Статья ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ


Рябова Юлия Ивановна,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №24
с углубленным изучением отдельных предметов»,
учитель истории и обществознания, г. Саранск.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
2752725156210«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».
Элберт Хаббарт


«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».
Элберт Хаббарт








История — благодатный материал для развития у детей интереса к познанию мира. Со временем, приходит желание выйти за рамки традиционного урока, ввести новые элементы в учебную деятельность, которые бы способствовали развитию творческого потенциала учащегося, его активному включению в учебный процесс.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Проектно-исследовательская деятельность на уроках являлась до недавнего, времени, педагогическим новаторством. Основная задача исследовательской и проектной деятельности направлена на практическое применение предметных знаний.
Как педагогическая категория, метод проекта представляет собой совокупность исследовательских проблемных методов обучения. Проектные технологии возможно применять при изучении практически всех предметов, и они обеспечивают оптимальные условия для продуктивной деятельности учащихся. Этот вид деятельности определяется как личностно-ориентированный, реализующий обучение в сотрудничестве. Исследовательская и проектная деятельность направляет ребенка к творчеству как индивидуальному, так и коллективному; способствует их предварительной профессиональной ориентации.
Проект - это самостоятельная исследовательская деятельность учащихся по решению поставленной перед ними проблемы. Работа над проектом проходит при поддержке учителя, который направляет и корректирует работу учащегося. Для достижения необходимого результата вырабатывается четкая структура действий, которая является основой успеха.
Выработать единый алгоритм выполнения проектно-исследовательской деятельности, практически невозможно. Этому имеется ряд причин. Во-первых, возраст участников проекта: младшим школьникам достаточно проблематично провести грамотную аналитическую обработку материала с определением вывода. Во-вторых, смысловая нагрузка проводимой работы и желаемого результата: получение чего-то нового или доказательство существующего. В-третьих, количество задействованных учеников в работе над проектом: индивидуальные, групповые, коллективные требуют собственного плана работы. В-четвертых, имеющиеся возможности для выполнения проекта.
Элементы проектно-исследовательской деятельности на уроках истории, возможно использовать уже в младшем школьном звене. Хотелось бы поделиться опытом работы по организации исследовательской деятельности на уроках истории. Существуют различные виды, методы исследовательской деятельности: работа с источниками, решение познавательных задач, написание рефератов, сообщений, проектов, самостоятельные исследования.
Например – в 5-ом классе мною при изучении темы «Библейские сказания» был проведен урок с применением проектно-исследовательской деятельности. Детям заранее было предложено подготовить проект по библейским сюжетам. В рамках урока учащиеся продемонстрировали небольшие инсценировки из жизни библейских героев. Ребята самостоятельно готовили костюмы, искали сцены на предложенные им темы.
Проблема нравственности во все времена затрагивала души разных народностей. Я на своих уроках, и совместно с детьми при работе над проектами, уделяю особое внимание общечеловеческим ценностям. Внутренний мир детей раскрывается в творческих работах – проекты, рисунки, презентации, инсценировки, личном опыте учащихся, основывающихся на жизненных ситуациях. Изучая тему «Гладиаторы» учащиеся раскрывали свои возможности и способности посредством изготовления разных видов оружия, использовавшихся в гладиаторских боях, из различных материалов (глина, пластилин, бумагопластика и др.). Таким образом, урок получается интересным, информативным.
Большое внимание должно уделяться работе с историческими источниками, которые дают возможность отработать учащимся навыки учебно-исследовательской деятельности, и способствуют формированию аналитического мышления, погружают их в изучаемую эпоху. При изучении исторических документов используются эмпирические методы, применяется анализ, синтез, обобщение.
В 6 классе при изучении темы «Крестовые походы» после изучения исторического источника, учащиеся должны были сделать выводы о том, какие слои населения принимали участие в походе, что заставило их отправиться в поход, как вели себя участники похода по отношению к местным жителям и т.д.
В 9 классе при рассмотрении темы «Гражданская война», учащиеся выполняли учебный проект, куда входил комплекс поисковых, исследовательских проблемных и других работ, которые должны были выполнить самостоятельно, в парах, в группах – с целью практического и теоретического решения значимой проблемы . Для этого на уроке создавались рабочие группы для исследовательской работы с источниками. Перед каждой группой стояли свои задачи. В конце урока учащиеся должны были обобщить и оформить результаты проектной деятельности в виде презентации, схем, таблиц и др. и защитить свои работы.
Проектно-исследовательская деятельность применяется мною и во внеурочной работе с учащимися . Внеурочная деятельность по предмету тоже служит определенным целям. Одной из основных целей внеурочной деятельности было и остается – повышение мотивации к изучению предмета. Дети со своими работами принимают активное участие в различных конкурсах разного уровня, на школьных конференциях проектов и учебно-исследовательских работ. Исследовательская работа «История семьи - история страны» была представлена на Республиканском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ, где была отмечена дипломом III степени. На региональном этапе Всероссийского конкурса «Лучший урок письма» в номинации «Волшебные слова… Этикет речи» творческая работа также была отмечена дипломом III cтепени.
Моя главная идея обучения - это обучение в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Проектно-исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая способствует формированию организационных, информационных, коммуникативных общеучебных умений и навыков учащихся, развивает интерес к предмету. В процессе такого обучения школьники учатся — мыслить креативно, логически, научно, испытывают уверенность в своих возможностях.
В результате проведенной работы ученики расширяют свои познания и получают дополнительную информацию помимо школьной программы. Самостоятельная добыча информации, и её аналитическая направленность будут способствовать тому, что знания полученные таким образом сохранятся надолго.
Выбирая формы и методы обучения, учитель организует образовательный процесс так, чтобы учащиеся не только усвоили пройденный материал, но и впитали в себя «разумное, доброе, вечное», нашли методы и средство для самовыражения.
Анализируя методику проектной и исследовательской деятельности, приходишь к выводу о целесообразности его проведения в рамках образовательной программы. Данный вид деятельности не только способствует распространению смысловой нагрузки, но и обогащает сам урок.

Список использованной литературы
Гостева В.Н. Использование проектной технологии в работе преподавателей иностранных языков / Альманах «Продуктивное образование»: проекты в продуктивном образовании:сборник научных статей под ред.Е.А. Александровой, Е.Е. Симдянкиной. М.: Экшен, 2005. Вып. 5. С. 186-189.
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе.-М: Веребум — М., 2008.
Мартыненко И.В., Буланый Ю. И. Использование метода проекта при изучении биологии и экологии / Альманах «Продуктивное образование»: проекты в продуктивном образовании:сборник научных статей под ред.Е.А. Александровой, Е.Е. Симдянкиной. М.: Экшен, 2005. Вып. 5. С. 164-168.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ под реакцией Полат Е.С., М.: «Академия», 2009. - 272с.
Фрицко Ж.С. Сопоставление опыта применения метода проектов в практике отечественной и зарубежной школы / Альманах «Продуктивное образование»: проекты в продуктивном образовании:сборник научных статей под ред.Е.А. Александровой, Е.Е. Симдянкиной. М.: Экшен, 2005. Вып. 5. С. 196-203.