Интегрированный урок учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционной школе VIII вида (3 класс)


Т.С. Сухова, И.Э. Трофимова
МБОУ ООШ №19,
г. Тобольск
Интегрированный урок музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной школе VIII-го вида по теме « В зимнем лесу». 3-й класс
Цель: развитие артикуляционной моторики, исполнение песен и музыкально-ритмических упражнений.
Задачи:
Повторить разученные песни и логоритмические упражнения о зиме, выполнять под музыкальное сопровождение артикуляционную гимнастику;
Развивать память, воображение, мелкую моторику пальцев рук, творческие способности при работе под музыку.
Ход урока
I. Музыкально-ритмическое приветствие «Колокольчик!” В начале нашего урока мы поприветствуем присутствующих гостей, а также весь окружающий нас мир.
“Вальс снежных хлопьев” из балета “Щелкунчик” П.Чайковского – слушание.
Ребята, какое сейчас время года? (Зима). Послушайте новое для вас музыкальное произведение, которое написал великий русский композитор П.И.Чайковский.
Я не скажу вам сразу название этого произведения и лишь скажу, что в нём изображается зимняя картина. И очень хочу, чтобы вы прослушав музыку, сами сказали, на что она похожа.
– Как вы можете охарактеризовать звучащую музыку? (Лёгкая, воздушная, изящная, кружащаяся, волшебная...)
– А что мы можем представить себе, когда слушаем эту музыку и знаем, что она о зиме? (Снежинки летают, танцуют...)
Это произведение называется “Вальс снежных хлопьев” и звучит он в балете П.И.Чайковского “Щелкунчик”.(II. Артикуляционная гимнастика с загадками
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами попали в зимнюю сказку. Вы будете сегодня не только петь, двигаться под музыку, но и играть на детских музыкальных инструментах. Но для начала выполним гимнастику для рта и языка. Для этого к нам прилетели чудесные снежинки, на каждой из них спрятано задание. Но чтобы его выполнить нужно, отгадать загадку. (Ученики подходят и поочерёдно снимают снежинки.– это задания, написанные на снежинках).
Разбойник он серый,Нет ему веры,Всё клыками щёлк.Кто это? (Волк) (качели)
Хитрая плутовка,Рыжая головка,Хвост пушистый – краса,Кто же это? (Лиса)  (вкусное варенье)
На ветке не птичка,Зверёк-невеличка,Мех тёплый, как грелка.Кто это? (Белка) (иголочка)
Косолапые ноги,Зиму спит в берлоге,Догадайся, ответь,Это кто? (Медведь) (часики)
III. Язычок размяли, теперь давайте перейдем к упражнением для рук. Пальчиковое упражнение “Перчатки” - исполнение. + видео
В ноябре, в декабре –Будет холод на дворе. –И тогда мы все ребятки –Будем надевать перчатки. –Будем так их надевать, –А потом вот так снимать. – Сжимают и разжимают пальцы рук.Потирают руки, поёживаясь.Потряхивают кистями рук.Имитируют надевание перчаток.Надевают на каждый палец.Снимают с каждого пальца.
IV. Ребята давайте на минутку представим, что мы пришли на прогулку в зимний лес! Музыкально-ритмическое упражнение “Прогулка”- исполнение.
Мы пришли в зимний лес. – Шагают на месте 
Сколько здесь вокруг чудес! – Разводят руки в стороны.
Слева – берёзка в шубке стоит, – Отводят руку влево
Справа – ёлка на нас глядит– Отводят руку вправо.
Пролетели снегири –– Машут руками.
Как красивы они!
Вот и зайка проскакал –– Скачут на месте 
От лисы он убежал.
А это серый волк рыщет –– Изображают злого волка
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас, – Закрывают лицо руками и 
Не найдёт тогда он нас. – приседают на корточки.
Лишь медведь в берлоге спит.
Так всю зиму и проспит!
Теперь мы полностью размялись и готовы исполнить песню «Почему медведь зимой спит?». И не просто спеть, а почувствовать себя настоящими музыкантами и подыграть на музыкальных инструментах.
V. Рефлексия.
Наш урок завершается, обратимся к карточкам настроения.
VI. Итог урока.
Вот и закончился наш необычный, немножко сказочный урок. На этом уроке мы пели, играли на музыкальных инструментах, выполняли гимнастику и движения под музыку, танцевали.
Мы уверены, что у нас с вами будет ещё много интересных, увлекательных и удивительных уроков! До встречи!
Список использованной литературы:
Чтение: учеб.для 3 кл. спец. (коррекионных) образоват. Учреждений Ч77 VIII вида/ [авт.-сост. В.В. Воронкова, И.Е. Пушкова]. – М.: Гуманитар. Изд.центр Владос, 2005. – 127 с.: ил.
Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 2-е изд. – М., 2005. – 367 с.
Федонюк В. Детский голос. Изд. Союз художников. С-П, 2003 г.