Психологический аспект здоровьесбережения и здоровьеформирования участников учебно-воспитательного процесса санаторной школы — интерната


Сендецкая Елена Викторовна, общеобразовательная санаторная школа-интернат І-ІІ ступеней № 9
города Горловки, директор.
Психологический аспект здоровьесбережения и здоровьеформирования участников учебно-воспитательного процесса санаторной школы - интерната
В школе XXI века на первом плане должны быть забота о здоровье детей, о поддержании высокого рабочего тонуса, бодрого, оптимистического настроения... Татьяна Лукьяненко.
Обучение, как разновидность умственного труда, требует от школьника много сил и энергии, что, несомненно, сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье ребенка.
Здоровье – это комплексное понятие, зависящее от многих факторов, окружающих человека, и отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. И такой приоритет вполне оправдан, ведь у многих школьников действительно наблюдается дисгармоничныое физическое и психическое развитие, что создает проблемы и сказывается на общей работоспособности подрастающего поколения. Причиной резкого снижения уровня здоровья детей школьного возраста является влияние внешних факторов и непосредственно отражается на внутреннем состоянии ребенка. Так, дискомфорт в семье, негативное окружение, несовершенное питание, экологические проблемы, экономические лишения, информационная перегруженность приводят к полному внутреннему дискомфорту. Эмоциональные стрессы, нервозность, вызванные незнанием своего организма, неумением вести себя в кругу семьи, неумением адаптироваться в окружающей среде, психологические перегрузки приводят к неврозам, сердечно – сосудистым заболеваниям, психических расстройствам и тому подобное. Санаторная школа – интернат берет на себя неотложные меры поисков наиболее оптимальных путей оздоровления: создание здоровой среды, формирования культуры здоровья, валеологизации учебно - воспитательного процесса, поскольку время пребывания ребенка в школе (11 лет) является самым сложным периодом формирования как физического здоровья, так и становления воспитанника как личности. Такое приоритетное направление работы школы направлено на комплексное решение диагностических, оздоровительных, санитарно-гигиенических и культурных проблем.
Комплексная система оздоровления детей в учреждении предусматривает объединение усилий педагогов, медицинских работников, обучающихся, их родителей, общественности, ученых, направленное на улучшение состояния здоровья воспитанников, предупреждение заболеваемости, повышение культуры здоровья, создания здоровой среды.
Работа в санаторной школе – интернате , где обучаются дети с заболеваниями сердечно -сосудистой системы, проводится по следующим направлениям:1. Диагностика и оздоровление.2. Валеологическое образование.3. Партнерство во имя здоровья ребенка.4.Здоровьеформирование через воспитание и внеклассные мероприятия.5. Информационно – методическое обеспечение здоровьесберегающего пространства.
Одним из условий эффективной и плодотворной работы медико – педагогического коллектива -благоприятный социально – психологический климат. Положительный психологический климат в школьном коллективе позволяет педагогу, медицинскому работнику уделять гораздо больше внимания воспитанникам, прилагать больше усилий для их оздоровления, развития и воспитания.
Необходимость организации вокруг ребенка здоровьесберегающего пространства требует создания особой оптимистичной, положительно эмоциональной, насыщенной атмосферы. Именно духовное, межличностное общение способствует раскрепощению, обеспечивает раскрытие различных сторон личности ребенка.
Определяющее место в структуре деятельности коллектива школы занимает его гуманистическое отношение к взрослеющему человеку как к ценности; стремление помогать ему, заботиться о нем; ориентация на социальную защиту личности, проявление доброты, милосердия и деятельностной заботы. В основу процесса комплексной реабилитации воспитанника в нашей школе положен принцип организационно-технологического сочетания программ медицинской, психологической и социально-педагогической реабилитации. Каждая из них реализуется методами и средствами диагностики, коррекции и профилактики.
Задачей диагностики является изучение психосоциальных факторов, влияющих на развитие болезни ребенка, ее лечение и профилактику; выяснение влияния тех или иных болезней на психику; исследование характера взаимодействия больного ребенка и его окружения; комплексное обследование индивидуальных качеств личности; выявление учебных возможностей ученика, уровня знаний по определенным предметам, уровней социализации воспитанника. Что обеспечивает оздоровительно-реабилитационный процесс, построенный на основе диагностических данных индивидуального творческого потенциала ребенка? Он обеспечивает широкое поле для самовыражения личности, условия для расширения диапазона социального поведения воспитанников, овладение социальной реальности и способов качественного самоопределения.
Систематическая диагностика дает своевременную информацию об изменениях, на основании которой избираются коррекционные мероприятия: коррекция негативных психологических состояний, психосоматических заболеваний или девиантного поведения; устранение пробелов в знаниях, коррекция межличностных отношений в группах, решение семейных проблем, повышение самооценки, самоконтроля и коммуникабельности школьников.
Педагоги инновационной образовательно-реабилитационной системы в условиях общеобразовательной санаторной школы - интерната призваны создавать условия не только для полноценного воспитания, но и для преодоления негативных факторов личностного развития, эффективной социальной адаптации детей с отклонениями в состоянии здоровья. Следовательно, проводя комплексную реабилитацию, педагогический работник учреждения реализует следующие функции(схема1).
Функции Схема 1


3. охранно-защитная - обеспечение защиты прав личности в обществе вообще и в ученическом, групповом коллективе
1. организаторская - создание условий для продуктивной деятельности и позитивного самовыражения личности, оказания помощи в ее самоопределении во всех сферах жизнедеятельности

4. прогностическая функция - осуществление прогнозирования процесса личностного развития воспитанников
2. реабилитационная - проведение диагностических, предохранительно-профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий в социально-правовой и психолого-педагогической сферах

Учебно-воспитательный процесс в нашей школе строится так, чтобы рационально организовать не только умственную, но и двигательную активность детей. Это стало возможным благодаря сочетанию методик оздоровления и воспитания, позволяющих добиться быстрой адаптации воспитанника к условиям обучения. Смена произвольной и эмоциональной активности необходима, чтобы избежать переутомления детей. Наряду с коррекционными мероприятиями организуются профилактические мероприятия, которые обеспечиваются учебно – консультативной работой психолога, педагогов и медицинских работников, психолого – педагогических мероприятий. Это - индивидуальные беседы, целевые занятия, решение конфликтных ситуаций, консультации, участие в родительских собраниях, лекториях. Такая психолого - педагогическая помощь способствует раскрытию жизненного потенциала, стимулирует самостоятельные поиски новых возможностей личности.
Комплексное применение различных диагностических, коррекционных и профилактических средств имеет положительный эффект, то есть эффективность взаимосвязанных реабилитационных воздействий значительно превышает эффективность тех же воздействий в случае их отдельного применения. Важным направлением реабилитационной педагогики – это помощь каждому воспитаннику овладеть искусством самореабилитации – механизмом и способностью к самопомощи в максимально продуктивном преодолении кризисных ситуаций, выходе из затруднительного положения, возвращении на временно утраченную траекторию жизненного пути. Реабилитационная педагогика способствует становлению ребенка как субъекта жизни, что владеет искусством познания самого себя.
Педагогический коллектив школы поэтапно решает сложные теоретические и практические аспекты личностно - компетентнисного воспитания. Такой подход, по утверждению коллектива, должен помочь воспитаннику овладеть искусством и культурой жизни, выработать свой стиль, научить быть творцом собственной жизни, автором своей собственной истории, ибо «жизнь каждого человека есть путь к самому себе» (Герман Гессе) и «мир человека приходит в форме личности»(Мария Бубер).
Литература1 Искусство жизнетворчества личности, научно-методический сборник, К.: Укр.. ин-т соц.исслед. 1997.
2. Реабилитационная педагогика на рубеже XXI века: научно-методический сборник в двух частях, М.: Укр.. ин-т соц.исслед. 1998.3. Психология и педагогика жизнетворчества, научно-методический сборник, К.: Укр.. ин-т соц.исслед., 1996.4. Школа жизнетворчества личности, научно-методический сборник, К.: Укр.. ин-т соц.исслед., 1995.