Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Валяние»


МАОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средняя общеобразовательная школа-интернат № 6 города Ялуторовска
Дополнительная образовательная программа
художественно-эстетической направленности
«Валяние»
Буркова Оксана Геннадьевна
Учитель начальных классов
г.Ялуторовск
2016г.
Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………..
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВА ПРОГРАММЫ………………………
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ………………………………………………………………..
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ………………………………………………...
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ……………………………………………………
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ФОРМИРУЮТ У УЧАЩИХСЯ………………………
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ…………………
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ…………….
УЧЕБНО –ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………………………….
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ…………………………………..
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ…………………………………………………..
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Фелтинг (валяние шерсти, фильцевание, фильц, набивание) — это работа с непряденой натуральной шерстью. Способность шерсти сваливаться в плотную массу (войлок) известна давно. Войлок – это первое, что научились делать люди из шерсти животных. Умение прясть шерсть, вязать и ткать из нее пришло позже.
Кочевые народы делали из войлока юрты, ковры, обувь, скотоводческое снаряжение, головные уборы, сумки, домашнюю утварь.
Сейчас собственно войлок используется в основном в народных промыслах (валенки, ковры) или технических целях.
Фелтинг, как вид рукоделия, появился не очень давно, но развивается но очень быстро, появляются новые техники, инструменты  и материалы.
Различают два вида валяния шерсти — сухое и мокрое.
При мокром валянии применяется горячий мыльный раствор и физическое воздействие (руками, скалкой или шлифмашиной) на материал. Интересным видом мокрого валяния является нунофелтинг – привалявалие шерсти и волокон к шелку или другой натуральной ткани.
При сухом валянии (фильцевании) шерсть волокна шерсти спутываются между собой специальными иглами . Таким способом можно получить объемное изделие – игрушку, миниатюрную скульптуру или украшение. Прибивая шерстяные и вискозные волокна к основе из драпа, фетра или ткани мы создаем на основе свой неповторимый рисунок.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСЕКТИВА ПРОГРАММЫ
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Народное искусство «Валяние» - старинное искусство изготовления вещей, необходимых в быту. Эта технология появилась одновременно с появлением скотоводства. Свалянные пластины из шерсти служили текстильным материалом даже раньше, чем ткани, пластичность шерсти позволяла придавать ей самые разнообразные формы. Особый способ горения позволял использовать кошмы для тушения пожаров и защиты крепостей. В наше время искусство сваливания шерсти вновь возрождается, а с развитием информационных технологий способы обработки непрядёной шерсти и её синтетических заменителей становятся всё разнообразней. Овладения этим ремеслом вызывают интерес у учащихся, так как шерстяные вещи тёплые, легки в изготовлении, разнообразны по назначению. Кроме того, изучение технологии не требует большого расхода материала, готовые работы могут быть подвержены доработке или вторичной переработке, профессиональный инструмент вполне может быть заменён подручными и самодельными инструментами, материал, купленный в магазине, в домашних условиях может быть заменён подшёрстным пухом песца, лисицы, собаки. Кроме валяния шерсти в традиционной форме технология предполагает использование готовой пряжи, различных тканей и аксессуаров.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие творческой личности обучающихся через деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
освоение технологических знаний, связанных с народным искусством «Валяние»;
изучение исторических предпосылок и пути развития народного искусства «Валяние»;
овладение навыками проектирования и создания продуктов труда;
развитие творческой личности учащихся;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, ответственности за результаты своей деятельности;
воспитание уважительного отношение к людям труда и результатам их деятельности;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности:
подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к трудовой деятельности
Курс «Валяние из шерсти» включает в себя теоретическую и практическую части и рассчитан на 34 часа. В теоретической части учащиеся получают сведения о технологии валяния и знакомятся с историей ручного валяния. В практической части курса школьники приобретают практические умения работы в технике ручного валяния.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Введение в курс. Валяние из шерсти как вид художественного творчества.
Теоретические сведения. Ручное валяние из шерсти в жизни человека. Легенды, связанные с изготовлением изделий из шерсти. Формирование промысла в России. Источники информации о народных промыслах. Учебные заведения по подготовке специалистов в области дизайна. Цели, задачи и содержание курса обучения. Основные характеристики (толщина, длина) и свойства материалов (усадка, сваливаемость), используемых при изготовлении изделий из шерсти.
Практическая работа. Знакомство с оборудованием и материалами для ручного валяния: воздушно-пупырчатая плёнка, москитная сетка, скалка, иглы; мыльный раствор (хозяйственное мыло), образцы шерсти.
Тема 2. Основные технологические приемы раскладки и валяния шерсти.
Теоретические сведения. Основные понятия: мокрое и сухое валяние, раскладка, усадка, коэффициент усадки. Направления раскладки шерсти. Основные приемы мокрого и сухого валяния. Основные формы - шарики, шнурки, ленты, полотно.
Практическая работа. Раскладка волокон. Валяние бус, елочных игрушек. Валяние на шаблоне: цветы, колокольчики, сумочки, валеночки. Изготовление образцов
Тема 3. Дизайн валеного изделия.
Теоретические сведения. Средства художественного оформления изделия: образность решения, композиция, цвет, фактура поверхности. Техника «нунофелтинг».
Практическая работа. Изготовление образца в технике «нунофелтинг», рисование шерстью.
Тема 4. Технология индивидуального творчества.
Теоретические сведения. Этапы работы: формирование идеи, эскиз изделия, подбор материалов, аналитическая часть (расчет коэффициента усадки, разработка конструкции).
Практическая работа. Формирование идеи проекта и фиксирование её в эскизах и образцах.
Тема 5. Выполнение авторского изделия в технике ручного валяния.
Практическая работа. Выполнение в материале проекта в технике ручного валяния. Тема 6. Защита проекта. Выставка творческих работ, их обсуждение. Теоретические сведения. Приёмы оформления готовых работ. Критерии оценки изделий ручного валяния.
Практическая работа. Оформление выставки работ, их обсуждение и защита.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Данный проект программы валяние из шерсти мокрым способом разработан для учащихся 2,3,4,5 классов. Срок реализации проекта программы 1 год. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу, в учебном году 60 часов. Занятия проводятся в группе от 3 до 8 человек, с учётом того, что у каждого учащегося должно быть место для раскладки шерсти, работы с мыльным раствором, валяние на плёнке. Занятие состоит из теоретической и практической части.
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ФОРМИРУЮТ У УЧАЩИХСЯ
Программа предполагает большую свободу в выборе объектов труда личного пользования (броши, чехол для сотового телефона, браслет и т.д.). Воспитывает у учащихся бережное отношение к предметному миру. Занятия не предусматривает обязательную урочную отметочную оценку успешности учащегося. Предусматривается накопительная система оценивания, по конечным результатам выполненных работ.
Оцениваются:
1. Правильность выполнения технологических операций изготовления востребованных изделий и качество изделия по конечному результату;
2. Способы создания и преобразования формы и декора изделия;
3. Выдвижение предпринимательских идей.
Формы контроля уровня достижения учащихся:
презентации личного достижения по данному курсу;
защита творческого проекта.
Формы и методы проведения занятий:
Иллюстративный
Практическая работа
Индивидуальная форма художественного творчества
Коллективный анализ творческих работ.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса «Валяние из шерсти» ученик должен
Знать:
основные технологические понятия по курсу;
назначение и технологические свойства применяемых материалов;
назначение и устройство применяемых ручных инструментов и приспособлений;
виды, приёмы и последовательность выполнения технологических операций;
знать профессиональные требования к качествам личности;
знать профессиональные учебные заведения по подготовке квалифицированных специалистов в области дизайна.
Уметь:
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделий;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов и приспособлений;
соблюдать требования безопасного труда и правила пользования ручными инструментами;
осуществлять контроль качества изготавливаемого изделия;
находить и устранять допущенные дефекты;
проводить разработку проекта изготовляемого изделия с использованием освоенных технологий;
планировать работу. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
получения технологических сведений из разнообразных источников информации;
организации индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности;
изготовления изделий из различных прикладных материалов с использованием ручного инструмента;
оценки затрат, необходимых для создания объекта труда;
построения планов профессионального образования и трудоустройства.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ
Методика занятий предусматривает совмещение теоретического материала с практическим заданием. Основная форма занятий - групповая. Методы и приемы используемые педагогом на занятиях: демонстрация образцов, объяснение, показ приемов необходимых для данного вида творчества, наблюдение, беседа, показ готового изделия. Для работы с детьми по проекту-программе педагог подбирает изделия каждого раздела с учетом возрастных особенностей и уровнем подготовки, следуя принципу от простого к сложному. Проект программы реализуется в течение учебного года, к концу которого учащиеся должны сформировать навыки работы с непряденой шерстью. В процессе работы по проекту программы педагог может изменить содержание разделов программы и количество часов отведенных на них. Занятия должны проходить в теплом, хорошо освещенном и проветриваемом помещении, оборудованным столами, стульями, столы должны быть покрыты клеенками, у учащихся должны быть полотенца для удаления излишек мыльного раствора и для вытирания рук. Для успешной реализации данного проекта программы имеется все необходимое для проведения занятий, методическая литература, образцы изделий, технологические карты по изготовлению валяных изделий. Каждый учащийся должен иметь свой набор шерсти для валяния, фурнитуру для оформления изделий, ткань белую бязь 40 х 40 для коленкора, клей, нитки, тонкий пенопласт, бумагу, карандаши, фломастеры
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п.п Содержание темы Количество часов Дата проведения
Всего Теоретические занятия Практические занятия 1 Введение в курс. Валяние из шерсти как вид художественного творчества. История создания изделий 2.Материалы, инструменты и приспособления. Цветовое решение 2 2 2 Основные технологические приемы раскладки и валяния шерсти. 1.Основные приемы сухого и мокрого валяния. Раскладка шерсти на плоскости и шаблоне. 2.Изготовление образцов плоских и объёмных деталей на шаблоне 7 - 7 3 Дизайн валеного изделия. 1.Средства художественного оформления изделия. 2.Приёмы рисования шерстью 3.Приёмы создания изделий в технике «нунофелтинг» 10 - 10 4 Технология индивидуального творчества. 20 - 20 5 Выполнение проекта авторского изделия в технике ручного валяния. 1.Изготовление броши «цветок». 2.Изготовление чехла для телефона. 3.Изготовление панно. 4.Творческое изделие 20 - 20 6 Защита проекта. Выставка творческих работ, их обсуждение. 1 - 1 7 ИТОГО:
60 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ.
Вводное занятие.
Инструктаж.
Данный раздел программы содержит ознакомление детей с техникой безопасности и правилами поведения на занятиях, организацией рабочего места, историей войлоковаляния - фелтинга, способами валяния из непряденой шерсти (мокрое и сухое). Демонстрация образцов изделий, фото. Техника валяния из непряденой шерсти мокрым способом.
Виды шерсти (домашняя, промышленная), материалы, инструменты, принадлежности для занятия фелтингом, подготовка мыльного раствора способы валяния круглой формы. Валяние небольшого войлочного полотна, техника раскладывания шерсти, приемы сволачивания на коленкоре. Использование для отделки изделия нитей мулине, шерсти, бисера, бусин, фурнитуры. Примерные изделия: брелок, бусы, игольница, картинка открытка. Валяние из непряденой шерсти объемных фигур по шаблону мокрым способом. Разработка эскиза изделия, подготовка рабочего места для валяния мокрым способом, раскладка шерсти на шаблоне из тонкого пенопласта, подборка цветов шерсти, приемы валяния на плоской поверхности с использованием пузырчатой пленки. Сволачивание ровного края изделия, оформление изделия. Примерные изделия: чехол для мобильного телефона, сумочка. Валяние из непряденой шерсти мокрым способом цветков с остроконечными и округлыми лепестками. Подборка образца цветка, цветового сочетания, способы раскладки шерсти для изделия с острыми и округлыми краями, оформление цветков. Примерные изделия: лилия, фиалка. Изготовление художественного войлока мокрым способом. Совершенствование навыков раскладки и валяния из шерсти, приемов сволачивания, использование скалки пузырчатой пленки. Добавление в изделие нитей шерсти, мулине, шелка, кружева. Выполнение сувенирных изделий Примерные изделия: сумочка, картина, браслет, брелок. Валяние изделий в технике аппликации мокрым способом. Валяние пластин войлока, составление эскиза изделия, Вырезание деталей по шаблонам из пластин, валяние на коленкоре, сушка изделия, оформление готового изделия. Примерные изделия: панно, картина. Шерстяная акварель (сухое валяние). Способ раскладки шерсти на бархатной бумаге флизелине. Проработка эскиза изделия, подбор шерсти, цветовое сочетание, раскладка, шерсти с использованием пинцета, оформление изделия. Примерные изделия: панно, открытка.
Выполнение изделий в технике мокрого и сухого валяния. Совершенствование приемов и навыков раскладки и валяния из непряденой шерсти. Выполнение изделия, пожеланию и эскизу учащегося, с применением различных способов оформления готового изделия.
Итоговое занятие. Подведение итогов учебного периода, участие детей в мероприятиях проводимых в ДДТ.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Организация рабочего места для занятий
Рабочее место должно быть оборудовано всем необходимым для занятий
При раскладке шерсти соблюдать аккуратность не допускать ее случайного намокания
Учащиеся должны иметь индивидуальные полотенца
Ножницы, иглы, фурнитура для оформления готовых изделий должна находиться в специальной коробочке
При работе с клеем на занятии использовать клеенки
Запрещается валять изделие на непокрытом клеенкой столе
Излишки мыльного раствора убирать мягкой тряпочкой
Использовать для валяния только теплую воду
После занятия необходимо привести в порядок рабочее место, вытереть стол, валяное изделие убрать в пакет
Оформлять можно только хорошо просушенное изделие
ЛИТЕРАТУРА
1. Кнаке Ж. Мягкие картины своими руками: Практическое руководство. Пер. снем. - М.: Ниола-Пресс, 2007. - 32 с. 2. Эшер Ш., Бейтмен Д. Фелтинг. Стильные поделки и аксессуары из непряденой шерсти. - Контент, 2007.- 80 с. 3. Изделия из войлока. /Пер. с нем. Л.И. Кайсаровой. - АРТ- РОДНИК, 2008.- 64 с. 4. Люцкевич Л. А. Модные украшения в технике фильц. - М.: Эксмо, 2009. – 64 с.