ПЛАН — КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ СОГЛАСИЕ И КОНФЛИКТ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ

Открытый урок в 10 классе по Обществознанию
учителя МОУ СОШ №9 города Чебоксары Степановой Татьяны Ивановны.
Согласие и конфликты как формы взаимодействия людей в обществе. Учимся строить отношения.

Эпиграфы: Если мира нет в тебе, то и вокруг тебя быть не может.
«Св. Писание»
Худой мир лучше доброй ссоры.
Пословица.
Цель урока: учить умению разрешать конфликт и делать правильный выбор, вести диалог.
Тип урока: урок- практикум.
Актуализация субъективного опыта учащихся
Вопросы и задания:
Выберите из предложенных на доске качеств те, которые помогают человеку договариваться с другими людьми, общаться, и выпишите их.
Объясните свой выбор. Продолжите этот список.
Скромность Злость
Справедливость Честолюбие
Честность Милосердие
Стыдливость Грубость
Искренность Ответственность
Порядочность

Что такое Конфликт?
Конфликт- это ситуация, когда одна сторона нарушает, ущемляет, игнорирует интересы другой стороны, это столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой.
Все конфликты делятся на три группы:
Внутриличностные конфликты. Возникают в ситуациях принятия жизненно важных для человека решений «Быть или не быть?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Межличностные конфликты. Представляют собой столкновения между отдельными людьми на почве несходства взглядов или несовпадения интересов. (Семейные ссоры и.т.д.)

Социальные конфликты. Заключаются в соперничестве между различными социальными группами (Нациями, преступными группировками) за обладание властью, территорией, богатством.



Развитие конфликта проходит 9 отупений.
1-я ступень. Начало конфликта: стороны А и Б разошлись во мнениях, каждая из них считает правой лишь себя, и та и другая желают переубедить друг друга.

2-я ступень. Начинается словесная дуэль. Оскорбительные жесты и т.д.

3-я ступень. Стороны отказываются от попыток убедить друг друга и принимают решение силовыми приёмами решить спор в свою пользу.

4-я ступень. Конфликтующие стороны убеждают себя и других в том, что их оппонент заслуживает неджентльменского обращения.

5-я ступень. Сдают тормоза. Исчезает всякое понимание того, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

6-я ступень. Начинаются угрозы.

7-я ступень. Нанесение физического, морального, экономического и прочего ущерба упорствующей стороне.

8-я ступень. Размеры наносимых потерь увеличиваются.

9- ступень. Каждая сторона видит лишь один путь: уничтожить упрямца, невзирая на последствия. Ни один шаг назад невозможен.
Конфликты могут решаться двумя способами: благодаря вмешательству третий стороны или в результате обучения людей навыкам поведения в конфликтных ситуация


1-я группа.
Однажды Михаил рассказал своему другу такую историю:
« В столовой я случайно встретился со своим старым знакомым и сделал большую ошибку, спросив, как у него дела. Как будто ожидая этого, он пустился в пространное изложение его новейшей философии в отношении загрязнения окружающей среды. Это вызвало у меня такое раздражение, что захотелось просто встать и уйти. В голове мелькали мысли вроде «Ну и дурак. Как он может быть таким твердолобым». Но через минуту я прервал эту мысленную болтовню и подумал» Ну вот передо мною конфликт». Подумайте, как творчески Михаилу подойти к решению возникшей проблемы, чтобы избежать конфликта.

2- я группа.
Составьте памятку: «Как ты должен вести себя ,чтобы избежать конфликтов с родителями и друзьями».

3-я группа.
Вот уже несколько дней вы в ссоре со своим лучшим другом. Вам одиноко, грустно. Вы хотите помириться с ним, но не знаете как. Ваш одноклассник посоветовал написать другу письмо. С какими словами вы обратитесь к другу, чтобы он понял вашу искренность и желание помирится.

4- группа.
У одного из ваших одноклассников не складываются отношения в коллективе. Его часто обижают, смеются над его скромностью, застенчивостью. Вам хочется помочь ему. Какие будут ваши действия?


5-я группа.
В приведённой ниже таблице вам необходимо привести в соответствие правый и левый столбцы.

Формы организованного протеста



Открытый пассивный протест

Митинги, демонстрации, забастовки, стачки.

Скрытый пассивный протест
Террористическая борьба, создание политической нелегальной партии, подготовка военного переворота

Открытый активный протест
Невыполнение приказа, неподчинение, невыход на работу.

Скрытый активный протест
Подстрекательство к сопротивлению, заговор, расклеивание листовок, работа с прохладцей.



6-я группа.
Составьте правила поведения в гостях, в театре, в спортивном зале. Сопоставьте их. Определите, что в них общего и каковы различия. Чем это обусловлено?
Правила поведения в гостях
Правила поведения в театре
Правила поведения в спортивном зале

























Контрольный тест «Познай себя»

Являются ли постоянные споры с друзьями проявлением свободы вашего выбора?
а) да, являются;
б) нет, не являются;
в) всё зависит от культуры человека, страны, где он живёт и законодательства.

Дети имеют право свободно делать свой выбор;
а) во всех сферах жизни и деятельности;
б) только среди своих друзей;
в) только в семье.
3. Почему человек должен следовать общепринятым правилам?
а) потому так принято в обществе;
б) потому что это совпадает с его желаниями;
в) потому что получается.
4. Когда люди договариваются друг с другом, то они
а ) ссорятся;
б) отстаивают свои позиции;
в) вырабатывают правила;
5. Почему человек не соблюдают правил?
а) жить по правилам не интересно;
б) он плохо воспитан;
в) считает, что соблюдение правил – это проявление слабости.
6. Каковы причины конфликта?
а) грубость;
б) слабохарактерность;
в) эгоизм;
г) доброта;
д) ответственность;
е) различие взглядов.
7. Может ли быть конфликт без насилия?
а) да;
б) нет;
в) всегда.
8. К какому понятию относится определение « состояние взаимной вражды, серьёзная размолвка»?
а) конфликт;
б) ссора;
в) противоречие
.
Рефлексия.
Составьте синквейн
Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержания синквейна
Вторая строка - два прилагательных , характеризующих данное понятие;
Третья строка - три глагола, показывающее действие понятия;
Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение;
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятия.












15