Сообщение на тему Формирование толерантной среды в общеобразовательной школе


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №21»
Г. Энгельса

Доклад на тему:
«Формирование толерантной среды
в общеобразовательной школе»
Педагог-психолог МБОУ «СОШ №21»
Л. В. Савина
Энгельс
2016
Умей чувствовать рядом с собой человека,умей понимать его душу,видеть в его глазах сложный духовный мир– радость, горе, беду, несчастье.Думай и чувствуй,как твои поступки могут отразитьсяна душевном состоянии другого человека.В.А.Сухомлинский
Так, как же воспитать в подрастающем поколении толерантность?
Многим из нас непросто признать, что не улица и не «агрессивное» телевидение, а прежде всего мы – родители, учителя, воспитатели, навязывая детям свои социальные установки, формируем их не толерантность, в том числе и к нам самим. И здесь нет никакой «несправедливости". В этой «обратной связи», проявляется не что иное, как фундаментальный принцип саморегуляции функциональных систем и это как нельзя лучше подтверждают народные пословицы: «что посеешь, то и пожнешь», «как аукнется, так и откликнется». Наконец, нужно очень внимательно отнестись к условиям профессиональной деятельности, и быту учителя.
Дерганый, зависимый, едва сводящий концы с концами учитель может сколько угодно говорить правильные и красивые слова про толерантность, но дети будут подсознательно чувствовать фальшь от его внутренней нетерпимости. А может ли не толерантный учитель помочь стать толерантным ученику? – вопрос риторический.

За долгие годы тесного сотрудничества между психологической службой и педагогами сложился устойчивый тандем в работе и был заложен фундамент формирования толерантных отношений между участниками образовательного процесса.
В нашей школе, мы принимаем, и придерживаемся следующих принципов и методов формирования и воспитания толерантности.
Считаем за фундаментальные основы толерантности:
- Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь.
- Конфликт – это нормальный процесс, который надо решать конструктивно.
- Для демократии очень важны социальная ответственность и способность каждого человека осмысленно применять моральные нормы при принятии личных и общественных решений.
Принципы воспитания толерантной личности.
1. Принцип субъективности (опора на активность самого ребенка).
2. Принцип адекватности (требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс).
3.Принцип индивидуализации.
4.Принцип рефлексивной позиции.
5.Принцип создания толерантной среды.

Методы воспитания толерантности.
1.Метод убеждения и самоубеждения.
2.Метод внушения и самовнушения
3.Метод стимулирования и мотивации.
4.Метод требования.
5.Метод упражнения.
6.Метод коррекции поведения и самокоррекции.
7.Метод воспитывающих ситуаций.
8.Метод дилемм и рефлексия.
Черты толерантной личности:
1. Расположенность к другим.
2. Снисходительность.
3. Терпение.
4. Чувство юмора.
5. Чуткость.
6. Доверие
7. Альтруизм.
8. Терпение к различиям.
9. Умение владеть собой.
10. Доброжелательность.
11. Умение не осуждать других.
12. Гуманизм.
13. Умение слушать.
14. Любознательность.
15. Способность к сопереживанию.
Практический материал
В настоящее время в нашей школе учатся дети - представители разных национальностей. Это позволяет назвать нашу школу многонациональной (украинцы, азербайджанцы, татары, грузины, армяне, дагестанцы, белорусы, евреи и т.д.). Поэтому для нашего педагогического коллектива важно не только формирование у школьников чувства гордости за свое национальное “Я”, но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов. Так в школе традиционно проходят фестивали «Национальных культур» и «Мы разные, но мы вместе», «Путешествие по стране Толерантности», Круглые столы. Ребята на протяжении месяца изучают обычаи, песни, танцы выбранного народа, шьют костюмы, а затем выступают с музыкальным номером на Гала-концерте.
В современном мире немаловажную роль в укреплении связей между поколениями, воспитании духовно-нравственных ценностей и в проявлении гражданских инициатив является взаимодействие между молодежью и пожилыми людьми. Изучая историю страны через судьбы старших, подрастающее поколение учится гражданской ответственности, уважению к старшим и сохранению исторической преемственности поколений, что в наше время существует недостаток в общении подрастающего поколения с пожилыми людьми. Возникает необходимостью в духовно-нравственном воспитании молодежи. В уважительном отношении к пожилым людям, в стремлении быть похожими на них, оказывать им помощь. В нашей школе ежегодно проводятся следующие мероприятия «День пожилого человека», посещение на дому, «Неделя добрых дел»
Общение с природой – прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости, чуткости. Если ребёнок  глух к природе с раннего детства, если родители не научили его наблюдать за красотой утренней росы на цветах, опадающей с деревьев листвы, танцующими зимний танец снежинками; если ребёнок не научен   жалеть, любить, заботиться о братьях наших меньших, трудно будет воспитать в нём все эти качества в подростковом, а уж тем более в зрелом возрасте. Ведь зёрна отзывчивости, сострадания к ближнему закладываются в детстве. Одним из путей воспитания в детях доброты  является  воспитание у них бережного отношения к природе, в частности к животным. Проводилась акция «Кормушки»
Все чаще в классах появляются дети из неблагополучных семей, дети-сироты. И учить и воспитывать этих детей мы сможем только в условиях толерантной образовательной среды, в условиях понимания и терпения. Если каждый из нас пропитавшись духом толерантности, постарается создать на своем уроке эту сферу, относясь терпимо к детям, помогая им обрести уверенность в себе и уважение к другим, то наши дети это оценят и будут лучше, терпимее, а значит, мы предупредили много не приятных моментов.
Уже не первый год школа проводит «Неделю Толерантности», которая проходит на данный момент в нашей школе. Так же у нас создан волонтерский отряд «Добрые сердца», в который вошли учащиеся, педагоги, психологи. В этом году мы приняли участие в городском конкурсе «Волонтер года», результатов ждем!!!
Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. таких ребят (8% всех детей), причем 700 тысяч из них – инвалиды. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан. Согласно новому закону «Об образовании» дети с ОВЗ должны обучаться в массовой школе – это процесс очень болезненный, вливание таких детей в детские коллективы должно быть мягким и очень корректным.
Мы решили внимание школьников, направить на существующую проблему. Показать ребятам, что в мире существует огромное количество детей, таких же как они, только нуждающихся в помощи, поддержке, внимании и сострадании.
Наши границы расширились, и мы начали сотрудничать с благотворительным фондом «Проникая в сердце» г. Москвы.
В октябре была проведена «Неделя Неравнодушия», в рамках этой недели были проведены различные мероприятия. В том числе и благотворительная акция «От сердца к сердцу», в которой приняли участие 100 наших учеников и около 30 классных руководителей. Дети и родители сразу откликнулись на нашу просьбу. Своим творчеством ребята оказали поддержку детям, страдающим онкологией и тяжелыми формами различных заболеваний. Наши работы были направлены в институт детской онкологии и гематологии в г. Санкт-Петербург. В детские работы было вложено столько тепла, любви и заботы, были просто уникальные вещи. Фонд выслал благодарственные письма ребятам и педагогическому коллективу, за проведенную акцию.
Я хочу прочитать вам китайскую притчу.
«Ладная семья»
«Жила была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: Ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в своей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: «Сто раз ЛЮБОВЬ», «Сто раз ПРОЩЕНИЕ», «Сто раз ТЕРПЕНИЕ». Прочел владыка, почесал, как водиться, за ухом и спросил:
И все?
Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: - И мира, тоже.»
Я желаю вам «Сто раз ЛЮБВИ», «Сто раз ПРОЩЕНИЯ», «Сто раз ТЕРПЕНИЯ».

И, в заключение моего выступления, я хочу предложить вашему вниманию небольшой фильм о «Воспитании толерантной личности в нашей школе».