Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах.

Смирнова Л.В.
МБОУЦО № 9
Г. Тула

Словарная работа
на уроках русского языка
в начальных классах

Проблема формирования орфографической грамотности в современной школе является одной из главных задач обучения русскому языку в начальной школе. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приёмы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника и словарь.
Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Научить ребёнка писать эти слова без ошибок – одно из сложнейших задач, стоящих перед учителем. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта.
Следовательно, нужны новые педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия для психологической комфортности. «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», - писал известный учёный – методист А.В.Текучев.

Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание:
Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов, значение которых дети понимают неправильно или неточно.
Она может преследовать грамматические цели: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения.
Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения.
Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.


Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она
планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.
Раскроем подробнее работу по первому и четвёртому направлениям.
Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слова и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения. Непонимание смысла слова и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов. Иногда лексическое значение слова подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений. Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение. Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть его содержание слова путём краткого словесного толкования.
Возможно применение следующих способов определений:
Путём подбора к нему синонимов.
Путём перечислений предметов ( признаков, действий), общую группу которых называют данным словом ( насекомые – это бабочки, жуки, муравьи).
Описательным способом ( адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму).
Путём родовидового определения ( амбар – здание, постройка для хранения зерна).

Словарно- орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.
Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи. Мы используем следующие задания:
Различные виды работ с орфографическим словарём.
Подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов, это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребёнка.
Разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы они осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главные внутренний смысл слова, это примерно тоже, что зажечь внутри фонаря огонёк.
Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво.
«Проникновение в тайну» слова. Часто этимология слова помогает ученику понять, почему именно так мы пишем слово. Кроме того, узнавание происхождения слова очень увлекательно для детей младшего школьного возраста.
Различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений, разгадывание кроссвордов.
Составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини- рассказов.



Приёмы и формы работы над словарными словами.

При помощи различных упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать.
Целью этого материала является представление системы работы над словарным словом на уроках русского языка. В качестве исходного можно рассмотреть следующее положение: в языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определённой взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве.
Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову, исключается механическое заучивание.



1. Фонетические упражнения.

Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Всё это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков.
В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твёрдых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите. С помощью упражнений учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы не одно и то же, что иногда слово пишется не так, как слышится.
Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеет работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты. Такие виды упражнений применяются часто, но однообразие форм работы со словами с непроверяемым написанием, как правило, не даёт нужных результатов. Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приёмов, способов, которые являются более эффектными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.

Упражнения для формирования фонетических понятий.
1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: берг, вкзал, жлзо, грох, учник, срень.

2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овёс, билет, язык.

3.Запишите слова, начинающиеся на букву р, т, м, о, и, д.

4. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: грой, адрс, уржай, ркета, пнал, тпор, псуда, блот

5. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.

6. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.

7. Игра «Из каких слов выпали гласные?».
Дрвня пртрт
Млтк слм
Кньк тлфн

8. Игра «Угадай слово».
Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Ученики записывают составленные слова.

ГО ( город, горох, горизонт, гореть).

И, наоборот, можно дать конец слова, ученики придумывают начало:
..суда, .рёза, сква.

9. Игра «Волшебные домики».
Играют две команды. На доске записаны в два столбика словарные слова с пропущенными буквами.
Лагрь ттрадь
Кстёр срень
Рбята свбода
Улца р.стение
Под каждым столбиком нарисован домик с окошками, закрытыми шторками, на обратной стороне пропущенные буквы. Нужно открыть шторки, взять букву и вставить её на место пропуска в нужное слово. Выигрывает та команда, которая быстрее откроет все окошки.

10. Игра «Собери слово».
Пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак.

11. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные».

12. Игра «Кто больше придумает слов».
Дано несколько букв. Нужно составить с этими буквами как можно больше слов.
А е л г о р
В и д у п ю
С т к н я ж

13.Игра «Ступеньки».
В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше.
Берег
Гореть
Агроном и т.д.

14. Выборочный диктант.
Дети записывают слова с непроверяемой безударной гласной.
По шоссе едет автомобиль. Ребята развели у реки костёр. Дежурный следит за порядком в классе.






2. Орфографические упражнения.

Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчёркиванию «опасных» мест в слове, т.е. орфограмм, находят в текстах то, что «спрятал» автор, используют такой вид упражнений, как письмо «с дырками, т.е. пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой орфограммой. Также ученики проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку. Умение находить чужую ошибку в предложенном задании приводит к тому, что ребёнок учится устранять собственные ошибки, а затем и не допускать их появление.
Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путём разнообразных упражнений.

Упражнения для формирования орфографических понятий.

1. От слов берёза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.

2. От слов газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом – к-.

3. Игра «Найди лишнее слово».
Помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Берёза, берёзовый, березняк, подберёзовик, берёзы, берёзка.
Праздник, праздничный, праздники, праздновать.
Болото, болотце, болотный, болотистый.

4. Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.

Ребята радостн.. Берёза кудряв
Улица многолюдн. Календарь перекидн

5. Составьте словосочетания. Запишите их. Укажите, как в связи с изменением окончания меняется падеж имени существительного.


Подарил люблю
Дружил девочка думаю собака
Говорил горжусь

6.Работа над деформированным предложением.
- Восстановите предложения, связав слова между собой. Какая часть слова поможет этому?

Мой папа дал объявление в (газета).
Чтобы стать (герой), нужно быть отважным, честным, скромным.
На (горизонт) вспыхивали голубые зарницы.

7. Найдите в тексте однокоренные слова.

Страсть захотелось медвежонку малинки. Тайком от медведицы в малинник удрал. До чего же в малиннике хорошо, тишина, вареньем малиновым пахнет.

8. Разбор слова по составу.
Для такой работы предлагаются слова, однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника.
Аптечный, багажник, валенок, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка.

9.Игра «Комментатор».
Даны слова с пропущенными орфограммами.
Ттраь
М..лко

10. Схемы – угадайки.
На доске или на карточках даны схемы слов с указанными « словарными» орфограммами.
__о___о__ (воробей, молоко)
___сс__ ( касса, масса)



Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке. При работе над словарём удобнее брать слова тематическими блоками ( 5-10 слов) и изучать один блок в течение недели.
Первый день.
1. Самостоятельное чтение слов учащимися.
2.Прочтение слов учителем «орфографически».
3. Повторение детьми 2-3 раза.
4.Запись слов ( с книги, с карточек, с доски).
5. Проверка слов.

Второй день.
1.Карточка на мгновение показывается классу.
2. Произнесение учителем слов, в соответствии с нормами орфоэпии.
3.Дети три раза произносят «орфографически».
4. Запись слов.
5. Проверка слов.

Третий день.
1.Устный диктант всех слов. Дети три раза проговаривают слово «орфографически».

Четвёртый день.
1. Карточка перед классом. Ученики читают один раз, называя буквы для запоминания.
2. Запись слова (карточка убрана, дети записывают самостоятельно или кто-то из учеников комментирует слово), графическое оформление.
3. Проверка всего блока слов.

Пятый день.
1. Диктант.

3. Морфологические упражнения.

Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.
При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определённые группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число – для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

Упражнения для формирования морфологических понятий.

1.Подберите словарные слова, обозначающие признаки предметов, действия предметов.

2.Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.

3. Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных.
Воробей (какой?).., газета ( какая?)., молоко ( какое?).

4. Выпишите в три столбика слова из словаря, в первый столбик – слова женского рода, во второй – слова мужского рода, в третий – слова среднего рода.

5. Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающие на вопрос кто?
..на ухо наступил.
Слово не.вылетит - не поймаешь.

6. Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Запишите. Подчеркните предлоги. Определите падеж существительного.

Машина остановилась.(дом).
Дети читали книги .(космонавт).
Заяц быстро нёсся( лес).

7. Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи. Например: адрес ( адресный, адресок, адресовать).

8.Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонения существительных:
Интересный случай
Аккуратный ученик
Берёзовая аллея

9. Ответьте на вопросы одним словарным словом. Измените это слово по падежам.
- Кто живёт в лесу?
- В чём хранятся ручки и карандаши?
- Какой овощ растёт в огороде?

10. Игра «Лишнее слово».
Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подведение к новому материалу.
К теме «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».
Сорока
Ворона
Петух
Корова
Дорога


4. Синтаксические упражнения.

Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения. Упражнения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений и в конструировании своих предложений помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений. С синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные.

Упражнения для формирования синтаксических понятий.

1.К словам из левого столбика подбери подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте предложения.
Берёза.в небе
Огурецв доме
Воробей..в школе
Комната.в лесу
Ученик..в огороде

2. Составьте предложение с данными словами.
Ветер, капуста, осина, товарищ.

3. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

4.Составьте предложения с данными словосочетаниями.
Весёлый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница.

5. Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словом своё предложение.

Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарником.
Край земли у водной поверхности.
Комната для занятий в школе.

6. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами свои словосочетания.

Рисунок в книге( картинка).
Килограмм – это тысяча .(грамм).
Мать родимая - .. (Родина).

7. Из слов составьте предложение.
Огород, растёт, в, картофель.

8.Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.
-Андрюша вынул из кармана носовой платок.
- Весной Славик снова перебрал отобранные семена и посадил их на совеем маленьком поле.

9. Расположите предложения в определённом порядке, чтобы получился текст.

В гости иду к своему другу петуху. Встретил ёж лисицу. Он пригласил меня. Куда путь держишь? Здравствуй, лисичка – сестричка!

10. Смоделируйте предложение по схеме.

Что?....что делают?....в какие?....как?во что?
(Воробьи собираются в крупные стайки).

5. Лексические упражнения.
Ребёнок, пришедший в школу учиться, имеет определённый словарный запас. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает, прежде всего, слов для этого. Перед учителем стоит задача – активизировать словарь детей.
В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в значении слов синонимического ряда, составляют с ними словосочетания и предложения.

Упражнения для формирования лексических понятий.

1. Выпишите из словаря слова на заданную тему: « Птицы», «Овощи».

2. Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому принципу отобраны слова.
Автомобиль, урожай, трамвай, самолёт.
Капуста, помидор, солома, морковь.

3. Дополните предложения подходящими по смыслу словами из правого столбика.
Квартира была закрыта на стоит
Билет в театр десять рублей, замок
Телефон на тумбочке, стоит

4. Сгруппируйте слова по темам.
Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.

5. По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему: «Школа», «Птицы».

6. К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы. Составьте с ними предложения.

7. К словам весело, девочка, хороший подберите антонимы. Придумайте небольшой рассказ, используя эти слова.

8.Игра «Кто как голос подаёт?».
Составьте предложения, вставляя пропущенные буквы. Попробуйте объединить эти предложения в один связный рассказ. Озаглавьте его.
Птух чирикает.
Срока лает.
Сбака мычит.
Крова кукарекает.
Врона стрекочет.
Вробей каркает.

9.Выбрать наиболее подходящее слово. Записать.

Из ( ветхого, старого, древнего) жлеза мы сделали ведро.
Мдведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону.

10. В данные предложения вставьте наиболее подходящее из следующих слов, сходных по значению: плескаться, листья, лить.
Волны тихо .у берега.
Молоко . из ведра.
С дерева сыпались..



Работа над словом.
В работе над словом существует проблема, которая состоит в том, что учащиеся, не зная правописания многих слов, которые им следовало бы употреблять в своей письменной речи, избегают их, так как не умеют пользоваться орфографическим словарём.
Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо, чтобы ребёнок использовал одно и то же слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.

Словарные занятия на уроках русского языка являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися курса родного языка: орфографии, орфоэпии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речью вообще.

В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.
Многолетняя практика учителей начальных классов показала высокую эффективность применения метода орфографического чтения. Орфографическое чтение используется при подготовке и проведении зрительных диктантов, при выполнении самых разнообразных заданий, устных заданий. Для достижения максимального эффекта необходимо использовать «орфографическое чтение» на все уроках. Можно проводить работу над блоками словарных слов. Но работа со знакомыми детям словами не прекращается. Всегда можно найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, кроссворды, стихотворения, отрывки из художественных произведений.

Примерные упражнения.
1. Игра – подсказка.
___о___о__ ___ ___(воробей)
__е___ ___ ____(петух)

2. Загадки.
Забор стоит, а за забором огурцы и помидоры. ( Огород)
Кто шагает с сумкой книг утром в школу? (Ученик)
Если б не было его – не сказал бы ничего. (Язык)
Сам алый, сахарный. Кафтан зелёный, бархатный. ( Арбуз)
Без рук, без ног, а ворота открывает. ( Ветер)
Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. ( Иней)
На грядке – зелёный, а в бочке – солёный. ( Огурец)

3. Пословицы и поговорки.
Огород – для семьи доход.
Мир, что огород – в нём всё растёт.
Аппетит приходит во время еды.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Тот герой, кто за Родину горой.
Декабрь – хвостик года.
Захотел медведь мёду, да вспомнил про пчёл.
Растение – земли украшение.

4. Фразеологизмы.
Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов. Эта работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний, замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.
Без году неделя.
Белая ворона.
Беречь как зеницу ока.
Бросать слова на ветер.
Держать язык за зубами.
Одного поля ягоды.
От зари до зари.
Скатертью дорога.

5. Письмо по памяти.
- Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Словно серебром.

- Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд.

- Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.

- Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой.


- В рощах птичье пение,
А в классе – тишина.

- Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.

- Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.

6. Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов.
Синонимы:
Алмаз – бриллиант
Алфавит – азбука
Вдруг – внезапно
Весело – радостно
Ветер – ураган
Воин – боец
Космос – вселенная

Антонимы:
Быстро – медленно
Город – деревня
Дорога – шоссе
Мороз – жара
Хорошо – плохо
Чёрный – белый

7. Этимологические сведения.
Аквариум (от лат. слова «вода»)
Аллея ( от франц. слова «проход, дорога»)
Вермишель ( от лат. слова «червяк»)
Пассажир ( от франц. слова «проезжать»)
Цирк ( заимст из лат. яз. «круг»).



Заключение.
- Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребёнок использовал одно и то же слово 5 – 7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.
15