Программа по трудовому обучению и воспитанию «Воспитание самостоятельности у обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе профессионально-трудового обучения на уроках швейного дела»

Программа по трудовому обучению и воспитанию
«Воспитание самостоятельности у обучающихся специальной (коррекционной) школы
VIII вида в процессе профессионально-трудового обучения на уроках швейного дела»

учитель профессионально- трудового обучения: Евпатова М.Н.

Проблема воспитания у обучающихся самостоятельности, развития познавательных интересов, воспитания личности в процессе профессионально-трудового обучения является общей дидактической и методической проблемой олигофренопедагогики. В ряде исследований подчёркивается значение правильно организованной самостоятельной учебной деятельности для коррекционно-развивающего воздействия на обучающихся с нарушением интеллекта. Однако очень мало освещается вопрос воспитания у школьников самостоятельности в процессе трудового обучения. Таким образом возникла необходимость составления программы по воспитанию самостоятельности.
, Главной практической целью данной программы является поиск эффективных путей и методов трудового обучения, способствующих развитию самостоятельности и активности обучающихся.
Задачи программы:
- формировать у обучающихся определенную систему производственных, операционных навыков по швейному делу, обеспечивающих их самостоятельность;
- способствовать умственному развитию обучающихся с нарушением интеллекта;
- включать обучающихся с нарушением интеллекта в социальную среду, приобщать к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей;
- воспитывать самостоятельность у обучающихся на основе анализа диагностических данных.
Программа разработана в соответствии с задачами обучения и воспитания специальной (коррекционной) школы VIII вида и рассчитана для обучающихся с нарушением интеллекта 5-9-х классов. Она направлена на коррекцию недостатков, препятствующих ученикам работать самостоятельно, таких как снижение мотивов деятельности, неуверенности в своих силах, слабой ориентировки в задании, неумении представить последовательный ход его выполнения, затруднений в словесном оформлении результатов работы.
Новизна программы в том, что повышение активности и самостоятельности обучающихся рассматривается как главная задача и важное средство перестройки всей учебно-воспитательной работы по предмету швейное дело. Кроме того, определены этапы в воспитании активности и самостоятельности, обучающихся с нарушением интеллекта:
вовлечение всех детей в практическую деятельность;
воспитание интереса к этой деятельности;
постоянное и постепенное усложнение заданий;
определение действующей педагогической стимуляции и мотивации школьников к активной самостоятельной деятельности.
Этапы реализации и управление программой
Этапы реализации программы
Проблемы
Решение проблем

Подготови-тельный
(2011-2012)
Недостаточное освещение данной темы в педагогической литературе по трудовому обучению
Изучение источников по данной теме


Отсутствие самостоятельности в работе обучающихся
Анализ проблемы


Создание образовательных условий школы: планирование и оперативное управление учебно – воспитательным процессом
Корректировка рабочей программы по предмету и тематического планирования


Отсутствие диагностического инструментария
Создание диагностического банка

Прогности-ческий
(2012-2013)
Нехватка дидактического и демонстрационного материала
Разработка и систематизация дидактического и демонстрационного материала


Новый подход к оцениванию результатов деятельности обучающихся
Чёткое планирование контроля, ориентация обучающихся на мотивацию успеха и самостоятельное выполнение практических заданий


Проведение уроков с использованием личностно ориентированных технологий


Отсутствие умения обучающимися работать над проектами
Создание банка уроков с использованием новых технологий и ИКТ
Разработать схему работы над проектами для обучающихся с нарушением интеллекта


Оформление результатов деятельности самими обучающимися
Обучение оформлению результатов деятельности обучающимися в форме проектов


Поиск нестандартных приёмов работы для повышения мотивации и познавательного интереса.
Апробация и внедрение нестандартных приёмов работы для повышения мотивации и познавательного интереса


Организация внеурочной деятельности школьников

Составление перспективного плана вовлечения обучающихся во внеурочную деятельность


Отсутствие электронного банка творческих работ обучающихся
Создание видеотеки творческих работ обучающихся

Аналити-ческий
(2013-2014)

Отсутствие критериев оценки программы «Воспитание самостоятельности у обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе профессионально-трудового обучения на уроках швейного дела»
Разработка критериев оценки программы


Отсутствие системы методического инструментария
Отбор и систематизация методического инструментария

Внедрен-ческий
(2014-2015)
Оформление, накопление педагогических находок
Проведение мастер-классов в ОУ, выступление на школьных семинарах, выпуск методического бюллетеня


Обмен опытом работы с другими ОУ
Проведение мастер- классов для педагогов других ОУ


Обобщение опыта работы
Публикация материалов в различных изданиях, школьном сайте

Грамотный поэтапный, коррекционно-педагогический подход позволяет изучить сформированность навыков самостоятельной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта и в дальнейшем применять дидактические приёмы и средства, способствующие формированию этих навыков в процессе уроков швейного дела.
Таким образом, в программе реализуется идея комплексного подхода к решению задачи трудового обучения, развития речи и формирования самостоятельности.
Данный опыт может быть востребован не только педагогами трудового обучения, но и педагогами общеобразовательных предметов специальных (коррекционных) школ YIII вида.
Перед современной коррекционной школой стоит задача подготовить обучающихся к трудовой деятельности, к общественно полезному производительному труду. Наблюдение на уроках швейного дела даёт основание говорить о том, что учителя уделяют недостаточно внимания необходимости воспитания у обучающихся навыков самостоятельности в работе, часто спешат к ним на помощь, не дают возможности им самим разобраться в задании и выйти из затруднительной ситуации. Часто из виду выпускается главное, именно то, что обучающимся нужно показать, как выполняется та или иная трудная операция и вместе с ним выполнить её, научить самостоятельно проделывать комплекс операций по изготовлению изделий.
Объяснение теоретического материала должно быть чётким и носить исчерпывающий характер, чтобы ученик мог спланировать свою работу и самостоятельно её выполнить. Считаю, что для решения поставленной проблемы формирования самостоятельности у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках швейного дела, необходимо создать наиболее благоприятные условия для активной сознательной, а не механической работы детей при выполнении ими практических заданий. Кроме того, обучающиеся должны обдумывать и осмысливать процесс изготовления вещи или её детали, ощущать социальную значимость своей деятельности, обучаться работать самостоятельно. Мною разработана модель создания благоприятных условий, включающая четыре направления.
Благоприятные условия
Диагностика.
Внеурочная деятельность.
Коррекционная работа на уроках швейного дела с учётом. дифференцированного подхода.
Метод проекта – итоговая самостоятельная работа обучающихся.
Для выявления уровня сформированности навыков самостоятельности у обучающихся с нарушением интеллекта применяются следующие диагностики: наблюдение, опрос, дидактические задания.
В основу оценки уровня самостоятельности положены следующие показатели:
наличие знаний по предмету;
сформированность умений пользоваться инструкционными и технологическими картами, образцами;
умение логически последовательно излагать свои мысли;
умение находить соответствие между названием шва и его графическим изображением.
Условие диагностики: полное отсутствие индивидуальной педагогической помощи после общего объяснения задания.
Для диагностики уровня самостоятельности наиболее эффективны разработанные мною дидактические задания.
Задание № 1. Обучение обучающихся умению давать словесный отчёт о проделанной работе.
Цель: определение степени знания и осознанности воспроизведения алгоритма операций выполнения стачного шва.
Инструкция: задание направлено на объяснение выполнения стачного шва по опорным словам.
Задание № 2. Самостоятельная работа обучающихся на основе предыдущих знаний.
Цель: исследование уровня воспроизведения предыдущих знаний.
Инструкция: ученицам было предложено составить план выполнения законченного задания. Даётся в виде таблиц.
Расставить последовательность выполнения стачного шва:
 
Сложить кусочки ткани лицевыми сторонами внутрь один
к другому.

 
Определить лицевую и изнаночную стороны ткани.

 
Вынуть намётку.

 
Сметать кусочки ткани стежками "вперёд иголку".

 
Отметить ширину шва 1 см.

 
Стачать машинным швом.


Задание № 3. Выполнение задания по образцу.
Цель: научить выполнять стачные швы и ориентироваться по образцам.
Инструкция: ученицам предлагается выполнить на образцах два вида стачных швов, при этом названия машинных швов и их схемы написаны на доске. Каждой ученице выданы образцы.
Результаты диагностики уровня самостоятельности обучающихся оформляются в виде таблицы.
Задания
Ф.И. обуч-ся
Характеристика умения давать словесный отчёт
Самостоятельная работа на основе предыдущих знаний
Выполнение заданий по образцу

1.





Отсутствие у обучающихся самостоятельности в выполнении задания по швейному делу возникает в силу того, что они не умеют целенаправленно использовать в работе свои знания, умения и навыки.
Цель коррекционной работы: повышение готовности обучающихся к самостоятельной организации своей умственной и физической деятельности в ситуациях, которые включают элементы нового.
Важным и необходимым условием, обеспечивающим самостоятельность обучающихся в выполнении заданий по швейному делу, является:
В своей работе опираюсь на комплексное применение технологий, методов и приёмов – в зависимости от целей и задач уроков. Чёткое планирование уроков швейного дела, правильный выбор технологий, методов и приёмов руководства позволяет ученикам сознательно выполнять все виды самостоятельных работ. Участие учителя следует направлять на то, чтобы с его помощью ученицы могли самостоятельно найти пути решения задач по выполнению технологических операций, опираясь на полученные знания.
Неотъемлемой частью воспитания у обучающихся самостоятельности в работе является контроль знаний. Использую следующие виды контроля:
тесты;
карточки.
Они содержат материал, направленный на узнавание ранее полученной информации, опознание, алгоритм выполнения операций.
Чтобы активизировать учебный процесс, создавать благоприятную эмоциональную атмосферу, способствующую развитию навыков самостоятельной работы на уроках использую следующие виды дидактических игр:
развивающие, направленные на развитие личности;
индивидуальные, помогающие обучающимся проявить себя, а учителю – диагностировать уровень знаний обучающихся;
игры-загадки, так как разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, помогает ещё раз закрепить словарь, включающий название предметов, признаков, действий.
Особенностью организации проектной деятельности на уроках швейного дела является контроль знаний и умений обучающихся, содействие их творческому развитию и формированию системы интеллектуальных общетрудовых знаний и умений, направленных на формирование самостоятельной работы обучающихся, воплощаемых в конкретных изделиях. Проектная деятельность является действующей педагогической стимуляцией школьников к активной самостоятельной деятельности, способствует формированию обучающихся адекватной самооценки, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению «Я сам», «Я сделаю», «Я умею».
Выполнение проектов совмещается с предварительным изучением обучающимися с нарушением интеллекта необходимых теоретических сведений, а также их подготовкой в области конструирования, решения творческих изобретательских задач.
Результатом обучения проектной деятельности является:
воспитание самостоятельности;
профессиональное самоопределение;
развитие разносторонних качеств личности;
физическое и психическое развитие;
интеллектуальное, этическое и эстетическое развитие;
рост творческой активности;
развитие связной устной и письменной речи.
Последним условием воспитания у обучающихся с нарушением интеллекта самостоятельности выбраны такие формы внеурочной деятельности, которые позволяют выработать взгляды на труд как основной источник радостной жизни, воспитывать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку осуществлять реальную заботу о людях.



Применение разнообразных форм внеурочной деятельности по воспитанию самостоятельности и формированию практических навыков, элементов технического мышления, позволяет не только расширить кругозор знаний и умений обучающихся, индивидуальные возможности каждого ученика, но и способствует формированию самостоятельности и социальной адаптации.
Содержание данной программы в контексте широкой коррекционно-воспитательной работы по развитию самостоятельности у обучающихся с нарушением интеллекта способствует развитию таких интеллектуальных качеств, как ориентировка в задании, планирование, самоконтроль.
Опыт работы доказывает, что путь воспитания самостоятельности у обучающихся с нарушением интеллекта является наиболее эффективным, когда формирование у детей умения давать словесный отчёт, составлять план работы, выполнять задания по образцу, рисунку и письменной инструкции проходит через несколько этапов:
сначала обучение проводится на материале, знакомом обучающимся;
затем – на частично знакомом;
только после этого – на новом материале.
Можно сделать вывод, что путь воспитания самостоятельности, обеспечивающий эффективность обучения обучающихся с нарушением интеллекта в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида, основан на поэтапном подходе.
Такой подход может быть использован учителем трудового обучения при обучении любому профилю трудовой подготовки.
Учитывая, что разработанная программа по трудовому обучению и воспитанию самостоятельности дала положительный результат, разработаны рекомендации для педагогов, занимающихся обучением детей с нарушением интеллекта:
Внимание обучающихся направлять на осознание ими цели задания – что они будут делать и для чего, знать социальную значимость выполняемой работы.
Проводить обучение по формированию самостоятельности у обучающихся по следующим этапам:
- учить умению производить анализ готового изделия, т.е. описывать его внешний вид;
- учить рассказывать о способе выполнения заданий непосредственно после его окончания (словесный отчёт о способе выполнения задания);
- развивать умение рассказывать о том, как они будут выполнять предстоящее, частично знакомое задание (план выполнения предстоящего задания);
- учить рассказывать о способе выполнения предстоящего нового задания (план выполнения предстоящего задания).
Таким образом, в результате обучения по данной программе у обучающихся с нарушением интеллекта воспитывается самостоятельность и умение работать аккуратно, с чувством надлежащей ответственности, что подтверждается критериями эффективности. Успеваемость и качество стабильны в течении трёх лет, представлены в таблице.
Год
2011-2012
2012-2013
2013-2014

класс




количество обучающихся
6
6
6

обучаются на «5»
0
0
2

обучаются на «4»
4
5
4

обучаются на «3»
2
1
0

не успевают
0
0
0

Успеваемость,качество
100%,67%
100%,83%
100%,100%



Схема 1215