СТАТЬЯ НА ТЕМУ:Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности семейного воспитания и народных традиций


Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности семейного воспитания и народных традиций
1. Национальная и социокультурная идентичность субъектов социально педагогического процесса
Глобализация стала важнейшим всемирным процессом конца второго и начала третьего тысячелетия. Несмотря на это, она пока не получила однозначной дефиниции. Отсутствие такой дефиниции может быть объяснено разночтением этого процесса, акцентировкой его либо положительных, либо отрицательных сторон. Оценка большинства масштабных социальных перемен зависит от позиции наблюдателя, в которой смешались его политические и идеологические убеждения, экономические взгляды, религиозные верования и культурные предпочтения. Т.е. неизбежно превалирование субъективных оценок, особенно тогда, когда перемены затрагивают столь сложную проблему, как национальная идентичность. Идентичность (лат. identicus – тождественный, одинаковый) – осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний. Понятие «идентичность» в русском языке употребляется в том значении перевода кальки, как «тождественность», «одинаковость». Однако исследователи рассматривают данное понятие как более сложное, определяющее развитие личности, ее Межкультурное взаимодействие - центральное качество личности, отражающее неразрывную связь человека с окружающим социальным миром. Э. Эриксон построил схему развития человека, выделив восемь этапов, охватывающих всю жизнь от рождения до старости. Таблица периодизации развития Эриксона вошла во все учебники по возрастной психологии. По его мнению, идентичность обусловливает способность индивида к ассимиляции личностного и социального опыта и поддержанию собственной цельности и субъектности в подверженном изменениям внешнем мире. Такая структура формируется в процессе интеграции и реинтеграции на интрапсихическом уровне результатов разрешения базисных психосоциальных кризисов, каждый из которых соответствует определенной возрастной стадии развития личности. Эриксон, определяя идентичность, описывает ее в нескольких аспектах, а именно:
• индивидуальность осознанное ощущение собственной уникальности и собственного отдельного существования;
• тождественность и целостность ощущение внутренней тождественности, непрерывности между тем, чем человек был в прошлом и чем обещает стать в будущем; ощущение того, что жизнь имеет согласованность и смысл;
• единство и синтез ощущение внутренней гармонии и единства, синтез образов себя и детских идентификаций в осмысленное целое, которое рождает ощущение гармонии;
• социальная солидарность ощущение внутренней солидарности с идеалами общества и подгруппы в нем, ощущение того, что собственная идентичность имеет смысл для уважаемых данным человеком людей (референтной группы) и что она соответствует их ожиданиям.
Таким образом, при характеристике этнического самосознания анализ происхождения этнонима, по меньшей мере, должен дополняться исследованием истоков лингвонима. Сопоставление процессов образования одного и другого позволяет отличить язык от диалекта (что представляет не только лингвистическую, но и политическую задачу, например, при осуществлении гуманитарных операций), четче выявить специфику этнической самоидентификации той или иной общности.

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ (региональный опыт)
В последнее время в России наблюдается заметный рост интереса к традиционным ценностям – духовным, семейным, поведенческим, образовательным, религиозным, что позволяет характеризовать данную ситуацию как культурное возрождение. В современном российском поликультурном социуме наступает понимание того, насколько важно сохранение и обогащение семейных традиций, и многие российские семьи стараются вернуть опыт предков в социальном воспитании подрастающего поколения. Однако политические, экономические, социокультурные трансформации, происходящие в современной России, выявляют существенные проблемы, связанные с возрождением, сохранением, развитием и обогащением семейных традиций. В этой связи необходимо обращение в первую очередь к семье.
Как важная ячейка полиэтнического общества, семья является транслятором национальной культуры, этнических, нравственно этических ценностей и норм поведения между ребенком и современным поликультурным обществом. В то же время снижение роли семьи в формировании личности будущего члена общества – факт, не вызывающий сомнений. Проблема заключается в том, что происходит падение педагогического потенциала семьи, престижа многих ценностей, которые веками считались основой семейного воспитания, увеличение числа разводов, подверженности детей отклонениям в развитии из-за неблагополучного психологического климата в семье. Воспитательная функция семьи серьезно нарушена, она задавлена проблемой выживания, поиском средств к существованию, значимость семьи пошатнулась, взаимоотношения детей и родителей (прародителей) свернуты до минимума. Социально психолого-педагогически несостоятельные семьи, имеющие малосодержательный, непоследовательный характер семейного общения, относительно низкий общий и нравственно культурный уровень, обычно малокомпетентны в вопросах социального воспитания. Многие родители сами признают факт своей недостаточной социально педагогической и психолого-педагогической компетентности, наличие проблем в общении с детьми, а также необходимость получения специализированных профессиональных знаний в данной области. В связи с этим в российских регионах различными учреждениями разрабатываются и реализовываются программы социально педагогической и психолого-педагогической подготовки родителей. Ниже охарактеризуем эти программы.
Федеральным институтом развития образования (ФИРО) подготовлена программа психолого-педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности личности в рамках социального партнерства семьи и школы. Цель программы – формирование психолого-педагогической готовности родителей к формированию гражданской идентичности личности в семье. Основное содержание программы включает в себя такие темы, как: «Этнокультурные особенности семейных отношений и воспитание детей», «Семейные традиции в организации жизнедеятельности ребенка младшего школьного возраста», «Особенности воспитания детей в многонациональной семье» и др. Их целью является знакомство родителей с особенностями многонациональной семьи, этнокультурными традициями, раскрыть значимость воспитания у детей уважения и принятия других народов России и мира, формирования у них межэтнической толерантности и готовности к равноправному сотрудничеству. Институтом развития образования г. Ханты-Мансийска разработана и реализовывается программа психолого-педагогического просвещения родителей «ЮГОРСКАЯ СЕМЬЯ – КОМПЕТЕНТНЫЕ РОДИТЕЛИ». Основной целью программы является актуализация потребности родителей в получении умений, навыков по выстраиванию детско-родительских отношений, а также специальных знаний о народных традициях социального воспитания детей. В Республике Саха (Якутия) накоплен этнокультурный образовательный опыт работы с родителями и прародителями по воспитанию и развитию детей. Формирование родительской культуры – одна из приоритетных задач при социально педагогической поддержке детей с раннего возраста. Так, в дошкольных и школьных образовательных учреждениях Мегино-Кангаласского улуса (района) в 2005–2008 гг. была реализована программа повышения компетентности членов семей в активизации якутско-русского общения в селе. С родителями и прародителями проведены обучающие семинары практикумы, социально педагогическое и психологическое консультирование, ознакомление со способами использования русской литературы, игровых приемов, фольклора при формировании грамотного общения на русском языке детей между собой и со взрослыми. На территории Шуйского муниципального района и города Шуи Ивановской области активно действует Семейный клуб «Молодая семья». Основными направлениями деятельности клуба являются социально педагогическая и психолого-педагогическая, правовая помощь молодым семьям в создании взаимопонимания и уважения в семье; организация мероприятий, способствующих возрождению русских национальных традиций. В Кировской области при активном участии кабинета воспитательной работы областного Института усовершенствования учителей действует программа «Духовно-нравственное возрождение личности на традициях народной культуры». Залогом успеха в реализации данной идеи является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях. В московском семейном центре «Рождество» апробируется программа «Введение в традицию» (получившая официальное одобрение Синодального отдела по катехизации и религиозному образованию Русской Православной Церкви), которая дает родителям представление об основах православия, «знакомит с миром добродетелей», с православными праздниками, традициями, определяющие ритм жизни семьи. Созданная в 2009 году Санкт Петербургская «Международная Академия Семьи (МАС)» (культурно просветительский проект) при 89 Международном Институте психологии и управления (г. Санкт Петербург) направлена на развитие образования и просвещения взрослых в сфере Семьи. Главными задачами Академии является укрепление общественного статуса отца и матери, повышение грамотности родителей в области семейного строительства, улучшение здоровья родителей и детей, интеграция межнационального опыта в области семейной культуры; проведение культурных, просветительских и обучающих программ, направленных на развитие социального института семьи. Деятельность «Клуба родительского просвещения» г. Воркута направлена на просвещение родителей по вопросам трудового, духовного, нравственного и этического воспитания детей. Исходными для программы «Родительский университет» (полное название ООО «Калининградский родительский университет») являются положения о том, что самые эффективные средства воспитания в семье – это личный пример родителей, их поведение, авторитет, образ жизни семьи, ее уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально нравственный климат. Важное значение в процессе социально педагогической подготовки родителей имеют различные семейные клубные объединения межнациональных семей. Например, в г. Ижевске (Республика Удмуртия) при поддержке национального музея им. Кузебая Герда создан музейный телеклуб межнациональных семей «Счастье в доме.ru». Его участники, представители многонациональных семей, делятся друг с другом и телезрителями своими знаниями и позитивными открытиями в национальных культурах своей «второй половины». В Нижегородской области на протяжении 15 лет действует межведомственная программа «Семья», объединяющая различные направления деятельности: социальная поддержка, здоровье, отдых, образование родителей, просвещение и социокультурная адаптация семей мигрантов и т. д. В целях формирования социально педагогической компетентности родителей, а также их практической подготовки к эффективному выполнению воспитательных функций в собственной семье и межсемейно-соседском окружении «Институтом социальной педагогики» РАО разработана Программа дополнительного профессионального образования и самообразования в процессе реализации пилотного социально педагогического эксперимента «Профессиональная Школа родителей». Согласно квалификационной характеристике социального педагога семейного профиля, он должен обладать нормативно правовой компетентностью, в том числе по вопросам поддержания прогрессивных семейных традиций воспитания и межкультурного общения, изучать условия жизни, индивидуально психологические и возрастные особенности детей и родителей (прародителей), их способности, семейный уклад. Оказывать психолого социально педагогическое влияние на родителей в межсемейном сообществе, обобщать и распространять положительный опыт традиций семейного воспитания; актуализировать и пропагандировать возрождение и развитие идей семейной народной педагогики, при этом учитывать и национально этнические особенности семьи. Одним из основных аспектов содержания Программы подготовки родителей стали темы: «Семейные традиции как механизм передачи поколениями законов внутрисемейной культуры воспитания, общения и деятельности поколений». В контексте Программы подготовки родителей сотрудниками Института социальной педагогики был разработан учебно-образовательный курс, посвященный повышению профессиональной компетентности родителей в использовании народных традиций социального воспитания детей и гармонизации семейных отношений. Учебно-образовательная программа и научно методическое пособие включает в себя прогрессивные этнокультурные и конфессиональные семейные традиции социального воспитания детей иноэтносов России, выявляя их общность и специфику, а также учитывая и полиэтнический состав членов семей. Учебный курс состоит из следующих разделов: принципы семейной политики и социальная преемственность традиций укрепления молодой семьи и воспитания детей; теоретико-методические проблемы использования семейных традиций в социальном воспитании детей; народные семейные традиции трудового, духовно нравственного воспитания, а также социокультурные досуговые, игровые и праздничные традиции воспитания. Цель учебно-образовательного курса заключается в социально педагогической подготовке специалистов и родителей, а также в формировании социально педагогической компетенции, к работе по возрождению, сохранению и обогащению прогрессивных народных семейных традиций, к использованию полученных знаний в социально педагогической практике воспитания детей, необходимых для родителей уже в качестве социальных педагогов. Основные задачи раздела связаны с углублением представлений о самобытных семейных традициях, обычаях и обрядах, благодаря: изучению роли традиций в вопросах воспитания ребенка; рефлексии социокультурного и социально педагогического назначения традиций воспитания в гармонизации семейных и межсемейных отношений в поликультурной среде; формирование умений сопоставлять и оценивать прогрессивные традиции социального воспитания детей; навыков корректного использования семейных традиций в воспитании детей и гармонизации семейных и межсемейных отношений в поликультурной среде. В процессе социально педагогической подготовки родители уделили внимание основным аспектам направленности государственной семейной политики и традициям социальной защиты российской семьи; досуговым, игровым, праздничным традициям; традициям формирования родительства на разных этапах взросления детей и молодежи, а также вопросам религиозного воспитания и т.д. Отрадно отметить, что многие родители заострили свое внимание на более актуальные и важные проблемы, затронутые авторами пособия – это сохранение и развитие семейных традиций, основанных на межкультурном взаимоуважении и взаимопонимании, ценности использования и обогащения во внутрисемейном и межсемейном окружении в процессе социального воспитания подрастающего поколения, а также поликультурном социуме в целом: «Наше прошлое — это фундамент стабильной жизни сейчас и залог развития в будущем. Традиции – это основа уклада семьи, семьи дружной и крепкой, у которой есть будущее. Поэтому необходимо возрождать и поддерживать семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей» (Е. А., г. Петрозаводск, Республика Карелия). «Традиции, сложенные веками, помогают нашему обществу существовать в мире. В различных жизненных ситуациях именно семейные традиции воспитания детей являются единственно верными и необходимыми с самого рождения человека. Необходимо хранить и передавать будущим поколениям накопленные знания и опыт, чтобы в дальнейшем во взрослой жизни ребенку было бы легче справиться с жизненными трудностями и взаимодействовать в обществе» (К. Д., г. Переяславль-Залесский, Ярославская область). «К сожалению, многие современные семьи разобщены, замечательные семейные традиции утеряны, а новые создаются медленно. Нужно возрождать традицию иметь семейные традиции, которые сближают, укрепляют любовь, взаимоуважение и взаимопонимание. Это то, что мы можем передать своим детям и внукам» (М. Н., г. Петрозаводск, Республика Карелия). Родители, размышляя о ценности семейных традиций различных этносов, проживающих рядом, нередко задумываются и о своей национальной культуре, языке, традициях семейного воспитания, желая идентифицировать себя с конкретным народом. В. Н. из г. Екатеринбурга, Свердловской области считает: «Стыдно признаться, но только сейчас я до конца осознала всю ценность и необходимость использования народных традиций, в первую очередь своего народа в современной семейной жизни, которые помогают в гармонизации детско-родительских отношений и духовно нравственном воспитании детей». Подобную точку зрения высказала еще одна многодетная мама троих детей: «После знакомства с традициями различных народов России, описанных в пособии, захотелось еще глубже изучить традиции своего народа Cаха, разобраться в сущности народных традиций, проанализировать причины того, почему многие из них оказались невостребованными и неизвестными для современного поколения якутян». Известно, что этнокультурные семейные традиции трудового воспитания ориентированы на формирование у ребенка нравственной позиции необходимости и важности своего труда, чувство взаимопомощи, ощущение собственного достоинства, усвоение разнообразных трудовых навыков и ролей, подготовку к будущей семейной жизни, поощрение за качественное выполнение социально одобряемых видов труда, причастности к нужному для семьи общему делу. В результате анализа существующего на селе опыта трудового воспитания многие родители уже с позиции социального педагога отмечают позитивное влияние сельской среды и общественности на гармонизацию семейных отношений и воспитание личности в сельской семье. «Очень активно старшие дошкольники приобщаются к труду взрослых членов семьи в тех селах и деревнях, где развиты народные художественные промыслы. Сельская семья, в отличие от городской, живет менее изолированно, замкнуто. В селе, даже большом, люди лучше знают друг друга, более осведомлены о жизни других, в частности о том, как воспитываются дети, как трудятся взрослые члены семьи. Это, в общем, может положительно сказаться на семейном трудовом воспитании: взрослые члены семьи стремятся быть лучше в глазах сельского общества, кроме того, повышается возможность более активного влияния на семью со стороны общественности» (Н. Л., Республика (Саха) Якутия). «Многодетная семья с 11 детьми, проживающая в деревне. В их доме всегда порядок, все при деле, малыши ухожены, никакой суеты и беготни, у каждого свои обязанности, несчастных, слоняющихся без дела детей в этой семье не увидишь» (Л., г. Екатеринбург, Свердловская область). Следует отметить, что трудовое воспитание дает позитивные результаты, однако важно, чтобы родители были авторитетом для своих детей, образцом для подражания, умели организовать и поддерживать трудовые усилия ребенка. Общим недостатком многих современных родителей, является недооценка необходимости трудового воспитания с детских лет, они не особо стремятся привить своим детям трудовые навыки, следствием чего является неприученность, неприспособленность ребенка трудиться, у них нет постоянных обязанностей в семье. Исходя из этого, у детей постепенно формируется индифферентное, негативное отношение к труду. «Повышая свою компетентность родителя я пересмотрела свои позиции, но дочка так привыкла, что многое за нее делает мама, что когда я предоставляю ей возможность делать, что-то самой, это вызывает у нее волну протеста, с которой справиться проблематично, с чем я сейчас и борюсь, а можно было просто не допустить этого» (К. А., г. Ярославль). «Как будущий социальный педагог вижу на примере семей ближнего окружения, что об этом необходимо говорить, многие родители живут по принципу: «Пусть дитятко отдыхает еще наработается, я сама все сделаю», а выросший дитятко уже не хочет работать, и родители разводят руками, в кого он такой, ведь мы же такие трудолюбивые» (Е. И.). Такого же мнения придерживается и мама из г. Астрахани «В наше время стало модно ограждать свое чадо ото всех домашних проблем, потакать прихотям и капризам. В результате дети вырастают не приспособленные к жизни – девушки не знают своих домашних обязанностей, молодые люди не умеют выполнять роль добытчиков, главы семьи. Не сказать, что они плохие, они просто к этому не приучены. За них все годы решали проблемы родители, ограждали ото всего, делали так, чтобы дети ни в чем не увидели нужды, одевали, развлекали, кормили. Создав семью, такие люди, как правило, не умеют в ней жить. В худшем случае разводятся, но бывает, что меняются ролями – сейчас нередки семьи, где жена – добытчик при муже, вечно лежащим на диване, жены тоже часто не могут наладить быт, управляться с детьми. Это, конечно, очень негативные тенденции». Определенные трансформации произошли и во взглядах современной молодежи на некоторые формы трудовых взаимоотношений. Если раньше работа за деньги в дни трудовой «помочи» считалась недопустимой, то сегодня сельские подростки, осознавая экономические трудности, имеют возможность проявлять инициативу, работать рядом с родителями или наставниками, получая зарплату с поправкой на возраст. При этом, родители отмечают, что после этого их дети становятся заметно взрослее и самостоятельнее. К сожалению, в условиях жесткой рыночной конкуренции обеспечить трудоустройством через центры занятости городских подростков непросто: «Современному подростку не устроиться на работу ни на предприятие, ни в своей школе. Комплексные программы по летнему трудоустройству в нашем городе исчезли много лет назад. Причина – «рынок», изменения в нормативно законодательных актах. В тоже время желающих работать летом подростков достаточно много» (К. Н., Республика Карелия). «Работа подростков и родителей, обеспеченная центром занятости населения. Хорошая идея, когда дети могут чему-нибудь научиться, но в тоже время, заработать немного денег, а для сельской местности это очень важно, т.к. зарплата на селе очень маленькая, в нашем селе в частности это от 3 до 5 тыс. рублей. Но у нас нет колхоза, в котором раньше подростки могли бы работать, но зато у нас есть «мэровские отряды, которые помогают администрациям сел и деревень, поддерживать чистоту и порядок на их территориях. За это они получают деньги, и благодарственные письма». «Приветствую рассмотрение вопроса летнего трудоустройства под ростков через Центры занятости населения, где школьники, достигшие 14 летнего возраста, устраиваются на работу на предприятия по договору. Данная информация не всегда известна родителям, имеющих детей под росткового возраста. Я, как родитель, поощряю данный вид деятельности среди подростков, так как считаю, что они должны уметь выполнять необходимые виды работ, а главное, ценить результаты труда (из личного опыта) и это является хорошей школой для самоопределения и профессионального становления» (Г. А., Республика Карелия). Особый интерес у родителей вызвал раздел пособия «Участие подростков и взрослых в сборе дикорастущих», некоторые даже вспомнили и о своем детском опыте: «Я сама помню, как мы в детстве собирали лист подорожника и сдавали его в аптеку, а потом бежали за мороженым, и всем было весело и интересно!» (К. Я., г. Ярославль). Рассмотренные примеры позволяют судить о готовности родителей к использованию и развитию позитивных традиций трудового воспитания подрастающего поколения в социально педагогической практике. Одним из критериев формирования социально педагогической компетентности родителей в поликультурной среде является воспитание у ребенка терпимости, доброжелательности, взаимной заинтересованности, любознательности, а также организация различных форм сотрудничества, коммуникации и взаимное приобщение к культурным ценностям и традициям иных этнокультур, религий и национальностей. Без всех этих знаний и навыков у детей воспитывается недоверие, порой и агрессия на тех, кто выглядит иначе, говорит на ином языке, чем они. При этом следует подчеркнуть, что в отличие от социально благополучно развивающихся однонациональных семей, особенность смешанных семей − интеграции различных культурных элементов и активное их использование в социальном воспитании детей. В этой связи особого внимания заслуживают следующие высказывания родителей: «Наша семья является смешанной – я по национальности – удинка, муж – русский, сын – метис, приемная дочь – украинка. Наши дети растут в социально благополучной семье, которая общается с разными людьми, разных национальностей, наши дети корректно относятся к таким людям, уважая их традиции» (Н., г. Екатеринбург). «Я живу в смешанном браке 12 лет (муж – русский, я – татарка). Мы с мужем воспитываем свою дочь, знакомя с традициями и русских, и татар, в равной степени отмечаем праздники обеих религий – православия и ислама». «На протяжении нескольких лет я общалась с верующими различных конфессий. В воскресных школах лютеранской и православной церкви моей дочери не совсем так объясняли трактовки заповедей. Моя дочь приняла православную веру в школьном возрасте, так как я хотела, чтобы это был ее осознанный шаг. Этому предшествовало ознакомление и погружение в атмосферу вероисповедания в различных конфессиях» (Республика Карелия). «Было интересно изучить религиозные аспекты православия и мусульманства (у меня мама русская, а папа татарин, соответственно были трудности в религиозном отношении)» (В. А., г. Екатеринбург). По мнению большинства родителей, мощным средством духовно нравственного становления подрастающего поколения в семьях исторически являлось религиозное воспитание. Вера в то, что Бог любит каждого человека и каждого хочет спасти, формирует у ребенка позитивный образ мышления, развивает его самосознание. Отсутствие такого воспитания в детстве, безусловно, в первую очередь сказывается на духовном воспитании человека. «Считаю, что мы мало уделяем внимания религиозному воспитанию в семье. Первую дочь мы крестили еще совсем маленькой, а в церковь не водим. До изучения традиций религиозного воспитания, почему-то мне и в голову не приходила идея обсуждения с детьми вопросов религиозного характера. Сейчас приобрели детскую Библию, исправляем ситуацию» (С. С., Курганская область). «В нашей семье все крещеные православные. Исповедуемся и принимаем причастие, к сожалению, редко. Но малышей стараемся причащать чаще, объясняя им суть происходящего. Учим достойно вести себя в храме, молиться. Поддерживаем близкие отношения с крестными родителями детей. Ну и соблюдение заповедей, конечно – прекрасный воспитательный инструмент. У нашей семьи есть духовный наставник – монах. Общаемся мы, как ни странно по интернету и телефону, так как живет он в Ростовской области. Но у нас такое чувство, что он совсем рядом. Всегда готов помочь, поддержать посоветовать, помолиться. Чудесный человек, мы очень рады, общению с ним» (многодетная мама 4 х детей, г. Екатеринбург). Для многих родителей важное значение в религиозном воспитании детей имеют традиции православной культуры, которые способствуют гармонизации внутрисемейных и детско-родительских отношений. Для некоторых из них совместное изучение и обсуждение со своими детьми духовной литературы, священных текстов Библии является проводником более близких и гармоничных взаимоотношений: Так, из Переяславля пишут: «В свое время я столкнулась с проблемой ухудшения моих взаимоотношений со старшим сыном. Я не могла найти выход и понять, как же воздействовать на моего ребенка, который настолько отдалился и просто порой не слышит меня… Происходящее очень напугало меня и хоть за какой-либо поддержкой я просто пошла в церковь. Хочется отметить, что я – верующий человек, но назвать себя религиозным не могу. К сожалению, современная жизнь оставляет мало шансов на то, чтобы посвящать себя церкви (хотя возможно, это просто отговорки). В церкви я купила сыну детскую Библию и с того самого момента, перед сном мы стали читать Ветхий Завет. Вместе с ним мы молились перед сном, и разговаривали о Боге и о нашей жизни. Думаю, еще прошло не так много времени, но мне кажется, что в наших отношениях наступила гармония, мы стали ближе друг к другу, сын стал боле спокойным и уравновешенным. Понимая, как важно вырастить в нем гармоничную личность, я стараюсь заниматься с ним физическими упражнениями, развивать его ум, память, логику, при этом, осознаю, что в первую очередь, человек должен быть богат духовно».

Рисунок
Пример организации социокультурного пространства в работе социальной и образовательной организацииВопросы для самоконтроля
Каковы особенности культурализации личности на разных этапах развития общества?
Каков алгоритм взаимодействия с конфессиями по воспитанию воспитанников организаций социального обслуживания?
Обязательная и дополнительная литература и интернет ресурсыАбельбейсов В. А. Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских сиротских учреждениях в Московском мегаполисе /В.А. Абельбейсов, Л.В. Акимова. – М.: Новые печатные технологии, 2013. – 203 с.
Белинская Е. П. Проблемы социализации: история и современность. учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая; Рос. акад. образования, Моск. психол. социал. ун т. Москва Воронеж : Изд во Московского психолого социального университета Изд во НПО "МОДЭК", 2013. 209 с.
Накохова Р.Р. Социализация личности в этнокультурной среде /Накохова Р.Р., Салпагарова М. Б.. – М.: Международные отношения, 2014. – 236 с.
Проблемы воспитания и социализации молодежи. монография сборник /науч. ред. Н. О. Яковлева. Челябинск: Цицеро, 2014. 203 с.
Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник.— М.: ТК Велби, Изд во Проспект, 2004. 336 с.
Шилова М. И. Социализация и воспитание ценностей характера детей и молодежи. монография /М.И. Шилова; М во образования и науки Рос. Федерации, Рос. акад. образования, Сиб. от ние, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Краснояр. гос. пед. ун т им. В.П. Астафьева". Красноярск: редакционно издательский отдел КГПУ, 2013. – 261 с.Программное обеспечение и Интернет ресурсы
Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30315_full.shtml Субъективное благополучие личности: этнопсихологический аспект Проблемы социальной психологии личности