Выступление на Мо учителей трудового обучения Профессиональная ориентация на уроках трудового обучения в коррекционной школе VIII вида


ГКОУ РО Донецкая школа - интернат
Профессиональная ориентация
на уроках трудового обучения
в коррекционной школе VIII вида
Выступление
на методическом объединении
учителей трудового обучения

Подготовила Кауфман В.Д.
2016-2017 учебный год
Профориентационная работа в условиях коррекционной школы – интерната VIII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет большое своеобразие в силу особенностей умственного и физического развития учащихся. У учащихся с интеллектуальным недоразвитием отсутствует ясная жизненная позиция, недостаточно сформирована способность оценки своих возможностей в выборе профессии, как правило, самооценка завышена, неадекватна. С 5 класса происходит знакомство с профессиями швейного производства, так как, по этим специальностям выпускники смогут работать в дальнейшем. Специальность швея приемлема для воспитанниц, потому что длительное время выполняется одна или несколько технологических операций, что дает возможность выработки устойчивого навыка. Отсюда качество работы, скорость, выполнение нормы и как следствие, заработок. На уроках швейного дела учащиеся овладевают навыками пошива швейных изделий, необходимых для дальнейшей жизни в социуме.
Эффективное усвоение учебного материала по швейному делу возможно лишь при решении специфических задач, вытекающих из особенностей психофизиологического развития обучающихся и определяющих коррекционную направленность трудового обучения.
Правильная организация учебной мастерской способствует эффективной подготовке учащихся к трудовой деятельности. Швейная мастерская оборудована с учётом требований технологией определённого вида труда.
Материально-техническое обеспечение: кабинет швейного дела, мастерская оснащена современным парком швейных машин, посадочными рабочими местами учащихся, оборудованием для влажно - тепловой обработки и раскройным столом.
Кадровое обеспечение: психолог, учитель швейного дела, социальный педагог, владеющие педагогическими технологиями профориентационной работы.
Нормативно - правовое обеспечение:
Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О занятости населения в РФ».
В мастерской необходимо иметь уголок по профориентации, который играет большую роль для учащихся в профориентации. Так как наглядное отражение профориентационной работы с учащимися в школе оказывает неоценимое воздействие на активизацию работы учащихся. Оформление уголка осуществлено по принципу доступности и наглядности. Материал привлекает оригинальностью оформления, актуальностью тематики. Основные функции уголка по профориентации:- уголок профориентации оказывает информационно-справочные услуги учащимся, учителям, родителям;- в уголке профориентации должны содержаться материалы о местных и других учебных заведениях (перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка, условия приёма и учёбы, распределение после окончания учёбы);- сведения о местных организациях и предприятиях;- календарь профессий (сменный материал, приуроченный к профессиональным праздникам);- советы ищущим работу;- информация из центра занятости.  Особое значение для профессионально ориентационной работы имеет приобретение трудовых навыков и умений. Именно на уроках швейного дела учащиеся не только получают знания о различных видах труда, но и в процессе своей деятельности, приобретают специальные навыки, развивают свои способности, пробуют себя в труде.Для адекватного выбора профессии детьми с нарушением интеллекта профориентационная работа должна быть грамотно индивидуально поставлена. Применяемые меры индивидуализации обучения чаще всего не основаны на всестороннем изучении возможностей ребенка, а являются вынужденными. Для осуществления индивидуального подхода большое значение имеет знание психологических особенностей различных групп учащихся, поэтому для успешного проведения работы в области профориентации составляется диагностика психо-физического развития детей, которая отражает структуру личности обучаемых детей класса.Основной формой организации профориентационной работы в процессе трудового обучения служит урок. В ходе урока в зависимости от его содержания решаются следующие профориентационные задачи: воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии, формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения; развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к труду, наблюдательности, пытливости, инициативы; формирование профессионально важных качеств с целью профессионального самоопределения в соответствии с особенностями личности.Урок с сообщением определенных сведений профориентационного характера, а так же с демонстрацией по ходу урока или практическихзанятий. Профориентационная беседа - наиболее распространенный метод. Примерный план беседы о профессии:1.Знакомство с историей развития данной профессии.2. Основное содержание труда специалистов этой профессии.3.Орудия труда и материалы, используемые специалистами этой профессии.4.Условия труда.5. Общетрудовые, общетехнические и специальные знания, умения и навыки которыми должен обладать рабочий данной профессии.6.Психофизические требования профессии к человеку.7.Экономические сведения о профессии.8.Подготовка кадров и возможности профессионального роста.Профессиональное просвещение. Важность просвещения в том, что благодаря ему, расширяются рамки свободы выбора профессии, чем больше будут знать учащиеся о различных видах производства и профессиях, об условиях труда, о том, где можно обучиться той или иной специальности, тем осознаннее будет его выбор.Дети знакомятся с рейтингом спроса рабочей силы на рынке труда города, заполняют таблицу.Данные из таблицы выносятся на обсуждение детей, например:- какая профессия пользуется большим спросом на рынке труда?- от чего зависит заработная плата?- что должен уметь делать……?- все ли желающие могут работать по данной……. профессии?Происходит оптимальный выбор профессии, рассмотривается каждое условие применимое как к выбранной профессии, так и личности учащегося. Эффективной формой профориентации учащихся являются праздники труда. Учащиеся заранее готовят выставку изделий, выполненных на уроках трудового обучения, готовят показы моделей одежды. Неделя труда показывает не только трудовые умения и навыки учащихся, но и большую их ответственность, любовь к урокам труда, помогает учащимся увидеть роль труда в жизни человека и настроить их на дальнейший выбор профессии. Одним из таких мероприятий может быть общешкольный фестиваль профессий, где учащимся предоставляется возможность защитить профессию в той или иной форме. Выбор профессии в значительной мере определяется здоровьем человека. На здоровье влияют многие факторы, в том числе — состояние окружающей природной и производственной среды, санитарно-гигиенические условия работы. Выбирающему профессию необходимо знать факторы, которые считаются неблагоприятными для организма.Насколько объективно будут выявлены и учтены особенности темперамента человека, настолько полно будет реализованы его профессиональные качества в конкретной деятельности выбранной сферы труда. Знакомятся с различными типами темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Важную роль в правильном выборе профессии играет характер человека, его свойства. В профессиональной деятельности большое значение имеют волевые качества личности. Именно они определяют умение человека сознательно направлять свою деятельность в соответствии с определенными целями, преодолевать трудности и препятствия в работе. Особую ценность представляют сведения о том, как проявляются профессиональные мастерство и творчество, в чем заключается профессиональная этика специалиста, какие моральные, волевые и другие качества ему необходимы.Важную роль в профориентации играют экскурсии на производство. В школе они проводятся регулярно для ознакомления учащихся с различными рабочими профессиями. Кроме экскурсий практикую встречи с представителями предприятий сферы обслуживания, учебных заведений, где каждый их них рассказывает о том, каких качеств, знаний, навыков требует от него профессия, отвечают на вопросы учащихся. Постоянно с детьми проводятся беседы, какая профессия больше подойдет. Учитываются особенности школьников и дифференцированный подход к профориентационной работе.Дифференциация профориентационной работы осуществляется по следующим направлениям:- по содержанию трудового обучения (наличие программ);- по способностям, интересам и практическим возможностям подростков (возможность выбора профиля специализации);- по качеству сформированных рабочих навыков, уровня усвоения технологических знаний, состояния скоростных показателей;- по полу, месту жительства, уровню трудового воспитания учащихся.Очень важна в профориентационной работе связь с родителями, которых также необходимо ориентировать на выбор профессии их детей.Игровая деятельность, как один из видов профориентационной работыОсобенностями игры являются нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на деятельность. Особенно актуальны в рамках профориентационной работы ролевые, имитационно-моделирующие и деловые игры. Эти игры направлены на принятие решений сложном социальном контексте, обеспечивают комплексный анализ естественнонаучных и технических проблем.Функции игровой деятельности:- Коммуникативная - игра помогает освоить навыки общения; - Самореализации - игра создает условия для творчества и активности; - Развлекательная - игра развлекает, доставляет удовольствие, побуждает интерес; - Диагностическая - игра создает условия для самопознания, способствует корректировке и установке на определенное поведение.Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.Целью профессиональной диагностики ставится изучение личности школьника в целях профориентации.Литература.1. Бгажнокова И.М О выборе профессии и трудоустройстве выпускников вспомогательной школы.//Дефектология [текст] - 1982. - № 3. 2. Мирский С. Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе [текст] - Москва, 1966. – 305 с.3. Патракеев В. Г. Трудовая подготовка в школах VIII вида для детей с нарушением интеллекта.//Дефектология [текст] - 1996. - № 3.