Особенности работы над проектом в начальной школе


Особенности работы над проектом в начальной школе
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
В начальной школе можно выделить следующие виды учебных проектов:
- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
-по месту проведения: урочные, внеурочные;
- по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные
Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.
Любой проект состоит из нескольких этапов (напечатать)
 Выбор темы.
 Постановка цели и задач.
 Гипотеза исследования.
 Организация исследования.
 Подготовка к защите и защита работы.
 Рефлексия
Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.
Для того чтобы познакомить каждого ученика с «техникой» проведения проекта, можно расширить список этапов, провести несколько совместных тренировочных занятий.







Для проведения тренировочных занятий уместно использовать карточки с символичными изображениями этапов:
 выбрать тему;
 подумать;
спросить у другого человека;
получить информацию из книг; 
понаблюдать;
посмотреть по телевизору;
провести эксперимент;
обсудить в группе;
подведение итогов, оформление результатов;
представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта
 презентация проекта
Размеры карточек – половина альбомного листа. На таких же те листах учитель предложить детям готовые темы проектов (рисунки животных, растений, людей и т.д.).
Выбор темы проекта и разработка плана проекта.
Класс можно разделить на две группы. Каждая группа располагается за общим столом, где в центре - карточки с этапами и темами проекта. После этого объявляется, что дети будут учиться выполнять очень интересную научную работу, которую выполняют взрослые учёные. Но для начала каждая группа должна выбрать тему своего научного исследования (карточка «выбери тему»). После того, как в каждой группе учащиеся совместно определили тему своего проекта, лишние карточки с темами убираются.
Например, мы начали готовиться к шк. Конференции
1 группа – «Наши четвероногие питомцы - кошки».
2 группа – «Собаки – лучшие друзья людей».
Дальше, юным учёным объясняется, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?
Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому следует предупредить, что есть много способов получения необходимых знаний.
- Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?
- Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?
Необходимо подвести учащихся к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это, на стол ставится карточка с символом «подумать».
Например, подумав, школьники могут сделать такие заключения о местах обитания кошек и собак, их внешних особенностях, питании, роли в жизни человека.
Следующий вопрос:
- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?
Отвечая на него, дети постепенно выстраивают линию из карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести эксперимент», «обсудить в группе», «подведение итогов», «оформление результатов», «представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта и «презентация проекта». 
Разложенные на столе карточки с символическими изображениями этапов сбора информации есть не что иное, как план проекта, в упрощённом виде. Важно сообщить ученикам сразу, что собираемые данные лучше сразу фиксировать, чтобы они не были забыты.
В каждой группе в течение нескольких дней идёт сбор информации, а учитель в индивидуальном порядке работает с каждой по мере необходимости. План работы на карточках надо прикрепить на классном стенде, чтобы каждый ребёнок мог их видеть.
наблюдения и эксперименты; Особенно ценны в проектной деятельности (если проект предусматривает исследовательскую работу):
- Обобщение информации. Затем каждый участник группы рассказывает о том вкладе, который он внёс в процессе работы. Важно не забывать похвалить докладчиков за работу, особенно отметить, что у них хорошо получилось.


Как только информация обобщена, нужно с каждой группой готовить сообщения по теме.
(презентация проекта)
Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее исследование не может считаться завершенным. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (завучи, учителя, родители). Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
Школьников, добившихся особых результатов необходимо отметить дипломами или памятными подарками, не присуждая мест. В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал в проекте. Помимо личных призов приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта.
В моём классе дети уже начали принимать участие в проектах
Так подготовка к шк. Конференции «Открытая книга» переросла плавно в проект : В нашем классе прошёл классный час, на котором мы познакомили ребят с жизнью и творчеством поэта С Есенина, провели конкурс на лучшее чтение стихотворений, затем ребята выступили на шк. Конференции. 5 учащихся поучаствовали во Всероссийском конкурсе чтецов к 120 летию со дня рождения Сергея Есенина. Записи стихотворений с голосами ребят отправлены на конкурс (уже подведены итоги конкурса – у нас 2 призовых места)
Также у нас в классе идёт проект Древний Египет., где ребята группами не только изготавливают из пластилина, бумаги и др. материалов Сооружения Древнего Египта, но и узнают об этих сооружениях , а также о мастерах Египта. ( участие принимает весь класс)

На параллели вторых классах прошёл большой экологический проект.
Где, сначала каждый класс работал над своей темой, а потом на общем мероприятии представили презентацию проекта:
2г класс рисовал и защищал экологический плакат,
2в класс искали и читали стихи о бережном отношении к природе,
2 б класс приготовили презентацию об экологических катастрофах,
2 а класс показал театрализованную экологическую сказку, ( Тат. Вл. огромное спасибо за музыкальное сопровождение)
( учащихся)


Этапы проекта
 Выбор темы.
 Постановка цели и задач.
Гипотеза исследования.
 Организация исследования.
 Подготовка к защите и защита работы.
Рефлексия
План проекта
 выбрать тему;
 подумать;
спросить у другого человека;
получить информацию из книг; 
понаблюдать;
посмотреть по телевизору;
провести эксперимент;
обсудить в группе;
подведение итогов, оформление результатов;
 презентация проекта
Этапы проекта
Выбор темы.
 Постановка цели и задач.
Гипотеза исследования.
Организация исследования.
Подготовка к защите и защита работы.
Рефлексия
План проекта
 выбрать тему;
 подумать;
спросить у другого человека;
получить информацию из книг; 
понаблюдать;
посмотреть по телевизору;
провести эксперимент;
обсудить в группе;
подведение итогов, оформление результатов;
 презентация проекта
15