) Наполеону не удалось осуществить свои планы и уничтожить русскую армию в генеральном сражении;
Г) Бородино было поражением французов, которым не смогли в полной мере воспользоваться русские;
Д) Бородинская битва закончилась безрезультатно, судьба войны решалась в последующих сражениях;
Е) Бородино стало генеральной репетицией, без которой не были бы возможны дальнейшие победы русских.
Вопросы: Какие из суждений кажутся вам наиболее верными? Можно ли ограничиться какой-либо одной из приведенных здесь оценок? Какие суждения дополняют друг друга?
Итог: выступления учеников с защитой своей точки зрения. Для того чтобы защита была аргументированной, предлагаю вернуться к планам Наполеона и Кутузова.
г) Совет в Филях. Тарутинский маневр.
Рассказ учителя с использованием репродукции картины Кившенко «Совет в Филях».
Задание: Дайте оценку заявлению, сделанному Кутузовым: «С потерей Москвы не потеряна Россия».
Работа с картой. Что такой Тарутинский маневр? Это план М.И. Кутузова. Русская армия отступила из Москвы по Рязанской дороге, свернула на Калужскую дорогу и расположилась лагерем у села Тарутино, прикрыв Калугу и Тулу. Наполеон потерял русскую армию из виду. В Тарутино русская армия численно пополнилась, улучшилось ее вооружение, была увеличена конница, сделаны продовольственные запасы.
д) Партизанское движение (самостоятельная работа по учебнику).
− работа над пониманием значение термина «партизаны»,
− самостоятельная работа по учебнику.
Задание: Прочитайте материал и оцените роль партизан в достижении победы.
4. Изгнание французов с территории России.
- Рассказ с опорой на карту и слайды.
Самостоятельное формулирование причин победы России в войне.
Задание: Закончите слова Н.Г. Чернышевского о причинах победы в войне 1812 г: «Главнейшими же причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаны…».
5. Домашнее задание: §4, нанесите на контурную карту основные события войны Творческие задания по желанию: подготовить сообщения о партизанском движении и его героях.
6. Проверка усвоения материала в форме теста:
Отступление русских войск в начале войны 1812 г. было вызвано
1. внезапностью нападения наполеоновской армии на Россию;
2. превосходством сил Наполеона;
3. неумелым руководством Александра I;
4. неподготовленностью России к войне.
Герасим Курин, Архип Семенов, Василиса Кожина были
1. партизанами; 2. поэтами; 3. гусарами; 4. крепостными крестьянами.
После этого сражения наполеоновской армии пришлось отступать из Москвы по старой смоленской дороге
1. под Красным; 2. под Смоленском;
3. под Тарутином и Малоярославцем; 4. под Волоколамском.
Главнокомандующим Первой русской армии в июне 1812 г. был
1. М.Б. Барклай-де-Толли; 2. М.И. Кутузов; 3. П.И. Багратион; 4. П.В. Чичагов.
Решение М.И. Кутузова оставить без боя Москву преследовало цели
1) сохранить армию; 2) спасти Петербург;
3) навязать Наполеону зимнюю кампанию;
4) вызвать всенародный гнев к Наполеону.
Приложение 3
Внеклассное мероприятие по теме: «Социальные корни и последствия Холокоста». 10 класс.
На доске: Катастрофа европейского еврейства (1933-1939).
Цели:
− Сосредоточить внимание учащихсяся на уникальности значения Катастрофы в контексте мировой истории.
− Развивать умения учащихсяся критически осмысливать исторические факты и явления, высказывать в отношении их собственные суждения.
− Воспитать толерантность к другим народам и нациям, патриотизм, гражданственность, уважение к правам и свободам человека и гражданина.
"Не все жертвы фашизма были евреями, но все евреи были жертвами фашизма"
Эли Визель
План
1. Социальные корни Холокоста.
2."Еврейский вопрос" в Германии и в странах Европы.
3. Уроки Холокоста: быть или забыть?
Вводное слово учителя
Сегодня у нас очередное заседание "Круглого стола". Тема, которой оно посвящено, сложна, спорна и болезненна. "Катастрофа европейского еврейства". Она долго у нас замалчивалась, но в последние годы о ней говорят все чаще. Задачи нашего заседания – начать изучение это исторического явления, попытаемся дать ему оценку, высказав свои суждения, мысли и решить еще один важный вопрос: «Уроки Холокоста: быть или забыть?»
Предлагаю начать с прослушивания музыкального произведения, исполненного еврейским музыкантом Сонцем, мастером игры на скрипке – музыкальном инструменте, особо любимом еврейским народом. Язык музыки доступен и понятен людям любой национальности. О чем поет скрипка в руках еврейского музыканта? О событиях радостных, трагических и печальных в судьбе его народа. И одним из таких трагических событий является Катастрофа европейского еврейства, в которой погибло 6 млн. чел. На западе её называют. Холокост, в Израиле – Шоа, на иврите это слово и означает «катастрофа».
Итак, вопрос: «Каковы социальные корни Холокоста?». (Группа учащихся изучала этот вопрос специально).
На доске плакат с надписью:
"Там где сжигают книги, будут жечь людей".
Генрих Гейне
Вывод: три современные науки повлияли на утверждения нацистской теории в сознание людей: антропология, биология, лингвистика. С помощью этих наук нацизм обзавелся понятийным аппаратом, позволившим им выстроить свою идеологию. В основе этой идеологии лежала мечта об обществе чистой расы. И так первый социальный корень – расизм.
Работа с документами:
1) Нюрнбергские законы (закон о защите немецкой крови и немецкой чести).
Вопрос: «Что означали эти законы для будущего евреев в Германии? Высказывание ребят. Вывод: еще один корень катастрофы – антисемитизм.
2) Документ 2: Сочинения Листинч.
В результате чего стало возможным появление подобных сочинений? Намеренная дегуманизация образа евреев подготовила почву для физического уничтожения носителей этого образа, для "окончательного решения еврейского вопроса".
Возникает вопрос: как одержимый маниакальными идеалами человек стал вождем просвещенной европейской нации? Немецкий народ дал миру великих мыслителей и гуманистов. Прославленные немецкие университеты и гимназии воспитали не одно поколение дисциплинированных, уравновешенных и законопослушных людей.
Вопрос: «Как такой народ позволил манипулировать собой?»
Учитель: Итак, Гитлер умело обратился к инстинктам толпы, к ее антисемитским настроениям. Это и позволило «фюреру» возбудить в немцах массовый психоз и осуществить в небывалых масштабах свои замыслы.
Массовый психоз
Многие немцы, участвовавшие в страшных преступлениях, в уничтожение миллионов евреев, не были профессиональными убийцами. Тогда почему одни убивали других? (Ребята высказывали свои суждения, приводя доказательства из исследований профессора Д.И. Гольдхагена).
Переходим ко второму вопросу плана.
Вывод: "Тяжело и малоприятно погружаться в эту пучину зла. Есть искушение, поморщившись, отвернуться и отключить сознание. Этому искушению нельзя поддаваться", – писал Примо Леви.
Вопрос: А как считаете вы?
4) Теперь обсудим третий вопрос.
Дома вы и ваши родные знакомились с книгой "Расскажите об этом детям вашим". Расскажите о своих впечатлениях, мыслях, которые возникли у вас.
Общий итог
По всему миру стоят музеи и мемориалы Катастрофы. Такие, как Яд-Вашем в Иерусалиме, музей Катастрофы в Варшаве, мемориал Катастрофы в Париже. Каждый год, в день начала восстания в Варшавском гетто, 29 нисана (9 апреля) весь мир отмечает День Катастрофы. Наш долг – никогда не забывать о прошлом и сделать все возможное, чтоб подобная трагедия никогда не повторилась ни с одним народом. А пока пусть звучит скрипка и волнует наши сердца...
Задача из немецкого учебника по математике для средней школы (1939 г). «Юнкерс вылетел с грузом 12 дюжин бомб, каждая весом 10 кг. Самолет держит курс на Варшаву – центр мирового еврейства. Он бомбит этот город. При вылете с полной боевой нагрузкой и бензобаком, содержащим 1500 кг горючего, самолет весит 8 тонн. При возвращении из своего крестового похода он все еще имеет 230 кг горючего. Каков собственный вес самолета?»
Вопросы: 1. Что необычного, по вашему мнению, в содержании школьной задачи по математике?
2. С чем связано ее появление в немецком учебнике 1939 г?
Задание №2. Перед вами расписание занятий в немецкой школе для девочек (1933 - 1942 гг.):
Время Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
8.00-8.45 Нем. Яз Нем. яз Нем. яз Нем. Яз Нем. яз Нем. яз
8.50-9.35 География История Пение География История Пение
9.40-10.25 Расовое учение Расовое учение Расовое учение Идеология Идеология Идеология
10.25-11.00 Свободное время, физкультура, специальные программы
11.00-12.05 Домоводство, математика (ежедневно)
12.10-12.50 Расовая гигиена, здоровье.
Словарь: идеология – это система взглядов, идей, характеризующих определенную социальную группу, класс, политическую партию.
Вопрос: «Как вы думаете, какие учебные предметы в расписании немецких школ повлияли на антисемитские взгляды и убеждения школьницы?»
Список литературы
1. Воробьева, О. В., Разумкова, Е. С. Воспитание патриотизма и нравственности на уроке истории / О. В. Воробьева, Е. С. Разумкова // Молодой ученый. – 2014. - №21.1.– С. 161-163.
2. Заир-бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. И. Заир-бек, И. В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011. – 36 с.
3. Кудрявцев, П.О. Проблемное обучение: Истоки и сущность / П. О. Кудрявцев. — М.: Знание, 2009. – 54с.
4. Микрюков, В. Патриотизм: к определению понятия / В. Микрюков // Воспитание школьников. – 2007. - №5. – С. 2-8
5. Селевко, Г. К. 40 тысяч вопросов и одно «ага». Проблемное обучение / Г. К. Селевко //Учительская газета. – 2005. - № 39. – С.17