ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТО-ОРЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТО-ОРЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Ковалёва Ольга Германовна
Очевидно, что система отечественного образования перестала отвечать современным реалиям и, тем более, в опережающем режиме предвосхищать их. На этот факт указывают многочисленные исследования, выполненные как российскими, так и зарубежными учеными [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
По итогам международного сравнительного исследования по оценке навыков работы с информацией PISA российские учащиеся и студенты оказались на 27-м месте среди 32-х стран-участниц [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Поэтому ориентация на компетентностный подход в современном образовании, на формирование ключевых компетенций, которые определяют готовность обучающихся использовать полученные знания, учебные навыки и умения, а также способы деятельности для решения практических и теоретических задач на сегодняшний день очень актуальна.
Компетенция позволяет выполнять неалгоритмизированные действия, конструировать или присваивать новые алгоритмы, способы деятельности. Задача формирования ключевых компетентностей предусматривает не столько пересмотр предметного содержания, сколько изменение технологий образовательного процесса[1].
Деятельность по формированию ключевых компетентностей можно организовать с помощью специальных компетентностно-ориентированных заданий, органично включив их в урок.
Компетентностно-ориентированное задание состоит из: стимула, задачной формулировки, источника информации, бланка для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ), инструмента проверки.
Стимул в компетентностно-ориентированном задании выполняет следующие функции: мотивирует ученика на выполнение задания, включает ученика в контекст задания.
Стимул должен быть настолько кратким, насколько это возможно.
Задачная формулировка однозначно описывает ученику ту деятельность, которую он должен совершить. Задачная формулировка не может допускать различных толкований.
Назначение источника состоит в том, что он содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания. Поэтому главное требование, предъявляемое к источнику, - чтобы он был необходимым и достаточным для выполнения заданной деятельности.
Бланк для работы учащегося задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания. Поэтому он может входить только в состав задания со структурированным или частично структурированным ответом.
В качестве инструмента проверки в составе компетентностно-ориентированного задания могут использоваться: ключ, модельный ответ, аналитическая шкала, бланк наблюдения за групповой работой.[4]
Приведу пример компетентностно-ориентированного задания:
В зоомагазине тебе очень понравился попугай, но родители решили, что купят тебе его с условием, что ухаживать за птицей: кормить, поить, чистить клетку, следить за здоровьем будешь ты.
Стимул

І°Бегло (на протяжении 3-5 минут) просмотрите текст «Как ухаживать за попугаем».
Запиши, что тебе нужно узнать о попугае, которого ты хочешь купить, чтобы ты мог выполнить условие, поставленное родителями.
Задачная формулировка

«Как ухаживать за попугаем
Самое главное обеспечить его «жильем». В клетках не должно быть много жердочек, которые стесняют движения попугаев. К верхней решетке можно подвесить кольцо. На поддон лучше всего насыпать чистый сухой песок, который следует менять каждые 4-5 дней. Можно обойтись бумагой, которую следует менять ежедневно. Клетку нужно устанавливать в светлом, защищенном от сквозняков месте. Нельзя подвешивать ее высоко или ставить на шкаф, особенно в домах с печным отоплением, так как под потолком скапливается угарный газ, опасный для птиц даже в небольшой дозе. Воду в поилке следует менять два раза в день, чтобы на стенках не образовывалась слизь, вредно влияющая на здоровье попугаев. Раз в день кормушки и поилку следует тщательно мыть. Попугаи очень любят купаться. Поэтому для мелких и средних птиц ставят в клетку ванночку с водой глубиной в 5- 6 см. Попугаи очень любят что-нибудь грызть. Предоставляйте им это удовольствие – кладите в клетку ветки липы, ольхи, осины, рябины или тополя. Это не просто забава. Если попугаи не будут так упражнять клюв, то кончик клюва сильно отрастет и будет мешать нормальному питанию. Оптимальная температура в помещении с попугаями +18 +25°. Брать попугая в руки нельзя – они, как правило, очень этого боятся.
Источник

Что лучше насыпать в поддон клетки?
В каком месте лучше устанавливать клетку?
Как часто надо менять воду?
Как часто надо мыть кормушку и поилку?
Зачем попугаям надо что-то грызть?
Оптимальную температуру в комнате с попугаями
Инстру-
мент проверки
(модель-
ный ответ)

Что лучше насыпать в поддон клетки
2 балла

В каком месте лучше устанавливать клетку
2 балла

Как часто надо менять воду
2 балла

Как часто надо мыть кормушку и поилку
2 балла

Зачем попугаям надо что-то грызть
2 балла

Зачем попугаям надо что-то грызть
2 балла

Учащийся уложился в 10 минут (при правильном ответе)
2 балла

Максимальный балл:
14 баллов


Модель-
ный ответ с подсче-
том баллов


Составление подобных заданий занимает у учителя определённое количество времени, но постепенно накапливая и систематизируя подобные задания можно создать банк компетентностно-ориентированного заданий, которым будут пользоваться учителя школы.
Литература:

1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании [текст] // Школьные технологии, 2004. - № 5.- С.3
2. Образование в странах с переходной экономикой: задачи развития. [текст]– Всемирный банк, 2003. - 106 с.
3. Российское образование в контексте международных показателей: сопоставительный доклад. [текст] – М.: Аспект-Пресс, 2000. - 48 с.
4.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][электронный ресурс]Лаборатория модернизации образовательных ресурсов Лаборатория модернизации образовательных ресурсов.
Заголовок 115