Урок по русскому языку «Знакомство с понятием «Сложные слова»»


Зубкова Е.А. Учитель начальных классов. МБОУ «Самусьский лицей имени академика В.В.Пекарского» пос.Самусь, ЗАТО Северск Томской области
РУССКИЙ ЯЗЫК 3 класс
Тема: Знакомство с понятием «Сложные слова»
Цель методическая:
Актуализация имеющихся знаний о словах и о процессе словообразования.
Ввести новое понятие «Сложные слова»
Отработка ЗУНов.
Цель психологическая (развития личности):
Нравственная сфера (ценности, интерес, мотивация, коммуникативные навыки)
Творческое мышление (активное, творческое, гибкое мышление, внутренняя мотивация)
Интеллектуальное развитие (апперациональный компонент)
Ход урока:
1. Актуализация знаний..Пальчиковая разминка.
Словарная работа + чистописание
Ананас ( -ик -ищ -ов суффиксы)
(подлежащее, сказуемое, определение,дополнение)
(обстоятельство места, подлежащее, сказуемое, определении, дополнение)
-Какое слово записано?
-Покажите графически какая в нем орфограмма?
-Запишите его.
-Образуйте от этого слова при помощи суффиксов
-ик -ищ -ов новые слова. Запишите.
-Какие слова у вас получились?
-С данным словом составьте предложение по схеме.
Запись числа.
Орфографическая пятиминутка.
Молодая, здравствуй, жужжит, зеленеет, робкий, лестница, резкий, масса, похолодало, жжет, ледокол.- Выберите и запишите слова с безударными гласными в корне, проверяемой ударением.
- Разберите по составу.
- Чем отличается слово ледокол от других слов?
- Как можно назвать это слово?
- Из чего оно состоит?
- Какова роль гласной? Где она стоит?
(она соединяет два корня, поэтому называется соединительной гласной)
- О чем мы сегодня будем говорить?
- Какая будет тема сегодняшнего урока?
- Какую цель перед собой мы поставим?
научиться находить сложные слова
научиться правильно их писать
Учитель: Сложными словами называются слова, состоящие из двух корней, которые соединяются при помощи гласной О.
- А могут ли другие гласные быть соединительными? Это мы узнаем сегодня на уроке.
2. Первичное закрепление.
листья падать
пыль сосать
муха морить
сталь варить
- На доске записаны слова. Прочитайте первый столбик. К какой части речи относятся эти слова?
Прочитайте второй столбик. К какой части речи относятся эти слова?
- Из слов каждой строчки образуйте сложные слова, объясните графически.
- Какая еще гласная может соединять корни? Почему? На этот вопрос мы ответим на следующем уроке.
3. Физминутка – покажите движениями: о чем я говорю и назовите.
как называется человек, который рубит лес
как называется мышь, которая роет землю
назовите: сказочные сапоги, которые быстро бегают
2. Первичное закрепление (продолжение)
- Открываем учебник стр. 88 упр. 124
- Прочитайте слова. Какие они? Почему?
- Запишите и объясните графически, что они сложные.
Первое слово разбираем у доски:
Садовод (садик, разводить) и т.д.; звездопад, пароход, волнорез, носорог, седобородый.4. Применение новых знаний. Самостоятельная работа. Правило стр. 90, стр. 90 упр. 126
- Ребята, в словах пропущена гласная, как она называется?
- Что вам нужно сделать?
(проверка: сигнальными карточками)
5. Домашнее задание: сочинить сказку про сложные слова.
6. Итог урока.
- О каких словах вы сегодня узнали на уроке?
- Какие слова называются сложными?
- А наши давние друзья на этот вопрос ответили так:
Незнайка сказал: «Все непонятные слова называются сложными».
Буратино возразил: «Все длинные слова называются сложными».
А Всезнайка считает, что это слова состоящие из двух корней, которые соединяет соединительная гласная О или Е.
- Кто прав? Почему?
- В подтверждение того, что сложные слова состоят из двух корней: прочитай, найди сложные слова и подчеркни их.
- Почему эти слова записаны с большой буквы?
- В каком году первый раз упоминается город Москва? (1147г.)
- Достигли ли мы поставленной цели?
- Научились находить сложные слова?
- Научились их правильно писать?
- Данную работу мы продолжим на следующем уроке.
- Кто считает, что работал сегодня на «5», на «4».
Пальчиковая физминутка, актуализация знаний проходит на уровне знаний, перенос теоретических знаний на практические.
(цветовая гамма, табло, доска)
Мониторинг – цветовая гамма помогает увидеть каждого; развитие орфографической зоркости.
Работа над развитием апперационального компонента (сравнение, обобщение, анализ…)
Развитие психических процессов (внимания …)
Схема сложного слова с соединительной гласной О.
Доска.
Выходят на уровень понимания и начинают применять эти новые знания.
Мониторинг: проверка в парах и оценивание.
О, Е, светофоры.
Г…., Я….., С…, Д….- индивидуальное задание.
Применение полученных знаний проходит на разном уровне сложности.
Домашнее задание творческого характера.
Незнайка, Буратино, Всезнайка.
Листочки 5.
В течение всего урока использовались разные виды отслеживания узнавания, понимания и применения изученного материала.
Самоанализ, рефлексия.