Урок-защита творческого проекта (по басням И.А. Крылова)

Сценарий урока с использованием ресурсов контента ИПП «КМ-Школа», интерактивной доски, созданием авторских проектов.
Автор: Путилова Ирина Юрьевна
Образовательное учреждение: МОУ «Тогурская СОШ», Колпашевского района
Предмет: Литература
Класс: 6 класс
Тема урока: Урок-защита авторского творческого проекта по басням И.А. Крылова
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний и умений
Форма урока: мультимедийный урок с использование средств современных информационных технологий
Цели урока: создать условия для проверки уровня обученности, определить методику коррекции учебной деятельности учащихся
Задачи урока:
систематизировать теоретические знания;
развивать у учащихся познавательный интерес к предметам “Литература” и “Информатика”;
развивать творческое мышление;
совершенствовать умения коммуникативного общения;
воспитывать чувство ответственности за команду, совершенствовать умение работать в команде;
воспитывать уважение к сопернику.
Метод обучения: поисковый, словесный, практический.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «В мире литературы» 6 класс, ресурсы «КМ-Школы»
Оборудование: сетевой класс, мультимедийный проектор, компьютерные места по количеству команд.
Инструментальные средства и контент ИПП «КМ – Школа»: урок «Басни Крылова» из контента ИПП «КМ – Школа». Основное направление редактирования – разработка слайдов, содержание которых организует групповую работу, расширение информации за счет добавления электронных информационных объектов из энциклопедии и медиатеки «КМ – Школа».
Технические средства: интерактивная доска SMARTBoard, ресурсы контента ИПП «КМ-Школа», проектор.
Время реализации занятия– 45 минут
Технологии, методы:
укрупнение дидактических единиц (концепция УДЕ выдвинута П.М.Эрдниевым.)
технологии развития критического мышления через чтение и письмо (прием синквейн);
современные информационно-коммуникационным технологии;

Авторские медиапродукты:
презентации-афиши, выполненные обучающимися в группах (среда «КМ-Школа», среда Microsoft Office, Microsoft Word, Microsoft PowerPoint);
викторина по басням Крылова, выполненная обучающимися в разделе «Викторина» (среда «КМ-Школа»);
фильм «Басни Крылова» (среда Windows Movie Maker)
Технологические сценарии медиапродуктов:
фильм «Басни Крылова» (среда Windows Movie Maker)
презентации-афиши, выполненные обучающимися в группах (среда «КМ-Школа», среда Microsoft Office, Microsoft Word, Microsoft PowerPoint);
викторина по басням Крылова, выполненная в разделе «Викторина» в среде «КМ-Школа».
Структура использования медиапродуктов:

п/п
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Временная реализация
Вид медиапродукта

1
Целеполагание и мотивация.
2 мин.
Авторский фильм «Басни Крылова»

2
Повторение по теме «Басня».
5 мин.
Контент ИИП «КМ-Школа» урок «Басни Крылова»

3
Самостоятельная работа. Введение вопросов к викторине в среде «КМ-Школа».
5 мин.
Викторина по басням Крылова в модуле «Викторина»

4
Проверка уровня знаний и умений учащихся. Фронтальный опрос.
5 мин.
Электронное пособие «Своя игра»

5
Отчет спикера о результатах групповой работы.
21 мин.
Презентации-афиши к басням Крылова

6
Творческая защита проектов группами.



7
Обобщение и подведение итогов
3 мин.
Слайд


Содержание медиапродуктов:
Проект в форме презентации-афиши. Для работы над проектом формируются группы по семь человек, которым дается предварительное задание:
организовать работу по созданию проекта с использованием информационно-интегрированного продукта (ИПП) компании «Кирилл и Мефодий» - электронно-образовательной среды «КМ – Школа» в «Индивидуальном портфеле» АРМа «Учащийся» по теме «Басня»; ресурсов сети Интернет;
распределить обязанности: спикер, главный редактор, музыкальный редактор, корреспондент, дизайнер, выступающий, артисты;
собрать и оформить материал по темам проекта в форме презентации, по:
басня Крылова “Квартет ”;
басня Крылова “ Мышь и Крыса”;
басня Крылова “Стрекоза и Муравей ”.
Требования к оформлению проекта:
- Работа оформляется в PowerPoint.
- Размер слайдов – А4, ориентация – книжная;
- Количество слайдов: 6-8.
Содержание проекта:
1-й слайд – Титульный;
2-й слайд – Афиша;
3-5-й слайд – Информация об авторе басен, текст басни, вывод;
6-7-й слайд – Вопросы к викторине по творчеству Крылова.
Викторина по басням Крылова, выполненная в модуле «Викторина» среды «КМ-Школа». Программисты от каждой группы вводят вопросы в раздел «Викторина» в среде «КМ-Школа».

Целесообразность использования медиапродуктов на занятии:
использование педагогического приема организации групповой работы и электронной образовательной среды «КМ-Школа» позволяет сделать процесс достижения целей данного урока более технологичным.
позволяют сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным.
способствуют повышению мотивации школьников, обеспечивают прочное усвоение учебного материала, формируют предметные и ключевые компетенции.
План занятия


Структурные элементы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время

1
Организационный момент
Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся.
Положительный настрой на урок.
1

2
Вхождение в тему. Показ авторского фильма к басням Крылова
Определение темы и целей работы на уроке.
Положительный настрой на урок.
2

3
Целеполагание и мотивация
Организует и координирует работу учащихся по актуализации изученного
Повторение изученного материала по теме «Басни Крылова» в контенте информационно-интегрированного продукта (ИПП) «КМ-Школа».
5

4
Опрос «Своя игра»
Осуществление контроля и проверки полученных знаний.
Проверка уровня своих знаний по данной теме.
5

5
Проверка уровня знаний и умений, уровня познавательной самостоятельности учащихся.
Организация групповой работы по защите проекта
Защита проектов по басням Крылова;

9

6
Составление викторины по басням Крылова в ИПП «Кирилл и Мефодий»
Наблюдение, помощь по просьбе учащихся.
Программисты от каждой группы вводят вопросы в раздел «Викторина» в среде «КМ-Школа».
5

7
Творческая защита проектов
Наблюдение, помощь по просьбе учащихся.
Инсценировка басен
6

8
Проведение викторины по вопросам,
·подготовленным каждой группой в ИПП «КМ-Школа» «Басни Крылова»
Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.
Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу
5

9
Рефлексия (подведение итогов урока) Синквейн «Наш урок», «Басни Крылова»
Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля
Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.
5

10
Задание на дом
Разъяснение задания на дом
Запись в дневниках.
2


Карта занятия.

Комментарий хода урока
Время (мин)

Медиаресурсы
Развитие личностных качеств и психических процессов




Репродуктивные формы деятельности
Продуктивные формы деятельности

Орг. момент. Мотивация учащихся. Положительный настрой на урок.
4
Авторский фильм «Басни Крылова»
Внимание;

Организованность; Аккуратность;


Повторение изученного материала по теме «Басни Крылова» в контенте информационно-интегрированного продукта (ИПП) «КМ-Школа».
5
(ИПП) «КМ-Школа»
Внимание;

Рефлексивность; Самостоятельность; Мышление

Проверка уровня знаний и умений, уровня познавательной самостоятельности учащихся: 1.Опрос «Своя игра» 2.Защита и представление проектов 3.Творческая защита проектов группами (инсценировка басен) 4.Проведение викторины по вопросам, подготовленными каждой группой в ИПП «КМ-Школа» «Басни Крылова»
25
Презентации –проекты учащихся;

Рефлексивность; Аргументированность; Культура речи; Активность; Организованность; Аккуратность; Самостоятельность

В заключение урока учитель предлагает определить ценность урока, его полезность, проводит рефлексию.
6
Фильм по басням Крылова
 
Рефлексивность; Аргументированность; Ясность речи;

Детям предлагается домашнее задание.
2
слайд

Ответственность; Самостоятельность; Аргументированность; Любознательность; Рефлексивность;



Ход урока
Организационный момент. (1 мин.)
Преподаватель: - Здравствуйте, ребята.
Показ авторского фильма к басням Крылова (2 мин.)
II. Целеполагание и мотивация. (1 мин.)
Преподаватель: - Сегодня у нас с вами необычный урок. Изучение темы “Мир басен И.А.Крылова ” мы завершаем защитой творческих проектов. Сегодня вы, ребята, представляете результаты своей работы. Вашей задачей, ребята, было подготовить:
Выступление – презентацию проектов, афишу к инсценировке по басне;
Вопросы к викторине;
Инсценировки басен.
III. Повторение изученного материала по теме «Басни Крылова» в контенте информационно-интегрированного продукта (ИПП) «КМ-Школа». (5 мин.)
Преподаватель: - «Чтобы знания были впрок, следует повторить урок!»
Уверена, что вы, ребята, отлично подготовились, но как говорится: «Повторение – мать учения!»
А) Рассаживаемся за ПК для повторения ранее изученного материала по теме «Басни Крылова» в контенте информационно-интегрированного продукта (ИПП) «КМ-Школа». Находим учебный материал в модуле «Самоподготовка» или в «Индивидуальном портфеле» АРМа «Учащийся» в рубрике «Уроки по литературе» «Басни Крылова».
Ребята, повторите основные моменты пройденной темы:
Дайте определение жанру басни.
Назовите особенности жанра басни.
Что такое мораль басни?
Как вы понимаете определение «Эзопов язык».
Кто вам известен как первый баснописец?
Б) А в это время программисты от каждой группы вводят вопросы в раздел «Викторина» в среде «КМ-Школа».
Проверка уровня знаний и умений, уровня познавательной самостоятельности учащихся. (28 мин.)
Преподаватель: «Кто смог теорию усвоить прочно, на практике проверить можно точно!»
1.Опрос «Своя игра» (5 мин.)
2.Защита и представление проектов (6 мин.)
Раздаются оценочные листы жюри.
Оценочный лист.
№ группы
Соответствие теме
Эстетический вид, дизайн презентации
Творческий подход, оригинальность исполнения
Общее количество баллов


max 5
max 10
max 10


1) «Стрекоза и Муравей»

2)» Мышь и Крыса»

3) «Квартет»

 
 
 
 

Комментарии, пожелания, замечания:______________
Преподаватель: - Итак, приступаем к творческой защите проектов. Уточните свои роли в группах:
Спикер (выступающий с защитой проекта);
Программист;
Артисты.
Каждой группе на защиту творческих проектов отводится по 5 мин. А сейчас я попрошу одного из спикеров группы объяснить, как шла работа над проектом. Спикер от группы рассказывает о работе с ИПП «КМ-Школа» при подготовке проекта-презентации по басням Крылова.
Преподаватель: « Не бойтесь слов - они даны, чтоб выражать и мысль, и чувства; без них не знали б глубины мы не науки, ни искусства.»
3. Творческая защита проектов группами (инсценировка басен): (12 мин.)
Команда «Мышь и Крыса»
Команда «Стрекоза и Муравей»
Команда «Квартет»
4. Проведение викторины по вопросам, подготовленными каждой группой в ИПП «КМ-Школа» «Басни Крылова» (5 мин.)
Преподаватель: « Чтоб упрочить ваши знания, даю домашнее задание!» (2 мин.)
Задание на дом: Выучить любимую басню наизусть.
Рефлексия (подведение итогов урока). (3 мин.)
Собрать оценочные листы, подвести итог.
Синквейн на «Наш урок», «Басни Крылова»
Вопросы для обсуждения урока с обучающимися: (3 мин.)
Помогла ли вам проделанная работа закрепить знания?
Что в работе над проектом было наиболее интересным?
Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
Каковы ваши ощущения от выполненной работы (удовлетворены или нет)?
Замечания, предложения.
Список литературы:
http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=19
http://krilov.ru
http://schooltask.ru/basni-i-krylova/






15