Исследовательская работа История одной фотографии


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Никольская школа»
IV областной заочный конкурс краеведческих исследовательских работ
«История в фотографиях»
Исследовательская работа по краеведению
«История одной фотографии»
Выполнили
учащиеся 3 класса
МОУ Никольская школа
Email: nik.skola@mail.ru
руководитель
учитель начальных классов
Светлова Надежда Николаевна
д. Никола
2015 год
Оглавление
Обоснование исследовательской работы…………………………………3
Введение……………………………………………………………………4
Особенности изготовления портретных снимков в 60 – е года прошлого столетия ……………………………………………………………...6
История одной фотографии……………………………………………...7
Страницы необыкновенной жизни……………………………………………..8
Заключение……………………………………………………………….11
7.Используемые источники…………………………………………………….12
8. Приложение 1…………………………………………………………………13
9. Приложение 2…………………………………………………………………14
10. Приложение 3………………………………………………………………..15
11. Приложение 4………………………………………………………………..16
12. Приложение 5………………………………………………………………...17
13. Приложение 6………………………………………………………………...18
14.Приложение 7…………………………………………………………………19
Фотография не бесстрастное зеркало мира, художник в фотоискусстве способен выразить свое личное отношение к запечатляемому на снимке явлению через ракурс съемки, распределения света, светотени, умение правильно выбрать момент съемки и т. д…
(Фотография.
Энциклопедический справочник).
Обоснование исследовательской работы.

Что послужило основанием для начала исследования? На занятиях кружка по внеурочной деятельности «Истоки» учитель показала нам пожелтевший от времени снимок и рассказала, что он был сделан в первые дни Великой Отечественной войны. Захотелось узнать о судьбах людей, изображённых на снимке. Великая Отечественная война 1941-1945 годов остаётся для нашей страны главным событием истории, предметом гордости и источником уважения к своему народу и к своей стране. В настоящее время историки располагают огромным массивом печатных изданий, освещающих различные периоды Великой Отечественной войны. Но в последние годы все больший научный и практический интерес для исследователей вызывают фотодокументы.  В отечественной и зарубежной исторической литературе, и публицистике, которые посвящены теме войны, этот вид источников (фотодокументы) используется в основном в качестве иллюстративного материала и практически не исследуется. Но надо отметить, что обращение к фотодокументам как к историческим источникам предоставляет исследователю разнообразные, порой уникальные сведения. Их ценность не вызывает сомнений, так как возникает возможность расширения и углубления источниковедческой базы работ, посвящённых теме Великой Отечественной войны.
Введение.
Тема исследования актуальна, так как даже самая маленькая фотография может рассказать намного больше, чем несколько страниц исторической книги. Чем старее снимок, тем интереснее его исследовать.
Проблема, поднимаемая в работе, заключается в том, что сегодня мы мало знаем о людях, которые жили на нашей Никольской земле и творили её историю. 2015 год – год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Есть ещё имена, о которых мы должны знать.
Объектом данного исследования стала фотография, хранящаяся в краеведческом уголке сельской библиотеки д. Никола.
Предметом исследования стало изучение судьбы одного из запечатлённых на снимке людей.
Цель исследования: выяснить, кому принадлежала фотография, изучить судьбу этого человека.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать фотоматериал.
Найти информацию о человеке, запечатлённом на фотографии.
Изучить биографию человека, запечатлённого на снимке.
 Методы исследования:
Изучение и анализ фотоматериала, источников.
Опрос.
Обобщение и систематизация материала.
Гипотеза:
Через фотографию человека можно узнать его судьбу. Источниками данного исследования стали: фотография из краеведческого уголка сельской библиотеки.
Хронологические рамки данного исследования охватывают период с 1930 по 2015 год.
Основные этапы исследования.
1.Первыми шагами в исследовательской работе было сначала знакомство с тем, как появились фотографии, а затем тщательное изучение заинтересовавшей нас фотографии. По имеющейся у нас информации мы определили дальнейшие пути нашего исследования.
2.На втором этапе поисково-исследовательской работы мы изучали и анализировали информацию, ее достоверность и историческую ценность.
Практическая значимость исследования: данный материал может быть использован при подготовке классных часов, внеклассных мероприятий, при оформлении музейной экспозиции. Главным итогом работы должно стать повышение интереса школьников к истории нашей малой родины.
Особенности изготовления портретных снимков в 60 – е года прошлого столетия. [1]

За относительно короткую историю своего существования фотография, датой рождения которой считают 7 января 1839 года, проникла и органично вписалась во все сферы жизни и деятельности человека. Универсальность технических и творческих приёмов и средств, способность отображать практически любые объекты, события и явления материального мира), возможность передавать эмоциональное состояние человека позволяет фотографии быть уникальным средством запечатления истории и культуры народов, эффективным методом научного познания, естественным и понятным посредником в общении между людьми. Этим объясняется непреходящий интерес к фотографии. Фотоснимок зачастую является главным и единственным объективным свидетелем прошедшего времени.
В конце IX в начале XX столетия это было дело профессионалов. Фотографию сравнивали с «чудом» и это было очень дорогим удовольствием. Далеко не каждая семья могла позволить себе иметь фотографические снимки. Как свидетельствует история, первый советский любительский фотоаппарат был выпущен московской фабрикой в 1930 году. И только после Великой Отечественной войны фотография становится привычным делом и переходит из профессиональной в любительскую.
Разглядывая эту старую фотографию, мы думали о том, что время безжалостно, ничего нельзя вернуть и исправить, чтобы подробнее узнать о тех людях и событиях, которые происходили до нас. Не из учебника истории, а именно через судьбы конкретных людей.
Одна из фотографий нас заинтересовавшая, заставила нас задуматься Кто автор? Он остался непризнанным и неизвестным? На эти и другие вопросы мы и постараемся ответить в процессе исследовательской работы.
История одной фотографии. [2]
Анализ предмета изучения.
Описание фотоснимка:
На фотографии изображен Каменев Леонид Андреевич
Автор неизвестен.
Фото выполнено в черно-белом цвете.
Мужчине, запечатлённому на снимке примерно лет 25-30, смотрит прямо в объектив.
Выражение лица спокойное, по позе можно судить об уверенности характера этого человека.
Одежда военная, на голове - фуражка..
Сохранность: небольшие потертости, края немного помяты.
На обратной стороне фотографии имеется надпись карандашом:
«..посылаю фотографию…похудел здорово я…думал не посылать.., что
ее захватит мама, когда приедет сюда. Но до ноября не скоро, а посему посылаю сейчас. Хорошо ли вышел, мне лично не нравится. Хотя, что же «не вини зеркало, если рожа кривая».
Фотография хранится в краеведческом уголке сельской библиотеки.
Ранее нигде не публиковалась.
Легенда фотоснимка: Снимок был подарен Гореловой (Каменевой) Ю.В. , двоюродной внучкой Каменева Л.А., заведующей, Никольской сельской библиотекой из ее семейного архива.

360616512255500 
Страницы необыкновенной жизни…[3]
Узнав историю фотографии Каменева Леонида Андреевича, мы познакомились со следующим материалом.
Из рассказа Гореловой (Каменевой О.Ю.)
… Двоюродные братья моего деда... (который тоже воевал и, к счастью, вернулся живым. Дед умер задолго до моего рождения)- вот о них я и хочу немного рассказать.
Их было пятеро. Каменевы: Леонид, Александр, Виктор, Михаил, Павел и ещё сестра Евгения. Их семья относилась к духовному сословию, (их родственники служили в церквах г. Устюжны и Ильинско-Слёзкинской в д. Ильинское, Николо - Знаменской в д. Никола/. А многие десятилетия про этот социальный слой не принято было говорить и люди скрывали своё происхождение. Несмотря на все трудности, братья постарались получить образование, а в те годы сделать это было весьма не просто, ведь предпочтение отдавалось рабочим и крестьянам. Но упорства им было не занимать.
Леонид. Он с детства мечтал стать военным и стал им. Окончил военное училище и, когда началась война, сразу же был отправлен на фронт. Я не знаю, получала ли его жена письма с фронта. Дело в том, что призван на службу он был не из нашего района, а из Ленинградской области, где служил и незадолго до войны женился.
А мать, Анастасия Павловна, которая жила здесь, в деревне, писем с фронта не получала. Её только известили о том, что её сын Каменев Леонид Андреевич, пал смертью храбрых на поле боя в первый год войны. Единственная весточка от живого сына - это его надпись, сделанная карандашом на этой фотографии, которую он послал матери. Ещё одна фотография, где Леонид с женой и матерью Анастасией Павловной. (Приложение 2) [14]
Не успело материнское сердце оправиться от этого горя, как вновь в дом постучалась зловещая весть. Погиб её другой сын - Павел. Строки сообщения скупы: « Погиб в плену». (Приложение 3) [15]
Самый младший из братьев – Михаил. В детстве любил возиться в саду, ему нравилось заниматься с растениями, и он был первым помощником матери на огороде. Может быть, поэтому у него не возникло сомнения, когда встал выбор жизненного пути - только сельское хозяйство. Он становится студентом Тимирязевской Академии. Как знать, может быть, из него вышел бы второй Мичурин... Если бы не война... Анастасия Павловна так и не узнала, где и как погиб её младшенький. (Приложение 4) [16]
Александр. Его мечта детства тоже сбылась. Он стал учителем математики. Но всё перечеркнула война. Александр также ушёл на фронт. Он прошёл почти всю войну, получил звание младшего лейтенанта. И, когда, казалось бы, победа совсем близко - он погиб в 1945 году. К сожалению, место его гибели неизвестно. Я только знаю, что его жена в войну работала в Никольской школе учителем географии, а затем уехала на свою родину, в Ленинградскую область. (Приложение 5) [17]
Ночами мать молила Бога только об одном, чтобы он спас жизнь последнего, пятого сына-Виктора. (Приложение 6) [18]
« Виктор» в переводе означает « победитель». Видимо, судьба всё-таки сжалилась - он остался жив, хотя вернулся инвалидом. Виктора Андреевича я хорошо помню. Он тоже был учителем, одно время после войны работал за Устюжной в д. Зимник, затем жил в родительском доме, в деревне Никола. Военная судьба его тоже была трудной. Рассказывать о себе он не любил. Только знаю о его фронтовой судьбе то, что он без сознания, раненый попал в плен. Несколько раз пытался бежать, но все попытки были неудачными. Помню, как он рассказывал, что одна попытка почти что удалась. Перебравшись через колючую проволоку ночью, в тумане, он и его товарищи спрятались в ржаном поле, но немцы с собаками настигли их и затем за побег жестоко избили, он потерял сознание. « Кормили нас баландой, смешанной с опилками, на работу гоняли, измывались. Многие пленные падали, умирали на глазах; если упадёшь на работе - добивали немцы. Меня спасало, наверное, то, что я был выносливым. После освобождения нашими войсками попал в штрафбат, т.к. тем, кто был в плену, не доверяли. Жестокое было время; многие за то, что были в немецком плену, после войны попадали в лагеря дома, в России. Из одного ада в другой. Но Виктору « повезло», т.к. впереди ещё была война. А штрафников посылали в самое пекло... На теле у Виктора Андреевича было много шрамов - отпечатков той страшной войны. Человек он был непростой, сложный в общении. Это неудивительно, зная его судьбу.
Не сложилась личная жизнь и у их сестры Евгении, которая всю жизнь учительствовала. Она так и не встретила свою судьбу. Ни у кого из братьев не было детей... Если бы не война...
В 2010 году на сайте http://obd-memoriai.ru/ стали публиковать списки 750-ти тысяч военнопленных, содержащихся в годы Великой Отечественной войны, в лагерях Германии. Повезло найти в списках не только фамилию Каменева П.А., но и его персональную карточку. (Приложение 7) [19]
Ошибки быть не могло, хотя там было много однофамильцев. Педантичные немцы не только учитывали личную информацию, но и указывали данные родителей: имя отца - Андрей и девичья фамилия матери - Озеревская. Здесь же помещены отпечатки пальцев Павла. Попал в плен -14 сентября 1941 года в местечке Даго, содержался в лагере - шталаг XXI С/Н Вольштайн, лагерный номер 6976. Умер 24 декабря 1941 года. Указано место захоронения - Волльштайн. К сожалению, попытки найти ещё что-нибудь о братьях не увенчались успехом. Хотелось бы найти следы о Леониде; введя запрос по электронной Книге памяти по Ленинградской области ничего не удалось найти - его имени нет даже там... Быть может, по прошествии какого-то времени, будут публиковаться и ещё какие архивные материалы о той страшной войне и удастся найти какие-либо сведения ещё о ком-нибудь... Хочется верить, что новому поколению будет небезразлично узнавать о тех временах и событиях, в которых жили их деды и прадеды.
Заключение.
В результате исследовательской работы мы узнали интересные факты из истории развития фотографии, узнали подробности биографии наших земляков. Фотография рассказала о судьбе человека, участника Великой Отечественной войны. Изучив биографию нашего земляка, мы как будто окунулись в прошлое и прожили интересную жизнь вместе с ним. Ведь недаром считается: «Судьба человека и его страны неразделимы». От себя мы хотим добавить: « Этот человек прожил свою жизнь ради родной страны, на благо её граждан».
Практическая значимость работы в том, что материал будет использован на уроках истории, на внеклассных мероприятиях. В нашем классе провели классный час, посвященный семье Каменевых. (Приложение 9) [20]. Исследовательская работа размещена на школьном сайте.
Задачи исследования выполнены, цель достигнута.
В результате работы мы пришли к следующим выводам:
1. Одна фотография может содержать в себе неисчерпаемую информацию.
2. Прошлое, запечатленное на старой фотографии, близко и дорого нам. Оно учит помнить своих земляков, с уважением относиться к их жизни.
3. Исследуя старые фотографии, соприкасаешься с историей страны и судьбами людей, которые вложили свой скромный вклад в служение обществу и стране.
4. Необходимо изучать историю своей малой родины, потому что без знания прошлого нельзя построить будущее.

Источники.
1.Фотография. Энциклопедический справочник./ Беларусь. Энциклопедия; редкол. П.И. Бояров и др. – Мн.: БелЭн, 1992г.
2..Документы краеведческого уголка сельской библиотеки д. Никола. 3.Записи беседы с Каменевой О.Ю.
4.Веб-ресурсы: www. obd-memorial. гu
Приложение1.

Леонид с матерью.

Леонид с матерью Анастасией Павловной и женой.
Приложение 4

Михаил
Приложение 5.

Павел
Приложение 6

Александр
Приложение 7.

Каменев В.А./справа/ с ветераном войны Валовым К.К.
Приложение 8.

Персональная карточка Каменева П.А.