Путешествие в мир профессий. Из опыта профориентационной работы в младшей школе


Путешествие в мир профессий. Из опыта работы.
Шотина А.Ю.,
методист
по профориентационной работе
МАОУ ДО «ЦО И ПО»
В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт применения различных форм и методов профориентационной работы в старшем звене, который отражен в различных методических материалах. Однако в последние годы, когда бурно развиваются отрасли хозяйства, возникают новые технологии труда, изменяется экономика и социальная ситуация в обществе, выпускнику школы важно сделать осознанный выбор дальнейшего пути получения образования с учетом этих изменений, а также предвидеть возможную смену деятельности. В данной ситуации необходима организация целенаправленной систематической профориентационной работы на протяжении всего периода обучения в школе.
Формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в 1-4 классах. В практике учителей начальной школы профориентационная работа имеет, как правило, эпизодический характер. Если для старшеклассников существует множество методических разработок с использованием различных профориентационных методов и приемов, то для младшего звена таких разработок явно недостаточно. Видя проблему я разработала цикл занятий для младших школьников «Путешествие в мир профессий», целью которого является создание информационной среды о многообразии профессий, способствующей формированию саморазвивающейся и самореализующейся личности. В ходе цикла занятий мной используются различные методы и приемы. Основным из которых является метод формирования познавательного интереса, так как он, на мой взгляд, больше всего способствует формированию у обучающегося положительные эмоции по отношению к труду и профессии.
Содержание и структуру профориентационных занятий в начальных классах я определяю возрастными особенностями младших школьников. К началу учебы в школе начинает формироваться так называемое словесно- логическое мышление, которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику суждений, уметь аргументировать свою точку зрения. Первоклассники при работе с понятием отмечают, прежде всего, наиболее наглядные, внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?), его назначение (для чего он?). Младшим школьникам еще сложно определять внутреннюю сущность предмета, отнести его к какому-то виду. Например, «трактор» для них – это «для того, чтобы ездить в поле», «чтобы помогать копать картошку», а не «вид сельскохозяйственного транспорта». Ученик первого класса часто подменяет аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опирается на аналогию. Особо трудно им «дается» понимание и установление причинно-следственных связей. Именно поэтому, в процессе планирования профориентационных занятий я выделяю в профессии существенные, главные стороны. Не все дети смогут понять сразу, что бухгалтер – это не «тот, кто сидит за компьютером», а водитель не «тот, кто ездит на машине». Я проявляю настойчивость в том, чтобы дети формулировали представление о профессии на основе существенных, главных признаков. Например, с помощью наводящих вопросов: «Но ведь и ты сидишь за компьютером, когда играешь. Ты ведь – не бухгалтер! А кто такой бухгалтер?»; «папа твой возможно тоже умеет ездит на машине, но работает инженером (сантехником, поваром, врачом и т.п.), а не водителем». Нельзя забывать и о внимании. Внимание еще неустойчиво. Дети в первом классе (особенно в первые четыре месяца обучения) легко отвлекаются, быстро утомляются. Долгие диспуты (более 4-5 минут) о профессиях не эффективны. Принимая во внимание этот факт, при планировании занятий я учитываю познавательные интересы детей (т.е. то, что им действительно интересно): играть, слушать и обсуждать сказки, рисовать, рассказывать о себе, фантазировать, решать ребусы, разыгрывать сценки, разгадывать загадки, угадывать «секреты» (что - либо спрятанное). Восприятие детей 2-4 классов становится уже более дифференцированным. Тем не менее, в работе с детьми я использую упражнения на сравнение двух схожих объектов, предметов, явлений, слов, ситуаций и т.д. Обучающиеся 2-4 классов могут не просто назвать предмет, но и описать, из каких частей он состоит, описать его функции и роль в жизни людей. В ходе знакомства с миром профессий уделяю внимание описанию условий и орудий труда специалистов. Также в ходе занятий развиваю у детей умение распределять внимание (например, между чтением и слушанием). Эта способность развивается эффективней при использовании парных и групповых форм работы. Например, назвать качества, необходимые для определенной профессии, детям начальных классов легче в парах либо в группах.
При этом моя задача постепенно формировать у детей понимание слова «профессия». Формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии (содержание труда, орудия труда, правила поведения в процессе трудовой деятельности). Сформировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к труду, полезному для себя и общества. Развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка.