Организация работы над словами с непроверяемыми написаниями в начальной школе


Организация работы над словами снепроверяемыми написаниями
в начальной школе
Автор работы:
Тайгина Светлана Николаевна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 72
г. Ульяновска
Структура педагогического проекта
Вид проекта
Цель проекта
Задачи проекта
Участники проекта
Образовательная область
Актуальность темы
Предполагаемые результаты
Теоретическое обоснование проекта
Методика обследования
Входная диагностика
Направления работы, этапы, планирование
Описание работы
Отчёт по проекту (за счёт чего достигнуты положительные или отрицательные результаты)
Результат
Вид проекта: учебный
Цель проекта: способствовать усвоению слов с непроверяемым написанием посредствами различных видов деятельности.
Задачи проекта:
-раскрыть теоретические основы организации работы над словами с непроверяемыми написаниями;
- показать методику работы со словами с непроверяемыми написаниями;
- выделить и применить наиболее интересные приемы при работе снепроверяемыми написаниями у учителей новаторов;
- подвести итоги своей работы и проанализировать результаты.
Участники проекта: учащиеся начальных классов, учитель начальных классов
Образовательная область: русский язык
Актуальность темы
Всем учителям начальной школы знакома проблема обучения грамотному письму. Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с непроверяемой безударной гласной.
Непроверяемыми являются такие орфограммы, выбор которых определяется традицией письма. Слов с непроверяемыми в корне много. Усвоить их все очень сложно. И поэтому учащиеся, окончившие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Причина такого положения заключается в неразработанности методики обучения непроверяемым написаниям, нет последовательной системы при употреблении дидактического материала, на котором следует проводить работу над написанием данного типа, нет научно обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям. Без усвоения употребительных слов с непроверяемыми написаниями учащиеся не могут в полной мере овладеть речью, ее письменной формой.
Данной проблемой занимались: Т. Попова «Слово о словарном слове». Суть метода заключается в том, что трудная орфограмма связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая написать орфограмму.
Г. В. Раицкая в своей работе «Работа над словарными словами» предлагает завести «тетрадь секретов», в специальном разделе которой записываются слова с непроверяемой безударной гласной.
П. С. Тоцкий в работе «Орфография без правил» рассказывает о системе рассчитанной на формирование орфографического навыка на основе многократного проговаривания.
Анализ работ показывает, что данная тема является актуальной и в настоящее время.
Предполагаемые результаты
Теоретическое обоснование особенностей процесса формирования орфографического навыка у младшего школьника.
Характеристика этапов усвоения слов с непроверяемыми написаниями.
Определение видов и форм работы над усвоением слов с непроверяемыми написаниями.
Теоретическое обоснование проекта
Особенности процесса формирования орфографического навыка у младшего школьника.
Современная жизнь такова, что без постоянного обмена информацией, без использования новейших систем в коммуникации прогресс общества становится невозможным. В этих условиях возрастают требования к уровню владения всеми членами общества, как устной так и письменной речью.
Известно, что общение в письменной форме может быть затруднено, если не соблюдать орфографической норме. По определению А.В. Щербы «писать грамотно требует социальная порядочность». Грамотность учащихся вызывает тревогу у учителей, родителей, общественности. Учителя и методисты ищут причины сложившийся ситуации, чтобы устранять их. Данной проблемой занимается наука орфография.
Орфография – это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны орфография обращена к широким кругам пишущих и читающих, этим определяется её социальный аспект. С другой стороны, практическая направленность орфографии не делает её теорию менее сложной, поскольку истинная орфографическая грамотность возникает лишь как результат изучения всех других разделов науки о языке. По этой причине наибольшее затруднения встречаются у учащихся на первом этапе формирования орфографического навыка, т.е. в начальной школе. Задача учителя начальных классов: помочь преодолеть ребенку эти трудности и заложить в нем предпосылки для успешного овладения грамотной письменной речью.
Говоря об обучении орфографии, всегда имеют в виду формирование орфографических навыков. Навыки – автоматизированные компоненты деятельности, которые входят в ту или иную целенаправленную активность человека как средство достижения этой деятельности. Когда человек пишет письмо или книгу, он думает над содержанием того, о чем пишет, а не над орфографией каждого слова. Как говорят психологи, актуально осознается то, что «находится в светлой точке сознания» (А.А.Леонтьев), т.е. является целью деятельности. Далее А.А. Леонтьев пишет: «Понятие навыка в сущности двойственно: навык может рождаться «снизу» как результат подстройки или имитации или «сверху» как результат автоматизации и редукции умения».
Однако нельзя забывать о возможности становления навыка на чувственной, интуитивной основе. В одних и тех же условиях: в одном классе, у одного учителя, при примерном одинаковом уровне развития – дети достигают разных результатов. Разве можно отрицать так называемую природную грамотность некоторых учеников? Им достаточно однажды увидеть слово написанным или один раз почувствовать его в движениях руки (прописать), чтобы никогда не допустить ошибок в этом слове. Два пути овладения навыками правописания давно описаны в литературе. Еще в прошлом столетии начались горячие споры между сторонниками грамматического и антиграммматического направления в методике обучения правописании. Одним из безусловных достижений педагогической науки является безоговорочное признание положения, согласно которому наилучшие условия для обучения складывается как полностью осознаваемое. Особая заслуга в обосновании этого положения принадлежит психологам Л.И. Божович, Д.Н. Богоявленскому, С.Ф. Жуйкову и др., а также известным ученым – методистам А.М. Пешковскому, А.Н. Гвоздеву, Н.С. Рождественскому и др.
Под сознательным письмом понимается письмо на основе орфографических правил, в которых обобщены фонетические, лексические и другие особенности слов. Было доказано, что успешное обучение правописанию зависит от того, насколько своевременно, глубоко и правильно осознает учащийся особенности слова как языковой единицы. Орфография – это система правил о единообразном написании слов, призванная научить правильному, грамотному письму с соблюдением его норм. В наши дни, когда стремительно развивается наука и техника, когда возрастает поток информации, соблюдение нормативности речи, как важного средства общения, имеет особое значение. В этой связи правописание не только обеспечивает грамотность как необходимый признак речи, но и выполняет практическую задачу – развивает речевое сознание учащихся, является средством письменного общения.
Известно, что без опоры на речь нельзя вести работу по обучению орфографии, так как учащиеся от слушания переходят к говорению, от говорения – к чтению и от чтения – к письму. Известный психолог
Д.Н. Богоявленский писал, что «…работа над орфографией, как бы тщательно она ни проводилась, только тогда сможет привести к положительным результатам, когда она является составной частью работы над речью. Повышая культуру речи детей, мы способствуем поднятию их орфографической грамотности».
Орфографическая грамотность учащихся в школе достигается различными методическими приемами, зависящими от особенностей орфографии русского языка и учета различных типов памяти учащихся.
Методика обследования
Цель: диагностика сформированности грамотного письма правописания непроверяемых безударных гласных в словах. Вид: текущий, итоговый. Критерии:
Высокий уровень: - знает все буквы алфавита, знает правописание непроверяемых безударных гласных, правильно переносит слова, правильно обозначает ударение. Выше-среднего: - знает все буквы алфавита, знает правописание непроверяемых безударных гласных, правильно обозначает ударение, допускает ошибки в переносе слов. Средний: - знает все буквы алфавита, допускает ошибки в правописании безударных гласных в слове 1-2 ошибки, правильно обозначает ударение, допускает ошибки при переносе слов. Низкий: - знает все буквы алфавита, допускает ошибки на правописание непроверяемых гласных, допускает ошибки при переносе слов, неправильно обозначает ударение. Средства диагностики: словарный диктант.
Входная диагностика
В 2011 – 2012 учебном году в 1-ый класс пришли 25 детей с разноуровневой подготовкой:
читающих – 8 человек;
знающих все буквы – 10 человека;
знающих от 5 -10 букв - 5 человек;
незнающих ни одной буквы - 2 человека.
11. Направления работы, этапы, планирование
Этапы усвоения слов с непроверяемыми написаниями.
Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов непроверяемыми правилами. Слова с такой орфограммой называются словарными словами. Работу по усвоению таких слов лучше строить в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.
Первым этапом в этой работе является введение нового слова. На этом этапе предлагается проведение многоплановой работы.
1.Предъявление слова.
Часто на таких уроках используются следующие способы:
а) чтение загадки учителем и отгадывание её учащимися
С людьми дружит,
Дом сторожит (собака).
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз).
Жидко, а не вода,
Бело, а не снег. (Молоко).
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц).
Кто в сарае стоит,
Жвачку жует,
Молоко даёт. (Корова).
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом поведет,
Там заметку кладет. (Карандаш)
Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (Огурец).
Сто одежек-
И все без застежек. (Капуста).
б) прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идет речь;
в) рассматривание предметов картинки (из набора «Картинный словарь»);
г) описание признаков предмета или предъявление слова – синонима.
Дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем учащиеся начинают работать над так называемым «слуховым» образом слова.
Работа над «слуховым» образом слова.
В школьной практике распространен такой способ подачи «словарного» слова. Сначала учащиеся отгадывают загадку (или рассматривают картинку). Затем учитель поясняет:
«Сегодня мы познакомимся с новым словом. Посмотрите, как оно пишется, запомните его написание. Теперь давайте разберем это слово».
Проводится звуковой анализ, выделяется безударный гласный и т.д.
Такой порядок работы неудачен, так как ученики пассивно знакомятся с новым словом, что снижает эффективность его восприятия. Лучше поступить так.
Ученики проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпически, без выделения слогов, определяют «трудное» место.
Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача. Если в период обучения грамоте ученики хорошо научились определять признаки орфограмм (слабую позицию для гласных и согласных: для первых – положение без ударения, для вторых – положение в конце слова и перед другими согласными), то после орфоэпического произнесения дети назвать в этом слове «трудное» место сразу смогут. Уже не раз практикой доказано, лучше запоминается детьми то, что, как им кажется, они нашли сами. Если дети умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.
Запись слова с «окошком».
После того как дети определяют ударный и безударный слоги, они записывают «словарное» слово в тетрадь. Очень важно, чтобы дети, записывая слово, сами показали «трудное» место пропуском буквы – так называемым «окном». Ученики записывают слово, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя ударение. Вместо пропущенной буквы дети ставят «сигнал опасности» - например, точку: б * реза.
Специфическая форма записи слова с пропуском «трудного» места – это способ, предлагаемый детям для фиксации, поставленной орфографической задачи. Важно, чтобы учащиеся при работе со словами с непроверяемыми написаниями учились, прежде всего, обнаружить орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость. Такая же форма записи используется и при изучении орфограмм, подчиняющихся правилам: «Обнаружив «трудное» место, не пиши наугад, а оставь «окно» там, где надо решить орфографическую задачу, и лишь затем приступай к её решению».
Иногда учитель предъявляет детям карточку, на которой слово записано с пропущенной буквой. Этот приём не равноценен приему записи слова с «окном» самим учеником, так как школьник имеет дело с уж поставленной орфографической задачей. Важнее, чтобы он ставил её сам. После того как ученики записали слово с «окном», они пытаются подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда это не удается сделать, дети обращаются к авторитетному источнику. Согласно традиционной методике, учитель сам показывает написание нового слова: записывает на доске, предъявляет его с выделенной орфограммой на карточке либо просит посмотреть в учебнике на соответствующей странице.
А можно немного усовершенствовать этот момент.
Работа над зрительным образом слова.
Запись слова.
Ученики могут получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарику или к словарю учебника. Это будет способствовать, во-первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых, формировать умения не только ставить, но и решать самостоятельно орфографическую задачу. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать элементы этимологического анализа (если он помогает объяснить написание слова).
Приведу фрагмент урока, на котором проводится работа над словом БЕРЕЗА:
УЧИТЕЛЬ:
- Ребята, отгадайте загадку:
В белом сарафане встала на поляне. (Береза)
- По каким признакам вы определили отгадку?
- Проговорите слово береза орфоэпически.
- Определите ударный слог.
- Определите безударные слоги.
- Запишите слово в тетрадь, пропустив орфограмму («трудное» место).
- Прежде чем вы вставите в «окошко» нужную букву, послушайте, что пишет о березе Л.Успенский в своей книге «Почему не иначе?»:
«Береза. Это дерево мы считаем нашим, русским деревом, но имя его знакомо большинству родственных народов. Оно восходит к … корню «bhe» (бе), уходящему в глубокую древность, означавшему «блеск», «белизну». Ведь и её кора – «береста» - носит название, связанное с тем же корнем».
-Итак, слово БЕРЕЗА образовано от того же корня, что и слово белый, и дерево названо так по белому цвету коры.
- Какую же букву, как подсказывает эта история, нужно написать в первом слоге?
- Проверьте правильность ответа по словарю.
- Проговорим, как будем писать это слово. Вставим в «окошко» нужную букву. Затем слово еще раз прочитывается орфографически, закрывается и под орфографическую самодиктовку каждым учеником записывается, после чего запись сверяется с образцом.
Обращение к истории слова может помочь детям в изучении отдельных слов. Вот примеры этимологических справок, взятых из разных словарей.
БОГАТСТВО (богатый). Связано со словом бог. Некогда его значение было: «наделенный свыше всякими благами счастливец» (сравните с украинским НЕБОГА – «бедняк», «нищий»).
ВОКЗАЛ. Лет 300 назад в Лондоне (Англия) некая предприимчивая дама по имени Джейн Во превратила свою усадьбу в место общественных гуляний, и, построив там павильон, назвала его «Вокс – Холл», т.е. «Зал госпожи Во». Скоро так стали называть и другие увеселительные заведения с садами; слово стало именем нарицательным. Наконец, превратившись в вокзал, это слово у нас в русском языке стало просто названием станционного здания для пассажиров на любом виде транспорта: автовокзал.
СОЛДАТ. Это связано с итальянским «сольдо». Сольдо – это название монеты и «жалование». Человек, получающий «сольдо», т.е. жалование, назывался «сольдато».
ЧЕТВЕРГ. В старину четверг носил название четверток, т.е. «день, четвертый по порядку», четверть недели. Проверочное слово» четверть, четверо.
Как пишет М.Р. Львов, «иногда написание, считающееся традиционным и непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка».
Таким образом, на этапе введения нового слова работа над непроверяемым написанием включает в себя: устное предъявление слова, постановку орфографической задачи, которая фиксируется пропуском соответствующей буквы, выбор способа решения и соответственно решение орфографической задачи, в том числе, если это целесообразно, с использованием этимологического анализа. Завершающий шаг – запись слова, организованная так, чтобы обеспечить запоминание его орфографического облика.
При работе над так называемыми словарными словами определенную трудность для школьников представляет прочное запоминание орфографического облика слова. Известно, что запоминание облегчается вовлечением в процесс восприятия различных анализаторов. Следовательно, и упражнения должны опираться на различные виды памяти.
Хорошему усвоению правильного написания слова способствует использование мнемонических приемов.
К мнемотехнике можно отнести такие стихи, рассказы, рисунки, ребусы, кроссворды, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Эти приемы особенно полезны в тех случаях, когда не может помочь этимологическая справка.
12. Описание работы
Виды и формы работы над усвоением слов с непроверяемыми написаниями.
1. Обучение написанию слов с непроверяемыми написаниями
У каждого учителя складывается своя определенная система по усвоению правописания система по усвоению правописания словарных слов. Приведу примеры различных видов и форм работ над усвоением правописания слов, непроверяемых правилами.
1. РЕБУСЫ И КРОССВОРДЫ.
Кроссворды и ребусы в данном случае не только забавный материал, но и способ еще раз подчеркнуть трудную орфограмму и закрепить её написание в памяти.
1)
О О О
Хочешь бегать далеко,
Хочешь прыгать высоко,
Пей почаще …(молоко)
2)
А У Две гласные «А» и «У» одни
Угадайте – кА, друзья,
Очень много хруста
Издает …(капуста)
3)
О РО О РО О РО О РО Прошу вас все назвать слова,
Где –оро- надо написать! (хорош, мороз, город, горох)
4)
О РО О РО О РО О РО (Корова, сорока, ворона, воробей)
5)
О О О О О О О О О О О О О О потом
топор
горох
погода
солома
дорога
соловей
6)
Е Е Е Е Е Е Е Е Е Е Е Е ветер
север
весело
мебель
деревня
медведь

7) Кроссворд «Кто достанет арбуз»
А А А А А - Отгадайте загадки:
На окне стеклянный пруд,
А рыбачить – не дают. (Аквариум)
Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И пытается бензином. (Автобус)
Это старый наш знакомый,
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками в болото. (Аист)
Полосатое ядро,
Кумачовое нутро.
Хвостик как у хрюшки
В виде завитушки. (Арбуз)
Вызванные к доске дети заполняют буквами клетки. Одна средняя ступенька осталась незаполненной. Дети сами подбирают из «Орфографического словаря» слово из 6 букв (азбука, абажур, авария и т.д.).
Условие было такое: «Чей ряд подберет больше слов, тому и достанется «арбуз».
2. Рисунки – схемы.
С большим интересом дети относятся к рисункам, схемам, например:
РА К Е Т А
(ракета в виде буквы А)
О РЕ Х
(орех круглой формы)
3.Стихотворения и загадки.
а) Петуха назвали «Петя» -
Петь он любит на рассвете.
А медведь, наоборот,
Петь не любит, любит мед.
Лиса – лисица, посмотри,
Очень любит букву …(и).
Чтоб не обиделась корова
И не прокисло молоко,
Мы оба этих дружных слова,
Напишем в корне с буквой О.
б) С людьми дружит,
Дом сторожит (собака).
Без рук, без ног,
А рисовать умеет (мороз).
Жидко, а не вода,
Бело, а не снег (молоко).
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка (месяц).
Мал, не велик,
Чирик – чирик (воробей)
Кто в сарае стоит,
Жвачку жует, молоко дает (корова).
Черный Ивашка, деревянная рубашка.
Где носом поведет,
Там заметку кладет (карандаш).
Без окон, без дверей,
Полна горница людей (огурец).
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет (сорока).
Сто одежек –
И все без застежек (капуста).
Железный нос в землю врос,
Копает, землю разрыхляет (лопата).
Десять мальчиков живут
В зеленом чуланчике (горох).
Шагае6шь – впереди лежит.
Оглянешься – домой бежит (дорога).
Орехи в земле,
Листья на земле (картофель).
Деревянная дорога,
Вверх идет она отлого,
Что ни шаг, то овраг (лестница).
Где это бывает:
Человек стоит,
Лестница шагает? (метро)
Голова железная,
А сам деревянный (молоток).
Никто не пугает,
А вся дрожит (осина).
Чудо – птица – алый хвост –
Полетела в стаю звезд (ракета).
в) Очень хорошо воспринимается учениками загадки в форме шарад.
Мой первый слог – крик птицы.
Два других – на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда (картина).
Прибавьте О к единице длины,
И вмиг оно преобразится.
А как? Подумать вы должны:
Скажу лишь: под землей помчится (метро).
г) «Подскажи словечко»
Рано утром всех на луг
Собирает нас пастух.
А к вечеру всем молока
Я людям дать готова.
Угадали, кто же я?
Конечно же, …(корова)
Дремучий лес к стеклу прирос –
Нарисовал его …(мороз)
Трещала с самого утра:
«Пора! Пор-р-р-ра!»
А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит …(сорока).
4) Игры.
Для закрепления правописания трудных слов можно использовать игры. Ведь именно игра продолжает занимать ведущее место в жизни младших
школьников, представляет для них наиболее интересный и увлекательный вид деятельности. Игры, предназначенные для запоминания слов с непроверяемым написанием, нетрудно сделать и самим. Одним из возможных вариантов является лото, которым целесообразно пользоваться не только на уроках, но и на дополнительных занятиях.
а) Лото.
В комплект лото входит несколько больших листов, расчерченных на клетки, в каждой их которых крупным шрифтом написаны слова с непроверяемым написанием. Непроверяемое написание в слове можно выделить каким–либо образом. На маленьких карточках, совпадающих по размеру с клеткой большого листа, записываются загадки, соответствующие словам – отгадкам, занесенным в клетки. Количество маленьких карточек должно соответствовать общему количеству клеток на больших листах.
Правила игры:
Ученики получают по 1 большому листу. Ведущий берет себе маленькие карточки и зачитывает загадки. Играющие ищут на своих листах слова – отгадки. Игрок, правильно отгадавший свою загадку, берет у ведущего карточку и закрывает ею соответствующую клетку на листе. Выигрывает тот, кто первым закроет карточками все слова своего листа. Цель такого лото – зрительное восприятие и запоминание слов с непроверяемым написанием.
Использовав эту игру продолжительное время, учитель делает другие варианты лото, более сложные. На больших листах вместо выделенных букв делаются пропуски, которые ученики будут заполнять простым карандашом. Для того чтобы не наступило такого момента, когда ученики потеряют интерес к игре (потому что выучили все загадки), необходимо своевременно обновлять содержание маленьких карточек, т.е. подбирать на те же слова другие загадки, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности своего класса.
б) «Первый слог потерялся»
…рока …роз …ток …род
…рова …хоз …нал …род
…рона …вод …мос …пад
в) Цепочка слов.
Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку, каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего.
Например: Береза – автомобиль – лисица – автобус – сахар –
рисунок - колхоз – завод – деревня – ягода – арбуз –
земляника –алмаз - закон – касса - апельсин – народ
– дерево – орех – хозяйство – осина – аллея – ягода –
аккорд – долина – аромат – томат – терраса – аппетит
– троллейбус – сразу – ужин – например – рисунок-
командир – ромашка – абрикос – сосед – дрожжи – иней.
г) Написать (назвать) слова, которые начинаются с буквы д, к, м и др.
д) Под каждой буквой столбик слов. Учитель называет или записывает на доске несколько букв и предлагает ученикам под каждой буквой написать 3 – 4 словарных слова, начинающихся с этих букв.
Получается такая запись:
К Л М
карандаш лестница мороз
капуста лопата молоко
картина лисица молоток
квартира линейка магазин
камыш лимон медленно
е) Составить по опорным словам рассказ и озаглавить его.
- Зима, мороз, коньки, каток, холод.
- Учение, карандаш, пенал, тетрадь, класс.
- Завод, рабочие, работа, машина, хорошо.
- Колхоз, деревня, работа, комбайн, урожай, пшеница.
- Медведь, заяц, животные, лисица.
- Сорока, воробей, ворона, соловей, дятел.
ж) Выборочное письмо.
- Учитель читает стихотворение, а учащиеся должны после его прослушивания записать все словарные слова.
Например,
- Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
- Сорока, ворона, воробей – птицы.
- Рабочие идут на завод.
- Под осиной сидел заяц.
- Учитель вошел в класс.
- Пенал, карандаш и тетрадь – учебные вещи.
- Колхоз собрал хороший урожай пшеницы.
и) Заполните таблицу.
- Напишите названия животных
заяц
баран
лисица
собака
корова
медведь –
Напишите названия деревьев.
орех
осина
дерево
береза
яблоня
к)
- Петя с вечера собирается в школу. Запишите, что он кладет в свой портфель.
(пенал, карандаш, тетрадь, яблоко, завтрак).
- Таня пошла на огород за овощами для борща. Запишите, что она принесет.
(картофель, морковь, капусту, горох, помидор).
- Запишите, каких вы птиц знаете.
(ворона, воробей, соловей, сорока).
- Запишите домашних животных. ( корова, собака, баран)
- Запишите названия диких животных.
(медведь, лисица, заяц).
л) Шуточные вопросы
- В каких словах живет рак?
(завтрак, ракета)
- В каких словах спрятались ноты?
До Ре Ми Фа-сольЛя Си
дорога ребята помидор фасоль земляника лисица
вдоль предмет миллиметр фамилия осина
помидор сирень фамилия профессия
порядок, корреспондент, синица
долина, орех, сиреневый
огурец, сирень
винегрет галерея серебряный сиреневый стрекоза тарелка через
- Назовите слова, в которых спрятались числа?
( родина, сорока, однажды)
- Все слова хороши, но где спрятались ежи и ужи?
(дежурный, ужин)
- Какие слова любит ворона?
(карандаш, картина, картофель)
- Какие слова любит лягушка?
(Москва, квартира)
- В каких словах ель растет?
(апельсин, картофель, учитель, внимательный, понедельник).
м) Грамматический разбор.
Словарные слова широко используются для грамматического разбора (фонетического, морфологического) в пределах изученного каждым классом.
При выполнении различных заданий включаются не только те слова, которые изучались ранее. Такая система обеспечивает прочное усвоение правописания всех слов, предусмотренных программой начального обучения.
Вот некоторые из видов и форм работы над словарными словами.
- Назовите слова с мягким знаком на конце (в середине);
- напишите слова, отвечающие на вопрос кто?, что?;
- напишите существительные мужского, женского и среднего рода;
- напишите существительные 1, 2, 3 склонения;
- подберите и запишите родственные слова к словам: город, класс, колхоз и. т.д.;
- образуйте новые слова при помощи суффиксов: - ок, - ик.
н) Ответы на вопросы.
Такие задания можно выполнять по-разному:
- 3-4 вопроса пишутся на доске, учащиеся записывают полные ответы в свои тетради;
- учитель диктует вопросы, дети пишут полные ответы;
- учитель диктует вопросы, учащиеся пишут только ответы (словарные слова).
Например:
- Кто живет в лесу?
- Кто следит за чистотой в классе?
- Что дает нам корова?
- Куда идут рабочие?
- Что выпускает завод?
- Кто верный друг человека?
- Какие овощи растут на огороде?
- Какого цвета бывают карандаши?
о) Допиши предложение.
- Весело чирикают … (воробьи).
- В лесу живут …, … и … . (лисица, медведь и заяц)
- … - верный друг человека. (собака)
- Дети катаются на … (коньках)
- Колхоз собрал богатый урожай …, … и …
( картофеля, моркови и гороха).
- Столица нашей Родины - … (Москва).
- Мы изучаем … язык (русский).
- На грядках растут … и … (помидоры и огурцы).
- С … подул сильный и холодный … (севера, ветер).
Такой вид работы проводится тоже по-разному:
На доске записываются 3-4 предложения, а дети вместо точек дописывают словарные слова.
Слова для вставок пишутся учителем на доске. Учитель диктует предложения, ученики выбирают нужные по смыслу слова и дописывают предложения.
Ученики пишут только пропущенные при диктовке учителя слова.
Таким образом, для совершенствования обучения, во-первых, нужно включить работу со словами с непроверяемыми написаниями в общую систему формирования орфографических умений. Легкость и прочность усвоения учащимися этих слов зависит от степени развития определенных умений: умения слышать звучащее слово (т.е. от степени развития фонематического слуха); умения находить орфограммы до написания; умения определять вид орфограммы. Особое внимание при этом следует уделить базовому умению – умению обнаружить орфограмму (т.е. орфографической зоркости).
Во-вторых, следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения.
Приведу примеры использования словарной работы на уроках русского языка. Я решила работать блоками над словами с непроверяемыми написаниями. Все слова взяла из программы начальных классов.
По методике С.Н.Лысенковой составила 11 блоков:
Учебные вещи: карандаш, тетрадь, пенал,
Россия: Москва, Родина, город, деревня, фамилия.
На реке: хорошо, весело, быстро, скоро, вдруг, каток.
Наш огород: ягода, яблоко, земляника, огурец, помидор, капуста, урожай, пшеница, береза, осина.Школа: ребята, класс, девочка, мальчик, товарищ, дежурный, ученик, ученица, много, учительница, директор.Завод: машина, завод, рабочий, работа, народ, лопата.
Птицы: сорока, ворона, воробей, синица, соловей.
Зимой: мороз, ветер, иней, суббота, коньки.
В магазине: посуда, молоко, одежда, пальто, платок, сапоги.
Животные: корова, заяц, собака, лисица, медведь, медведица.
Цвета радуги: желтый, черный, сиреневый, оранжевый, фиолетовый.
Каждый блок – альбомный лист, который вывешивался на неделю в классе. Работа проводилась по следующему плану.
Понедельник. Ознакомление с блоком, орфографическое проговаривание (3 раза), запись слов в индивидуальные словарики с выделением орфограмм и расстановкой ударения, выяснение значения этих слов, озаглавливание блока.
Вторник. Запись в тетрадях по слогам, для переноса (орфографическое проговаривание).
Среда. Составление словосочетаний, подбор однокоренных слов (где возможно), составление предложений. Четверг. Составление связного рассказа с данными словами, озаглавливание своего текста (каждый ребенок пишет свой текст, может менять заголовок), отбор лучших текстов.
Пятница. Словарный диктант (5 – 10 – 15 слов из первых трех блоков).
Приведу работу по блоку 2.
Понедельник (см. план)
Значение слов берем из Большой Советской Энциклопедии, этимологического словаря (где нужно) и др.
Москва – город-герой, столица нашей России, крупнейший центр промышленности, культуры и науки. В Москве находится наше правительство.
Родина – место, где человек родился, живет (малая родина).
Город – крупный населенный пункт, жители которого заняты главным образом в промышленности и торговле, а также в сфере обслуживания, управления, науки и культуры.
Деревня – небольшое поселение, один из видов сельских населенных пунктов.
Фамилия – от латинского слова семья, родовое наименование лица, приобретаемое при рождении.
Вторник.
Моск-ва, Ро-ди-на, го-род, де-рев-ня, фа-ми-ли-я.
Моск-ва, Ро-дина, Роди-на, го-род, де-ревня, дерев-ня, фа-милия, фами-лия.
Среда.
Красивая Москва, большая Родина, студенческий город, маленькая деревня, знатная фамилия.
Москва, москвичи, московская, москвички.
Родина, родить, родня
Город, городской, городок.
Деревня, деревушка, деревенский, деревенька.
Москва – столица нашей огромной России.
Моя большая Родина – Россия.
Иркутск – студенческий город.
Моя бабушка живет в деревне Васильки.
Фамилия моей подруги Лапушкина.
(работа проводится устно).
Четверг. Письменное составление рассказов.
Пятница.
Словарный диктант «Россия», написанный Ваней (дети выбрали его текст).
Моя Родина – Россия. Россия – большая и богатая страна. Столицей России является город Москва. Первый Президент России – Ельцин Борис Николаевич. Я родился в городе Ульяновске. Это моя малая родина. В России много больших городов и малых деревень. Фамилия моего дедушки Антипов.
Лучшие рассказы помещаем в тетради «Лучшие творческие работы», которая находилась в классе.
Каждый ребенок мыслил самостоятельно, похожих работ не было. И это радует.
В конце учебного года учащиеся орфографически озвучили все слова из своих словариков и записали (читая орфоэпически) их, диктуя один раз.
Для закрепления словаря можно использовать методику П.С. Тоцкого - обучение написанию слов с непроверяемыми написаниями на основе приема орфографического проговаривания.
В последние годы на основе разработок психологов была предложена работа по изучению слов с трудными написаниями с использованием 4 приемов:
аудирование (слушание);
орфографическое проговаривание;
зрительная фиксация;
письмо (многократная запись).
Орфографическое проговаривание.
Поскольку по данным психологов, долговременная память формируется именно в речи, проговаривание закрепляет и ускоряет образование орфографических навыков. Но орфографическое проговаривание требует специальной методики:
Слово прочитывается так, как оно написано, при этом каждый звук в слове произносится так, как будто он находится в сильной позиции.
Слово произносится не по слогам, а слитно, при «слоговом» чтение слова распадаются и плохо остаются в памяти, поэтому, когда читаются многосложные слова нужно стараться произносить их быстрее, что особенно важно при хоровом чтении - проговаривании. Можно предварительно слова прочитать по слогам, затем стянуть все слоги в одно слово.
Предлоги, частицы, союзы - нужно произносить, как отдельные слова.
Удвоенные согласные нужно произносить, как 2 звука, а не как один длинный.
а)Орфографическому чтению нужно учить детей, поэтому учитель должен владеть им. Помогают скороговорки.Методика использования приема.
Учитель орфографически проговаривает словарные слова, а ученики трижды в пол голоса повторяют это слово орфографически.
б)Прием «зрительная фиксация» - основан на оперативной и зрительной памяти.
Методика приема.
Слова, записанные на доске последовательно открываются на время, достаточное для одного почтения. После временной экспозиции прочитанное закрывается или стирается (фотографии слов).
в)Прием «Письмо» - основан на моторной и рукодвигательной памяти.
Методика приема. Учитель последовательно открывает слова на время прочтения, а ученики должны три раза записать это слово в тетради (занимает много времени, а по эффективности стоит на 3-ем месте).
г)Прием «Аудирование».
Слово проговаривает учитель трижды, а ученики только слушают, не повторяют.
Существует два пути использования приемов:
1 - комбинированный — разные приемы на одном уроке.
2- фиксируемый - один прием на одном уроке. Психологи считают, что наиболее эффективный фиксируемый, но практика показывает, что лучше прием комбинированный. Перед организацией непосредственной работы на уроке требуется провести подготовительную работу.
Требуется реально определить объем слов для словарной работы. В начале года проводится серия диктантов, по той группе слов, которая предполагается программой на год. По итогам диктантов определяются слова, в которых возникает большое количество ошибок и те слова, которые часто пишутся без ошибок. По итогам учитель отбросит слова, не нуждающиеся в разборе, этот список дополняется по усмотрению учителя.
2. Все слова, группы разбиваются на тематические или
орфографические группы, либо по теме, либо по типам орфограмм. Одна группа слов равна 1 неделе (раз в 2 недели - словарный диктант).
3. Непосредственно сама работа над группой слов ведется с 4-мя приемами (аудирование, орфографическое проговаривание, зрительная фиксация письма).
Методика работы:
весь набор из 6 предложений записываю на доске;
читаем весь набор 3 раза орфографически (по слогам);
закрываю весь набор;
высвечиваю по предложению (дети читают глазами, стираю предложение, и дети его записывают).
У каждого ученика должен быть блокнот для зрительных диктантов по словарю. Каждый набор проверяю с целью, как усвоены словарные слова каждого блока.
13. Отчёт по проекту
Проект дает положительный результат при соблюдении следующих условий:
- работу по усвоению слов с непроверяемым написанием вела на каждом уроке, т.к. словарную работу можно поводить на любом уроке, этот вид работы всегда можно связать с темой урока.
Сводная таблица
Диктант
№ 1 Диктант
№ 2 Диктант
№ 3 Итоговый
диктант
Высокий уровень 1 4 4 8
Выше среднего 7 8 10 8
Средний 10 10 10 9
Низкий 6 3 1 0

14. Результат.
Сравнительные данные показывают положительную динамику в формировании навыков письма слов с непроверяемыми написаниями изученных в первом классе: увеличение количества детей, выполнивших работу без ошибок, на высоком и выше среднего уровне.
На фоне этой относительно благополучной картины тревожит такой вопрос: большой процент ошибок на написание словарных слов (36 %).
Причина в том, что работа по формированию у школьников орфографического чутья ведется еще не на достаточном уровне, потому что эти ошибки допустили дети, плохо владеющие навыком техники чтения.
Отсюда делаю вывод: работу над правописанием слов с непроверяемыми написаниями продолжить в системе в последующих классах (2-4).
Список литературы.
Амоношвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М.: Педагогика,1986.- 176 с.
Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии.- М.,1966
Богоявленский Д. Н. Словари для малышей.// Начальная школа.-1999.- № 10.
Бондаренко А. А.Психология усвоения орфографии.- М.: Просвещение, 1993 г.
Волина В. Русский язык.- Екатеринбург: Арго.- 2000.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.- М.: Просвещение ,1956.- 458 с.
Дубовец В.. Словарная работа и орфографическое чтение – залог повышения грамотности и развития речи. // Начальная школа.-2004.- № 3 .- С. 61- 63.
Ераткина В. В. Работа над непроверяемыми написаниями.//Начальная школа.- 2002.- № 6.- С. 23-27.
Живицкая Л.В., Гудзик И.Ф. Словарь русского языка в картинках. К.: Радянська школа,1988.
Канакина Б.П. «Работа над трудными словами в начальных классах».- М.: Просвещение,1993.
Кузьмина С.М Теория русской орфографии.- М.: Просвещение, 1981.- 248 с.
Клопова А.И. Развитие интереса к изучению русского языка // Начальная школа.-1988.- №11.- С. 19 – 26.
Леонова И. Г. Словарная работа на уроках // Начальная школа.- 2001.- № 2.- С. 60-61.
Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Астрель, 2003, 238 с.
Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Астрель, 2001, 256 с.
Лухтаев Л.К. Работа со словарями // Начальная школа.-1990.- № 5.-С.10-11
Настольная книга учителя начальной школы / Авт.-сост. И.А.Петрова и др.; Под ред. И.А.Петровой.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2012.
Попова Т. Слово о словарном слове // Начальная школа.- 2001.- № 9.
Раицкая Г. В. Работа над словами с непроверяемой безударной гласной // Начальная школа.-2003.- № 2.
25. Сергеева Л.Н.Повторим слова с непроверяемым написанием // Начальная школа.- 1987.- № 12.- С. 25 – 27.
Уткина Т.И.Работа над словами с непроверяемыми написаниями // Начальная школа.-1989.- №1.- С. 23-24.
Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка.- М.: Просвещение,2012.