Словарная работа — один из эффективных методов работы по формированию словаря в коррекционной школе VIII вида.


Словарная работа - один из эффективных методов работы по формированию словаря в коррекционной школе VIII вида.
Каждому ясно, чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. Однако далеко не все понимают важность той роли, которую словарный запас играет при овладении ребенком грамотным письмом. Эта роль исключительна, и связана она с тем, что для усвоения и применения многих грамматических правил нужно уметь быстро и правильно подбирать проверочные слова. Но это возможно только при достаточно большом словарном запасе и правильном понимании лексического, смыслового значения каждого слова.
Например, для того чтобы узнать, какую букву (Е или И) нужно писать в словах лиса, лисица, надо подобрать такое проверочное слово, в котором сомнительная гласная И оказалась бы под ударением. Ученики, имеющие недостаточный словарный запас и слабо ориентирующиеся в смысловом значении слов, вместо проверочных слов лис или лисий зачастую подбирают слово лес, что приводит к ошибочному написанию слова лиса. К тому же проверочные слова многие дети вспоминают крайне медленно, а это значит, что при письме под диктовку они просто не успевают этого сделать, и вынуждены писать наугад — как слышат.
Для предупреждения такой ситуации необходимо еще в дошкольном возрасте уделить накоплению детьми словарного запаса самое серьезное внимание. При этом заботиться нужно не только об усвоении ребенком как можно большего количества слов, но также и о правильном понимании их значений и смыслового родства. Кроме того, очень важно, чтобы словарный запас ребенок накапливал не хаотично, как это происходит в большинстве случаев, а в определенной системе.
Внешне сходные проявления нарушения речевой деятельности и бедности словарного запаса могут иметь разный характер и затрагивать различные компоненты речевой деятельности.
Когда ученик приходит в 3 класс, до этого с ним уже все 2 года занимался логопед. Логопед должен путем тщательного специального обследования, прежде чем приступить к коррекционной работе, выяснить характер нарушения речевой деятельности, словарный запас и потенциальные возможности обучающегося. По его рекомендациям я веду работу на уроке, с этим ребёнком.
Развитие словарного запаса обучающихся специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства умственно отсталых обучающихся типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя.
Обучение в коррекционном учреждении оказывает решающее воздействие на психическое развитие умственно отсталых детей. Под влиянием его происходит как общее, так и речевое развитие обучающихся: увеличивается и уточняется словарь, совершенствуется умение пользоваться уже имеющимися грамматическими формами и происходит овладение новыми, уточняется звуковой состав слова, развиваются навыки звукового анализа и синтеза.
Но помимо особенностей развития речи, характерных для всех умственно отсталых детей, у значительной части обучающихся коррекционного учреждения имеются те или иные нарушения речи: неправильное произношение звуков - фонетический дефект, дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание.
Бедность словарного запаса еще более усугубляют недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых обучающихся, затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве случаев ведут к нарушениям письменной речи.
Я набирала в 1 класс.Через 2 года я решила провести эксперимент.
Дети с разным уровнем подготовки. И я решила провести экспериментальное исследование эффективности словарной работы ( ответы на вопросы и составление предложений по картинкам)в 3-6 классе школы VIII вида.
Я поставила перед собой цель: определение эффективности словарной работы в 3-6 классе (уроки от единичной формы ( знакомство с новыми словами, составления предложения), составления рассказов с элементами
творчества)
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
11ровести констатирующий эксперимент.
Сделать соответствующие выводы.
Гипотеза: правильно организованная словарная работа на уроках в коррекционной школе, способствует улучшению и обогащению словарного запаса умственно отсталых учащихся специальной коррекционной школы VIII вида.
Ниже в таблице 1 представлены данные испытуемых, учащихся в 3-6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Из класса в исследовании принимали участие 5 учащихся.
36 класс
№ Имя
1 Саша Б
2 Алина С
3 Наташа Б
4 Данил П
5 Анна М
Констатирующий эксперимент
Констатирующий эксперимент направлен на определение словарного состава у умственно отсталых учеников в двух пятых классах.
Для этого мною были применены некоторые методики, позволяющие определить уровень словарного запаса учащихся.
В обучении большое значение приобретает формирование и развитие словарного состава детей, как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей.
Особое внимание в формировании словарного состава необходимо уделять при проведении коррекционной работы с умственно отсталыми детьми. У детей школьного возраста наблюдается значительное отставание в формировании навыков описательно-повествовательной речи, связанное с бедностью словарного запаса. Серьёзные затруднения возникают у таких детей при пересказе и составлении рассказов по наглядной опоре (например, серии сюжетных картин).
Я включила в исследование несколько последовательных экспериментальных заданий.
Получились следующие данные.
Первое задание заключалось в составлении детьми предложений (на вопрос: «Скажите, что здесь нарисовано?») по пяти отдельным картинкам, изображающим простые действия (мальчик поливает цветы из лейки, девочка ловит бабочку сачком, девочка делает зарядку, мальчик пускает кораблик по ручью, мальчик строит дом из кубиков). Задание предназначалось для выявления у детей умений построить фразу, адекватно передающую изображенное действие.
Данные исследования словарного состава при выполнении первого
заданияКрасный - хорошо ( 8-10 слов)
Зелёный - удовлетворительно ( 6-8 слов)
Синий - до 6 слов
По данным, представленным в таблице, можно сделать вывод, что у детей довольно слабый словарный запас. В своих рассказах они использовали
всего 5-9 слов.
Кроме того, дети испытывали трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной фразы, в связи, с чем возникла необходимость в дополнительном вопросе, требующем назвать изображенное действие («Что делает мальчик, девочка?»). У большинства детей при этом отмечались ошибки на употребление словоформ, нарушающие связь слов в предложении, длительные паузы с поиском нужного слова, нарушение порядка слов. У 3 испытуемых из 5 наблюдалось сочетание выраженных в разной степени трудностей смыслового и синтаксического характера.
Ещё большие затруднения вызывало у детей выполнение второго задания - составление предложение по трем картинкам (с изображением девочки, корзинки и леса). Задание было направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания. Несмотря на задаваемый всем детям вопрос: «Что сделала девочка?», только 3 испытуемых смогли составить предложение самостоятельно, с учетом взаимосвязи всех трех картинок. Остальным испытуемым задание объяснялось повторно (с указанием на пропущенную картинку), но и после повторения вопроса детям не удалось составить фразу с учетом всех трех смысловых звеньев. У 2 отмечались выраженные синтаксические затруднения. При этом я фиксировала количество названных слов.
Данные исследования словарного состава при выполнении второго
задания.
36 класс
№ Имя Результат
1 Саша Б 6
2 Алина С 6
3 Наташа Б 6
4 Данил П 4
5 Анна М 4
Но данным, можно сделать вывод, что ребята использовали в своей речи довольно мало слов. Многие слова очень часто повторялись, поэтому они не засчитывались.
Третье задание имело целью выявить возможности умственно отсталых детей в воспроизведении небольшого по объёму текста знакомой сказки («Репка»), Три человека из пяти не смогли выполнить задание, остальные составили пересказ с той или иной помощью экспериментатора.
Было установлено, что затруднения у детей чаще всего возникали в начале пересказа, при воспроизведении последовательности появления новых персонажей сказки и особенно ритмизированного повтора. В пересказах почти всех детей наблюдались нарушения связности изложения (неоднократные повторы фраз или их частей, искажения смысловой и синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов, и т.д.).
У 3 детей (70%) трудности в составлении пересказа носили резко выраженный характер (смысловые ошибки, нарушения связности, пропуски фрагментов' текста и т.п.). Делаю выводы, что у детей - низкий уровень фразовой речи, (объём, структура фраз, бедность языковых средств).
Также как и в предыдущих случаях, я считала количество слов.
Дачные исследования словарного запаса при выполнении третьего
задания.
Збкласс№ Имя Результат
1 Саша Б 12
2 Наташа Б 12
3 Алина С 10
4 Данил П 8
5 Анна М 8
По данным таблицы видно, что результаты у детей не намного расходятся. Отсюда можно сделать вывод, что словарный запас детей довольно слабый.