Конспект занятия Осеннее настроение в музыке


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 8 «Солнышко»
села Новозаведенного»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по музыке
на тему: «Осеннее настроение в музыке»
для детей подготовительной группы.
Андрейченко Е.А.
Музыкальный руководитель
с. Новозаведенное
2016г.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по музыке в подготовительной группе по теме «Осеннее настроение в музыке».
Цель: развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать настроения в музыке
Программные задачи.
Образовательные:
определять эмоционально – образное содержание музыки, сравнивать по настроению со стихотворениями;углублять, закреплять у детей различение средств музыкальной выразительности, создающих образ, изобразительность музыки.
Развивающие:вызывать эмоциональную отзывчивость на музыку нежного, задумчивого, мечтательного характера; передавать свое настроение словом, жестом и в цвете.
Воспитательные:воспитывать у детей желание высказывать свое отношение к происходящему; воспитывать трепетное отношение к родной природе.
Оборудование. Осенние листочки, султанчики, разноцветные ленточки, шарфики и платочки; бубны и хохломские ложки для импровизации (на 2 подгруппы).
Ход занятия:
Зал украшен природным материалом, характерным для осени, негромко звучит музыкальное произведение А. Вивальди «Осень» в мр3.
Дети входят в зал, музыкальный руководитель встречает их и ведёт в круг.
М.р.: ( пою мелодию из 5-и звуков вверх) Здравствуйте, ребята!
(Дети отвечают так-же мелодично)
- Я- Музыка. Приглашаю вас сегодня на встречу с прекрасными музыкальными произведениями.
- Как вы думаете, какое у меня сейчас настроение?
Ответы детей
-А как вы догадались?
(по улыбке, глазам, по голосу).
- ДА, Настроение можно выразить мимикой, голосом, движениями,.Покажите мне, пожалуйста, грустное выражение лица…
Дети показывают.
- хорошее настроение глазками….
Дети показывают.
- а губками…
Дети улыбаются.
М.р.:А знаете в чём выражают свое настроениеХудожники?
Дети: художники выражают настроение в своих картинах). - А поэты? (в стихах).
- Композиторы? (в музыке).
М.р.: Давайте сейчас ненадолго вернёмся в Осень. Возьмите осенние листочки. Мы полетим на них под музыку «Осень»А.Вивальди на стульчики.
(берут разложенные по кругу на ковре листья, кружась двигаются на приготовленные места).
Слайд 2.
М.р.: Прислушайтесь к музыке и представьте осенний день.
Слушается фрагмент произведения А. Вивальди «Осень».
(тихо комментирую): Тихо шурша опавшими листьями, Осень парит над землёй. Одной рукой она провожает перелётных птиц, а другой рассыпает серебристые капельки дождя..-Ребята, какое настроение передаёт эта музыка?(Дайте полный ответ)
Дети:
- Возьмите цветные карточки.( раздаю веера)Выберите и покажите мне тот цвет, которым вы изобразили бы эту музыку.
Дети берут цветные веера и выполняют задание «Какого цвета музыка?»(Из набора карточек 10 цветов дети выбирают один или два цвета, которыми они изобразили бы эту музыку)
М.р. ведёт опрос, почему выбран тот или иной цвет. Слушаются 4-5 ответов. М. р на большом веере раскрывает названные цвета).
М.р: Какая яркая, гамма красок у вас получилась! Вы выбрали тёплые и осенние цвета для музыки Вивальди.
Подойдите, пожалуйста, к столу.(подходят к атрибутам).
Я хочу предложить вам изобразить Осень.
(детям предлагаются атрибуты)
- Ребята, придумайте и покажите свои движения в танце под музыку А. Петрова «Осенний парк» (звучит запись).
(Дети двигаются под музыку в соответствии с её характером, своим атрибутом и собственными представлениями).
М.р: Какой яркий танец осени у вас получился! Движения были плавными, лёгкими, танцевальными. Пожалуйста, кладите атрибуты на стол и садитесь на места.………………………………………………………………….
- Послушайте стихотворение М. Ивенсен «Падают листья»:
Падают, падают листья –
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья,
По ветру вьются летят.
- Какое настроение передаётся в стихотворении? (полный ответ)
Дети:
- Давайте вместе повторим эти слова. (На слайде отображаются картинки, соответствующие каждой строке стихотворения. Дети повторяют за муз руков.) А кто из вас сможет придумать мелодию и спеть свою песенку с этими словами?
(Дети импровизируют по желанию, 3-4 реб; дети определяют настроение песни.).
М р:Молодцы! Вы настоящие композиторы! У каждого из вас получилась своя красивая осенняя песенка.
Композитору Михаилу Красеву тоже очень понравилось стихотворение «Падают листья» и он сочинил песню. Я вам её спою.
Дети слушают песню «Падают листья», музыка М. Красева, слова М. Ивенсен.
М р: Вам понравилась песня, дети? Давайте споём её вместе!
Дети поют песню «Падают листья», музыка М. Красева, слова М. Ивенсен.
-Поаплодируем!
М.р: Я знаю, что вы любите играть на музыкальных инструментах.
Ёжик и Мишка передали для вас деревянные ложки и бубны, и просили помочь им повторить ритмический рисунок весёлой мелодии. Поможем? Внимание на экран.
На экране интерактивная игра на музыкальных инструментах «Помоги Ёжику и Мише повторить ритм».
Давайте его рассмотрим. (На слайде отображается 1-я фразаритмического рисунка)
М.р: На ритмическом рисунке маленькими цветочками обозначаются короткие звуки, а большими – долгие. Короткие звуки мы поём «ти»-«ти», долгий звук-«та».Повторим ещё раз.(Пропеваем «ти-ти-та, ти-ти-та»)
- И прохлопаем ( прохлопываем).
М. р:Читаем следующий ритмический рисунок. (На слайде отображается 2-я фраза ритмического рисунка).
-«Ти-ти-ти-ти-та-та». Повторяем: «Ти-ти-ти-ти-та-та». И с ладошками (прохлопываем)
- А этот ритмический рисунок сразу и споём и прохлопаем. (На слайде отображается 3-я фраза ритмического рисунка)
- «Та-та-ти-ти-та» Ещё раз..Та-та-ти-ти-та»
- Возьмите музыкальные инструменты (дети берут ложки и бубны). Давайте разделимся. Встаньте слева от меня в линеечку ребята с ложками, вы будете помогать Мишке, а справа от меня – с бубнами- вы помощники Ёжика. (Дети встают в 2 ширенги).
Сначала инструменты должны будут звучать отдельно, первыми играют ложки, потом бубны. А когда вместе-вам подскажут сами картинки.
Проводится интерактивная игра на музыкальных инструментах «Помоги Ёжику и Мише повторить ритм».
М. р.: Молодцы, ребята, вы сыграли ритмично и весело. Думаю, Ёжик и Мишка остались довольны.
(Убирают музыкальные инструменты).
(На слайде картина И. Левитана «Золотая осень»)
М.р: Ребята, внимательно посмотрите на картину знаменитого художника Исаака Левитана. Она называется «Золотая осень». Какими красками передал своё осеннее настроение художник?
Дети:
М.р: Правильно, ребята. Левитан использовал в своей картине тёплые тона красок.
А композитор П. И. Чайковский изобразил осень в своём музыкальном произведении по-своему. Послушаем.
Дети слушают фрагмент П. И. Чайковского «Осенняя песнь»
М.р:В каком темпе звучит музыка? Как вы думаете,Чайковский изобразил в музыке солнечный день или пасмурный, туманный?
(ответы детей)
А теперь я предлагаю вам пройти к столам и передать красками своё настроение под музыку П. И. Чайковского.
Дети рисуют музыку в течении 5-7 минут.
М.р.: Молодцы, очень красивые рисунки. Яна, посмотри на все картины и скажи, чья работа самая красочная?
(ребёнок смотрит и отвечает)
Саша, а ты посмотри, передал ли кто-нибудь из ребят грустное настроение?
(ребёнок смотрит и отвечает)
М.р.: Молодцы, ребята! Вы замечательные художники! Тонко чувствуете настроение музыки и можете передать его в рисунке. Ваши картины останутся вам на память. А наша встреча подошла к концу. Скажите, что вам больше всего запомнилось?
Ответы детей:
Сюрпризный момент.
М. р.:Я хочу подарить вам волшебные колокольчики. Выберите себе сейчас тот Колокольчик, который соответствует вашему настроению.
(Дети берут колокольчики) Послушайте как они звучат…
Дети прощаются и уходят из музыкального зала.