Рабочая программа по природоведению в 5 классе. Программа адаптирована для детей с нарушением опорно — двигательного аппарата (без рук).

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению в 5 классе, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по предмету «Природоведение» и образовательной программы ОУ.
Программа адаптирована для детей с нарушением опорно - двигательного аппарата (без рук).
Настоящий календарно-тематический план ориентирован на использование учебника для общеобразовательных учебных заведений: Пакулова В.М., Иванова Н.В. «Природа. Неживая и живая». 5 класс – М.: Дрофа, 2010.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с особенностями развития учащихся.
Важным компонентом при организации и проведении индивидуальных занятий с учащимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата является ограничение письменных заданий в связи с особенностями учащегося. Преимущественно используется словесно - информационный - вербальный принцип построения учебного процесса.
Среди словесных методов: рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой. Основное внимание должно быть уделено формированию у учащегося умения анализировать текст учебника, выделять существенное из прочитанного материала.
Кроме того особое внимание необходимо уделить созданию условий для раскрытия творческого потенциала учащегося, реализацию его потребности и самовыражении. Учебная работа близка к игровой деятельности с характерной для нее актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием.
Цели изучения предмета:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учёт, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, частичному отбору с элементами анализа и использованию информации учащимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
 
Требования к уровню подготовки:
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся по природоведению.
Обучающиеся должны знать и понимать:
о многообразии тел, веществ и явлений живой природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
cтроение живой клетки (главные части);
царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры представителей);
изменения в природе, вызванные деятельностью человека ( на уровне представлений);
важнейшие экологические проблемы (перечислить и кратко характеризовать);
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

Обучающиеся должны уметь:
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Умения познавательной компетентности учащихся 5 класса.
Сравнивают природные объекты не менее чем по 3-4 признакам.
Описывают по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ.
Кратко пересказывают учебный текст естественнонаучного характера; отвечают на вопросы по его содержанию; выделяют его главную мысль.
Приводят примеры физических явлений, превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека.
Пользуются приборами для измерения изученных физических величин.
Умения информационной компетентности учащихся 5 класса.
Отбирают необходимую информацию из различных источников: текста учебника, словарей, справочников, энциклопедий для выполнения учебных заданий.
Пользуются энциклопедиями и справочниками по нахождению информации для выполнения учебной задачи.
Находят значение указанных терминов в справочной литературе.

Место предмета в базисном учебном плане
Согласно инвариантной части учебного плана школы на изучение природоведения в 5 классе отводится 1 час в неделю (34 часа).

Содержание учебного предмета

№ п/п
Название темы
Кол-во часов

1.
Введение
2

2.
Вселенная
6

3
Строение и свойства вещества
11

4
Воздух
7

5
Вода
5

6
Горные породы
5

7.
Почва – особое тело Земли
5

8
Организмы
6

9
Растения
6

10
Грибы
2

11.
Животные
5

12
Ваши любимые растения и животные.
3

13.
Человек. Его здоровье и безопасность жизни
3

14.
Природа едина.
2

Итого:
68 часов


Тематическое планирование 5 класс
№ п/п
Раздел учебной программы
Основные виды
учебной деятельности


Введение 2 часа

1.
Человек и природа.
Слушание; эксперимент; опыт; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

2.
Природа неживая и живая.
Описание; наблюдение; слушание; составление; вычерчивание; доказательство; объяснение наблюдаемых объектов; написание отчётов.

Вселенная 6 часов

3.
Звёзды на небе.

Перечисление; определение; нахождение; написание сообщений; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

4.
Земля – наш дом.

Определение; характеристика; объяснение; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

5.
Оболочки Земли.

Перечисление; определение; прогнозирование; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

6.
Луна – естественный спутник Земли.
Объяснение; слушание; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

7.
Солнце. Солнечная система.
Описание; наблюдение; практическое выполнение учебного задания; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

8.
Обобщающий урок по теме: «Вселенная».
Слушание; анализ выступления учащихся;
обобщение; алгоритм выполнения учебного задания.

Строение и свойства вещества 11 часов

9.
Тела и вещества.
Сравнение; соотношение; характеристика;
работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

10.
Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов.
Слушание; объяснение; анализ работ;
работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

11.
Вещества и смеси.
Опыт; наблюдение; слушание; объяснение;
работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.


12.
Молекулы. Атомы. Элементы.
Объяснение; самостоятельная работа с учебником; работа в тетради с печатной основой.

13.
Движение частиц вещества.
Объяснение; наблюдение; сравнение; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

14.
Взаимодействие частиц.
Слушание; опыт; наблюдение; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

15.
Разнообразие веществ.
Объяснение; демонстрация; характеристика; сравнение; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

16.
Физические явления.
Сравнение; опыт; наблюдение за демонстрациями; объяснение наблюдаемых явлений; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

17.
Химические явления. Горение.
Наблюдение за демонстрациями опыта; объяснение; работа с книгой; работа в тетради.

18.
Окисление.
Объяснение; наблюдение за демонстрацией опыта; слушание; сравнение; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

19.
Обобщающий урок по теме: «Строение и свойства веществ».
Перечисление; объяснение; описание; сравнение.

Воздух 7 часов

20.
Воздух – смесь различных газов.
Объяснение; слушание; работа с схемами; поиск необходимой информации; просмотр презентации; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

21.
Свойства воздуха.
Работа с книгой; наблюдение; выполнение заданий; систематизация учебного материала.

22.
Вес воздуха и атмосферное давление.
Демонстрация опытов; наблюдение; сравнение; объяснение наблюдаемых явлений; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

23.
Изменение давления воздуха с высотой.
Представление; демонстрация; объяснение;
сравнение; работа с книгой.

24.
Приборы для измерения давления воздуха.
Объяснение; слушание; алгоритм выполнения учебного задания; самостоятельная работа с дополнительной литературой.

25.
Погода и её предсказание.

Слушание объяснений; самостоятельная работа с учебником; наблюдение; объяснение наблюдаемых явлений; практическое выполнение учебного задания.

26.
Обобщающий урок по теме: «Воздух».
Демонстрация опытов; объяснение; наблюдение.


Вода 5 часов

27.

Три состояния воды.
Работа с презентацией; наблюдение; сравнение; описание; показ опыта; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

28.
Тепловое расширение воды.
Демонстрация опыта; наблюдение; слушание; систематизация знаний; работа с книгой.

29.
Температура кипения воды и плавления льда.

Наблюдение за демонстрациями учителя; просмотр презентации; анализ схем; объяснение наблюдаемых явлений; работа с дополнительной литературой.

30.
Вода – растворитель. Работа воды в природе.
Объяснение; слушание; наблюдение за демонстрациями картин; анализ проблемных ситуаций; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

31.
Обобщающий урок по теме: «Вода».
Демонстрация опытов; объяснение; наблюдение.


Горные породы 5 часов

32.
Внутреннее строение Земли. Горные породы.
Просмотр презентации; слушание объяснений; самостоятельная работа с учебником; работа в тетради с печатной основой.

33.

Минералы.
Демонстрация опыта; наблюдение; слушание; систематизация знаний; работа с книгой.

34.
Разрушение горных пород.
Объяснение; сравнение; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

35.
Полезные ископаемые. Металлы.

Наблюдение за демонстрациями; просмотр коллекций; слушание; сравнение; работа с презентацией; работа в тетради с печатной основой.

36.
Обобщающий урок по теме «Горные породы»
Слушание; наблюдение; анализ; написание отчёта.

Почва – особое тело Земли 5 часов

37.
Образование почв и их разнообразие.
Работа с физической картой; наблюдение за демонстрациями; слушание; просмотр презентации; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

38.

Состав и свойства почвы.
Наблюдение за демонстрацией опытов; объяснение; сравнение; анализ работ; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

39.
Уход за почвой.
Наблюдение за демонстрациями; работа с таблицей; объяснение; обсуждение; просмотр презентации; работа с книгой.

40.
Влияние растений на почву.
Работа с таблицей; объяснение; сравнение; описание; работа с книгой.

41.
Разрушение почв.
Работа с таблицей; показ опыта; наблюдение за демонстрацией опыта; анализ таблицы, опыта; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.


Организмы 6 часов

42.
Организм и его свойства.
Объяснение; слушание; демонстрация таблиц, опыта; наблюдение за демонстрациями; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

43.
Где живут организмы.
Просмотр презентации; слушание объяснений; наблюдение; демонстрация таблиц; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

44.
Факторы среды обитания
Описание; наблюдение; написание отчёта.

45.
Увеличительные приборы.
Наблюдение за демонстрациями; Слушание объяснений; работа с приборами; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

46.
Строение организмов.
Слушание объяснений; анализ выступлений;
работа с презентацией; написание сообщений; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

47.
Обобщающий урок по теме: «Организмы».
Работа с таблицами, схемами; работа с раздаточным материалом; обобщение; сравнение.


Растения 6 часов

48.
Признаки растения.
Наблюдение за демонстрациями; сравнение; описание; объяснение; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

49.
Разнообразие растительного мира.
Слушание объяснений; самостоятельная работа с учебником; отбор и сравнение материала; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

50.
Строение цветковых растений.

Наблюдение за демонстрациями; слушание объяснений; объяснение наблюдаемых объектов; работа с учебником.

51.
Места обитания дикорастущих растений. «Зелёная аптека».
Наблюдение за демонстрациями; объяснение наблюдаемых объектов; просмотр презентации; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.


52.
Красная книга растений.

Просмотр презентации; слушание объяснений; самостоятельная работа с учебником; выполнение заданий в рабочей тетради.

53.
Многообразие культурных растений.
Наблюдение за демонстрациями; объяснение наблюдаемых объектов; просмотр презентации; выполнение заданий в тетради.

Грибы 2 часа

54.
Разнообразие грибов.
Слушание объяснений; сравнение; просмотр презентации; наблюдение за демонстрациями; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

55.
Шляпочные грибы.
Объяснение; сравнение; описание; наблюдение за демонстрациями; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.


Животные 8 часов


56.
Признаки животных.
Объяснение; сравнение; описание; наблюдение; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

57.
Условия жизни и многообразие диких животных.
Наблюдение за демонстрациями; анализ демонстраций; самостоятельная работа с учебником.

58.
Значение диких животных и их охрана.

Просмотр презентации; наблюдение; сравнение; описание; узнавание; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

59.
Домашние животные.
Слушание объяснений; наблюдение; описание; сравнение; работа с таблицей; работа с книгой.

60.
Связи живого и неживого.

Объяснение; наблюдение за демонстрациями рисунков, таблиц; наблюдение; сравнение; описание; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

Ваши любимые растения и животные 3 часа

61.
Растения в вашем доме.
Наблюдение за демонстрациями; поиск необходимой информации; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

62.
Животные в вашем доме.
Слушание и анализ выступлений; описание;
сравнение; наблюдение.

63.
Ваш аквариум.
Наблюдение за демонстрациями; просмотр рисунков; объяснение наблюдаемых объектов.


Человек. Его здоровье и безопасность жизни 3 часа

64.
Человек и окружающая среда.
Организация наблюдения; описание; сравнение; работа с таблицами; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

65.
Как беречь своё здоровье и жизнь?

Объяснение; работа с таблицей; наблюдение;
описание; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.

66.
Вредные привычки и их предупреждение.

Наблюдение за демонстрациями; показ презентации; работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.


Природа едина 2 часа

67.
Связи живого и неживого.
Наблюдение за демонстрациями; слушание;
анализ плакатов. просмотр слайдов; анализ;
работа в тетради с печатной основой.

68.
Мы в ответе за природу.
Работа с таблицами; наблюдение; описание;
работа с книгой; работа в тетради с печатной основой.









Календарно - тематическое планирование на 2014 - 2015 учебный год
индивидуальное обучение в 5 «Б» классе

п/п



Тема урока
Тип урока
Информационно-методическое обеспечение
Характеристика, виды учеб. деятельности
Виды контроля, измерители
Планируемые результаты освоения материала
Домашнее задание
Примечание
Дата проведения










План
Факт

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

ВВЕДЕНИЕ (2 часа).
Цель: сформировать у детей общие представления об учебном предмете; установить связи между имеющимися у школьников знаниями об окружающей природе, полученными в курсе природоведения, и новыми знаниями, развить интерес к изучению природы; познакомить с основными методами познания природы; обобщить знания о телах природы, их свойствах, явлениях природы, находить взаимосвязи между живой и неживой природой, проверить умение учащихся ориентироваться в природе с помощью компаса, определять линию горизонта.

1/1
Человек и природа
Вводный
Демонстрация тел неживой и живой природы, картин.
Индивидуальная работа, работа по решению проблемных задач в малых группах
Проблемные задания по сравнению признаков живого и неживого.
Знать: о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы; сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам.
Прочитать стр.5-6,

1.09


2/2
Природа неживая и живая
Комбинированный
Наблюдения тел живой и неживой природы, явлений природы по сезонам года.
Работа в малых группах, выполняют задания учителя, делают выводы

Знать: о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для определения сторон горизонта с помощью компаса.
Придумать план маршрута к месту экскурсии
Самоподготовка



РАЗДЕЛ I. ВСЕЛЕННАЯ (6 часов).
Цель: сформировать у учащихся знания о Солнечной системе, её составе, со спутником Земли – Луной. Научить детей проводить наблюдения за звёздным небом, находить созвездия Большой и Малой Медведицы, ориентироваться по Полярной звезде, определять фазы Луны; наблюдать за изменениями высоты полуденного Солнца. Формировать умения работать с глобусом и картой.

3/1
Звёзды на небе.
Комбинированный
Демонстрация рисунков, фотографий, карт, атласов звёздного неба.
Диалогическое общение Индивидуальная работа с текстом учебника

Уметь находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звёздной карты; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
§ 1; сообщения о гипотезах возникновения Земли (Жорж Бюффон).

8.09


4/2
Земля – наш дом.
Комбинированный
Демонстрация глобуса, компаса, фотографий Земли из космоса, табл. «Планеты Солнечной системы».
Диалогическое общение
Индивидуальная работа с текстом учебника

Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; уметь указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; кратко пересказывать учебный текст.
§ 2,вопрос 3
Самоподготовка



5/3
Оболочки Земли
Комбинированный
Демонстрация глобуса, физ. Карты полушарий, фотографий Земли.
Диалогическое общение Индивидуальная работа с текстом учебника
Графический диктант
Уметь кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
§ 3, дополнительный материал о Луне


15.09


6/4
Луна - естественный спутник Земли
Комбинированный
Демонстрация рисунков, фотографий Луны, лунохода.
Диалогическое общение
Индивидуальная работа с текстом учебника

Уметь сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
§ 4, вопросы к параграфу

Самоподготовка



7/5
Солнце. Солнечная система.
Комбинированный
Табл. «Планеты Солнечной системы», картины с изображением Солнца.
Диалогическое общение Индивидуальная работа с текстом учебника

Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; уметь указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел;
§ 5, повторить к обобщающему уроку §1-4.


22.09


8/6
Вселенная (обобщающий урок).
обобщения и систематизации знаний
Табл., рисунки, слайды с изображением небесных тел, глобус, компас, физическая карта полушарий.
Индивидуальная письменная работа
Тестовая работа
Знать особенности строения Солнечной системы, её состав; ближайшую к Земле звезду; положение Земли в Солнечной системе; естественные спутники планет;
Повторить «Введение».
Самоподготовка



РАЗДЕЛ II. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВА (11 ЧАСОВ).
Цель: актуализировать знания учащихся о телах природы, их состоянии и свойствах. Раскрыть особенности их строения; ввести понятия «молекулы», «атомы», «элементы». Познакомить школьников с диффузией в газах, жидкостях и твёрдых телах. Сформировать знания о физических и химических явлениях в природе, познакомить с разнообразием веществ в природе.

9/1
Тела и вещества.
Комбинированный
Различные тела и вещества, пробирка, спиртовка, спички, держатель, бумага, гвоздь
Работа в группах, самостоятельная работа

Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;
§ 6

29.09


10/2
Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов.
Комбинированный
Деревянный брусок, монета, кусок стекла, мерный стакан, колба, вода, динамометр, воск.
Проблемная беседа, индивидуальная и групповая работа

Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы; уметь сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам.
§ 7, привести примеры тел и их свойств
Самоподготовка



11/3
Вещества и смеси.
Комбинированный
Порошок железа, стакан, вода, магнит, кусочки гранита, лупа
Наблюдение, самостоятельная работа, работа с книгой
Словарный
диктант
Знать о многообразии веществ; уметь сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам описывать по предложенному плану внешний вид изученных веществ;
§ 8. задание 1

6.10


12/4
Молекулы, атомы, элементы.
Комбинированный
Модель молекулы воды и кислорода, таблица Д.И. Менделеева
Наблюдение, проблемная беседа, работа с книгой
Графический диктант

Знать о многообразии веществ и явлений природы; уметь приводить примеры физических явлений, превращения веществ; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
§ 9, характеристика природного тела.

Самоподготовка



13/5
Движение частиц вещества.
Комбинированный
Флакон с духами, химический стакан, раствор йода, кристаллы марганцовокислого калия.
Практическая деятельность, наблюдение, работа с книгой

Кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
§ 10, зад. 29,привести примеры диффузии


13.10


14/6
Взаимодействие частиц.
Комбинированный
Спички, пластилин, пипетки, вода, предметные стекла, железная и деревянная стружка
Беседа, работа в малых группах

Знать о многообразии веществ и явлений природы; уметь приводить примеры физических явлений, превращения веществ; кратко пересказывать учебный текст; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
§ 11, повторить пар.8-9.
Самоподготовка



15/7
Разнообразие веществ.
Комбинированный
Модели молекул, коллекция металлов, вода, соль, подсолнечное масло, мука.
Работа парами, беседа,

Уметь приводить примеры физических явлений, превращения веществ; описывать личные наблюдения или опыты;
§ 12, повторить пар. 6-7


20.10


16/8
Физические явления.
Комбинированный
Демонстрация опытов: «Физические и химические явления в природе».
Работа с книгой, работа в парах, наблюдение

Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы; уметь приводить примеры физических явлений, превращения веществ; описывать личные наблюдения или опыты;
§ 13, примеры явлений

Самоподготовка



17/9
Химические явления. Горение.
Комбинированный
Демонстрация опыта с горением трёх свечей. Демонстрация жидкого и твёрдого топлива.
Работа с книгой, работа в парах, наблюдение

Знать о многообразии явлений природы; уметь описывать личные наблюдения или опыты;
§ 14, ответить на вопросы


27.10


18/10
Окисление.
Комбинированный
Демонстрация тел, подверженных медленному окислению.
Работа над проблемным вопросом, наблюдение

Знать о многообразии явлений природы; уметь различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
§ 15, повторить
§ 9.

Самоподготовка



19/11
Строение и свойства вещества. Обобщающий урок.
Повторительно-обобщающий урок
Демонстрация моделей строения молекул  простых и сложных веществ; неорганических и органических веществ.
Индивидуальная работа, письменная работа

Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; уметь описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ.
Повторить § 6-15

3.11


РАЗДЕЛ III. ВОЗДУХ (7 ЧАСОВ).
Цель: расширить и углубить знания учащихся о воздухе, его составе, свойствах. Сформировать знания о зависимости веса, давления. Температуры воздуха от высоты. Раскрыть процесс образования облаков, различных видов осадков, образование ветра, его работу в природе. Сформировать представления о погоде, о признаках её предсказания. Раскрыть значение воздуха в природе и жизни человека. Познакомить с мероприятиями по охране воздуха от загрязнения.

20/1
Воздух – смесь различных газов.
Комбинированный
Демонстрация схемы «Состав воздуха».
Работа с книгой, рабочей тетрадью, работа в группах

Знать о многообразии веществ природы, их свойствах.
Знать об экологических проблемах округа и путях их решения.
§ 16, пересказ

Самоподготовка



21/2
Свойства воздуха
Комбинированный
Демонстрация опытов, доказывающих свойства воздуха.
Индивидуальная работа, работа с текстом, наблюдение

Знать свойства воздуха как смеси газов. Иметь представление об использовании свойств воздуха человеком
§ 17, ответить на вопросы



17.11


22/3
Вес воздуха и атмосферное давление.
Комбинированный
Демонстрация опытов, доказывающих, что воздух имеет вес;
Работа над проблемным вопросом, наблюдение

Знать о том, что воздух имеет вес и может оказывать давление на предметы со всех сторон
§ 18, ответить на вопросы

Самоподготовка



23/4
Изменение давления воздуха с высотой.
Комбинированный
Демонстрация барометра, демонстр. опыта Торричелли.
Наблюдение, индивидуальная работа
Диктант
Знать о зависимости давления воздуха от высоты местности.
Иметь представления: о приборах для измерения давления, о воздухе как проводнике тепла и холода.
§ 19, подготовить сообщение об осадках

24.11


24/5
Приборы для измерения давления воздуха
Комбинированный
Работа с картой, определение местонахождения гор со снежными вершинами.
Работа с дополнительной литературой, интернетом.

Знать о многообразии явлений природы. Знать о многообразии веществ и явлений природы.
Умет использовать дополнительные источники информации
§ 19 повторить
Самоподготовка



25/6
Погода и ее предсказание.
Комбинированный
Демонстр. модели флюгера и определение направления ветра.
Работа в группах, индивидуальная работа

Знать о многообразии природных явлений. Знать основные характеристики погоды
Знать причины изменения погоды и признаки погоды своей местности.
§ 20, подготовить сообщение о погоде

1.12


26/7
Воздух, его значение в природе, жизни человека. (обобщающий урок).
Повторительно-обобщающий урок
Демонстрация опытов, доказывающих свойства воздуха.
Самостоятельная работа,
Тест
Знать о многообразии веществ и явлений природы
Повторить § 16-20
Самоподготовка



РАЗДЕЛ VI. ВОДА (5 ЧАСОВ).
Цель: продолжить формирование знаний о воде, её свойствах. Раскрыть значение воды в природе и жизни человека. Сформировать понятие о тепловом расширении воды. Продолжить экологическое воспитание школьников.

27/1
Три состояния воды.
Комбинированный
Демонстрация опыта, доказывающего, что вода плохой проводник тепла.
Работа над проблемным вопросом, работа в группах.
Графический диктант
Знать особенности состояния веществ и свойства жидкостей.
Приводить примеры физический явлений, явлений превращения веществ.
§ 21,составить кроссворд по теме состав воды

8.12


28/2
Тепловое расширение воды.
Комбинированный
Демонстр. опытов, доказывающих тепловое расширение воды.
Наблюдение, работа с книгой, индивидуальная работа

Знать многообразие веществ в природе и их свойства.
Знать многообразие веществ в природе и их свойства. Краткий пересказ текста, умение выделять его главную мысль
§ 22, пересказ, подготовка сообщений о работе воды
Самоподготовка



29/3
Температура кипения воды и плавление льда.
Комбинированный
Демонстр. опытов кипения воды и плавления льда.
Работа с дополнительной литературой, работа в группе
Текст с пропущенными словами
Знать свойства веществ в природе.
Иметь представление о свойствах твердых, жидких и газообразных тел при их нагревании и охлаждении.
§ 22 повторить

15.12


30/4
Вода – растворитель.
Комбинированный
Демонстр. картин с изображением оврагов, пещер.
Работа в группах, беседа, работа с книгой

Знать свойства веществ в природе..
Иметь представления о растворимых и нерастворимых веществах, о работе воды в природе, об охране водных ресурсов
§ 23 прочитать
Самоподготовка



31/5
Обобщение знаний по теме «Вода»
Повторитель-обобщающий урок
Демонстрация опыта
Индивидуальная работа
Графический диктант, тест
Знать многообразие веществ в природе и их свойства. Иметь представлени о теплопроводности воды, ее свойствах в различных состояниях.
Повторить § 21-23

22.12


РАЗДЕЛ V. ГОРНЫЕ ПОРОДЫ (5 ЧАСОВ).
Цель: формирование общего представления о горных породах и минералах, слагающих земную кору, о происхождении и многообразии горных пород, их свойствах; ознакомление с процессами разрушения горных пород, с понятиями: «выветривание», «обломочные горные породы», «руда», «рудные и нерудные полезные ископаемые», «чёрные и цветные металлы», «свойства металлов».

32/1
Внутреннее строение Земли. Горные породы.
Комбинированный
Демонстрация схем, рисунков внутреннего строения Земли.
Работа с текстом, работа над проблемным вопросом

Знать внутреннее строение Земли и основные горные породы.
Знать многообразие горных пород и их простейшую классификацию, внутреннее строение земли.
§ 24, прочитать

Самоподготовка



33/2
Минералы
Комбинированный
Демонстрация коллекций горных пород и минералов различного происхождения.
Практическая деятельность, работа в группах.

Иметь представление о свойствах твердых тел.
Уметь описывать по предложенному плану внешний вид горных пород и минералов.
§24,
стр. 102-103 повторить

29.12


34/3
Разрушение горных пород
Комбинированный
Демонстр. обломочных горных пород;
Практическая деятельность, работа в группах.

Иметь представление о свойствах твердых тел.
Уметь описывать по предложенному плану внешний вид горных пород и минералов.
§ 25, придумать опыт, доказывающий разрушение ГП

Самоподготовка



35/4
Полезные ископаемые. Металлы.
Комбинированный
Демонстр. коллекции руд чёрных и цветных металлов
Практическая деятельность, работа в малых группах

Знать виды полезных ископаемых.
Иметь представление о рудных и нерудных полезных ископаемых, свойствах металлов.
§ 26, подготовить доклад о В.В.Докучаеве

19.01


36/5
Обобщение знаний по теме «Горные породы»
Комбинированный
Демонстрация продуктов выветривания.
Работа в малых группах, исследовательская деятельность.

Знать о многообразии явлений природы.

Ответить на вопросы в тетради
Самоподготовка



РАЗДЕЛ VI. ПОЧВА – ОСОБОЕ ТЕЛО ЗЕМЛИ (5 ЧАСОВ).
Цель: углубить знания учащихся о почве, её составе; сформировать знания о разнообразии почв, их образовании, о влиянии растений на почву, о плодородии почв. Показать необходимость охраны почв.

37/1
Образование почв и их разнообразие.
Комбинированный
Демонстрация физической карты России, образцов различных почв.
Проблемные вопросы, работа с книгой,
Проверочная работа
Иметь представление о почве и ее разнообразии.
Иметь представление о процесс образования почвы, ее структуре.
§ 27, стр. 119 вопросы


26.01


38/2
Состав и свойства почвы.
Комбинированный
Демонстр. опытов по определению состава и свойств почвы.
Работа над проблемным вопросом, работа в парах.

Знать состав и свойства почвы.
Знать состав и свойства почвы. Краткий пересказ текста, умение выделять его главную мысль.
§ 28, закончить оформление таблицы

Самоподготовка



39/3
Уход за почвой
Комбинированный
Демонстр. опытов по определению состава и свойств почвы.
Работа в группах, индивидуальная работа

Знать разнообразие и свойства, причины плодородия почвы
Уметь распознавать виды почвы и методы улучшения её плодородия.
§ 29, ответить на вопросы

2.02


40/4
Влияние растений на почву
Комбинированный
Демонстр. таблиц с изображением елового леса. луга.
Диалогическое общение, работа с книгой

Знать о влиянии растений на почву.
Иметь представление о зависимости свойств почвы от способов ухода за ней и о зависимости растений от почвы и почвы от растений.
§ 30, ответить на вопросы

Самоподготовка



41/5
Разрушение почв.
Комбинированный
Демонстр. таблиц, рисунков, характеризующих ветровую, водную эрозию.
Работа в группах, индивидуальная работа
Рабочая тетрадь № 88, 89,
Знать о влиянии природных явлений на разрушение почв. Уметь использовать дополнительные источники информации.
§ 31, ответить на вопросы

9.02


РАЗДЕЛ VII. ОРГАНИЗМЫ (6 ЧАСОВ).
Цель: обобщить конкретные знания школьников о растениях. Животных, человеке в такие сложные понятия, как живой организм, его свойства, среда его обитания и строения; формировать умения находить общее в разных объектах природы и на этой основе делать обобщения.

42/1
Организм и его свойства.
Комбинированный
Демонстрация таблиц с изображением растений, грибов, животных своей местности.
Индивидуальная работа, беседа, работа в группах

Знать о многообразии живых организмов, их свойствах.
Иметь представление о разнообразии живых организмов своей местности, особенностях их питания и размножения.
§ 32, составить кроссворд «Организмы»

Самоподготовка



43/2
Где живут организмы.
Комбинированный
Демонстр. таблиц с изображением растений и животных леса.
Индивидуальная работа с текстом учебника.

Знать среды обитания живых организмов. Приводить примеры приспособлений животных и растений к условиям среды обитания.
§ 33, пересказ

16.02


44/3
Факторы среды обитания
Комбинированный
Наблюдение за разнообразием живых организмов в лесу по сезонам года.
Практическая деятельность, работа в группах.

Знать представителей живых организмов данного биогеоценоза
§ 33, прочитать

Самоподготовка



45/4
Увеличительные приборы.
Комбинированный
Демонстр. лупы, микроскопа.
Работа в малых группах, поисковая деятельность
Правила работы с микроскопом
Знать простейшие увеличительные приборы.
Знать что такое лупа, микроскоп, окуляр, объектив.
§ 34, сообщение «История создания увеличительных приборов»

23.02


46/5
Строение организмов.
Комбинированный
Демонстр. клетки под микроскопом.
Работа с книгой, индивидуальная работа, беседа
Графический диктант
Иметь представление о разнообразии строения организмов.
Знать, что такое клетка,, оболочка, цитоплазма, ядро, одноклеточные организмы, неклеточные организмы, ткань, орган, многоклеточные организмы.
§ 35, вопросы к параграфу

Самоподготовка



47/6
Организмы (обобщающий урок).
Повторительно-обощающий
Демонстр. таблиц с изображением грибов, растений, животных.
Самостоятельная работа, обобщение знаний
Тест, графический диктант
Знать о многообразии живых организмов, особенностях их строения, свойствах и средах обитания
Повторить тему «Организмы».

2.03


РАЗДЕЛ VIII. РАСТЕНИЯ (6 ЧАСОВ).
Цель: обобщить знания о развитии растений, показать их значение в биосфере, значение их жизнедеятельности для других организмов, формировать понятие «организм растения».

48/1
Признаки растения.
Комбинированный
Демонстрация комнатных растений, гербарных образцов.
Проблемная беседа, работа в группах

Знать о значении растений в природе.
Знать общие и отличительные признаки растений; что такое пигменты, хлорофилл, фотосинтез
§ 36, ответить на вопросы
Самоподготовка



49/2
Разнообразие растительного мира.
Комбинированный
Демонстр. гербарных образцов дикорастущих и культурных растений.
Работа в группах, работа с книгой

Иметь представление о многообразии растительного мира.
Знать, что бывают растения цветковые и нецветковые, уметь их различать, что цветок – орган растения.
§ 37, найти пословицы или поговорки о растениях

9.03


50/3
Строение цветковых растений.
Комбинированный
Гербарии и живые растения.
Работа над проблемным вопросом, индивидуальная работа

Знать строение цветковых растений; уметь распознавать органы цветковых растений.
Знать строение цветковых растений, уметь распознавать органы цветковых растений.
§ 38, подготовить сообщения о лекарст. растениях

Самоподготовка



51/4
Место обитания дикорастущих растений. «Зелена аптека»
Комбинированный
Демонстр. гербариев дикорастущих лекарственных растений.
Наблюдение, практическая деятельность.
Тест
Знать дикорастущие растения и места их обитания.
Иметь представление о разнообразии мест обитания дикорастущих растений и о влиянии факторов среды на растения.
§ 39, вспомнить применение лекарственным растениям

16.03


52/5
Красная книга растений
Комбинированный
Демонстр. презентации на тему «Растения Красной Книги».
Просмотр слайдов, работа с дополнительной литературой

Иметь представление о Красной книге и ее значении.
Уметь использовать дополнительные источники информации
§ 40, ответить на вопросы
Самоподготовка



53/6
Многообразие культурных растений
Комбинированный
Демонстр. образцов овощных, зерновых, технических, плодовых культур или их изображений.
Работа в малых группах, работа с книгой

Иметь представление об овощных, зерновых, технических, плодовых, декоративных культурных растениях, о центрах происхождения культурных растений.
§ 41, ответить на вопросы


6.04


РАЗДЕЛ IX. ГРИБЫ ( 2 ЧАСА).
Цель: познакомить с представителями особого царства – грибами. Сформировать знания о строении, размножении грибов, об их значении для человека.

54/1
Разнообразие грибов
Комбинированный
Демонстрация белой плесени на продуктах, зелёной плесени на хлебе.
Индивидуальная работа, наблюдение

Знать особенности строения и размножения грибов, иметь представление об их разнообразии.

§ 42, прочитать
Самоподготовка



55/2
Шляпочные грибы.
Комбинированный
Демонстр. свежих, консервированных грибов и их муляжей.
Работа с книгой, беседа

Знать примеры съедобных и ядовитых шляпочных грибов.
Знать, что такое шляпочные грибы, их строение, правила сбора грибов.
§ 43, подготовить рассказ о грибах


13.04


РАЗДЕЛ X. ЖИВОТНЫЕ (5 ЧАСОВ).
Цель: продолжить развитие знаний о животных, их характерных признаках. Сформировать знания о многообразии животных, их значении в природе и хозяйственной деятельности человека.

56/1
Признаки животных.
Комбинированный
Демонстр. коллекций, животных.
Работа над проблемным вопросом
Графический диктант
Знать характерные признаки животных. Уметь узнавать распространенных животных.
§44, рассказ об охраняемых животных
Самоподготовка



57/2
Условия жизни и многообразие диких животных
Комбинированный
Организация наблюдений за дикими животными в природе.
Работа с дополнительной литературой, беседа

Знать о многообразии диких животных и условиях их жизни.
Иметь представление об условиях жизни диких животных, животных одноклеточных и многоклеточных.
§ 45, ответить на вопросы


20.04


58/3
Значение диких животных и их охрана.
Комбинированный
Демонстр. таблиц о животных Красной Книги.
Работа с текстом книги, наблюдение

Иметь представление о значении диких животных и о необходимости их охраны.
Знать о значении животных в природе и для человека, о животных Красной книги, о мерах по охране диких животных.
§ 46, подготовить сообщение о домашних животных
Самоподготовка



59/4
Домашние животные.
Комбинированный
Демонстр. таблиц, изображающих домашних животных.
Работа в малых группах, чтение сообщений

Знать домашних животных и условиях их содержания.
Иметь представление о разнообразии сельскохозяйственных животных и об отраслях животноводства.
§ 47-48, ответить на вопросы

27.04


60/5
Связи живого и неживого
Комбинированный
Работа с текстом, новыми понятиями и определениями.
Работа в малых группах, чтение сообщений

Знать связь живой и неживой природы
§48, устно ответить на вопросы в конце параграфа.

Самоподготовка



РАЗДЕЛ XI. ВАШИ ЛЮБИМЫЕ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ (3 ЧАСА).
Цель: расширить знания учащихся о комнатных растениях и домашних животных; об их разнообразии, образе жизни и поведении, познакомить с правилами ухода за ними. Воспитывать любовь и доброе, бережное отношение к природе, прививать интерес к ней.

61/1
Растения в вашем доме.
Комбинированный
Демонстр. разнообразия комнатных растений.
Индивидуальная работа, работа с дополнительной литературой

Знать примеры комнатных растений.

Записи в тетрадях

4.05


62/2
Животные в вашем доме.
Проектный
Демонстр. собак (служебных, декоративных) и кошек различных пород.
Работа над проектом

Знать домашних животных, условия их содержания в доме, в квартире
Записи в тетрадях
Самоподготовка



63/3
Ваш аквариум
Проектный
Демонстр. аквариума, аквариумных растений и животных.
Работа над проектом

Знать устройство аквариума, иметь представление о разнообразии его обитателей
Записи в тетрадях

11.05


РАЗДЕЛ XII. ЧЕЛОВЕК. ЕГО ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ (3 ЧАСА)
Цель: продолжить развитие знаний о человеке, способах сохранения здоровья. Сформировать знания о негативных факторах, влияющих на здоровье человека.

64/1
Человек и окружающая среда.
Комбинированный
Демонстрация таблиц, изображающих строение тела человека.
Работа в парах, самостоятельная работа
Т ест
Знать особенности строения организма человека. Уметь измерять свой рост, температуру, массу тела, сравнивать показатели своего развития с возрастными нормами.
§ 49, подготовить сообщения
Самоподготовка



65/2
Как беречь свое здоровье и жизнь?
Комбинированный
Демонстрация таблиц, показывающих способы оказания первой медицинской помощи
Работа с дополнительной литературой

Знать особенности поведения в природе и виды травм.
Уметь оказывать первую помощь при капиллярных кровотечениях, несложных травмах
§ 50, закончить лаборат. работу

18.05


66/3
Вредные привычки и их предупреждение
комбинированный
Демонстрация плакатов, о пагубном влиянии алкоголя и табака на организм человека
Работа над проблемным вопросом, работа в группах

Знать, что такое вредные привычки, их разновидности.
Иметь представление о пагубном воздействии вредных привычек на организм человека.
§ 51, ответить на вопросы
Самоподготовка



РАЗДЕЛ XIII. ПРИРОДА ЕДИНА  (2 ЧАСА).
Цель: продолжить формирование научного мировоззрения и развитие экологической культуры; обобщить и углубить знания о неживой и живой природе.

67/1
Связи живого и неживого.
Повторительно -обобщающий
Демонстр. рисунков растений и животных  для составления простых цепей питания.
Индивидуальная работа

Знать признаки живого и неживого, их взаимовлияние и взаимосвязь.
Уметь составлять цепи и сети питания, доказывать единство живой и неживой природы.
Зарисовать схему

25.05


68/2
Мы в ответе за природу Любите природу и помогайте ей. Летние задания.
Повторительно-обобщающий
Демонстр. рисунков, отражающих правила поведения в природе.
Проектная работа

Знать правила поведения в природе.
Знать правила поведения в природных сообществах. Следовать нормам экологического и безопасного поведения в природной среде. Иметь представление об организации охраны природы в России и в других странах.
Записать правила поведения в природе
Самоподготовка



Итого: 68 часов


Методическая литература и дополнительная литература для учащихся:
Пакулова В. М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.М. Пакуловой и Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс». – М.: Дрофа, 2002.
Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
4. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;
5. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001.

Система оценки планируемых результатов

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по природоведению.
Оценка «5»:
полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника;
чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины;
для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
ответ самостоятельный.
Оценка «4»:
раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
ответы самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения;
небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях, наблюдениях, опытах.
Оценка «3»:
усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно;
не всегда последовательно, определение понятий недостаточно чёткие;
не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении;
допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении, понятии.
Оценка «2»:
основное содержание учебного материала не раскрыто;
не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
допущены грубые ошибки в определении, понятии, при использовании терминологии.

Оценка лабораторных практических умений учащихся. Оценка умений ставить опыты.
Оценка «5»:
правильно определена цель опыта;
самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта.
научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Оценка «4»:
правильно определена цель опыта, самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются;
1 – 2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы их опыта»
в описании наблюдения допущены неточности, выводы неполные.
Оценка «3»:
правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
допущены неточности, ошибка в закладке опыта, описании наблюдения, формировании выводов.
Оценка «2»:
не определена самостоятельно цель опыта;
не подготовлено нужное оборудование;
допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.

Оценка умений проводить наблюдения.
Оценка «5»:
правильно по заданию проведено наблюдение;
выделены существенные признаки, логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдения, выводы.
Оценка «4»:
правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные;
допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка «3»:
допущены неточности, 1 – 2 ошибки в проведении наблюдения по заданию учителя;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущенные ошибки (1 – 2) в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка «2»:
допущены ошибки (3 – 4) в проведении наблюдений по заданию учителя;
неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки
(3 – 4) в оформлении наблюдений и выводов.

15