Развитие коммуникативных компетенций у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Никифорова Юлия Петровна ,учитель начальных классов
Психолого-педагогические основы развития коммуникативных компетенций у детей младшего школьного возраста
Коммуникативная компетенция – это знания, умения и связанные с ним многократные составляющие, содержание которых реализуется в жизни через виды речевой деятельности в четырёх её формах: слушании, говорении, чтении и письме. Главной составляющей коммуникативной компетенции являются умения, в частности коммуникативные умения.
Формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативности обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения. В психолого-педагогической литературе существует два подхода к решению проблемы соотношения понятий «коммуникация» и «общение»: в соответствии с одним из них оба понятия отожествляются.
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что формирование коммуникативной личности предполагает овладение учащимися знаниями о закономерностях системы языка и ее функционировании, формирование на этой основе умений и навыков нормативного, уместного и этического использования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения.
На данный момент школьное образование не ограничивается набором знаний, умений и навыков которыми должен обладать ученик. На современном этапе обществу необходимы «...современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы стран, за его социально-экономическое процветание». А это во многом определяется от получения некоторого набора дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «коммуникация».
Понятие «коммуникативная компетенция» по происхождению означает некоторую систему требований к человеку, связанных с процессом общения: грамотная речь, знание ораторских приемов, умение проявить индивидуальный подход к собеседнику и т.д. Если речь идет о способностях отдельного человека, то говорят, что такой-то проявил коммуникативную компетентность. Существует, таким образом, распространенная точка зрения, что коммуникативная компетенция (как и любая иная компетенция) это некоторая система требований, а коммуникативная компетентность - степень соответствия человека этой системе требований. И в самом деле, значительно чаще можно услышать, что кто-то «проявил свою коммуникативную компетентность», а не «проявил коммуникативную компетенцию».
Этимология слова компетенция - Competentia происходит от латинского глагола competo (сходиться, сочетаться, соответствовать). Словом competentia обозначали сочетание чего-то между собой (например сочетание небесных светил). Другим словом, тоже происходящим от competo, было competens - подходящий, соответствующий, компетентный, законный. Этим эпитетом могли охарактеризовать человека как соответствующего каким-то требованиям. Однако существительным, связанным с competens, будет все та же competentia.
Под коммуникативными способностями младших школьников как средства их социальной адаптации выделяют:
комплекс индивидуально-психологических качеств личности младшего школьника социальной направленности (контактность, эмпатия, доброжелательность);уровень знаний, умений и навыков социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими,навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и др.);
желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность;
умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими.
С поступлением в школу ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений.
Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития. Младший школьный возраст оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций.
В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми.
Осуществление учебной деятельности возможно только в том случае, если ребенок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом. У детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств.
Дети в этом возрасте не утратили интереса к игре и, что самое важное, игру они используют как полигон для отработки учебных умений. Следовательно, игру можно с успехом использовать для отработки коммуникативных умений и социального поведения.
Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Тогда же у большинства детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств, способствующих успешной социальной адаптации. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяют решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов.
В основе сознательного акта учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению и мышлению. Именно они определяют развитие творческого потенциала человека. Построение процесса обучения, социально-ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика. Необходимо строить обучение так, чтобы ученик применял усилия, преодолевал небольшие трудности, с некоторым напряжением добивался результата. Такая позиция рассчитана на силу ребёнка, а не на его слабость. Таким образом, процесс обучения направлен на решение поисковых и творческих задач и на создание условий для полноценного использования возможностей ученика.
Развитие коммуникативной компетентности младшего школьника является одной из ключевых составляющих, которыми должна обладать личность, способная успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни. Коммуникативный подход предполагает создание такого пространства взаимодействия субъектов деятельности, в котором каждый активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свои мысли, уважительно отстаивает свои позиции в диалоге, формирует взаимоприемлемую точку зрения. Коммуникативные технологии предполагают такую организацию учебно-воспитательного процесса, когда за счёт активного включения обучающихся, в процессе поиска истины повышаются интенсивность и эффективность учебного процесса. Развитие коммуникативных способностей максимально реализуется через технологию сотрудничества. Становление коммуникативной компетентности младших школьников – один из ключевых моментов развития личности.
Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребёнок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает большой психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущение неприятности, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.
В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Способствуя становлению коммуникативной компетентности учащихся, необходимо развивать их мыслительные процессы, творческие способности, организовывать учебный процесс, как учебное исследование.
Предъявляемые требования ФГОС НОО по формированию коммуникативных компетенций у учеников начальных классов
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества[1,31].
Во внеурочной деятельности возможно применение различных упражнений и игр, которые направлены на формирование коммуникативных компетенций. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. По стандарту второго поколения на внеурочную деятельность в начальной школе отводится 10 часов недельной нагрузки.При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора (исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного образования)образовательного учреждения.
Педагогический опыт работы с учащимися начальных классов по развитию коммуникативных компетенций
Автор опыта: Забара Галина Александровна, учитель начальных классов МОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа №1» Ракитянского района Белгородской области.
Тема опыта: «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников через использование технологии обучения в сотрудничестве».
Способствуя становлению коммуникативной компетентности учащихся, необходимо развивать их мыслительные процессы, творческие способности, организовывать учебный процесс, как учебное исследование.
Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Для формирования умения работать в сотрудничестве лучше начинать с работы в малых группах сменного состава. Во время работы учащиеся самостоятельно обсуждают между собой порядок выполнения задания с последующим его выполнением.
Учащимися, которые не вникли в суть задания, даётся право ещё раз попытаться его объяснить, проанализировать, сделать выводы. Этот вид работы является творческо-поисковым процессом, где учитель является наблюдателем, соучастником.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. Начинать работу в группах следует с планировки классных комнат. Чтобы группы не мешали работать друг другу во время обсуждения необходимо рассаживать учеников «нос к носу». Расположение столов такое, чтобы дети могли общаться в процессе совместной деятельности (видеть лица друг друга). Класс можно разделить на группы разными способами:
«Соседи» (парные группы);
«Друзья» (четвёрки);
творческое объединение «Тёзки» (класс делится на группы по начальной букве алфавита или имени).
Для продуктивной работы в группе каждый ученик должен чётко знать и придерживаться правил работы в группе. Необходимо соблюдать следующие принципы построения групповой работы на уроке:
сообщение цели сотрудничества перед любой работой:
каждый ученик внесёт собственный вклад в общее дело, выскажет свои идеи, будет внимательно выслушивать партнёров, чётко следя за тем, чтобы у всех были равные возможности на участие в работе;
каждый член группы должен понимать, что он делает и как следует выполнять задание.
Отслеживание активности группы на протяжении всей работы:
учитель должен по необходимости оказывать помощь.
выставление оценок – одна на всю группу:
при обобщении учебного материала считаю существенной не балловую оценку, а достижение группы, хотя каждый балл должен быть обоснован: оценивается группа и каждый ученик ответственен за общую (групповую) оценку; именно это является стимулом сотрудничества: все должны помогать друг другу.
Сложность организации работы в группах связана с тем, что приходится строить учебную и внеурочную деятельность большого количества учащихся, обладающих незначительным опытом взаимодействия. Услышать и учесть мнения абсолютного большинства, согласовать позиции участников в условиях фронтальной работы практически не удаётся, поэтому организация групповой формы работы даёт возможность учитывать индивидуальные мнения школьников, способности каждого ребёнка, психологическую совместимость учащихся.
Стремительно меняется время и общество, но неизменно остаётся роль учителя не только как человека, передающего знания, но и как наставника, отвечающего на жизненные вопросы.
Учитель должен организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы помочь ученику обрести себя, создать условия для раскрытия его индивидуальности.
Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников
Опыт показывает, что успешность обучения зависит от способности педагога организовать сотрудничество учащихся с учителем и друг с другом. Обучение сотрудничеству происходит в несколько этапов:
создание мотивации взаимодействия;
Для создания мотивации надо показывать младшим школьникам, что делать что-то вместе – это весело и интересно, говорить о радости сотрудничества малоэффективно, ребята должны понять это на собственном опыте;
обучение правилам эффективного взаимодействия;
Для обучения учащихся правилам эффективного взаимодействия необходимо с 1 класса говорить о пользе обсуждения с партнёром своих замыслов и планов, соблюдения принципов невмешательства в работу другого без его согласия; применения справедливых процедур и объективных критериев при решении спорных вопросов;
обеспечение опыта совместной деятельности;
Для этого можно использовать метод коллективной познавательной деятельности. При работе по этому методу используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную.
В процессе такой работы учащиеся выполняют роли «учителя», «ученика», обсуждают задания, проводят взаимообучение, что и создаёт предпосылки для их успешного включения в совместную деятельность на основе отношений сотворчества, что в свою очередь позволяет повысить коммуникативные возможности каждого ученика в отдельно взятой группе, и в целом - классе.
На каждой ступени школьного образования ребёнок овладевает знаниями, умениями и навыками, которые определены стандартом общего образования.
Сегодня, когда возрастание коммуникативной активности членов нашего общества продиктовано быстро изменяющимися условиями жизни, ориентированность многих программ на речевое развитие младших школьников становится особенно понятной и актуальной. Совершенствуются учебники, дидактические пособия и т.д. Но, к сожалению, из организации учебного материала выпадает самое важное – ориентир познания, т.е. ясное понимание того, ради чего ребёнок решает данную учебную задачу. Задания, которые предлагают существующие учебники, пока не всегда вдохновляют учащихся на познавательные дерзания. Поэтому процесс сотрудничества должен строиться на следующих условиях:
тесная связь учебного материала, рождающая и укрепляющая сотрудничество между учителем и учениками;
соблюдение культуры педагогического общения;
сохранение за учеником свободы выбора деятельности и общения;
совместная с учителем познавательная деятельность, делающая школьника субъектом учебного процесса.
Выбор научного материала, литературных произведений, творческих заданий, учебных задач для работы в группах предполагает соблюдение ряда условий. Они должны носить воспитывающий характер, способствовать взаимообогащению знаний школьников. Необходимо использовать задания, которые способствуют развитию умения общаться, высказывать своё мнение, услышать позицию напарника, найти правильное решение поставленной учебной задачи. Дети непосредственно взаимодействуют друг с другом, а учитель, оставаясь центральной фигурой обучения специально организует их сотрудничество.
Приёмы, которые способствуют укреплению сотрудничества:
этика вербального обращения к учащимся.
Этим приёмом возбуждается и укрепляется радостное ожидание, предвкушение удовольствия.
стимулирующее общение, выказывающее радость ученика.
Данный приём воспитывает любовь и доверие человека к человеку; тональность произнесения фраз должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной, выражающей восхищение.
дорисовывание.
Независимо от того, как ученик ведёт себя на конкретном уроке, учитель «накладывает» на него «краски», веря в то, что ученик настроен на совершенствование.
приобщение детей к плану урока.
Ученики сами должны составить план к уроку, быть единомышленниками учения, чувствовать себя хозяевами урока и осознавать свою исключительную роль в его творении;
доверие ученику;
Обращаясь к ученику словами: «Только ты это сможешь сделать, это очень трудное дело, потому – добровольцы, вперёд!», учитель показывает, что он доверяет ученику.
Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно также отражает личностно-ориентированный подход. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его социализации, но и формирование коммуникативных умений. Ребята, работающие вместе, становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке, но и их доброжелательное отношение друг к другу переходит на их жизнь и вне школы, становится качеством их личности.
В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика.
Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических материальных действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным.Т. е. обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельную. Речь идет о «зоне ближайшего развития» (понятие, которое характеризует разницу между тем, на что ученик способен самостоятельно, и тем, на что он становится способен при помощи учителя, которую необходимо учитывать при формировании коммуникативной компетенции .Данный подход не противопоставлен традиционному, но и не тождественен ему, так как он фиксирует и устанавливает подчиненность знаний, умений, ставя акцент на практической стороне вопроса, расширяя содержание собственно личностными составляющими.Чтобы формирование коммуникативной компетенции было результативным, более успешным, чтобы создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика, необходимо знать учебные возможности обучающихся данного возраста.
При определении учебных возможностей учащихся учитываются два параметра: обучаемость и учебная работоспособность. Одним из критериев определения уровня обученности являются оценки в журналах. Уровень сформированности интеллектуальных умений определяется в процессе познавательной деятельности путем наблюдения.
После определения уровней сформированности данных качеств, устанавливается общий уровень обучаемости каждого ученика. Уровень учебной работоспособности определяется путем наблюдения за физической работоспособностью учащихся, сформированностью положительного отношения к учению.
После определения уровней сформированности данных качеств, устанавливаются учебные возможности каждого.
Главным принципом формирования коммуникативной компетенции является личностная адресованность образования. Поэтому тема развития речи реализуется в первую очередь в возможности ввести учащихся в содержание данной темы различными путями в зависимости от личностно-психологических и физиологических особенностей учащихся.
Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.
Исследовательский подход к темам литературных произведений помогает рассматривать жизнь литературного героя как учебное исследование. А дискуссия по результатам сочинений дает возможность высказать свою точку зрения, послушать других, поспорить.
Педагоги и психологи считают, что в 10–11 лет наступает пик интереса ребенка к окружающему миру. И если интерес ребенка не будет удовлетворен, то он угаснет.
Взаимоотношения человека с другими людьми определяют и его отношение к своей деятельности и его отношение к самому себе - уверенность в своих силах, скромность или преувеличенное самомнение, самолюбие, неуверенность в своих силах и т.д. Ведущая и определяющая роль взаимоотношений с другими людьми в образовании характера подтверждается на каждом шагу. Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный.