Рабочая программа по внеурочной деятельности Азбука общения



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«АЗБУКА ОБЩЕНИЯ» (социальное направление)

Мамонова Галина Николаевна,
директор МКОУ Садовской СОШ №2
Аннинского муниципального района
Проникова Инна Михайловна,
учитель начальных классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Объем: Программа «Азбука общения» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части.

1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Программа «Азбука общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.
Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.
На наших занятиях мы проводим коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развиваем у них навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.
В работе с младшими школьниками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения занятий. Данный возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.
На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.
Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей.
Смыслообразующие идеи программы:
- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
- умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
- умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;
- осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;
- умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.
Цель программы: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
формирование устойчивой положительной самооценки школьников.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.
Программа рассчитана на 33 занятия в год для первоклассников и по 34 занятия для учащихся 2-4 классов. Проводятся они в группе 12-14 человек. Периодичность проведения – 1 раз в неделю. Время занятия- 45 минут.
Принципы построения программы:
а) личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);
б) культурно - ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);
в) деятельностно - ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности).
Формы работы:
Беседы
Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации)
Рассказы педагога и детей
Чтение художественных произведений
Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера
Сочинение историй
Наблюдения
Рассматривание рисунков и фотографий моделирование и анализ заданных ситуаций, импровизации
Дискуссии
Исследования
Коллективные творческие дела;
Смотры-конкурсы, выставки
Тренинги общения
Наблюдение учащихся за событиями в селе, районе, области, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):
регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время;
познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы;
коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, презентации, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы;
личностные - при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным решениям.
Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
Формы учета оценки планируемых результатов:
Опрос
Наблюдение
Диагностика:
нравственной самооценки;
этики поведения;
отношения к жизненным ценностям;
нравственной мотивации.
Анкетирование учащихся и родителей










УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название раздела
Количество часов
Итого часов по разделу


1 класс
2 класс
3 класс
4 класс


Языки общения
5
4
5
4
18

Познай себя
4
5
4
5
18

Как мы видим друг друга
3
3
3
3
12

Уроки мудрости
4
4
4
4
16

Фантазия характеров (оценка человеческих поступков и отношений)

3
3
3
3
12

Умение владеть собой

2
4
3
4
13

Правила и законы общения

3
3
3
3
12

Мальчики и девочки
5
4
4
4
17

Я – гражданин России
4
4
5
4
17

Итого часов по классам
33
34
34
34
135


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Раздел 1
Языки общения
Ребенок частица окружающего мира. Человек и природа едины. Важно научить ребенка умению видеть взаимозависимость человека и природы, привить любовь к животному и растительному миру, тому, что его окружает.
Ребенок должен понимать, чем отличается человек от других живых существ, что общего у нас с животными, как животные общаются друг с другом и что в процессе эволюции легло в основу коммуникативных навыков человека, какую роль играют наши органы чувств (глаза, уши, нос, рот, кожа).
Важную роль в процессе общения играет умение выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Владение выразительными движениями предполагает понимание всех оттенков и нюансов выражения лица, жестов и движений другого человека. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого причина страха, отчужденности, враждебности.
Жест, выразительные движения дают дополнительную возможность усилить воздействие нашей речи на собеседника, ярче и образнее донести наши мысли и чувства.
Мимика, выражающая мысли и чувства, способна заменить нам обычную речь. Использование и постоянное развитие мимических средств позволит не только лучше понять своего собеседника, (но и привнести захватывающую живость и подлинную радость в, общение друг с другом).
Способность понять эмоциональное состояние человека и возможность передать свои эмоции всеми доступными средствами более высокая ступень человеческого общения.
Попробуйте по-новому взглянуть на своего собеседника. Будьте внимательны ко всем проявлениям его чувств и желаний. Это позволит не только общаться с людьми, но и находить настоящих друзей. При выражении собственного эмоционального состояния важно научиться использовать все доступные выразительные средства. Здесь все имеет значение: определенный наклон или поворот вашей головы, выразительная поза, характерные движения рук, ног и туловища, походка. Активно подключаются выразительные, мимические средства.
Следует помнить, что мимика, жесты, пантомимика наши первые помощники в общении. Понимание и овладение языком жестов и движений нашего тела позволят нам не только стать интересными в общении, но и познавать людей и завоевывать друзей. В этом плане важную роль играет и человеческая память, которая позволяет сохранить и своевременно воспроизвести информацию, необходимую в процессе общения ребенка с окружающим миром.
Русский ученый прошлого века Д. Кайгородов писал: «Задача начальной школы школы научить своих питомцев ведать природу Видеть природу значит уметь ее наблюдать, понимать, у нее учиться, а ученье это дает пищу не только для ума, но и для души. Именно оно много дает для души это надо помнить. Поставив себе задачей научить ученика ведать живую гармонично взаимодействующую природу, будущее школьное естествознание неминуемо должно будет подойти к вопросам, что и как существует или делается в природе, присовокупить вопросы: для чего, почему и зачем, вопросы, которые существующая школьная естественная история ставит лишь кое-где, урывками, а между тем именно эти-то вопросы и служат ключом для раскрытия закона изумительной целесообразности в природе и того Великого Разума, которым все созидается и управляется в природе и во всей вселенной.»
Школьный курс Естествознания дает детям, в основном, информационные знания об окружающем нас мире, уделяя мало внимания влиянию красоты природы на душу человека, воспитанию через природу высокого и чистого духа. Но разве можно научить ребенка бережному отношению к тому, что его окружает, без воспитания в нем любви к природе. В работе подобраны сказки, рассказы и стихи самых разных авторов. Эти люди замечательные наблюдатели, художники и философы живой природы. Дети должны знакомиться с природой через души и произведения именно таких людей, а не через сухие учебники. Через них дети поймут и почувствуют взаимосвязь и взаимозависимость всего созданного в нашем мире, увидят во всем удивительное, неповторимое чудо.
Бережное отношение к природе. Игра «Жизнь деревьев», сказка Г.Андерсена «Ромашка», сценка «В городе и в лесу», рисунок «Жизнь цветка»

Раздел 2
Познай себя
Образ себя это то, как каждый ребенок относится к себе, сумма его мыслей и чувств. Позитивные мысли и чувства создают чувство самоуважения собственного достоинства, необходимо для успешной реализации процесса общения.
Путь к себе вовсе не легок. Ребенок должен не просто узнать о наличии собственного «Я», но и научиться оценивать его. Для начала необходимо научиться увидеть себя со стороны: свой внешний облик, особенности и манеры поведения, отдельные черты характера. Это поможет заложить чувство собственной индивидуальности и личностной уникальности у каждого ребенка.              
Дети должны учиться оценивать себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность в общении, почувствовать себя легче и бодрее, научит постоянно дарить людям улыбку. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами.         
Процесс познания самого себя формирует самооценку ребенка. Важно понимать, как ты думаешь и действуешь, можешь ли оценить поступки окружающих. В дальнейшем это поможет добиваться значительных успехов в общении с другими людьми.   
Стремление к совершенству. Игра «Лучше всех», П.Элюар «Пушинка», Творческое задание «Цепочка совершенства», рисунок «Крылья Пушинки», творческое задание «День на крыльях», сценка «Стремление к полету»

Раздел 3
Как мы видим друг друга
Подлинное человеческое общение начинается с осознания собственного «Я». Постепенно это чувство дополняется серией поступков и слов, обращенных к другим людям. Ценным результатом такого взаимодействия является возможность «увидеть» рядок другого человека с присущими ему внешними данными и внутренним миром.  Лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других людей приводит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием общения с окружающими детьми.
Способность поставить себя на место партнера по общению помогает лучше понять его, выделить отдельные черты его характера и их проявление в поступках и действиях. Умение взять на себя роль своего партнера учит терпимости к чужим недостаткам, развивает чувство сопереживания. Эти качества формируются у детей младшего школьного возраста с течением времени и могут с успехом применяться ими в дальнейшей практике.
Самопожертвование. Творческое задание «Дерево жертвенности», М.Горький «Горячее се Как найти друга. Творческое задание «Разговор о дружбе», И.Радичков «Если хочешь иметь друзей», творческое задание «Лесные друзья», рисунок «Дерево дружбы», Л.Милева «Черешенка и воробей», игра «Помощь друга», сценка «Настоящая дружба» рдце», сценка «Жертвуем друг для друга», рисунок «Памятник герою».

Раздел 4
Уроки мудрости
Умение видеть и понимать окружающих ребенка взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим (дедушке и бабушке, истории их жизни, их реальным делам и поступкам), любви к родителям. Эти качества формируются во взаимодействии ребенка со взрослыми членами семьи в общих домашних делах, на отдыхе, во время праздников и т.д. Настроение взрослых членов семьи, их поступки, отношения между собой непосредственным образом сказываются на формировании коммуникативных навыков ребенка. Правила поведения и общения со взрослыми усваиваются ребенком в различных ситуациях на улице, в транспорте, в магазине и других общественных местах. Важно показать ребенку взрослый мир, его доброту, милосердие, гуманное отношение друг к другу, научит понимать хорошие и плохие поступки и самому активно вступать в контакты с окружающими людьми.
Забота о других. Игра «Учимся заботиться», Н.Абрамцева «А зайцы плавают», творческое задание «Забота о близких», Н.Абрамцева «Сказка о тумане», творческое задание «Заботливый туман», сценка «Заботливая пара»

Раздел 5
Фантазия характеров (оценка человеческих поступков и отношений)
Характер человека понятие довольно сложное. Однако дети старшего дошкольного и младшего школьного возрастов достаточно легко усваивают информацию о положительных и отрицательных чертах характера. Умение определить личностные черты своего партнера по общению помогает правильно сориентироваться в человеческом взаимодействии, определить линию своего поведения и, значит, быть приятным в общении и добиваться при этом успехов.
Создание моделей желательного поведения с опорой на определение черты характера поможет заложить у детей первые навыки ориентации в хаосе жизненных ситуаций и столкновений с разными людьми.
Целью занятий по данной теме является формирование чувства собственного «Я», осознание себя как личности со всеми присущими ей чертами. Это постепенно выливается в способность соотносить особенности своего поведения с определенными чертами характера, а также наблюдать взаимосвязь между действиями и поступками других людей и складом их характера.
Познание самого себя, умение видеть и передавать эмоциональное состояние партнеров по общению, первое проникновение в причины и суть поведения других людей через изучение наиболее, знакомых черт характера позволяют взглянуть на человека со стороны. Это ли не прямой путь к полноценному общению?Великодушный поступок. Творческое задание «Великодушный поступок», индийская сказка «Корень добра не сохнет», рисунок «Великодушное сердце», сценка «Великодушные министры»
Мир справедливости. Творческое задание «Справедливое решение», сказка «Очки судьи», игра «Очки справедливости», рисунок «Дом Справедливости», творческое задание «Волшебные очки», сценка «Справедливый судья»
Трудно ли быть добрым. Творческое задание «Добрый поступок», Н.Абрамцева «Про сову», игра «Кто добрее», сценка «Ум и доброта»

Раздел 6
Умение владеть собой
Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, сосредоточиваться на высказываниях собеседника.
Одним из компонентов указанного умения является способность к произвольному расслаблению. Сформировать ее у детей младшего школьного возраста несложно, поскольку они по своей натуре очень активны, впечатлительны и легковозбудимы.
Умение расслабляться включает в себя следующие основные компоненты:
   осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением;
снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности с помощью релаксационных упражнений и деятельности, соответствующей интересам и потребностям ребенка;
  погружение в чувство спокойствия в игровых ситуациях
Ум в жизни человека. Игра «Умная мышка», итальянская сказка «В моих краях», сценка «Помири королей», Творческое задание «Умные советы»
Упорство и талант. Игра «Самые упорные», Л. Капуана «Дырка в воде», творческое задание «Упорный труд», творческое задание «Правитель края», сценка «Талант и упорство»
Целеустремленность. Игра «Цель жизни», китайская сказка «Орел и пустыня», сценка «Орел и жители пустыни», творческое задание «Добрые цели», рисунок «Цветущая пустыня»
Смысл жизни. Игра «Цепочка ценностей», Н.Абрамцева «Чаепитие с маргаритками», рисунок «Нужная вещь», сценка «Служим людям»

Раздел 7
Правила и законы общения
Культура общения людей основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону, общаться в магазине с продавцом, знакомиться с детьми и т. д.).
Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.
Немаловажную роль в процессе коммуникации играет хорошо развитая речь средство человеческого общения. Младшие школьники чаще всего в процессе общения используют краткий ответ на вопрос. Максимальную сложность для них представляет связная речь (в частности, рассказ).
Для воспитания речи у детей наиболее приемлем путь от модельных ситуаций общения к реальным.
Основная роль в процессе работы над речью отводится игре-драматизации, поскольку именно через нее ребенок усваивает богатство родного языка, овладевает выразительными средствами, использует разнообразные интонации, отражающие характер и поступки героев, старается говорить четко, «красиво». Исполнение определенных ролей требует воспроизведения ребенком необходимого текста, заучивания определенных литературных выражений, что эффективно влияет на развитие связной речи.
Содержание раздела направлено на ознакомление детей с правилами, существующими в обществе, на выработку такой манеры поведения, без которой общение его с другими людьми будет затруднено.
Каждый ребенок должен научиться понимать или хотя бы чувствовать, что он живет среди людей и что каждый его поступок и желание отражается на людях. Поэтому всегда необходимо помнить, что существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно. Всегда нужно проверять свои поступки, думать, не причинили ли они зла окружающим.
Предлагаемые задания предусматривают моделирование поведения ребенка в различных ситуациях, овладение им способами общения с людьми, обучение добру в непосредственном общении друг с другом, развитие организаторских способностей в игре.
Законы гостеприимства. Игра «Гостеприимные хозяева», Н. Абрамцева «Сказка про старый дом», индийская сказка «Два дерева», творческое задание «Два дерева», сценка «Гостеприимный хозяин»
Раздел 8
Мальчики и девочки
Различия между мальчиками и девочками проявляются очень рано. Уже в возрасте 6 мес. мальчики лучше реагируют на новые или движущиеся предметы, а девочки на ласковое приговаривание. Еще не осознав своей принадлежности в «сильному полу», мальчик забирается в машину и крутит руль, а девочка протирает тряпочкой дверцу. Они и шалят по-разному, и играют по-разному.
В младшем школьном возрасте, по наблюдениям учителей, мальчики более разносторонни, чем девочки, оптимистичнее их, рассказывают о школе менее обстоятельно, но интереснее, неожиданнее, чаще о главном, по существу. Они откровеннее, прямодушнее, бесхитростнее. Часто хотят казаться хуже, чем они есть, а девочки, напротив, стараются произвести наилучшее впечатление. Девочки более скрытны и очень рано начинают понимать, какими хотят видеть их окружающие и чего ждут от них. Они послушнее, «правильнее», приветливее и ласковее с чужими.
Игнорировать эти особенности нельзя, как нельзя игнорировать различия в темпераменте и характере мальчиков и девочек, что сказывается на специфике их общения. Формирование нормальных взаимоотношений мальчиков и девочек одна из важнейших задач воспитания культуры общения, будущего счастья наших детей, их возможности полноценно «найти себя» в жизни и способности создать крепкую семью.
В мальчике необходимо развивать чувство долга: перед самим собой, другими, перед родителями, женщиной, будущими детьми. Очень важно с раннего возраста воспитывать в мальчике уважение к женщине.
Девочку надо учить быть отзывчивой, понимать состояние других людей и действовать в соответствии с этим. Девочка мила нежностью, но она должна быть осмотрительной, осторожной. Ей суждено стать женщиной, дарить жизнь и, оберегая себя, оберегать будущее. С первых лет девочку готовят к материнству. Ей надо поручать заботу о младших детях в семье, подчеркивая их прелесть и беззащитность, обучать уходу за ними и радости общения с ними. Это происходит естественно сначала куклы, затем младшие сестренки и братишки.
Девочку учат уважать мужчин в целом как другую половину человеческого рода и конкретно именно этого мальчика, этого взрослого за его достоинства и поступки.
В совместных играх и занятиях, в общем труде, выполняя «мужские» и «женские» роли, наблюдая друг за другом, мальчики и девочки учатся быть собой, общаться между собой. В последние годы психологи уделяют внимание проблеме полового дипсихизма. Речь идет о том, что в жизни легче адаптируются те люди, которые, безусловно, приняв основные черты личности, свойственные их полу, имеют в характере и лучшие качества, присущие противоположному полу. Мальчик может быть, безусловно, мужественным, но иметь в характере и такие традиционно женские черты, как чуткость, отзывчивость, эмоциональность, обостренное восприятие прекрасного. В еще большей степени это относится к девочке, которой должны быть свойственны как глубинная женственность, так и некоторые черты истинной мужественности: активность, стойкость в трудных ситуациях, упорство в достижении цели, решительность.
В условиях совместной деятельности младшие школьники мальчики, оказавшись в ситуации угрозы наказания (или ожидания награды), приблизительно одинаково оценивают свои усилия и собственную пользу и в пользу своих товарищей. Они не всегда адекватно оценивают свое реальное поведение, оценка эта носит случайный характер.
Девочки обнаруживают более высокий уровень социального поведения, хотя эгоистичных девочек в целом больше, чем мальчиков, но они либо намеренно скрывают это и «на публику» демонстрируют социально одобряемые формы поведения, либо не осознают своего мотива.
Исследования психологов показали, что у девочек 68 лет во всех ситуациях совместной деятельности показатели гуманных отношений ниже, чем у мальчиков, т. е. альтруистическая репутация девочек, существующая в обыденном сознании, сильно преувеличена. Девочки показывают более высокий уровень рефлексии и социальной ответственности и большую, чем мальчики, гибкость, способность словесно демонстрировать социально одобряемые формы поведения.
Следовательно, в совместной деятельности мальчики и девочки должны учиться быть собой, так сказать, «от противоположного». Говорят, что более всего делает мужчину мужественным слабая женщина, а ее женственной сильный, настоящий мужчина. Благодаря этому мальчику стыдно плакать при девочке, быть грубым рядом с девочкой и т. д. Это важное обстоятельство необходимо учитывать для полноценного развития личности как мальчика, так и девочки.
Мужество. Игра «Мужественный поступок», китайская легенда «Мост», творческое задание «Школа мужества», рисунок «Что такое мужество», сценка «Диалог»
Мир красоты. Игра «Колечко красоты», Г.Андерсен «Есть же разница», рисунок «Самое прекрасное», творческое задание «Как украсить мир», сценка «Кто прекраснее»
Взаимопонимание. Игра «Кто понимает без слов», Н.Абрамцева «Поговорили», рисунок «Разный взгляд на мир», творческое задание «Учимся пониманию», сценка «Пойми меня
Организационная и подготовительная работа. Постановка небольших спектаклей-сценок по сказкам, подготовка несложных из подручных материалов: фольги, цветной бумаги, картона, кусочков ткани костюмов, изготовление подарков, украшений и др.

Раздел 9
Я – гражданин России

Маленький ребёнок растёт и развивается в семье: у старших членов семьи он учится не только родной речи, но и основам нравственного поведения, выполнению обязанностей, а также он чувствует себя защищённым и уверенно смотрит в будущее.
Каждому из нас важно чувствовать себя необходимой частицей большой – многомиллионной, сильной, способной защитить тебя, славной и доброй семьи – родины.
Человек, глубоко и искренне любящий свою родину, способен понять и принять аналогичные чувства другого человека; так в человеке формируется терпимость. Уважение чувств другого человека является прочной основой взаимопонимания.
Подготовительная работа по проведению занятий в данном разделе имеет едва ли не большее значение, чем само занятие, так как занимает значительное время и требует определённых усилий по приобретению новых знаний, по осмыслению собранного материала, по его обработке.
В процессе подготовки ребята много общаются между собой, что позволяет им лучше узнать друг друга, по достоинству оценить сильные стороны каждого и проявить их.
Беседы, проведённые на занятиях на важные и серьёзные темы останутся в памяти и в душах воспитанников надолго и помогут им стать достойными гражданами своей Отчизны.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.


СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.
Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения является выставка творческих работ воспитанников. Выставки работ проводятся несколько раз в год по различным темам, она оказывает неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребёнка, требует большой организационной работы и позволяет детям обмениваться опытом, сравнивать свои работы с другими, наглядно видеть преимущество и ошибки, получать возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Лучшие творческие работы ребят принимают участие в выставках, конференциях, конкурсах и т.д. различного уровня.
Формы учёта знаний, умений
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
1 год обучения: беседы
2-4 год обучения: мини-проекты, творческие проекты, викторины, сочинения, выставки.
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Венецкая А.Б. Региональный компонент и формирование культуры общения у младших школьников //Начальная школа плюс до и после// № 2 - 2007.
Гин С. И. Прокопенко И. Е. «Первые дни ребёнка в школе» Москва, 2000.
Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Москва, 2008.
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
«Завуч начальной школы», №5, 2004.
Львов М.Р. Культура речи. //Начальная школа// № 1 - 2002.
Максименко Н.А. Практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации.//Спутник классного руководителя. 1 - 4 классы.// - Волгоград: Учитель, 2007.
Савова М.Р. Повышение культуры речи как фактор развития личности.
//Начальная школа// № 6 - 2008.
Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. - М: АРКТИ, 2007.
Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. «Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками» - «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007
Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 - 2007.
А.А. Лопатина, М.В. Скребцова «Ступени мудрости: 50 уроков о добрых качествах (для занятий с детьми младшего и среднего возраста)», М, 2003.
А.А. Лопатина, М.В. Скребцова «Начала мудрости: 50 уроков о добрых качествах (сказки, пословицы, игры и творческие задания)», М, 2003.
А.А. Лопатина, М.В. Скребцова «600 творческих игр для больших и маленьких», М., 2004.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1996
Рогулева Л.А. Программа курса по духовно-нравственному воспитанию «Жизнь в гармонии» для учащихся 1-4 классов \\ Сборник авторских программ по духовно-нравственному воспитанию: Выпуск 1, Пенза, 2004.
Савинова Е.Е. и др. Программа курса «Азбука Гармонии» по духовно-нравственному воспитанию учащихся 1-4 классов \\ Сборник авторских программ по духовно-нравственному воспитанию: Выпуск 1, Пенза, 2004.
Литература для детей:
М.А. Андрианов «Философия для детей в сказках и рассказах», Мн.:, 2003
А. Лопатина, М. Скребцова «Искусство видеть мир», М., 1997
А. Лопатина, М. Скребцова «Азбука мудрости», М., 1997
Интернет-ресурсы
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ И
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Технические средства обучения:
компьютер с программным обеспечением;
телевизор;
мультимедийный проектор;
магнитная доска с набором магнитов для крепления таблиц, постеров и картинок;
экспозиционный экран;
фотокамера, цифровая камера;
принтер лазерный ч/б.
Для фронтальной работы используется кабинет информатики.
Информационно-коммуникативные средства:
электронное приложение «Мастер – класс учителя начальной школы»;
презентации на CD или DVD дисках по ИЗО;
мультимедийные обучающие художественные программы, электронные учебники;
электронное приложение «Интерактивные наглядные пособия».
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на сайте Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на портале RusEdu
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] для школы на Российском образовательном портале
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на сайте «Учительский портал»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - представлены методические материалы для учителей начальных классов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронные тренажёры, взятые с личных сайтов учителей начальных классов.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Открытый класс. Сетевое образовательное сообщество. Коллекции ЦОР для начальных классов. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 515