Доклад на МО начальной школы на тему: «Проектная деятельность младших школьников во внеурочной работе в условиях реализации ФГОС»

Доклад на МО начальной школы по теме:

«Проектная деятельность младших школьников во внеурочной работе в условиях реализации ФГОС»

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Внеурочная деятельность в начальной школе - это такое понятие, которое может характеризовать самые разные виды активности, будь то активность умственная или физическая. Однако любые действия, которые характеризуются как внеучебная активность, имеют одну общую черту - это их задачи.
Задачи  внеурочной деятельности:
Организовывать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с общественными организациями, семьями учащихся, учреждениями дополнительного образования и другими социокультурными учреждениями.
Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Воспитывать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность    и настойчивость в достижении результата.
Развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).    
Познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности; 
прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями; 
прививать интерес к исследовательской деятельности.

Так как в нынешнем учебном году внеурочный курс, который я веду, называется «Решение проектных задач», хотелось бы немного рассказать о методе проекта как об одной из форм внеурочной деятельности в начальной школе.
Проект - наиболее         перспективная    форма организации внеурочной деятельности.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся начальных классов, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
    Понятно, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю.
  В помощь учителю и ученику сейчас существует много литературы:
- «Основы проектной деятельности школьника» Г.Б.Голуб
- «Как организовать проектную деятельность учащихся» И.С. Сергеев
- учебно-методический комплект Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и учебник-тетрадь «Я - исследователь»
    Эта литература может очень помочь в организации проектной деятельности.
Во внеурочной проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика - учителя в сравнении с традиционным обучением. Это можно представить в следующем виде.


Ученик
Учитель

Определяет цель деятельности
 Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности
Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует
Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения
Содействует прогнозированию результатов

Активен
Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности
Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.
Первый компонент - работа над темой - это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.
  Второй компонент - работа над проектами - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т. е. продукта).   Основные виды творческих работ - это поделки и мероприятия.
Каковы же основные этапы внеурочной проектной деятельности?
1. Выбор темы.
2. Сбор сведений.
3. Выбор проектов.
4.Реализация проектов.
5. Презентация.
  Выбор темы.  Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Коллективный выбор детьми единой темы может и должен регулироваться учителем.
    Сбор сведений.  Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации- это записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов и изображений, информация на электронных носителях. Основная задача учителя на этом этапе- направить деятельность детей на самостоятельный поиск информации. Источником информации может быть отдельный предмет( книга,  фильм); организация ( музей, библиотека, предприятие); мероприятие ( экскурсия), человек (родители, специалисты, учителя). Завершается сбор сведений размещением всей собранной информации в одном информационном проекте - в картотеке или в тематической энциклопедии.
    Выбор проектов.   После завершения сбора информации, детям предлагается принять участие в реализации проектов. Учитель знакомит их со множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты. Было бы хорошо, чтобы в классе выполнялось параллельно несколько проектов.
  Реализация проектов.  На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно на некоторых уроках или после уроков) и вне школы. Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и не может справиться с выбранным проектом. Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается.
Напоминая о добровольности участия детей в описываемой деятельности, хотелось бы сформулировать один из основных принципов работы над проектами. Каждый ребенок имеет право: – не участвовать ни в одном из проектов; – участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях; – выйти в любой момент из любого проекта; – в любой момент начать свой, новый проект.
  Презентация.  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения всей работы детям надо дать возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Некоторые проекты являются как бы» самопрезентующимися» - это спектакли, концерты, живые газеты.
Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления.
В результате работы учащиеся должны научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
   Сформированные действия.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- рефлектировать (видеть проблему, анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели)
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
-проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Из личного опыта работы в проектной деятельности

Метод проектов активно реализуется и в нашей школе.
С 2011 по 2016 учебные года в рамках внеурочной деятельности мною, совместно с детьми, были созданы и реализованы следующие проекты: «Моя родословная» и «Моя семья»; «Письмо Водителю»; «Мои питомцы»; «Шумовые музыкальные инструменты»; «Поможем птицам зимой»; «Экономика родного края»; «Изготовление книжек – малышек на тему: «Берегите природу» и др. Вашему вниманию представлены данные проекты. В совместной деятельности мы прошли все этапы создания проектов.

На 1-х занятиях подготовки к предложенным проектам мы знакомились с правилами работы в группе, в парах; также знакомились с источниками информации, в том числе Интернет, посещали школьную библиотеку.
На этапе проектирования были проведены беседы по заданной тематике.
Далее наступал самый ответственный, практический этап. Здесь происходило формирование умения работать в группе, распределение обязанностей.
На заключительном этапе проектов были представлены конечные продукты. Ребята презентовали свои проекты.
Также в период с 2011 по 2016 учебные года мною была собрана электронная картотека проектов детей в презентациях.
В заключении хотелось бы сказать, что успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей. Выполняя различные проекты, дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация.