Конспект русского языка в 4 классе по теме Знакомство с понятием однородные члены предложения


Дата: 28.02.2017 г.Класс: 4
Учитель: Мурзина Татьяна Павловна, 1 квалификационная категория, стаж – 3 года
УМК: «Гармония». М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка» - 2 часть.
Тема: «Знакомство с понятием «однородные члены предложения»»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: познакомить с понятием «однородные члены предложения»; формировать умение находить однородные члены в предложении.
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомить учащихся с понятием «однородные члены предложения», с опознавательными признаками однородных членов предложения;
- формировать умение находить однородные члены предложения, учить выделять их.
Метапредметные:
Личностные:- уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать алгоритм действий на уроке;
- работать в парах и группах;  
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
- формулировать связный ответ на поставленный вопрос;
- уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.
Познавательные:
- уметь отличать предложения с однородными членами от других предложений;
- ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами;
- уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, самоконтроль, анализ и оценка ответов обучающимися.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки.
Ход урока
1. Мотивация учебной деятельности. Создание атмосферы эмоционального и психологического комфорта.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
2. Проверка домашнего задания.
- Упр.472. Какой общий заголовок подходит к текстам? (Приход весны)
- Какие формы одних и тех же имен существительных вы нашли? Необходимо указать их падеж. (Гришин Д.)
- Какие однокоренные слова есть в тексте? (Воронина Д.)
3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
- Откроем тетради и запишем число. Слайд 2.
1) Словарная работа.
- Спишите словарные слова с доски, решив орфографические задачи. (Слайд 3)
– Если вы верно решили задачу, то из вставленных вами букв получится слово. Какое? (предложение)
- Что мы знаем о предложении? Верно. А сейчас нам Егор прочитает определение данного слова из словаря (грамматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью).
- Из каких членов может состоять предложение? (главных и второстепенных).
- С какими второстепенными членами мы познакомились на прошлом уроке?
- Наша тема, ребята, будет связана с данным понятием.
2) А сейчас обозначьте на полях тетрадей знак «РЭ № 10,11». Пока некоторые учащиеся выполнят на отметку индивидуальные карточки на тему «Главные и второстепенные члены предложения»,
Уровень 1. Гришина А., Аллашукиров М.
Спиши предложения, подчеркни грамматическую основу.
1. Распустился красный мак.
2. Качается хрупкий стебелек тюльпана.
3. В траве прыгает зеленый кузнечик.
Уровень 2. Сяткин К., Морозов А.
Составьте с данными словосочетаниями предложения и подчеркнуть определения.
1. золотое солнце. 2. звонкие ручьи 3. длинные сосулькиУровень 3. Зотин Егор
Подчеркните в предложениях главные и второстепенные члены предложения.
1. На деревьях появляются первые листочки.
2. Лёгкий ветерок покачивает деревья.
3. Всюду звенят весёлые ручьи.
Олимпиадное задание. Биктасова А.
1.Разберите предложение по членам предложения, выпиши словосочетания, обозначь знакомые части речи.
    Под лучами горячего солнца посветлели поля и луга.
2.Определи, сколько раз в предложении встречается звук [з'].
    Зина обратилась с просьбой к Лизе.
мы с вами поработаем по сборнику заданий, выполнив тем самым два задания из регионального экзамена. Проверка карточек.
Стр.39.
№ 10. Воробьи с окрестных крыш скачут.
- Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения. У доски: Журавский М.
№ 11. - Над каждым словом надпиши части речи.
4. Определение темы урока. Постановка цели.
- Ребята, наш век – век высоких технологий. Часто вы общаетесь в интернете или с помощью СМС сообщений. Но многие люди не считают обязательным соблюдение правил орфографии и пунктуации при пересылке сообщений. Как вы к этому относитесь?
- Что происходит, когда не соблюдаются правила орфографии и пунктуации? (Речь становится непонятной, неправильной)
- Давайте обратимся к такому случаю.
Ребята в классе разбились на команды. Маша болела. Она послала СМС Мише с просьбой написать кто из ребят-друзей в какой команде. Миша присылает ей СМС-ответ:
Слайд 4. «в первую команду записались Света Катя Вася Женя Толик Наташа записались во вторую команду»
- Вы смогли понять, кто в какой команде? (Нет).
- Почему? (Два предложения соединены в одно).
- Какие правила не соблюдал Миша?
- А вы попадали в такие ситуации? А для чего необходимо соблюдать правила пунктуации? (правила пунктуации надо соблюдать, чтобы наша речь была понятной, правильной, красивой).
- Давайте исправим пунктуационные ошибки.
В первую команду записались Света, Катя, Вася. Женя, Толик, Наташа записались во вторую команду.
- Запишем предложения. Первый вариант запишет первое предложение, а второй – второе. Я помогу вам интонацией. (Учитель читает)
- А теперь выделите главные члены в предложениях. Первый вариант – в первом предложении, а второй – во втором.
Слайд 5. - Выполним взаимопроверку. Если ваш сосед справился с заданием, поставьте + на полях.
- Что вы заметили, когда искали главные члены предложения?
- Известно ли вам как называются такие одинаковые, повторяющиеся члены предложения?
- Такие одинаковые, повторяющиеся члены предложения называются однородными.
Слайд 6. - Итак, тема урока «Знакомство с однородными членами предложения»
- Что бы вы хотели узнать на нашем уроке согласно нашей темы? Поставим вопросы перед собой. Слайд 7.
5. Изучение нового материала.
- Упражнение 473. Ученик пересказывал отрывок произведения М.Коршунова «Школьная вселенная». Я прочитаю вам первый абзац. Все ли верно? (нет, много повторений)
- Нередко нам приходится с вами в речи использовать вместо многих маленьких предложений одно большое, тем самым присоединять к одному подлежащему несколько сказуемых или к одному сказуемому несколько подлежащих или второстепенных членов. Таким членам предложения ученые дали особое название. На стр.64 мы прочитаем информацию. (Епифанов К.)
- Как вы бы изменили данные предложения?
Слайды 8,9.
- Ребята, мы можем ответить на первый поставленный вопрос: какие члены предложения называют однородными?
На доске: ОТВЕЧАЮТ НА ОДИН И ТОТ ЖЕ ВОПРОС
(который задаётся от одного и того же слова)
На доске: СВЯЗАНЫ С ОДНИМ И ТЕМ ЖЕ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Физ. минутка
Как живешь? Вот так!
Как идешь? Вот так!
Как бежишь? Вот так!
Как летишь? Вот так!
Как плывешь? Вот так!
Как шалишь? Вот так!
Как сидишь? Вот так!
6. Первичное закрепление.
-Сейчас поработаем в группах. Упр.473 продолжаем. Замените теперь данные маленькие предложения на одно большое с однородными членами и запишите его.
- Какие однородные члены предложения получились у первого ряда? (подлежащее)
- У второго ряда? (сказуемое)
Слайд 10. - А у третьего? (дополнение)
Проверка.
- Сейчас мы можем ответить на второй вопрос урока: какие члены предложения могут быть однородными? (главные и второстепенные)
7. Самостоятельная работа.
- А сейчас откроем снова сборник заданий по подготовке к РЭ на стр.39. Попробуйте выполнить задание № 12. Найдите и выпишите в 11-ом предложении однородные подлежащие. Проверка: Исмайлов А.
8. Домашнее задание: упр.475 в ТПО (последнее задание под *) Слайд 11.
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Вспомним тему урока.
- Перед нами стояли два вопроса. Ответили ли мы на них? Слайд 12.
1) Какие члены предложения называются однородными?
2) Какие члены предложения могут быть однородными?
- Для оценки работы на уроке, я попрошу вас заполнить анкеты и сдать вместе с рабочими тетрадями.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
Выставление отметок за урок.
Слайд 13.
Самоанализ урока.
Рабочая программа курса разработана на основе авторской программы по русскому языку, авторы -М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко.
Урок, представленный вашему вниманию, второй в разделе «Новое о строении предложений».
Тема: «Знакомство с понятием «однородные члены предложения»»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: познакомить с понятием «однородные члены предложения»; формировать умение находить однородные члены в предложении.
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомить учащихся с понятием «однородные члены предложения», с опознавательными признаками однородных членов предложения;
- формировать умение находить однородные члены предложения, учить выделять их.
Метапредметные:
Личностные:- уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать алгоритм действий на уроке;
- работать в парах и группах;  
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
- формулировать связный ответ на поставленный вопрос;
- уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.
Познавательные:
- уметь отличать предложения с однородными членами от других предложений;
- ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами;
- уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, самоконтроль, анализ и оценка ответов обучающимися.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап открытия нового знания.
На уроке были использованы следующие методы обучения:
по виду источника информации:
словесные (рассказ, беседа,);
наглядные (демонстрация презентации);
практические (работа с карточками, работа в паре, работа в группах);
по способу организации работы:
работа под непосредственным руководством учителя;
работа в паре.
работа в группах.
Урок начинается с организационного момента. Этот этап, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность. Второй этап- проверка выполненной домашней работы. На третьем этапе – актуализации опорных знаний – использовалась словарная работа, которая помогла подвести ребят к новой теме (из пропущенных букв составлялось слово).
При проведении урока я использовала различные виды контроля: ученик- ученик (взаимопроверка работы), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде). Следующий этап- групповая работа (развитие навыков самостоятельной учебной деятельности)
Для определения уровня знаний были предложены разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей обучающихся, помогли создать в классе благоприятный климат. У обучающихся возникало чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания, что повышало их познавательную активность. На уроке были реализованы принципы наглядности, доступности (реализован в подборе материала), индивидуализации и дифференциации (при выполнении самостоятельной работы), принцип связи обучения с жизнью (написание СМС без ошибок). На протяжении урока наблюдались задания из регионального экзамена, на которых делался акцент. Велась работа по сборникам для подготовки к региональному экзамену.
Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, динамическая пауза.
Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, терпеливы по отношению друг к другу.
Материал, подобранный для урока, был доступен для всех обучающихся этого класса.
Завершающим этапом было подведение итогов и рефлексия, которая дает осмысление своих действий и самооценку. Учащиеся оценили урок, ответив на вопросы анкеты. Домашнее задание соответствовало уровню 4 класса – 1 письменное упражнение и теоретический материал.
Я считаю, что на данном уроке все поставленные задачи были реализованы, цель достигнута.