Методическая разработка урока на тему«Условные обозначения швов сварных соединений»


Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
"Донецкий профессиональный лицей автотранспорта"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
(Сценарий открытого урока по МДК 03.01. Технология электросварочных и газосварочных работ )ПМ.03 ЭЛЕКТРОГАЗОСВАРКА
Профессия: 08.01.14 МОНТАЖНИК САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ, ВЕНТИЛЯЦИОННЫХ СИСТЕМ И ОБОРУДОВАНИЯ
ТЕМА УРОКА:"ИЗОБРАЖЕНИЕ И ЧТЕНИЕ ШВОВ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ НА ЧЕРТЕЖАХ"
Разработал:
преподаватель общетехнических
и специальных дисциплин Е.А.Свиридова
2016г.
ВведениеВ современной дидактике все большое внимание уделяется разработке и внедрению в широкую педагогическую практику активных методов обучения. В отличие от традиционных методов, при которых преобладало заучивание готовых выводов и правил, применение активных методов требует развития самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся. В результате процесс усвоения знаний, умений и навыков приобретает творческий характер, у обучающихся формируется способность самостоятельно усваивать новые знания.Целью данной методической разработки - показать методику преподавания предмета "Технология электрической и газовой сварки", направленную на оптимизацию учебного процесса и качественное усвоение изучаемого материала.
Представленный материал помогает преподавателю в подготовке к проведению теоретических занятий, в подборе дидактического раздаточного материала, а также знакомит с принципами, формами, методами и приемами организации учебного процесса.
Профессиональный цикл – ПМ. 03 Электрогазосварка
Учебная дисциплина – МДК 03.01 Технология электрической и газовой сварки
Тема: ИЗОБРАЖЕНИЕ И ЧТЕНИЕ ШВОВ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ НА ЧЕРТЕЖАХ
Цель: создать содержательные и организационные условия, способствующие формированию  общих и профессиональных компетенций.
Вид урока: урок изучения нового материала
Тип урока: усвоение новых знаний
Методы обучения: лекция с элементами беседы, игровыми моментами
Вид деятельности: активное включение обучающихся в образовательный процесс.
Цель: создать содержательные и организационные условия, способствующие формированию  общих и профессиональных компетенций.
Обучающий компонент: ознакомление обучающихся с новыми терминами, условными обозначениями, применяющимися при чтении чертежей; создание у обучающихся прочной ориентировочной основы трудовых действий при работе с технической документацией; создание положительной мотивации для дальнейшего обучения.Развивающий компонент: развитие мышления, необходимого для полноценного функционирования в современном обществе, памяти, познавательной активности; коммуникативных навыков; развитие интереса и формирование положительной мотивации к изучаемому предмету; развитие навыков сравнительного и логического мышления; формирование умения применять полученные знания в различных производственных ситуациях.
Воспитывающий компонент: формирование у студентов основ научного мировоззрения, убеждений, высоких нравственных качеств, готовности к социальному общению; воспитание уважительного отношения к учебной дисциплине; формирование самостоятельности и навыков самоконтроля.
Методы контроля: самоанализ и самооценка, рефлексия.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Межпредметные связи: черчение ,учебная и производственная практика .
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, образцы сварных соединений
Методическое обеспечение: мультимедийная презентация, методическая разработка урока, дидактический материал к нему, учебник: В.М.Рыбаков «Дуговая и газовая сварка».
Прогнозируемый результат:
по итогам урока обучающиеся должны освоить следующие  общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

. Ход урока
1.Огрганизационный момент
Построение группы, приветствие и отметка отсутствующих в журнале.
2:Мотивация
Готовясь к уроку, мне попались такие строчки:
Что значит сварщиком быть!
Нужно ль объяснять,
В чем прелесть нашей лучшей из профессий?
Чтоб все достоинства назвать,
Словарного запаса нам не хватит!
Ты - сварщик!
Значит, ты в одном лице
Поэт, художник, и философ, и мечтатель,
Ты - физик, химик, скульптор и творец
Различных швов, соединений мастер.
Своим искусством улучшаешь мир
И украшаешь прозу жизни нашей
Пусть будет труд твой нужен людям всем ! Мне вам хочется пожелать, чтобы вы гордились своей профессией и стремились овладеть ею так, чтобы вам в дальнейшем не было стыдно за свой труд.
Потом знакомлю ребят с планом урока.
Сначала мы вместе восхитимся вашей наблюдательностью в чтении чертежей.
Потом попробуем ответить на вопрос: Как изображаются и читаются обозначения швов сварных соединений?
Вытащим из тайников памяти кое-что ценное: сварные соединения.
Затем потренируем мозги - выполним ряд упражнений на усвоение материала урока, последовательно заполняя рабочий лист(Приложение 1)
(Группа делится на две половины раздаются рабочие листы, выбирается капитан команды. Каждая команда придумывает название. В ходе урока каждая команда оценивает соперника и в рабочий лист выставляет заработанное количество баллов) Для реализации цели урока мы будем использовать в своей деятельности информационно-коммуникационные технологии. При помощи ИКТ мы можем изучить условные обозначения сварных соединений для чтения чертежей ,которые являются неотъемлемой частью изготовления сварных конструкций
3.Повторение пройденного материала:
- Опрос по карточкам - заданиям по теме пройденного материала «Виды сварных соединений швов»( СЛАЙДЫ4,5,6)
Фронтальный опрос (СЛАЙД 7):
1.Что называется сварным соединением?
2.назовите сварные швы по виду соединения?
3.Какая сторона шва называется лицевой?
4.Какие виды сварных швов по расположению в пространстве вы знаете?
4.Изучение нового материала ( при изучении используется мультимедийная презентация) :
На чертежах сварные швы обозначаются независимо от способа сварки сплошной линией, если шов невидим(СЛАЙД 12 ).Поперечное сечение сварного шва изображается так, как показано на рисунке.
Обозначение шва отмечают выноской которая состоит из наклонной линии и полки. Наклонная линия имеет на конце стрелочку, заканчивающуюся на месте шва. Полочка служит для размещения условных знаков, характеризующих сварной шов(знаки распологают над полкой, если указана лицевая сторона шва, а под ней, если указана обратная сторона).
Характеристика шва состоит из следующих элементов (СЛАЙД 14 ):
- обозначение стандарта на типы и конструктивные элементы швов;
- буквенно - цифровое обозначение сварных швов, которое принято в данном стандарте;
- условное обозначение способа сварки, принятого в стандарте ( может не указываться);
- для угловых, тавровых и нахлесточных соединений - знак профиля шва и размер его катета;
- размер длины провариваемого участка (для прерывистых швов),шага и знака, которые обозначают шахматный или цепной шов;
- вспомогательные знаки
С помощью вспомогательных знаков обозначаются особые условия выполнения швов (например, выполнение шва со снятым усилением, выполнение сварки на монтаже и т.д.)
Элементы условного обозначения располагаются строго в указанной последовательности и отделяются друг от друга черточкой.
5.Закрепление нового материала: пользуясь опорными конспектами студенты отвечают над разно уровневыми карточка -заданиями по выбору(СЛАЙД 19,20,21,22,23)
6.Подведение итогов: В конце урока капитаны команд объявляют результат согласно рабочего листа и оглашается результаты урока
7.Домашнее задание: изучить опорный конспект, стр 15-16,учебник В.М.Рыбаков «Дуговая и газовая сварка».