ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по познавательно – речевому развитию старшего возраста «Эту ягодку — красу мы вырастили сами» (в коррекционной группе для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по познавательно – речевому развитию старшего возраста «Эту ягодку - красу мы вырастили сами»
(в коррекционной группе для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата)
Образовательная область
«Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Художественная литература», «Труд»


Тематическое поле
Освоение социального опыта путем включения детей с ОВЗ в существующую систему общественных отношений (развитие социокультурной мобильности), формирование начал экологической культуры в процессе познавательно - речевого развития детей с ОВЗ.


Тип проекта
Познавательный, практико - ориентируемый, коллективный детско - взрослый, средней продолжительности


Участники проекта
3 коррекционная группа для детей с нарушением ОДА МБДОУ № 50, родители воспитанников, педагоги группы: учитель - логопед Пищевская И.Р., воспитатели Веребей О.Л., Чернышева Е.А.


Проблема
Привлечение внимания воспитанников и их родителей к Году охраны окружающей среды, недостаток знаний детей о сельскохозяйственных работах и растениях сада- огорода, ограниченность доступных детям с тяжелыми нарушениями ОДА способов познания мира.


Причины
Затрудненное развитие моторной и интеллектуально - личностной сферы у детей - инвалидов вследствие имеющегося заболевания.


Цель
Обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь, способствование интеллектуально - личностному развитию и формированию предпосылок экологического сознания у детей.


Задачи
-Учить взаимодействовать с окружающими на основе сотрудничества, создать условия для достижения успеха всеми детьми. - Расширять представления о предметах и явлениях окружающей действительности, близкого растительного мира, учить бережному обращению с природой родного края. - Формировать у дошкольников представления об исследовательской деятельности как одном из эффективных способов познания. - Расширять лексический запас детей путем активного употребления в речи качественных прилагательных, наречий, глаголов. Совершенствовать грамматический строй речи через дидактические игры. - Развивать связную речь детей: обучать практическим навыкам пересказа, способствовать превращению высказываний детей после полученных впечатлений из разных источников в рассказ. - Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику через  продуктивные виды деятельности. - Формировать предпосылки (элементы) учебной деятельности: развивать внимание, умение понимать поставленную задач и способ её достижения, воспитывать усидчивость и целеустремленность, уверенность в своих силах.

Предполагаемый результат
- В процессе вовлечения педагогами группы детей и их родителей в совместную творческую деятельность развивать и поддерживать интерес к природе родного~° края, стремление сохранять и улучшать её. - Повышение уровня экологических знаний. - Формирование элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе.


Ресурсы
Подготовленный силами педагогов и родителей участок для посадок на территории д/сада, рассада клубники, садовый инвентарь, книги, журналы, открытки, художественные произведения и учебно – дидактические пособия, музыкальный репертуар.

Мероприятия
Формы работы с детьми:
1. Занятия познавательного цикла:
- Расширение объема и активизация полученных ранее знаний о выращиваемых в условиях Заполярья садовых культурах, в частности, садовой клубники.
- Рассматривание картин «В саду», «На огороде»» (альбом «Страна чудес» из серии «Развитие речи 4-7 лет» авторы Л.В. Лункевич, В.В. Гербова.
- Знакомство с трудом колхозников: дать знания о некоторых видах летних сельскохозяйственных работ в Заполярье (вскапывание, рыхление почвы, подготовка грядок для посадок, полив).
- Наблюдение за работой взрослых и организация посильной трудовой деятельности детей по оформлению клумбы для посадок.
- Проведение вечера загадок «Вкусное лукошко».
- Составление рассказов по предлагаемому действию «Как мы сажали клубнику», «Как мы ухаживали за кустиками», составление рассказов из личного опыта «Мы с мамой готовим».
2. Организация совместной работы с библиотекарями
центральной детской библиотеке (филиал № 7):
- Рассматривание иллюстраций, журналов, наборов открыток, чтение отрывков художественных произведений по теме.
- Проведение занятия «Весенние заботы» с использованием ИКТ.
3. Чтение детям: Г.Шмонов «Клубничное лето», В. Каризна «Клубника», И.Мельничук «Хитренькая ягодка», А.Тышлангова «Веселые стихи», Е. Жуковская «Загадки о фруктах и ягодах» и др. 4. Пальчиковая игра «Мишка, мишка косолапый»
5. Работа по заданной теме на занятиях по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, аппликация)
6. Дидактические игры: «Чья ягодка?», «Что можно из этого приготовить?», «Какой? Какая? Какое?», «Собери урожай», «Посчитай и назови», «Укрась клубничку», «Закончи и повтори», «Путаница» и др.
7. Подвижные игры: «Ягодка- малинка», «Что мы делали - не скажем, только ручками покажем».
8. Просмотр мультфильмов и кинозарисовок по данной тематике.
9. Подготовка работ детей к выставке.
Формы работы с родителями:
Проведение групповых и индивидуальных консультации, оформление папки - передвижки, организация выставки работ детей по продуктивным видам деятельности по теме.
Организация в выходные дни силами родителей целевых прогулок с детьми по паркам и скверам города.
Привлечение родителей к подготовке земельного участка для посадок, покупке рассады клубники, созданию атрибутов для украшения участка.


Продукт
Проведение тематической выставки детских работ и последующее создание альбома «Наша сладкая клубничка» с рисунками и рассказами детей, составленными на основе наблюдений за ростом и развитием растений.


Форма презентации
Интегрированное занятие «Эту ягодку- красу мы вырастили сами».



15