Внеклассная работа как средство воспитания толерантного отношения к сверстникам и учащихся второго класса.


Внеклассная работа как средство воспитания толерантного
отношения к сверстникам и учащихся второго класса.
Проблема развития толерантности актуальна в современном мире. Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития ( этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемных компромиссов и т.п.).
Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала к различиям среди людей, умения жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свободы других.
По мнению к.п.н. Шкатова Л.А., специфика социальных условий развития и ментальных установок многих взрослых людей определяет отсутствие терпимости к чужому, иным мнениям и верованиям, тенденцию к черно-белому мышлению ( кто не с нами – тот против нас ) и оценку как проявления беспринципности ( и нашим , и вашим ). Нетерпимость, ориентированность на отпор угнетателям формировала у русских биполярное сознание, в котором чужие всегда отождествлялись с опасностью, враждебными намерениями, вызывали настороженность и недоверие. Тем острее встает вопрос о воспитании толерантности. Данной проблемой занимались такие авторы как Риэрдон Бетти Э., Асмолов А., Степанов П., Кленова Н.В., Пастухова Е.,Соколова Э., и многие другие.
Цель исследования: выявить эффективность проведения внеклассной работы по развитию толерантности у младших школьников в отношении со сверстниками.
Рассматривая понятие толерантности с позиции психологии, социологи, педагоги, обобщив разные точки зрения, мы пришли к выводу, что толерантность является сложной способностью личности, развивающейся на протяжении многих лет и формирующейся социальной ситуацией, традициями. Толерантность чрезвычайно важна для руководителей любого ранга, в том числе и педагога, ибо умение выделить в человеке ( ситуации и положительные и отрицательные черты, дать справедливую оценку, - обеспечивает здоровый социально – психологический климат в коллективе. Поэтому так важна роль педагога в воспитание толерантности.
Толерантность – признак культуры ума, выражается в уважении к чужим мнениям и убеждениям.
На наш взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.
Объект нашего исследования: процесс воспитания толерантности у учащихся второго класса.
Предмет: принятие и понимание других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать у учащихся второго класса в отношении со сверстниками, через внеклассную работу.
Гипотеза: предполагаем, что развитие принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать у учащихся второго класса в отношении со сверстниками, т.е. развитие толерантности, будет проходить более эффективно, если использовать разные формы внеклассной работы, а также определить правила взаимодействия и упражнять в их соблюдении.
эксперимент проходил в одной из школ Кировского района г. Санкт – Петербурга во 2 «б» классе. В эксперименте принимали участие 22 ученика.
Констатирующий эксперимент.
Методика № 1.
Экспериментальная диагностика « Беседа с ребенком».
Цель: выявить уровень формирования у детей навыков толерантного отношения.
Методика № 2.
Экспериментальная диагностика « Анализ ситуаций».
Цель: выявить уровень проявления толерантности у младших школьников.
Результаты констатирующего эксперимента.
Когнитивный уровень развития толерантности 100% - высокий.
Поведенческий уровень развития толерантности 90% - средний 10% - высокий.
По результатам методики № 1 и № 2 мы видим, что поведенческий компонент ниже когнитивного, т.е. учащиеся не очень умеют применять знания в ситуациях, требующих проявления толерантности. Но знаниями о том, как поступить в ситуации у них имеются.
Цель и задачи формирующего эксперимента.
Цель: Воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.
Задачи:
- Обучать детей взаимодействию при решении проблем в коллективе;
- Обучать детей приемам распределения обязанностей;
- Воспитывать у ребят уважение и умение принимать иную точку зрения, вырабатывать мнение группы:
- Формировать традиции классного коллектива.
Итак, воспитание толерантности –общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, педагогов – учителей, воспитателей, социальных педагогов. Вульфов Б.З., д.п.н. профессор Университета РАО, г. Москва, утверждает, что при воспитании толерантности остро необходимы:
- во-первых, информация о сущности воспитания толерантности, ее содержании и проявлениях;
- во-вторых, представление о возможных средствах – технологиях такого воспитания, предназначенное для выбора и творческого использования таковых в тех или иных конкретных условиях;
- в-третьих ( и здесь особая и не малая проблема!), толерантность необходима и самому педагогу.
Естественно, Не составляют исключения дети и их сообщества ( класс, кружок, компания ит.д. ). Особенность толерантности детей связанна с тем, что она складывается с рано появляющейся у детей способностью не только восприятия окружающего, но и своеобразной ценностной селекцией «социальных» впечатлений, оценкой различных факторов окружающего.Толерантность – объективно динамичный феномен, за которым – ценностные основания, нравственно-психологические ориентиры, которые тоже динамичны. Так создаются объективные возможности и пространство воспитания, т.е. целенаправленного создания социально-педагогических условий изменения личности (Пастухова Е).