Компетентно-ориентированные задания по физике


МБОУ Алексеево-Лозовская СОШ







КОМПЕТЕНТНО
· ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

ЗАДАНИЯ ПО ФИЗИКЕ







ПОДГОТОВИЛ:
учитель математики – физики
МБОУ Алексеево-Лозовская СОШ
Чертковского района
Ростовской области
ШКОНДА ВИКТОР ЕГОРОВИЧ
















2012
Компетентно - ориентированные задания по физике


Пример № 1.

Контекст – явление окружающей действительности.
Содержательная принадлежность – МКТ.
Деятельностная компонента:
предметные умения – использовать понятийный аппарат школьного курса для объяснения явления и процесса, описанных в отрывке;
умения работать с информацией – понимать смысл использованной в тексте физического термина.
Форма задания – с выбором ответа.
Уровень сложности – базовый.

А. С. Пушкин.
«Евгений Онегин» (отрывок)
Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дыша, Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О. да Е.

Какой физический процесс наблюдается в описанном случае? (1 балл).
А. конденсация. Б. испарение. В. кристаллизация. С. конвекция.


Пример № 2.

Контекст – явление окружающей действительности.
Содержательная принадлежность – Работа. Мощность. Энергия.
Деятельностная компонента:
предметные умения – использовать понятийный аппарат школьного курса для объяснения явления и процесса, описанных в отрывке;
умения работать с информацией – отвечать на вопросы, требующие использования информации из текста.
Форма задания – с выбором ответа.
Уровень сложности – базовый.



В.Я.Брюсов.
«На санках» (отрывок)

Санки, в радостном разбеге,
Покатились с высоты.

Какие преобразования энергии происходят при скатывании санок с горки? (1 балл).
A. Кинетическая энергия переходит в потенциальную, и совершается работа против сил трения.
Б. Потенциальная энергия переходит в кинетическую, и совершается работа против сил трения.
В. Кинетическая энергия переходит в потенциальную, и совершается работа против силы тяжести.
С. Потенциальная энергия переходит в кинетическую, и не совершается работа.


Пример № 3.

Контекст – явление окружающей действительности, поддающиеся объяснению при помощи физических формул.
Содержательная принадлежность – Гидростатика.
Деятельностная компонента:
предметные умения – использовать понятийный аппарат школьного курса для объяснения явления и процесса, применять количественные расчеты с использованием соответствующих формул;
умения работать с информацией – выделять явно заданную в тексте информацию (отвечать на прямые вопросы к содержанию текста).
Форма задания – с развернутым ответом.
Уровень сложности – базовый.

Избыточное давление, при котором человек может безопасно дышать, обычно не превышает 0,3 атм. Исходя из этого, определите максимальную глубину, на которой человек может дышать через трубку, находясь в озере. (3 балла).

Образец возможного решения.

Используя формулу для расчета давления в жидкости 13 EMBED Equation.3 1415, выразим глубину 13 EMBED Equation.3 1415 (1). (1 балл).
1 атм.
· 105 Па; 0,3 = 3
·104 Па; плотность воды 103 кг/м3. (1 балл).
Подставляя в формулу (1) численные значения, получаем: h = 3 м. (1балл).
Пример № 4.

Контекст – явление окружающей действительности, поддающееся объяснению при помощи физических формул.
Содержательная принадлежность – Изменение агрегатных состояний вещества.
Деятельностная компонента:
предметные умения – использовать понятийный аппарат школьного курса для объяснения явления и процессов окружающей действительности;
умения работать с информацией – выделять явно заданную в тексте информацию (отвечать на прямые вопросы к содержанию текста).
Форма задания – с развернутым ответом.
Уровень сложности – базовый.

Зимой ветровое стекло автомобиля с помощью специального вентилятора обдувается воздухом. Какое это имеет значение? (2 балла).

Образец возможного решения.

Обдуваемый воздух испаряет кристаллики льда, образующиеся на стекле. (1 балл).
Это предотвращает запотевание стекла и моментальной кристаллизации , что позволяет водителю увеличить видимость дороги. (1 балл).


Пример № 5.

Контекст – явление окружающей действительности, поддающееся объяснению при помощи физических формул.
Содержательная принадлежность – МКТ.
Деятельностная компонента:
предметные умения – применять количественные расчеты с использованием соответствующих формул и законов, выстраивать собственный алгоритм решения задачи, комбинируя стандартные алгоритмы;
умения работать с информацией – выделять явно заданную в тексте информацию (отвечать на прямые вопросы к содержанию текста).
Форма задания – с развернутым ответом.
Уровень сложности – высокий.

Школьник Вася, проводит дома физический эксперимент, а его младший брат Петя пытается ему помогать. Вася налил в банку 1 л воды при температуре 20 °С, поместил в воду кипятильник мощностью 1 кВт, включил его и вышел в соседнюю комнату поговорить по телефону с одноклассником. Вернувшись через 5 мин, он измерил температуру воды в банке, и оказалось, что она равна 60°С. Выяснилось, что Петя на некоторое время отключал кипятильник, пока Вася разговаривал по телефону. Сколько времени длилась Петина «помощь»? Удельная теплоемкость воды с = 4,2 кДж/(кг
·°С), плотность воды 103 кг/м3. Теплоемкостями банки и кипятильника, а также потерями теплоты пренебречь (10 баллов).

Образец возможного решения.

Чтобы вода нагрелась, как описано в задаче, она должна получить от нагревателя количество теплоты Q = cm
·t. (2 балла).
Чтобы передать такое количество теплоты нагреватель должен работать время равное t0=Q/P. (2 балла).
Следовательно, кипятильник был выключен
·t = t
· t0. (2 балла).
Объединяя все в одну формулу, учитывая соотношение между массой воды и объемом, получаем
·t=срV(t2
· t1)/P. (2 балла).
Расчет, с учетом единиц измерения, дает значение 132 с = 2,2 мин. (2 балла).


Пример № 6.

Контекст – явление окружающей действительности, поддающееся объяснению при помощи физических формул.
Содержательная принадлежность – МКТ.
Деятельностная компонента:
предметные умения – применять количественные расчеты с использованием соответствующих формул и законов, выстраивать собственный алгоритм решения проблемы;
умения работать с информацией – выделять явно заданную в тексте информацию (отвечать на прямые вопросы к содержанию текста).
Форма задания – с развернутым ответом.
Уровень сложности – повышенный.

Двое в столовой взяли на третье чай. Первый сразу же растворил сахар, а второй сначала съел первое и второе, а потом положил в стакан сахар и растворил его. Кто будет пить более горячий чай? (6 баллов).

Образец возможного решения.

Потери тепла в окружающее пространство тем меньше, чем меньше разность температур чая и окружающего пространства. (2 балла).
При растворении сахара происходит поглощение некоторого количества тепла, температура чая при этом падает. (2 балла).
Это значит, что чай с растворенным сахаром потеряет за данное время меньше тепла, чем чай без сахара. Поэтому тот, кто растворил сахар сразу, будет пить более горячий чай. (2 балла).



Пример № 7.

Контекст – явление окружающей действительности, поддающееся объяснению при помощи физических формул.
Содержательная принадлежность – Взаимодействие тел.
Деятельностная компонента:
предметные умения – использовать понятийный аппарат школьного курса для объяснения явления и процесса, выстраивать собственный алгоритм решения проблемы, применять простейшие оценочные процедуры;
умения работать с информацией – переводить информацию из одной знаковой системы в другую.
Форма задания – с развернутым ответом.
Уровень сложности – повышенный.

В открытые железнодорожные вагоны грузили сосновые брёвна. Контролёры измеряли диаметр каждого уложенного ствола. Это нужно было, чтобы потом вычислить объём брёвен. Работа у замерщиков шла медленно. Придётся задержать поезд,
· сказал старший контролёр.
· Сегодня мы никак не управимся. И тут появился изобретатель.
· Пустяки! воскликнул он.
· Поезд уйдёт через пять минут. Возьмите... И он объяснил, что надо взять и что надо сделать. А что бы предложили вы? (4 балла).

Образец возможного решения.

Надо измерять не сами бревна, а их оптическую копию. За несколько минут можно сфотографировать бревна с открытой стороны вагона. (2 балла).
К бревнам надо приложить линейку – для определения масштаба. И поезд можно отправлять: все измерения будут сделаны по снимкам. (2 балла).

Пример № 8.

Контекст – явление окружающей действительности, поддающееся объяснению при помощи физических формул.
Содержательная принадлежность – МКТ.
Деятельностная компонента:
предметные умения – применять количественные расчеты с использованием соответствующих формул и законов, выстраивать собственный алгоритм решения задачи;
умения работать с информацией – выделять явно заданную в тексте информацию (отвечать на прямые вопросы к содержанию текста).
Форма задания – с развернутым ответом.
Уровень сложности – высокий.

Смешали 1м3 воздуха с влажностью 20% и 2м3 воздуха с влажностью 30%, имеющие одинаковую температуру. Определить влажность образовавшейся смеси, если она занимает объём 3м3. (10 баллов).

Образец возможного решения.
По определению относительная влажность воздуха 13 EMBED Equation.3 1415 (1), где 13 EMBED Equation.3 1415плотность насыщенного водяного пара, которая при одинаковых температурах постоянна для любых объёмов; 13 EMBED Equation.3 1415абсолютная влажность воздуха, то есть плотность водяного пара в данном объёме. (2 балла).
Следовательно 13 EMBED Equation.3 1415 (2), где 13 EMBED Equation.3 1415масса смеси двух объёмов воздуха, тогда 13 EMBED Equation.3 1415, следовательно 13 EMBED Equation.3 1415 (3). (4 балла).
Но первый объём воздуха имеет относительную влажность 13 EMBED Equation.3 1415, откуда 13 EMBED Equation.3 1415 (4); а второй объём воздуха имеет относительную влажность 13 EMBED Equation.3 1415, откуда 13 EMBED Equation.3 1415 (5). Подставив значение массы (3), с учётом результатов (4) и (5), в формулу (2), и вынеся общий множитель 13 EMBED Equation.3 1415 за скобки, получим: 13 EMBED Equation.3 1415 (6). Подставив значение абсолютной влажности (6) в формулу (1), после сокращения на постоянный множитель 13 EMBED Equation.3 1415, получим решение задачи в общем виде:
13 EMBED Equation.3 1415 (7)
Подставив данные условия задачи в формулу (7), определим относительную влажность смеси:
13 EMBED Equation.3 1415. (4 балла).

Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native