Диссертация на тему Психолого-педагогические особенности интернет-активности различных поколений москвичей в социальных сетях


Соляник Е.О.
Диссертация на тему: «Психолого-педагогические особенности интернет активности различных поколений москвичей в социальных сетях»
Новые информационно-коммуникационные технологии существенно меняют жизнь современного общества. Апофеозом все совокупности новейших информационно-коммуникационных технологий и одновременно уникальным социокультурным феноменом, требующим философского осмысления, стала глобальная компьютерная сеть Интернет. Интернет активно включился в жизнь общества и за сравнительно небольшой срок своего существования оказался задействованным во всех его сферах.
Многие ученые усматривали в Интернете средство гигантских социальных трансформаций еще на заре его массового распространения. С этого момента наблюдается ярко выраженная полярность мнений и оценок глобальной сети.
Умение человека общаться, ценностное отношение к другому человеку – важнейший компонент развития человека как личности, интегрированного в современное общество. Становление культуры общения происходит в диалоге и неразрывно связано с умением ребенка осмысливать важность таких понятий, как вежливость, внимательность, взаимопомощь и т.п., формирование которых является одной из задач проблемно-ценностного компонента общения.
В последние годы кардинально изменились представления о том, что собой представляют виртуальная личность и сама виртуальная реальность. Процесс изменений не прерывается и продолжается по сей день. Они связаны с зарождением и развитием новых средств межличностной коммуникации и самоопределения личности – социальных сетей (от англ. – social networks). Их нарастающая популярность очевидна, поскольку число российских пользователей социальных сетей с каждым годом растет: 2009 г. – 31 млн. человек, 2010 г. – 37,5 млн. человек, 2011 г. – 49,7 млн. человек, 2012 г. – 58,3 млн. человек, 2013 г. – 65, 3 млн. человек. По данным TNS Gallup media, по состоянию на июнь 2008 года, 13% людей старше 55 лет в России (и 33% в Москве) являются пользователями интернета. Это — миллион 850 тысяч человек.Среди пенсионеров пользователей меньше: 4% в регионах, 10% в столице. В возрастной группе от 18 до 24 лет 79% людей в России и 97% в Москве пользуются интернетом. Однако интересно,что, по оценкам генерального директора «ТНС Гэллап ЭдФакт» Руслана Тагиева, прирост количества пользователей старше 55 лет в первой половине 2008 года составил 74% — такие данные онпривел на интернет-конференции «СПИК-2008».
Исследованию проблемы формирования коммуникативных умений младших школьников посвящены как работы:
Цель работы – выявить психолого-педагогические особенности интернет-активности различных поколений москвичей в социальных сетях.
В связи с этим обозначены следующие задачи исследования:
-Выявить специфику интернет-активности современных россиян в социальных сетях.
-Определить особенности интернет-активности различных поколений Москвы.
-Охарактеризовать методы исследования интернет-активности в социальных сетях.
-Обосновать характерные черты интернет-активности в социальных сетях различных поколений москвичей.
Областью исследования является интернет активность различных поколений москвичей.
Объектом исследования является интернет-активность в социальных сетях как фактор социализации различных поколений москвичей.
Предмет исследования: процесс интернет-активности в социальных сетях различных поколений москвичей.
Проблема: определения интернет-активности разных поколений в социальных сетях. Как влияют социальные сети на развитие и социализацию детей и взрослых? В чем различие психолого-педагогических особенностей различных поколений москвичей в социальных сетях?
Гипотеза: интенсивность и качество активности личности в социальных сетях Интернета взаимосвязаны с ее психологическим статусом как субъекта бытия и с соответствующими этому статусу различиями в самоактуализации, характерологических и поведенческих особенностях, в тенденциях межличностной ориентации и способах самопредъявления в коммуникации.
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы:
теоретические:
осуществить теоретическое рассмотрение исторических взглядов на личность с целью постановки проблемы исследования и формирования теоретико-методологического основания изучения взаимосвязи личностных характеристик пользователя с особенностями его активности в виртуальной социальной сети;
- выделить и определить характеристики личности как субъекта общения и изучить характер ее активности и субъектности во взаимодействии с другими виртуальном пространстве.
эмпирические:
-сформировать выборку участников виртуальных социальных сетей и выделить в ней группы пользователей с различными паттернами активности;
- установить наличие эмпирических связей личностных особенностей (характер ее самоактуализационных установок, особенности межличностной ориентации и стратегии самопредъявления в общении) пользователей социальных сетей с особенностями их активности и субъектности в виртуальном пространстве;
- проанализировать и интерпретировать эмпирические данные с целью составления обобщенных психологических портретов пользователей социальных сетей с различиями в активности и субъектности;
- сделать вывод о степени подтверждения положенного в основу исследования теоретического предположения (гипотезы).