Учебное занятие «Весенние цветы» (изготовление аппликации тюльпанов в технике квиллинг).

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Станция юных натуралистов»
Красногвардейского района Белгородской области








Учебное занятие «Весенние цветы» (изготовление аппликации тюльпанов в технике квиллинг).








подготовила
педагог дополнительного образования
Крамарева Елена Ивановна




















г. Бирюч, 2015

Название разработки: учебное занятие.
Название и форма проведения: «Весенние цветы» (изготовление тюльпанов в технике квиллинга).
Пояснительная записка.
Учебное занятие предназначено для детей среднего школьного возраста. Это занятие по разделу «Квиллинг» образовательной программы «Мастерилка».
Цель: знакомство с изготовлением тюльпанов в технике квиллинга.
Задачи:
Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Познакомить кружковцев с техникой выполнения квиллинга.
Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
Воспитывать у кружковцев качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.
Методы, рассказ, беседа, практическая работа, презентация изделий.
Практическая часть занятия проводится в форме групповой работы. Это позволит реализовать творческие потребности кружковцев, улучшит микроклимат в группе, будет способствовать укреплению положительных межличностных отношений в объединении.
Учебно-методическое и материально-техническое оборудование:
бумажные полоски шириной 5-7 мм, цветная бумага, заготовки шаблонов, простые карандаши, стержни деревянные с расщепленным концом, картон, клей, ножницы, зубочистки, баночки для клея, салфетки.
.Методические советы на подготовительный период:
- воспитанники заранее готовят сообщение об истории квиллинга;
- у воспитанников на столах заранее подготовлены: бумажные полоски шириной 5-7 мм, цветная бумага, заготовки шаблонов, простые карандаши, стержни деревянные с расщепленным концом, картон, клей, ножницы, зубочистки, баночки для клея, салфетки;
- для рефлексии занятия педагог заранее готовит ромашку и разноцветных бабочек, вырезанные из картона. Ромашка размещается на доске , бабочки разного цвета раскладываются на журнальном стол.
План занятия:
1.Организационный момент.
2.Подготовительный этап.
3.Загадки о весенних цветах.
4.Основной этап.
5. Физкультминутка.
6.Практическая работа.
7.Итоговый этап.
8.Рефлексивный этап.

Ход занятия:
1.Организационный момент.
Подготовка детей к работе на занятии (отмечаются отсутствующие, выясняется причина их отсутствия):
- создание психологического настроя на учебную деятельность;
- активизация внимания.
2.Подготовительный этап.
-Сообщение темы, цели учебного занятия. Подготовка рабочего места к занятию.
3.Загадки о весенних цветах.
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] из серии «Доскажи словечко»)
На проталинках лесных, Видим цветики весны: Беленькие, нежные Первые...(подснежники). Жёлтый, белый, голубой; На земле растут пустой. У весны есть фокусы: Распустились...(крокусы). Он спешит весне навстречу, Я везде его замечу: Жёлтенький кафтанчик Носит...(одуванчик). В палисадниках растут,                         разноцветные, Летом были бы они                          незаметными, А весною так желанны Нам нарциссы и...(тюльпаны). Под забором, у калитки, Вот, смотри и не дыши: Как горошины на нитке Беленькие...(ландыши). Над кустами гул стоит, Здесь для пчёлок стол накрыт: Ароматом целый день Манит нежная...(сирень).
4.Основной этап.
Вводная беседа.
Педагог.
История квиллинга
На английском языке это рукоделие называется «quilling» от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.
В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.
В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. В 15 веке это считалось искусством. В 19 дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.
В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению не развалится и не сломается. В общем, квиллинг это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.
Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку.
Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах.
Если же такой возможности нет, то можно полоски нарезать самим. Ширина полосок для квиллинга, обычно, 37 мм.
5.Физкультминутка «Экскурсия по лесу».
Зайка проскакал (прыжки на носочках 8-10 раз).
Посмотрим вверх на деревья. Птичка пролетела - (руки отводим назад и помахали крылышками).
Сова сидит на дереве – «ух, ух, ух» (на выдохе).
Бабочка летит (руки в стороны и помахали крылышками).
Зажмурить сильно глаза (1-2-3), затем открыть и помахать ресничками как бабочка. Повторить 2-3 раза.
Пришли на болото. Цапля идет (ходьба с высоким подниманием колен). 
Мы немного устали, отдохнем, сидя на пенечке, и подышим. Развернули грудную клетку - вдох, наклонились вперед - выдох.
Повторить3-4 раза.
6.Практическая работа.
Педагог. Сегодня я Вам покажу, как сделать цветы из бумаги в технике квиллинг. Для работы используются полоски пять миллиметров.
Для бутонов необходимо скрутить тугой рулон из целой полоски и подраспустить примeрнo на 1 сантиметр. Затем, оттянув центр к одному краю, с другого края прoдавливаeм пальцем или шилом. Таким образом, изготавливаем тринадцать-пятнадцать бутонов разных цвeтoв.
Приступаем к стеблям. Разрeзаeм полоску на две части, складываем пополам и склeиваeм, недохoдя до края примeрнo 1 сантиметр. Несклeеную часть вырeзаeм заборчиком и раскрываем.В пoлучившeeся «цвeтоложe» сажаем бутоны. Листья понадобятся трех видов - из двух, трех и чeтырeх склeeнных пoлосок. Я испoльзовала зeлeный двух цвeтoв, чтобы внутри листья пoлучились бoлee свeтлыe. Итак, складываeм пeтлю. Зажимаем снизу. Далee прoдолжаeм лeсeнкой наматывать петли. Расстояние oпрeдeляeм на глазoк. Вeрхнюю часть не пeрeжимаeм, она должна оставаться скруглeннoй.
Когда полоска закончилась: обрeзаeм излишки и пoдклeиваeм. Сжимаем получившуюся заготовку, придавая форму. Пeтeльки лучшe не сгибать, а просто легко сжать. Я согнула самую последнюю пeтлю, чтобы сверху листочки были острокoнeчныe. Тeпeрь самое сложнoe. Сильно сжимаем низ листочка. Отпускаем и капаем на это мeстo клей. Размазываем его так, чтобы он попал между полосками. Зажимаем и ждем, пока клей высoхнeт. Тут важно именно склеить полоски внутри, а не накапать клея на них сверху. Приступаем к сбoркe. Клеим первый ряд, отступив от нижнeгo края рамки.
Вторым рядом клеим оставшиеся цвeтoчки. Чтобы они были объeмныe, сгибаем стeбeль снизу, направляя цвeтoк в ту или иную сторону.
Закрываем низ цветков листьями. В oригиналe снизу должен быть мох, но я нарезала из бумаги «травку». Дeлаeтся она очень просто. Рeжeм бумагу тонeнькo по диагонали - тогда при срeзe она сама фигурнo закручивается. (Самостоятельная работа кружковцев по изготовления тюльпанов, используя технологическую карту).
7.Итоговый этап.
8 . Рефлексивный этап.
Педагог заранее готовит ромашку и разноцветных бабочек, вырезанные из картона. Ромашка размещается на доске , бабочки разного цвета раскладываются на журнальном стол.
Педагог дает краткую характеристику каждому цвету и объясняет, что цвет отражает настроение, отношение к занятию:
- красный- теплый цвет, яркий( значит занятие прошло увлекательно, радостно, очень интересно, вы были активными участниками)
- зеленый - красивый, но холодный цвет ( значит занятие прошло неинтересно, скучно, ничего интересного для себя не узнали)
В конце занятия ребенку предлагается выбрать одну бабочку, которую, как он считает, соответствует тому настроению, с которым он уходит с занятия и украсить ромашку бабочкой.
Уборка рабочих мест.

Литература.
1.Анисимова А. 100 Новых Идей: Домашняя флористика.- М. 2007 г.
2.Витвицкая М. Икебана, аранжировка, флористика.-М.:2007 г.,221 стр.
3.Гульянц Э. К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. - М: Просвещение,1991





Яђ Заголовок 115