План-конспект урока по теме Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта

Тема урока: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта и выбор».
Цели:
Образовательные: содействовать формированию представлений о творческом проекте, ознакомить с этапами выполнения проекта, с направлениями, по которым можно выбрать тему творческого проекта, примерами разнообразных творческих проектов, учить выбирать тему, руководствуясь актуальностью проблемы; поиску аргументированных решений.
Развивающие: развивать умение выполнять логические операции по проектированию;
Воспитывающие: воспитывать интерес к творческой деятельности, развивать творческие способности учащихся.
Методическое оснащение урока: кабинет технологии, библиотечка школьной мастерской, электронные средства обучения, банк творческих проектов учащихся, выполненных пятиклассниками в предыдущие годы, учебник технологии, рабочая тетрадь, персональный компьютер.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных материалов, инструктаж по правилам безопасной работы.
Тип урока: приобретение обучающимися новых знаний.
Формируемые универсальные учебные действия:
- познавательные: освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности.
Регулятивные: учить ставить цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств, контролировать свои действия, содействовать формированию способности к проектированию.
- коммуникативные: содействовать формированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, уметь работать в группе.
- личностные: содействовать формированию готовности и способности к самообразованию.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщение темы урока.
Настроимся на взаимное сотрудничество, чтобы достигнуть желаемого результата, нам необходимо проявить целеустремленность, трудолюбие, ответственность.
2. Изложение нового материала.
– Ребята, вы на экране видите фотографии творческих проектов, выполненных пятиклассниками прошлых лет. И на этом занятии мы с вами попробуем разобраться – что же такое творческий проект и как его лучше выполнять.  Я вам расскажу и покажу, как  оформить творческую  работу на примере проекта, выполненного обучающимся нашей школы.
Что же такое творческий проект?  Творческий проект-это самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до её воплощения, при минимальном участии педагога. Это ваша творческая итоговая работа. Поэтому в этой работе необходимо показать все свои знания и умения, которые вы получили за годы обучения в объединении, и при изготовлении изделия нужно стараться использовать изученные и опробованные вами технологии.
Работу над творческим проектом  можно разделить на три этапа
а) подготовительный этап  б) технологический этап; в) заключительный этап.
Титульный лист.
В самом начале вы должны правильно оформить самый первый лист – титульный. Это  лицо вашего проекта.  Здесь указываете  полное название вашего образовательного учреждения, название своего творческого проекта, вашу фамилию и имя, название класса, указать фамилию и имя вашего руководителя, название населённого пункта и год написания проекта.
Обратите на экране внимание, как оформляется лист содержание проекта
План выполнения проекта
I. Подготовительный этап
1.   Актуальность проблемы 2.   Цель проекта 3.   Обоснование выбора темы проекта 4.   Задачи 5.   Требования к изделию 6.   Разработка идеи 7.   Поиск лучшей идеи 8.   Исследование 9.   Мой выбор

II. Технологический этап
10. Используемые материалы 11. Инструменты и оборудование для изготовления изделия 12. Организация рабочего места, правила безопасной работы 13. Технология изготовления изделия 14. Технологическая карта 15. Экономический расчет 16. Экологичность.
III. Заключительный этап
17. Выводы 18. Реклама  19. Список литературы
Подготовительный этап
Прежде чем приступить к выполнению проекта, давайте поразмышляем - любите ли вы ходить в поход! Любите ли вы ловить рыбу? Конечно же, в теплое время года все дети любят отдыхать на свежем воздухе: в лесу, у реки, на дачном участке. После активных игр хочется посидеть у реки, ловить рыбу. В этом случае выручат небольшие легкие стулья, которые удобны в эксплуатации на природе, экологичны, красивы. Можете сделать подарок для папы. Подарки, сделанные своими руками особенно приятны им. Доставьте радость своим родным, изготовлением «стульчика для природы». Для выбора темы можно воспользоваться также Банком проектов, а может вас вдохновит посещение сайта для любителей мастерить.
Предлагаю вам написать мини-сочинения на тему: "Обоснование выбора и цели деятельности" или "Потребность в изготовлении изделия".
Пример. 
Мы живем в такой местности, где нет леса, а есть небольшая речка. Выходные дни можно идти на речку, на отдых, посидеть, помечтать, ловить рыбу. В этом случае выручат небольшие легкие стулья, которые удобны для использования. Чтобы сделать его вовсе нет необходимости затрачивать большие средства и можно многое сделать своими руками. Мой папа любитель ловить рыбу и мне очень хочется порадовать её приятным сюрпризом, подарив ему стульчик для рыбалки, сделанную своими руками.
Постановка цели и задачи
Необходимо выявить основные  цели и задачи выполнения проекта. Например, разработка и изготовление изделия, или модернизация, ремонт чего-либо в соответствии с определенными условиями, требованиями.
Пример. 
У меня дома в саду есть место для отдыха - беседка . И у меня возникла идея – сделать стульчик своими руками для мамы и папы. Когда у них будет свободное время, они выйдут в сад отдохнуть и стульчик пригодиться им. Это будет замечательный подарок для мамы и папы. Работа, выполненная мною, будет стоить дешевле аналогичных стульчиков, приобретаемых в магазинах.

Цель проекта: изготовить стульчик для родителей и поставить в саду, в беседке.
Задачи: 1. Изучить литературу, выбрать технику, в которой будет выполнена картина
2. Составить банк идей, исследовать  и выбрать лучший вариант. 3. Подготовить инструменты и материалы, организовать рабочее место. 4. Изготовить изделие, оформить его. 5. Оценить качество работы.
Требования к изделию
Теперь вы должны определить, какими качествами должно обладать изделие:
Пример. 
1. Стульчик должен быть удобным, красивым, аккуратно выполненным и отвечать моим требованиям.  2. Стульчик должен подходить для сада, беседки и вписываться туда. 3. Изделие должно быть лёгким в изготовлении и сделано из экологически чистых материалов. 4. Себестоимость стульчика должна быть низкой.

Разработка идеи
На этом этапе вы должны разработать несколько вариантов формы и конструкции изделия, проанализировать их и выбрать наиболее подходящий по критериям. Для начала поищите вокруг уже готовые подобные изделия, посмотрите, как они устроены, из каких материалов изготовлены, какую форму имеют и подумайте, как можно изменить изделие, чтобы оно подходило под ваши критерии.
Поиск лучшей идеи
Теперь необходимо проанализировать идеи и выбрать ту, которая больше подходит по разработанным  критериям.
Пример.
Стульчик можно выполнить из различных материалов: древесины, металла, пластика.
Я изучил несколько источников информации: книги, журналы, интернет сайты и рассмотрел несколько вариантов.
1. Стульчик из металла.
Это очень тяжелый по весу стульчик, нужно потратить много времени. Это очень кропотливая и трудоемкая работа. Чтобы сделать из металла и инструментами я еще недостаточно владею, нужен опыт. Я обязательно в будущем научусь и сделаю.
2. Стульчик из пластмасса.
Это очень легкий по весу стульчик. Но найти такой материал в сельских условиях трудно. Можно купить только в городе. А это требует затрат и экономически не выгодно. Пластмасс может быть экологически вредный материал, все таки же не природный материал.
3. Стульчик из дерева.
Дерево природный экологичный материал. Дома можно найти обрезки дерева. Да и инструменты для работы с деревом у нас дома есть. И мне очень нравиться техника пиления, строгать рубанком. Стульчик из дерева не требует больших затрат.
Мой выбор:
Я выбрал стульчик, выполненную из дерева.
Исследование
В этом разделе вы можете рассказать историю происхождения стула, также должны проанализировать или  провести исследование правильности выбора своего изделия,  Исследование  можно оформить и в виде таблицы.
Подсчитав все плюсы и минусы выбираем вариант изделия  и начинаем его детальную проработку.
Технологический этап
В этом пункте необходимо последовательно показать всю технологию изготовления изделия.   1.    Необходимо продумать размер и форму изделия; 2.   Подобрать материалы для изготовления изделия.
3.   Определить наличие необходимых для выполнения работ инструментов.
  Разработать или выбрать технологию изготовления изделия в целом, то есть, какие технологические операции и в какой последовательности нужно выполнять. 5.   Продумать безопасные способы изготовления изделия.  6.   Продумать способы декоративно-художественного оформления изделия.
Все можно представить также в виде таблиц и звездочек обдумывания.
Расчет себестоимости изделия
В этом разделе вы должны представить расчет затрат на  ваше изделие. Рекомендую вам  выбирать наиболее рациональный  и экономичный расход материалов. Экологичность
Выбирайте для своей работы только экологически чистые материалы, чтобы изготовление и эксплуатация  вашего изделия не повлекло за собой изменение в окружающей среде и  не принесло вред здоровью.
Заключительный этап
Выводы
Оценка выполненной работы.
В конце проекта вы пишете выводы по работе. Необходимо отразить, что работа выполнена по заявленным требованиям.
Пример:  
Моя работа выполнена, стульчик сделан с душой, я много вложил в неё сил, усердия, и главное, что дело доведено до конца. Соблюдена технологическая последовательность изготовления стульчика из дерева. Изделие экономичное, так как на его изготовление ушло не много материала. Технология изготовления включает несложные операции, на изготовление ушло не много времени. Изделие экологичное, сделано из натуральных материалов – древесины. Ознакомился с ценами на аналогичные изделия и убедился, что мой стульчик стоит значительно дешевле.
Я считаю, что достиг поставленной цели и изготовил удобный, красивый стульчик, выполненный из дерева. Хорошо вписывается в беседку. Работать над проектом было трудно, но интересно. Внешний вид стульчика не идеальный, но я надеюсь, что в дальнейшем сделанные мною изделия будут выглядеть лучше.
В качестве испытаний я взял стульчик на природу. Все мои друзья опробовали, посидев на нем. Оказалось, что он удобен, устойчив, имеет небольшой вес, легко складывается и транспортируется. Своей работой я очень доволен. 
Выполняя проект, я расширил свои знания по предмету. Работа выполнена по заявленным требованиям, цель моего проекта достигнута.
Реклама
В этом разделе вы должны дать рекламу своему изделию. Для чего это нужно?  Реклама позволяет увеличить интерес к этому предложению. Раньше внимание к товарам привлекали в основном голосом, то сейчас реклама включает в себя множество различных способов донесения необходимой информации до потребителя. Так вот попробуйте разрекламировать свое изделие так,  чтобы многие захотели сделать такое же или оттолкнуться от вашей идеи и сделать похожее.
Пример: 
Мой стульчик понравиться всем.
Легко складывается, транспортируется.
Может он быть другом
на природе, и на рыбалке.
Можно родителям сделать подарок
Примите, дорогие, сюрприз от меня
Сделал я стульчик своими руками.
Используемая литература:
Представьте литературу, которую вы использовали
Пример:
1. Симоненко В.Д. Технология. Учебник для учащихся 5 класса. Издательство Вентана Граф, 2016 г.
Интернет-ресурсы:
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
II. Практическая работа
Педагог предлагает детям выбрать темы творческих проектов (банк идей). Окончательный выбор темы остается за педагогом с учетом знаний и умений обучающихся. Идеальным вариантом является изделие, выполненное с применением технологии обработки как древесины, так и металла. Это позволит обучающемуся равномерно работать над проектом в течение года и более полно реализовать полученные навыки и в конце учебного года успешно завершить проект.
Обучающиеся выполняют  план выбранного творческого проекта и приступают к заполнению шаблона, предложенного педагогом.
Пишут раздел проекта "Обоснование выбора и цели деятельности" или "Потребность в изготовлении изделия".
Консультация педагога по выполнению практической работы над проектом.
III. Итог занятия
Предварительная оценка выполнения практической работы.
В  заключение всем детям дарятся маленькие кораблики, со словами « Кто не знает, в какую гавань он плывёт, для того нет попутного ветра!».
IV. Домашнее задание
Продумайте и заполните шаблон «Творческий проект»