Урок русского языка Знакомство с понятием «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки»


Русский язык
Класс: 3, ОС «Гармония»
Тип урока: урок открытия нового знания
Тема урока: Знакомство с понятием «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки»
Цель урока: познакомить с актуальными для школьников типами речи
Задачи урока:
познакомить с понятиями «повествование», «описание предмета» и «предложение со значением оценки», типы текстов; учить различать тексты по типу речи, познакомиться с приёмом их разграничения;
развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
учить сотрудничеству в группах и парах
Технологии: технология критического мышления; информационно- коммуникативные технологии, коммуникативные технологии.
Планируемые результаты:
Предметный результат
Участвовать в коллективном общении на уроке, говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников, стараться понимать чужую точку зрения; соблюдать правила речевого поведения.
Знать отличительные признаки текста-описания, текста-повествования, предложения-оценки, определять тип текста.
Личностный результат
Осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка. Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи. Становление интереса к русскому языку, коммуникативного мотива его изучения.
Регулятивный результат
Понимать, принимать и сохранять учебную задачу.
Планировать свои речевые действия, осуществлять их по намеченному плану; фиксировать отдельные операции схематически; выполнять учебные действия в речевой и умственной форме.
Выполнять действия самоконтроля; вносить необходимые коррективы.
Познавательный результат
Под руководством учителя вести наблюдения за фактами языка, размышлять над ними, извлекать из них определённую информацию.
Читать текст учебника, слушать учителя для проверки и дополнения своих умозаключений; черпать новые сведения, соотносить их с имеющимися, пользоваться схематичными условными обозначениями.
Метапредметный результат
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, обучающие калейдоскопы.
Материалы к уроку: презентация, карточки с заданиями для групповой и парной работы, информационные карты, учебник, тетрадь-задачник, карточки для рефлексии.
Ход урока:
1.Оргмомент, 1 мин
- Здравствуйте. Встали ровно. Проверьте, всё ли готово уроку? Тихонько сели. Начнём урок русского языка.
2. Актуализация знаний, 5 мин
- Прочитайте название раздела, которым завершается работа в 3 классе.
- А что значит учиться хорошей речи? Какими секретами хорошей речи вы смогли бы сейчас поделиться?
Учиться хорошей речи - это значит выражать свои мысли понятно, точно и ясно.
Учиться хорошей речи - это значит быть вежливым, а так же уметь разборчиво и грамотно писать.
Учиться хорошей речи - это значит уметь составлять тексты по- деловому или как художники - словами.
Учиться хорошей речи - это знать особенности построения разных текстов.
-Предположите, что же является предметом изучения данного раздела? (Текст) Перед вами информационная карта. Прочитайте утверждения и рядом с каждым из них поставьте соответствующий, по вашему мнению, знак.
Текст
Текст состоит из предложений, связанных между собой по смыслу. ν
В тексте каждое новое предложение дополняет или поясняет предыдущее предложение. ν
Текст можно озаглавить, определив тему или главную мысль. ν
Тексты бывают разные по типу речи. ?
Тексты могут включать предложения со значением оценки. +
Предложение – оценка располагается как в начале текста (или его части), так и в конце ?
ν я знаю
+ это новое
? не понятно
- не соглашусь
-Есть ли утверждения, которые для вас новые или вам не понятны? Прочитайте эти утверждения. (В речи мы создаём разные по типу тексты. Тексты могут включать предложения со значением оценки. Предложение – оценка располагается как в начале текста (или его части), так и в конце)-Что же будем выяснять? (Выяснять верность этих утверждений)
3. Тема и задачи урока, 2 мин
-Каждый урок–это новое открытие. Хотите узнать тайну? Прочитайте тему урока. (Оцениваем, описываем, повествуем)
-Чему предстоит учиться? Какие учебные задачи перед собой поставите?
-Хорошо. Итак, задачи нашего урока:
1. выяснить, что означают понятия «повествование», «описание предмета» и «предложение со значением оценки»;
2. выяснить какие бывает тексты по типу речи, познакомиться с приёмом их разграничения;
3. учиться практически разграничивать разные по типу речи тексты.
4.Освоение нового знания
Фронтальная работа, 3 мин
- Итак, давайте начнем наши наблюдения.
- Узнайте, кто это?: Этот человечек особенный. Что скажите, удалось ли узнать человечка? Почему? (непонятно о ком идёт речь)
- Давайте продолжим читать стр.50 задание 583 в тетради-задачнике. Если узнаете, о ком речь, закончите последнее предложение. Кто же это? (Буратино)
-Какие особенности человечка помогли вам его узнать? (он из дерева, с длинным носом, в коричневой курточке и зелёных штанишках, в шапочке-колпачке)
-А почему это не удалось сделать по первому предложению, которое я вам предложила? (не было его описания)
-Прочитайте сообщение авторов на стр.107 упр.583. Что для вас нового в сообщении? (о предметах можно говорить по-разному)
-Я не понял, что значит оценивать, описывать, повествовать? (Запись голоса мальчика-иностранца)
-Объясните, ребята мальчику-иностранцу. (Оценивать предмет-высказывать о нём своё мнение. Можно сообщать о признаках предмета: описывать его. Можно рассказывать о действиях предмета: повествовать о нём.)- Сравните первое предложение и следующую часть текста о Буратино в задачнике. Где кукла оценивается, а где описывается? (в первом предложении-оценка, в задачнике-описание)
- Какое слово содержит оценку? (особенный)
- А какие признаки куклы называются? (он из дерева, с длинным носом, в коричневой курточке и зелёных штанишках, в шапочке-колпачке)
-Говорится ли в тексте о действиях Буратино? (нет)
Самостоятельная работа, 7 мин
- Хорошо. Посмотрите на текст на стр.108 упр.584. Спрогнозируйте свой результат по решению орфографических задач при списывании теста. Спишите текст.
-Какую орфографическую задачу не удалось решить? Почему? (мы не знаем способ проверки) Проверим, как вы справились с орфографическими задачами (по эталону). Отметьте на второй линеечке уровень правильности выполнения задания. У кого прогноз совпал с результатом? Поднимите руки, кто допустил ошибки. В чем была твоя ошибка? Оцените свою работу (смайлик).
На доске учитель отмечает уровень правильности. В целом класс справился на _____ уровне.
- О ком этот текст? (о Буратино)
-Скажите, в этом тексте говорится о признаках предмета, о его действиях или даётся оценка предмета? (говорится о действиях Буратино)
- Как вы думаете, действия, которые рисует писатель, происходили одновременно или одно за другим? (одно за другим)
-Что было сначала? (он покачался, покачался)
-Что потом? (Затем шагнул раз, другой)
-А после этого? (Поскакал к двери и на улицу)
-Итак, как же можно говорить о предмете? (оценивать, описывать, повествовать)
-Теперь можно и отдохнуть.
Физминутка
Групповая работа, 3 мин
- Продолжаем работать. А теперь поработаем в группах. Проверим, как вы освоили понятия повеств, опис, предл со значение оценки. Возьмите планшеты и выполните задание.
-Готовы? Переверните карточку и проверьте работу группы! Оцените работу по критерию сотрудничество. (Наша группа выполнила работу верно, фишки совпали. По критерию - сотрудничество мы оценили работу на высоком уровне, т.к. выслушивали мнение каждого, работали сплоченно, дружно и т.д.)На доске учитель отмечает уровень сотрудничества. В целом класс справился на ______ уровне.
Фронтальная работа, 5 мин
- Продолжаем работу. Прочитайте ещё одно сообщение авторов на стр.108 упр.585, что нового в этом сообщении? (В речи создаем разные тексты. Когда хотим сказать о действиях предмета, которые выполняются одно за другим, создаём повествование; когда говорим о признаках, то создаём описание. Если хотим коротко высказать своё мнение о предмете, то строим предложение со значение оценки. Иногда эти типы соединяются в одном тексте.)- К какому типу относится текст о Буратино? (В этом тексте все типы соединились.)
- Как, по-вашему, мнению, чтобы снять описание Буратино надо сделать несколько кадров или достаточно одного? (одного) Что будет изображено? (сам Буратино)
- А как вы думаете, удастся передать в одном кадре повествование-рассказ о бегстве Буратино? (нет, потребуется несколько кадров) Каких?
- А оценку предмета можно снять на плёнку? (нет)
- Хорошо. Проверьте свои выводы, прочитав сообщение авторов на стр.109 упр.587 и догадайся, как ответить на вопрос, заданный после сообщения.
- Итак, какой приём поможет научиться различать повествование, описание предмета и его оценку? (Приём кино- или фото-съёмки: для повествования нужно сделать несколько кадров, описание – передаётся в одном кадре, оценку предмета нельзя снять)
Работа в паре, 5 мин
- Хорошо. Поработаем в парах. Проверим, как вы это поняли. Перед вами текст.
- Посмотрите на текст как операторы. Обсудите в паре и отметьте, предложение-оценку, описание предмета и повествование. Отмечайте так: ] оц., ] о.п.,] пов.- Итак, я смотрю вы готовы. Проверим по эталону? Какая пара не согласна? Оцените работу в паре по критерию понимание приёма- как различать типы речи.
На доске учитель отмечает уровень понимания. В целом класс справился на ____ уровне.
6. Итог урока. Рефлексия
-Урок подходит к концу.
-Какие задачи перед нами стояли, выполнили ли мы их? Давайте к ним вернёмся.
-Что скажете? Какие бывает тесты по типу речи? (тест-повествование и текст-описание, строим предложение со значением оценки)
- Кто дополнит? (а бывает, что все типы речи соединяются в одном тексте)
-Какой приём мы применяли, чтобы разграничить разные типы речи? (для повествования нужно сделать несколько кадров, описание – передаётся в одном кадре, оценку предмета нельзя снять)
-Молодцы! Вы решили задачи урока. Хорошая речь – это показатель образованности человека. То, к чему мы стремимся. Учиться хорошей речи необходимо в жизни каждому современному человеку.
-Давайте вернёмся к информационной карте. В верности каких утверждений мы убедились?( В речи мы создаём разные по типу тексты. Тексты могут включать предложения со значением оценки)- Что не удалось узнать на уроке? (Предложение – оценка располагается как в начале текста (или его части), так и в конце) Верность этого утверждения мы будем выяснять завтра.
-Оцените свою работу на уроке. (Учитель читает по строке, а дети показывают карточку нужного цвета)
Урок полезен, всё понятно…Лишь кое-что чуть-чуть неясно…Ещё придётся потрудиться…Да, трудно всё-таки учиться.
- Я вижу по критериям и рефлексии, что урок прошёл полезно и плодотворно, кому было трудно не расстраивайтесь, у нас ещё впереди уроки по данному разделу. Урок окончен!
7. Домашнее задание
- Упр. 588 стр.110.