Представление профессионального опыта на конкурс «Учитель года – 2017» по теме: «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Борская средняя общеобразовательная школа»
Представление профессионального опыта на конкурс «Учитель года – 2017» по теме:
«Инновационные подходы в преподавании изобразительного искусства как способ социализации личности обучающихся в современной школе»
Учитель изобразительного искусства, технологии и черчения
Дмитриева Светлана Александровна.
Я - учитель изобразительного искусства. Свою задачу вижу в том, чтобы формировать духовную культуру личности школьников, формировать пространственное воображение, развивать навыки творческого восприятия окружающего мира и умение передавать свое отношение к нему.
Но как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить увлекательным, как с современными детьми говорить на современном языке? Многие из нас  задают подобные вопросы, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему. Что же можно сделать в этой ситуации?
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - утверждал В. Сухомлинский. Эти слова не потеряли своей значимости. Чтобы ученикам было интересно учиться, а нам, учителям, интересно учить, необходимо повышать свою информационную культуру, идти в ногу со временем. Я старюсь сочетать в своей педагогической деятельности традиционные и новые методы обучения.
Изобразительное искусство – интересный, но сложный предмет, содержащий в себе знания о композиции, пропорциях, перспективе, это особый язык и способ художественного познания.
Так как уроки изобразительного искусства построены на зрительном ряде, использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает мне подготовку к уроку, где часто используется наглядность. Использование ИКТ помогает ученикам погрузиться в мир искусства, в пространство и время, виртуально посетить крупнейшие музеи мира, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора. При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет учителя, а лишь дополняет.
Мною выстроена целая система уроков изобразительного искусства, где продуманы все этапы с применением личностно-ориентированного подхода в обучении. На уроке я стараюсь создать ситуацию успеха для каждого ребёнка, учитывая его способности. Сочетаю индивидуальную и групповую формы работы, работу в парах. Применяю в практической деятельности на уроках различные художественные материалы, техники.
Для того чтобы дети больше в своих рисунках отражали впечатлений от окружающей жизни, я предлагаю им на уроках нетрадиционные техники: парафиновая техника или рисование свечой, восковыми мелками; рисование акварельными карандашами; кляксография; аппликация; мозаика; вырезание; бумажная пластика и многое другие. Например, при изучении темы «Мир наших вещей. Натюрморт» обучающиеся 6 класса осваивают необычные материалы и способы изображения, такие как монотипия, эстамп, граттаж. Это даёт ребятам возможность найти выразительные средства для создания самостоятельной работы, способствует расширению их знаний об изобразительном искусстве, делает изобразительную деятельность более привлекательной и интересной.
В итоге целенаправленной работы по использованию нетрадиционных технологий на уроках изобразительного искусства мне удалось получить положительную динамику роста по следующим показателям:
Уровень способностей учащихся к творчеству
2013-2014
учебный год 2014-2015
учебный год 2015-2016
учебный год Динамика
5-6 классы 47% 58% 68% Увеличение на 21%
Использование нетрадиционных техник дает положительную динамику успешности реализации творческих способностей, повышения интереса к предмету.
Для развития творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования я использую проектную деятельность на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую. На протяжении изучения темы «Человек и пространство. Пейзаж» в 6 классе дети имеют возможность самостоятельно подобрать репродукции, слайды, сделать фотоснимки природы родного края. Проект может выполняться совместно, например, с учителем литературы как интегрированный. Кроме того, ученики готовят короткие сообщения о мастерах пейзажа, проводят поисковую работу. При знакомстве с темой «Городской пейзаж» обучающиеся самостоятельно выбирают технику выполнения работы, создают как индивидуальные, так и групповые панно с изображением реального или фантастического города будущего в технике «коллаж».
На итоговом уроке при изучении темы «Вглядываясь в человека. Портрет» дети представляют проекты по выбранной теме, например, «Портретное искусство ХХ в.», «Военный портрет», «Детский портрет в живописи». Ученики 6 класса с большим интересом выполняют проект «Детский портрет в годы войны». Современные дети далеки от этой темы, но именно проектная деятельность помогает им узнать о развитии жанра портрета в годы войны, о том, как художники создавали свои рисунки и в рядах Красной Армии, и в осажденном Ленинграде, и в тылу, где все было подчинено заданиям фронта. Дети приходят к выводу, что графика, с помощью которой выполнена работа, показывает разные стороны войны, разные грани жизни в этот ответственный период истории нашей Родины. Проведя исследовательскую работу по интересующим их проблемам, ученики включаются в творческий процесс. Результатом работы является не только окончательный продукт, но и развитие в детях качеств, необходимых в дальнейшей их взрослой жизни. Дети учатся работать в коллективе, с разными людьми, в разных ситуациях, учатся прислушиваться друг к другу, воспринимать разные мнения. Ученики вместе познают мир, в котором живут, интеллектуально развиваются, максимально раскрывают свои творческие способности и учатся применять их в жизни, даже в своей будущей профессии. Во время работы над проектами развиваются на только ученики, но и я сама. Мне постоянно приходится совершенствоваться в своем мастерстве, чтобы идти в ногу со временем и растить действительно современных и творчески мыслящих людей.
В конце изучения каждой темы по изобразительному искусству я провожу обобщающие нетрадиционные уроки. Создаются группы учеников, которые сами решают, как составить завершающий урок, чтобы проявить себя. Дети превращаются в сценаристов, художников, технологов, знающих компьютерную технику, музыкантов и мастеров, представляющих свои работы, выполненные по индивидуальному замыслу. На обобщающем уроке обязательно организуется выставка с участием лучших работ каждого ученика, проводится презентация выставочных проектов, которые готовились в течение года. При обсуждении детских работ предоставляем слово преимущественно авторам, чтобы они рассказали о своём отношении, которое они хотели выразить в работах. 
В конце каждого урока у ребят есть поисковое домашнее задание, и уже важно, что при этом они вовлекают родителей в процесс творчества. Для достижения успеха важна мотивация, поэтому в обсуждении всех тем, возникает вопрос: зачем? Не только что и как изображено, декорировано, но и зачем это делалось? Что этим выражалось?
 При обучении детей изобразительному искусству в своей деятельности я не обхожусь без межпредметных связей.  Проблема межпредметных связей интересовала педагогов еще в далеком прошлом. Прогрессивные педагоги – Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, – подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы «в голове ученика».  
Нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только их совокупность может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. В целях формирования в сознании школьников более ярких образов, лучшего понимания изучаемого материала я привлекаю исторический материал, дополнительные сведения об авторе произведения искусства, процессе его создания, тем самым осуществляя связь урока изобразительного искусства с историей. Для усиления эмоционального воздействия я использую музыкальные произведения, соответствующие изучаемой теме, ввожу поэтическое слово на уроке. Слово на уроках изобразительного искусства играет важную роль. От того, какие слова я найду, чтобы создать нужное настроение, во многом зависит успех урока. В этом мне помогает поэтический и прозаический текст. Литературный материал помогает выстраивать драматургию урока.
Я работаю учителем в сельской школе, и мне приходится совмещать преподавание разных предметов. Помимо уроков изобразительного искусства я веду уроки технологии и элективный курс по черчению.
Уроки технологии и изобразительного искусства в рамках изучения народного творчества и декоративно-прикладного искусства тесно взаимосвязаны друг с другом. Знания, полученные, при изучении темы «Народный праздничный костюм», можно применить на уроках технологии, где идет знакомство с фартуком, как элементом русского костюма. При изучении темы «Значение вышивки в народном костюме» также прослеживаются связи с уроками технологии, где на практике происходит выполнение вышивки по мотивам традиционных орнаментов.
Я стараюсь дать детям знания, необходимые им в дальнейшем при изучении нового предмета «Черчение». Эти предметы имеют много общих вопросов. Черчение постоянно опирается на пространственные представления, развитию которых я стараюсь уделять большое внимание на уроках изобразительного искусства, начиная с 6 класса. Вследствие этого обучающиеся в старших классах не испытывают больших трудностей при изучении элективного курса «Черчение с элементами компьютерной графики». Мои выпускники готовы к обучению в средних и высших учебных заведениях, где требуется современное графическое образование.
Искусство служит познанию окружающей действительности. Подобно языку, оно является средством общения людей, помогает детям познать и развить собственные способности и возможности. Особенно это в полной мере проявляется при занятии внеурочной деятельностью, где ребенок раскрывается как личность.
Моя программа внеурочной деятельности представлена курсом «Волшебная кисточка», который имеет практическую направленность. Изучение курса позволяет детям освоить азы художественного мастерства, расширить горизонты мировоззрения. Вовсе не обязательно, что каждый из тех, кто посещает занятия в кружке, свяжет свою жизнь с творчеством, но согласитесь, понимание гармонии и цвета вполне может пригодиться. Позитивные эмоции и восторг детей – гарантированы! Занятия в кружке увлекают, будят воображение, интерес к творчеству. Для гармоничного развития детей, помимо живописи и рисунка, я использую материалы разного происхождения и с самыми разнообразными свойствами. Например, шишки и желуди, которые на одном из занятий мы превратили в шахматы, а также познакомились с историей возникновения этой игры и названием шахматных фигур. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях работы учащихся используются как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении школы, а лучшие работы занимают достойное место на выставке.
Постепенно на смену первым неуверенным наброскам приходят вполне зрелые работы, за каждой из которых стоит душа ребенка.
Многолетняя практика показывает, всё зависит от меня, как я готова к уроку, с каким умением, иллюстративным материалом иду в класс. Из года в год я стараюсь пополнить свою педагогическую копилку. Составом группы педагогов Ленинградской области, в которую входила и я, разработано электронное пособие для учителя изобразительного искусства на тему «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», 5 класс (предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского). Методическая разработка была представлена на областной «Ярмарке инноваций в образовании» и стала лауреатом в номинации «Современные образовательные технологии» в 2014 году. Пособие даёт возможность учителю изобразительного искусства просто и доступно, с максимальной степенью эффективности использовать развитие пространственно-визуального мышления как форму эстетического освоения мира на уроках изобразительного искусства в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС.
С целью распространения педагогического опыта я создала персональный сайт на учебных порталах Инфоурок и Мультиурок. Являюсь активным подписчиком и пользователем различных сетевых содружеств и цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), чтобы быть в курсе тенденций развития образования в России и странах СНГ.
Я не ставлю целью сделать из учащихся специалистов в той или иной области изобразительного искусства, хотя среди выпускников есть и дизайнеры, и художники, и архитекторы, а пытаюсь почувствовать, как происходит процесс их творчества. Я также надеюсь на то, что кем бы ни был ученик в дальнейшем, все это обязательно пригодится ему в жизни.
Учить детей радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии и, конечно, любит детей. Как говорила Елена Ивановна Рерих: «Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни».