Сотрудничество учителя-логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми

Карабецкая Л.И.
учитель-логопед МБОУ СОШ №46 с УИОП
г. Сургут

СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ
В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

С каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. Происходит как количественный рост детей, имеющих речевое недоразвитие, так и качественный рост компонентов дефекта [1]. Все чаще встречаются дети, имеющие сочетанный дефект. Такие дети нуждаются в логопедической помощи. Большую помощь в работе учителю-логопеду могут оказать родители учеников, занимающихся на логопедическом пункте. Практика показывает, что основная масса родителей не знает, чем занимаются с детьми учителя-логопеды. Более того, некоторые родители негативно относятся к тому, что их дети зачисляются на логопедический пункт. Следовательно, задача учителя-логопеда состоит не только в том, чтобы правильно организовать коррекционно-развивающие занятия с детьми, но и донести до родителей всю необходимую информацию [2]. Так какие же формы работы можно использовать для осуществления тесного сотрудничества между учителем-логопедом и родителями для совместного преодоления речевого недоразвития детей?
Родительские собрания
Для того чтобы не возникло конфликтных ситуаций, учитель-логопед уже в начале сентября приходит на классные родительские собрания, представляется родителями и очень коротко сообщает о целях и задачах своей работы. После окончательного комплектования групп и составления расписания занятий, логопед встречается с родителями учащихся, зачисленных на логопедический пункт, где четко обрисовывает общие проблемы детей группы, не переходя на личности. Здесь же удобно раздать родителям индивидуальные карточки учащихся (Приложение 1), информация из которых необходима для дальнейшего заполнения речевых карт. Обращаю особое внимание на то, что "...Родители наравне с учителем несут ответственность за посещение своими детьми логопедических занятий..." (Сборник приказов и инструкций МП РСФСР №26.1979, стр. 28). [3]
Групповые консультации
Преимуществом данной формы работы является то, что в группе родителям проще сформулировать свои вопросы, а также можно поделиться опытом друг с другом. Здесь же будут уместны демонстрации тематических презентаций, освещающих важные темы, например: "Нормы речевого развития детей 6-7 лет", "Артикуляционная гимнастика", "Развитие мелкой моторики", "Взаимосвязь между развитием устной и письменной речи у учащихся", "Специфические (дисграфические) ошибки на письме", "Профилактика нарушений письменной речи", "Игровые приемы работы дома" и т.д. [1]
Индивидуальные консультации и беседы
Данная форма работы позволяет более подробно остановиться на проблеме конкретного ребенка, познакомить родителей с методами и формами работы по преодолению дефекта, объяснить необходимость продолжения ее в домашних условиях. При каждой встрече необходимо подчеркивать важность участия родителей в работе с логопедом, в результате чего родители с большой ответственностью и заинтересованностью подходят к совместной работе. Желательно не давать гарантий и не делать прогнозов при первых встречах, т.к. предвидеть все невозможно и лучше заранее никого не обнадеживать. Ключевая моя фраза всегда звучит так: "Сделаем все, что возможно".
Открытые занятия
При организации данной формы сотрудничества родители могут лично увидеть, как необходимо отрабатывать ту или иную тему. Особенно полезно присутствие родителей на занятиях по коррекции звукопроизношения, где родители вместе с детьми учатся выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, дыхательные упражнения и т.д. Удобнее всего проводить такие занятия по субботам, когда родители могут для этого выделить время.
Связь с родителями через школьные дневники
Сюда я вписываю расписание занятий, ставлю оценки, делаю пометки или записи для родителей и учителей. В результате и учитель, и родители в курсе того, что происходит на логопедических занятиях, каковы успехи ребенка, регулярно ли он посещает занятия.
Связь с родителями через тетради для домашних занятий
Индивидуальные тетради по коррекции звукопроизношения содержат задания, которые ребенку необходимо выполнить дома под руководством родителей (артикуляционная и пальчиковая гимнастика, игры для развития фонематического слуха, упражнения по автоматизации поставленных звуков и т.д.). Используя предложенный материал дома, они получают возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении - во время игр, прогулок, походов в магазин, на рынок и т.д., т.е. в повседневной жизни. [4]
Консультации по телефону
Очень эффективная форма работы, позволяющая родителям уточнить, что им непонятно, предупредить, если ребенок по какой либо причине не сможет прийти на занятие. Каждый пропуск занятия без уважительной причины ребенок отрабатывает вне расписания с другой группой дополнительно. Это отбивает всякое желание ребенка "прогулять" занятие.
Консультации у других специалистов (невролог, психолог, психиатр, отоларинголог, окулист, ортодонт)
Данная форма работы помогает убедить родителей в том, что в некоторых случаях для успешной работы с их ребенком необходимы не только рекомендации врачей - специалистов, но и подкрепление педагогического воздействия медикаментозным лечением.
Электронная почта
Здесь можно не только сообщать о диагностическом обследовании и давать общие рекомендации, но и пересылать домашнее задание во время актированных дней, ссылки на информационные ресурсы и статьи. Также можно оповещать родителей о дате родительского собрания, изменении расписания и прочее. Родители же могут отправить свой вопрос или пожелание, запросить консультацию.
Сайт учителя-логопеда
Данная форма работы получает в последнее время все большее распространение. Родители в любое удобное время могут на сайте познакомиться с основами логопедической работы, с методами, формами работы дома, рабочими материалами, интересными методическими пособиями и многим другим. Кроме того, сайт может содержать как собственные методические наработки учителя, так и ссылки на различные информационные ресурсы, материалы и статьи других авторов. [1]
С родителями у меня сложились хорошие отношения, в большинстве своем они откликаются на мои просьбы в зависимости от своих возможностей. Всеми своими действиями и требованиями даю понять родителям своих учеников, что без их поддержки результат логопедической работы будет минимальным.
Приложение 1
Индивидуальная карточка учащегося
(заполняется родителями)

Ваш
ребенок
Фамилия, имя, дата рождения___________________________________
Домашний адрес ______________________________________________
Телефон _____________________________________________________
Электронная почта: ____________________________________________
Раннее физическое развитие:
сел _________________________ пошёл __________________________
Раннее речевое развитие:
Первые слова ___________________ предложения _________________
Речевая среда (есть ли в семье заикающиеся, с дефектами речи, двуязычие) ______________________________________________________
Слух (нормальный, снижен) ____________________________________
Зрение (нормальное, снижено) __________________________________
Хронические, соматические, инвалидизирующие заболевания _______
____________________________________________________________
Правой рукой: пишет, рисует, вырезает, бросает мяч (подчеркнуть)
Левой рукой: пишет, рисует, вырезает, бросает мяч (подчеркнуть)
Посещал(а) детский сад (массовую или речевую группу) ____________
Занимался(лась) с логопедом (с какого возраста, продолжительность, результат) ____________________________________________________
Расписание занятий в кружках и секциях _________________________

Мать
Имя и отчество (полностью) ____________________________________
Место работы, контактный телефон ______________________________
_____________________________________________________________
Протекание беременности (нормальная, с осложнениями) ___________
Роды (нормальные, с осложнениями) _____________________________

Отец
Имя и отчество (полностью) ____________________________________
Место работы, контактный телефон ______________________________
_____________________________________________________________


"...Родители наравне с учителем несут ответственность за посещение своими детьми логопедических занятий." (Сборник приказов и инструкций МП РСФСР №26.1979, стр. 28). [2]
Подпись родителей _________________________
Дата заполнения ___________________________
Список литературы:
1. Школьный логопед [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

2. Ефименкова, Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда/ Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 239 с.

3. Ишимова, О.А. Логопедическая работа в школе: Учебное издание/ О.А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 99 с.

4. Агранович, З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР: Учебное пособие/ З.Е. Агранович. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 128 с.