План-конспект по технологии Проект на уроках технологии. Виды проектов.Этапы выполнения проекта (5 класс)


План – конспект урока по технологии 5 класс
Учитель технологии Гайшун Наталья МеясовнаТема: Проект на уроке технологии. Виды проектов. Этапы выполнения проекта.
Цель урока: используя знания, полученные на уроке, выбрать тему для совместного проекта.
Задачи урока:
воспитание уважительного отношения друг к другу, стремления помочь друг другу через работу в группах и создание коллаборативной среды; развитие критического мышления через работу с информацией; познакомить с понятием «проект» на примере проектов старших школьников.
Ожидаемые результаты обучения: учащиеся узнают, что такое проект, какие бывают виды проектов, какие этапы включает в себя проект, поработают с содержанием каждого этапа, определят структуру проекта, выберут тему для совместного проекта.
Ресурсы урока: учебник «Технология 5 класс», раздаточный материал, ватман, фломастеры, карточки для деления на группы, презентация, проектор, экран.
Ход урока:
I этап. Организационный (0,5 мин)
Учитель приветствует учеников. Спрашивает отсутствующих, проверяет готовность к уроку.
II этап. Целеполагание (7 мин)
Сегодня у нас на уроке новая и очень интересная тема, которую вы попытаетесь определить сами.
Слово предоставляется ученице 7 класса, которая рассказывает о своём проекте.
- Какие советы ты могла бы дать ребятам, которые начинают работу над проектом (учитель записывает на доске советы: проект должен быть интересным, нужным, посильным).
- Так о чем мы сегодня будем говорить?
Называет тему урока: Проект на уроке технологии. Виды проектов. Этапы выполнения проекта (слайд 1)
Деление на группы 5 мин
Ребята, попрошу вас встать в линеечку (линеечку строю по месяцам рождения).
- По какому принципу построена линеечка? (если сразу не угадают, показать отрывок мультфильма «Двенадцать месяцев»)
- На столе лежат карточки, выберите себе одну. Теперь переверните и посмотрите что изображено на картинках (на картинках изображены части дорожных знаков). Соберите картинку – это ваша группа (садятся по группам).
Давайте повторим правила работы в группе, которые вы назвали на прошлом уроке (после ответа детей слайд 2) Распределите, пожалуйста, роли в вашей группе (секретарь, спикер, лидер, тайм-кипер).
Рефлексия 0,5 мин (спросить у каждой группы мнение о составе группы, о качестве работы на уроке).
III этап. Изучение нового материала
Продолжаем знакомство с проектами (ученицы 8 класса рассказывают о своих проектах – 2,5 мин).
Вы познакомились с тремя проектами. Узнали, что делали учащиеся во время проекта. Теперь задание: попробуйте ответить «Что такое проект?» Проводим «мозговой штурм».
Секретарь пишет все ваши ассоциации и идеи, связанные со словом «Проект». Затем выбираем из всех записанных идей две самые удачные на ваш взгляд (4 мин).
Озвучиваем ваши идеи ( спикер от каждой группы отвечает, учитель пишет на доске)
- Прочитайте, что у нас получилось. Что же такое проект? (1,5 мин)
После этого показать слайд 3, на котором дано определение проекта.
- Проекты, с которыми вы познакомились, отличаются друг от друга?
- Чем отличаются?
Слайд 4: Виды проектов. Попросить прочитать по группам (1,5 мин).
- Среди рассмотренных проектов есть творческие? А исследовательские? Почему вы так считаете? Докажите свою точку зрения. (1,5 мин).
Мы подошли к выполнению проекта. Как же выполнить проект? Из каких этапов он состоит?
Задание: работа с учебником (стр. 203, 204). Каждая группа работает над одним этапом. Вам нужно подробно рассказать об этом этапе остальным ребятам. Вы выполняете наглядную схему или рисунок и спикер защищает. На работу вам дается 8 мин.
Защита своей работы. Спикер от каждой группы защищает свою работу (3 мин).
Рефлексия 0,5 мин. Как вы оцениваете работу вашей группы? Обсудите в группе и нарисуйте рядом с вашей схемой смайлик. Какой смайлик вы нарисовали? Почему?
Проводим небольшую физминутку: «Как чихает слон». Первая группа говорит: ящики, вторая: хрящики, третья: потащили. Все вместе! Слон чихнул (1,5 мин).
IV этап. Закрепление нового материала
Задание. Попробуем составить структуру проекта, т.е. из чего состоит проект. Вот вам подсказка. Если сравнить с математическим примером, то это выглядит так:
Проект = 1П+2П+3П+4П+5П.
Обсудите в группе и дайте ответ (3 мин).
После ответов показать слайд (5П проектов)
Начнем с 1П – проблемы. Любой проект начинается с проблемы. Попробуем определить, что является актуальным на данный момент в нашем классе. Обратите внимание на советы, которые вам дали старшеклассники (1,5 мин).
V этап. Домашнее задание (1,5 мин).
Поработать с информационным листком, вклеить в тетрадь или переписать. Составить два вопроса по теме урока: простой и сложный.
VI этап. Подведение итогов (2 мин).
Вопросы к группам:
- Что нового вы узнали на уроке? Обсудите в группе, один ответ от группы.
Оцените свою работу на уроке. В оценочном листе поставьте себе оценку за работу на уроке.
Спросить нескольких учеников как они себя оценили.
- До свидания! Урок окончен.

Приложение
Информационный листок
ПРОЕКТЫ на уроках технологии
Проект – самостоятельная итоговая работа учащихся, которая дает возможность
применить свои знания на практике.
ВИДЫ проектов:
Практико-ориентированный проект (изготовление наглядных пособий)
Информационный проект (сбор информации о каком-либо объекте)
Ролевой проект (сценическая постановка)
Исследовательский проект (исследование какого-либо явления)
Творческий проект (изготовление сувениров, видеофильмов)
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ проекта:
ПОИСКОВЫЙ ЭТАП:
Поиск проблем и выбор темы проекта;
Сбор информации по теме проекта;
Изучение выбранной идеи:
Экономическая оценка,
Экологическая оценка,
Моделирование,
Создание эскизов;
Обсуждение с одноклассниками и учителем идеи, темы проекта;
Утверждение темы.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП:
Планирование работы;
Разработка чертежей и технологических карт;
Выбор материалов, инструментов и оборудования;
Изготовление изделия;
Испытание изделия;
Обсуждение с учителем о необходимости внесения изменений;
Художественное оформление.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Подготовка к защите (рекламный проспект изделия);
Защита проекта;
Оценка проекта;
Предложения по использованию проекта ( на выставке, в качестве наглядности, для личного использования);
Самооценка и предложения по совершенствованию работы.
Пять «П» проектов:
П – проблема
П – планирование
П – поиск
П – продукт
П – презентация