Для работы над учебным проектом на уроках технологии Упражнения пр проектированию


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1











Упражнения для овладения школьниками разными компонентами проектной деятельности.








Составил:
Учитель технологии
высшей квалификационной категории
Н.Б. Горелик











г.Биробиджан




Рекомендуемая последовательность использования упражнений.





Тип упражнения

КЛАСС


5
6
7


Уточнение задачи
А3
А4
А5
А1
А2
А6
А7


Выработка идей


Б1
Б2
Б3

Б1



Оценка изделий
В1
В2
В2
В3
В4
В4
В5


Способы передачи идей


Г1
Г3
Г4

Г2
Г4


Эстетика


Е1
Е2
Е4


Е4























А3
Краткая формулировка цели. 5 класс

Форма работы: индивидуальная, групповая
Материалы: карандаши, бумага.
Цель: Понять, что такое краткая формулировка цели проекта.

Все изделия спроектированы и изготовлены для удовлетворения конкретных потребностей людей. Обычно перед дизайнером ставят задачу, указывая, что необходимо спроектировать и для кого.
Например: «Разработать и изготовить обучающую игрушку» или «Разработать и изготовить юбку для летнего отдыха».

Посмотрите на картинке и подумайте, какая задача была поставлена перед дизайнером по отношению к каждому изделию.


Способы представления результата.
Поясните для каждого изображения: Разработать и изготовить (укажите кто будет использовать это изделие и для чего).




А4
Краткая формулировка цели. 5 класс

Форма работы: групповая.
Материалы: карандаш, бумага.
Цель: научиться составлять краткую формулировку цели проекта.

Все изделия созданы для удовлетворения потребностей людей. Мы проектируем и изготавливаем изделия, чтобы сделать жизнь людей лучше. Иногда формулировка цели может быть открытая:
Например: если комната грязная, вам необходимо ее убрать. Открытая формулировка задач будет звучать так: «Разработать и изготовить устройство для уборки комнаты»
(Совок, швабра).
Закрытая формулировка задач указывает на то, какое изделие необходимо спроектировать и изготовить.
Например: «Разработать подставку для канцелярских принадлежностей».

1. Посмотрите на картинки, в каждом случае у людей существуют потребности, которые могут быть удовлетворены с помощью различных изделий.
2. Для каждой картинки сформулируйте закрытую и открытую формулировку цели.
3. Представьте свои результаты.
Представление.
Какова потребность, которую следует удовлетворить.
Какую функцию должно выполнять изделие.







А5
Составление краткого перечня критериев. 5-6 класс

Форма: работа групповая.
Материалы: карандаш, бумага.
Цель: Научиться составлять краткий перечень, дизайн критериев изделия.

Перечень критериев представляет более детальные требования к изделию.
Он может включать в себя следующее:
- какие функции должно выполнять изделие;
- как изделие должно выглядеть;
- сведения о размерах;
- какие материалы и отделка будут использованы;
- требования со стороны законодательства.

1.Рассмотрите картинку.
2.Обсудите, какие критерии могли бы быть даны, для того, чтобы разработать эти изделия.







Г4
Представление идей при создании моделей одежды. 6 класс

Форма работы: индивидуальная или в группах.
Материалы: цветные карандаши, бумага, старые журналы мод.
Цель: Научиться простым способом представления идей при разработке моделей одежды.

Все дизайнеры одежды используют простые эскизы для разработки « проработки своих идей». Кроме того, они делают наброски для представления своих моделей возможным покупателям.

Выполняйте следующие задания.
Найдите как можно больше эскизов с изображениями моделей одежды из старых журналов.
Вырежьте их и поместите на стенд.
Обсудите в группах или в классе, какое изображение наиболее удачное и почему.










































Б1
Выработка идей. 5- 7 класс

Форма работы: индивидуальная.
Материалы: карандаш, бумага.
Цель: научиться вырабатывать идеи.

Каждый дизайнер иногда, несмотря ни на какие усилия, не может придумать оригинальную идею. Выработать необычные идеи можно с помощью необычных ассоциаций.

Выберите тему из столбика слева и один из объектов из столбца справа, чтобы получить две, три дизайн идеи.



Хранение

Кирпичи

Отдых (сиденье)

Старые резиновые

Столы

Покрышки

Выставка (дисплей)

Цветочные горшки

Укрытие

Пластиковые бутылки

Спортивное

Подъемные устройства

Оборудование

Мосты



























В1
Оценка идей. 5 класс

Форма работы: индивидуально.
Материалы: карандаш, бумага, предметы повседневного пользования.
Цель: Научиться анализировать и оценивать изделия с точки зрения пользователя.

Все изделия создаются, для того, чтобы сделать жизнь людей лучше. Чтобы понять, насколько изделие отвечает определенной задаче, нужно воспользоваться им, или увидеть как его используют другие люди.

Возьмите изделие повседневного пользования ( ручку, ножницы, скрепку, кружку, заколку для волос).
Воспользуйтесь выбранным вами изделием. Подумайте, на сколько хорошо оно выполняет свои функции, насколько удобно им пользоваться.
Заполните графы таблицы ( по пятибалльной системе).

Параметры
Оценка
Комментарий


Выполняет ли изделие свои функции?





Удобно ли им пользоваться?





Качественно ли оно сделано?





Хорошо ли оно выглядит?





Хотели бы вы иметь такое изделие?






















А2
Выявление потребности людей. 5 - 7 класс


Форма работы: групповая.
Материалы: карандаш, бумага.
Цель: Научиться выявлять потребности людей.







Дом – (проблема)



мебель нужды детей финансы уют безопасность комнаты



учеба отдых здоровье одежда питание



школьная повседневная для отдыха для спорта



домашняя для учебы




костюм блузка фартук спортивная юбка




купить сшить














А2
Определение потребностей людей. 6 класс

Форма работы: групповая.
Материалы: карандаш, таблица.
Цель: Научиться выявлять потребности людей.

У каждого есть потребности. Потребности отличаются от желаний. Желание- это стремление удовлетворять потребность.
Например: я могу хотеть съесть торт, но это не соответствует моей потребности похудеть. Потребности людей могут быть интеллектуальные, эмоциональные, физиологические, социальные.

Задание: Внимательно рассмотрите картинки
- Впишите в графы таблицы (потребности) название нескольких изделий, изображенных на картинках, которые удовлетворяют те или иные потребности человека.
- Запишите, какие именно потребности людей, по вашему мнению, удовлетворяют с помощью этих изделий

ПОТРЕБНОСТИ


Изделие
Физиологические
Интеллектуальные
Эмоциональные
Социальные


Детский сад
Есть, спать, сидеть
играть
Получать удовольствие, радоваться
Похвала в коллективной игре

Можем разработать и изготовить
стул
конструктор
игрушка
Коллективная игрушка














Б2
Выработка идей. 6 класс

Форма работы: групповая.
Материалы: карандаш, бумага.
Цель: Научиться вырабатывать новые идеи, используя атрибутивный анализ.

Все изделия постоянно совершенствуются, потому, что появляются новые материалы, изменяется мода. Атрибутивный анализ - один из способов получения новых идей для усовершенствования изделия. Выполняя упражнение, придерживайтесь плана:

Рассмотрите предмет, предложенный учителем (ручка, футболка, пенал, печенье).
Начертите таблицу из пяти - семи столбцов, которые соответствуют важной характеристике ( атрибуту) изделия.
Например: печенье - вкус, структура, размер, форма, стоимость, калорийность.
В процессе « мозгового штурма» заполняется таблица.

Например:

Вкус
Структура
Размер
Форма
Стоимость



Сладкий
Кислый
Острый
Резкий



Ломкая
Пористая
Тающая
Однородная


Большой
Средний
Маленький


Круглая
Квадратная
Фигурная
В виде палочек


Высокая
Средняя
Низкая


Важно чтобы вы нашли свои собственные определения.
Пунктиром ( линиями разного цвета) проведите соединительные линии между колонками, предлагая новые варианты новых изделий.
Например:
Печенье: острое – ломкое – маленькое – круглое - деликатесное.






















В2
Оценка изделий. 6 класс

Форма изделий: групповая, индивидуальная.
Материалы: незаполненная диаграмма «Паучок»
Цель: Научиться оценивать изделия, сравнивая мнения разных людей.

Различные люди по разному оценивают количество того или иного изделия. Иногда бывает полезно сравнивать несколько мнений.

Каждая группа получает какое- либо изделие ( сумку, пенал, настольную лампу, рамку для фотографий и т.д.).
Каждая группа определяет шесть- восемь параметров, важным для анализа данного изделия ( внешний вид, удобство, экологический характер, величина, структура, цена).
Запишите параметры придуманные вашей группой на диаграмме ( количество ветвей диаграммы зависит от количества параметров).
Каждая группа отмечает свои выводы на диаграмме 5- наивысший бал, 1- низший бал.


5. Обсудите между группами или членами групп сходство и различие в оценке предмета. Каковы причины разницы в оценке?
6. Есть ли совпадение в оценке? Видна ли закономерность? Есть ли у вас предложение усовершенствовать изделие?








А6
Составление полного перечня критериев. 7 класс

Форма работы: групповая.
Материалы: образец изделия, карандаш, бумага.
Цель: научиться составлять перечень критериев для изделия.

Полный перечень критериев включает в себя:
- перечень функций изделия ( для чего предназначено).
- внешний вид изделия (как оно должно выглядеть).
- специальное пожелания по использованию изделия.
- юридические или природоохранные требования, которым должно отвечать изделие.

Задание:
Внимательно рассмотрите изделия. Обсудите, с группой какого может быть содержание полного перечня критериев.
Ответьте на вопросы.
Что это за изделие (название или тип)?
Каковы его функции (для чего предназначено)?
Кто его будет использовать (рынок)?
Кто может его купить (рынок)?
Это изделие одиночное или массового производства?
Прокомментируйте размеры изделия?
Из каких материалов оно сделано?
Определите методы изготовления?
Опишите внешний вид изделия?
Определите стиль и вид отделки?
Прокомментируйте, насколько безопасно для здоровья, использование изделия?
Прокомментируйте вопросы, связанные с охраной окружающей среды при изготовлении или использовании изделия?
Какие еще требования вы можете назвать?

Например:
Полный перечень критериев пенала.
Название- пенал.
Функциональное назначение - предназначено для ручек, карандашей и других канцелярских принадлежностей.
Может быть использован учащимися.
Купить могут родители и сами ученики.
Массовое производство.
Должен помещаться в портфель.
Материал прочный, недорогой пластик.
Методы изготовления - штамповка.
Внешний вид: яркий, современный, удобный (можно видеть содержимое пенала, не раскрывая его).
--------------------------------------------------------------------
Нет острых частей, безопасный замок, легко моется.
Возможна повторная переработка материала.
Другие требования - прочный каркас, крышка должна легко открываться и закрываться; надежно держаться в вертикальном положении; когда пенал открыть, должна быть возможность использовать как подставку ( ставить в него ручки).




А7
Исследовательские навыки. 6 - 7 класс

Форма работы: групповая или индивидуальная.
Материалы: таблица, карандаш.
Цель: Научиться планировать и проводить исследования при изготовлении изделий.

Чтобы выбрать наиболее подходящую ткань для изготовления своего изделия, сначала разработайте критерии по которым вы будите анализировать ткани. Оформите в таблице.



Ассортимент тканей
ЮБКА


Функциональность
Технологичность
Эстетичность
Экономичность
Экологичность

Ситец

-
+
+
-
+

Шерсть







Шелк







Лен









Функциональность (соответствие материала и изделия)
Технологичность (легкость в обработке)
Эстетичность (красота, колорит, соответствие фасону)
Экономичность (небольшая стоимость)
Экологичность


























В1
Оценка идей. 6 - 7 класс

Форма работы: индивидуальная.
Материалы: эскизы моделей.
Цель: Научиться анализировать и оценивать изделия по эскизам моделей.

Зарисовать несколько моделей одного и того же изделия. Затем разработать критерии по которым вы будите оценивать. Результаты занести в таблицу.

Например:
Юбка



Критерии
Модель
№1
Модель
№2
Модель
№3

Соответствие фигуре
-
+
-

Соответствие моде

-
-
+

Соответствие ткани





Простота изготовления

















.













Г2

Способы передачи идей. 7 - 8 класс

Форма работы: индивидуальная.
Материалы: чертежные инструменты.
Цель: Научиться передавать статистическую информацию наглядным и интересным способом.

Мы получаем много числовой информации. Графики и диаграммы - это наглядный способ представления разнообразных данных.


Задание:
Представьте информацию о том, как расходует деньги ваша семья в виде круговой диаграммы и в столбчатой диаграмме.


Например:

20%-коммунальные платежи
40%-питание
10%-нужды детей
30%------------------












В3
Дизайн- анализ. 7- 8 класс


Форма работы: индивидуальная, групповая.
Материалы: эскизы моделей, модели одежды.
Цель: Научиться из единого изделия видеть составные детали из которых оно состоит.

Задание:

Нарисуйте эскиз модели, опишите его внешний вид как можно подробнее. Укажите или зарисуйте, из каких деталей или частей состоит данное изделие.

Например: юбка - трапециевидного силуэта, двух шовная, застежка на тесьму молния в левом боку. Пояс притачной застегивается на пуговицу. По нижнему срезу оборка.


а - переднее полотнище.
б - задние полотнище.
в - пояс.
г - застежка, молния.
д - оборка.

15