Статья по методике преподавания английского языка на тему :ТИПЫ ФОНЕТИЧЕСКИХ ПРЕДРЕЧЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ


ТИПЫ ФОНЕТИЧЕСКИХ ПРЕДРЕЧЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Чараева А.А., учитель английского языка Шандровской ООШ - филиала МБОУ Ульяновская СОШ
Как известно, для формирования навыков устной речи, аудирования, письма и чтения требуется не только уметь произносить соответствующие звуки, но и знать, как они соединяются в словах, а затем в предложении. В естественной языковой среде это происходит одновременно, в то время, как в условиях неязыковой среды, на уроке иностранного языка, постановке произносительных навыков следует уделять значительное внимание.
Работа над произношением учащихся начинается с первых уроков начального этапа и распространяется далее на весь курс обучения иностранному языку. Для этого на уроке иностранного языка обязательно организуется фонетическая зарядка - специальное тренировочное упражнение в произношении, направленное на формирование, развитие и совершенствование фонетических навыков, рассчитанное на 2-6 минут и планируемое на любом этапе урока, где это методически целесообразно.
Целью фонетической зарядки является, с одной стороны - предвосхищение и снятие появления возможных фонетических сложностей любого порядка — слуховых, произносительных, ритмико-интонационных, и, с другой стороны - отработка фонетических навыков, которые по какой-либо причине оказались, недостаточно сформированными.
Возможности фонетической зарядки велики, поэтому в перечень задач данного этапа урока можно отнести следующие:
Работа с лексическим материалом, назовем её «лексическая» фонетическая зарядка. Цель - отработка произношения при ознакомлении с новым лексическим материалом. Разновидностью такого вида фонетической зарядки можно считать тематические фонетические зарядки, когда отрабатываемые слова объединены одной темой.
Работа над грамматическим материалом, словом, «грамматическая» фонетическая зарядка. Цель - отработка произношения и интонации при изучении грамматического материала, повторении типовых конструкций.
Снятие напряжения и усталости, то есть «релаксационная» фонетическая зарядка или динамическая пауза. Цель - снятие накопившегося напряжения и усталости учащихся. Она часто просто необходима учителю в работе с младшими школьниками, которым свойственны неустойчивость внимания и повышенная утомляемость. С точки зрения здоровьесберегающих технологий одно из главных требований к уроку — соблюдение рационального соотношения статических и динамических компонентов. Именно в этом плане незаменимы и релаксационные фонетические зарядки, и физкультминутки, и инсценировки, различного рода игры, сопровождаемые движением. Такие виды учебной деятельности не только предотвращают утомляемость, но и активизируют умственную активность учащихся на следующем этапе урока
Общее развитие, так называемая «общеобразовательная или социокультурная» фонетическая зарядка. Цель - отработка слов, обозначающих реалии стран изучаемого языка, трудные в произношении географические названия, имена выдающихся деятелей искусства, науки и культуры стран изучаемого языка, другие имена собственные, связанные с темой и содержанием урока.
Данная типология свидетельствует о динамичном характере места фонетической зарядки в структуре урока. Более того, учитель вправе организовать несколько сегментов фонетических упражнений в течение одного занятия.
Мнения методистов по содержательной стороне фонетической зарядки очень разнообразны и варьируются от чтения слов, предложений, микротекстов до распознавания диалектов на слух. Если руководствоваться идеей, что фонетическая зарядка – это практически полностью устный этап урока, то основными фонетическими упражнениями можно считать абсолютно аудиальные упражнения и упражнения с частичной визуализацией, например, слушание с целью определения ошибок, распознавание диалектов,   определение отношения к чему-либо по интонации,   произнесение одной и той же фразы с различной интонацией в зависимости от речевой задачи,  повторение в паузу,  повторение синхронно за диктором/учителем/товарищем, узнавание слов со слуха, их запоминание и последующее повторение и т.п. В целом, все это сводится к выходу фонетических упражнений на тот или иной вид речевой деятельности - аудирование, говорение, чтение и письмо, чаще всего – на их комплекс, решающий определенную коммуникативную задачу.
Одним из важнейших вопросов методики является вопрос об отборе материала для фонетической зарядки. В этом случае следует считать основой языковую парадигму: звук – слог – слово – словосочетание – предложение – микротекст – текст. На практике, в речевых произведениях, данная парадигма отражается в цепочке: предложение-слово, предложение-словосочетание, предложение-фраза, текст. Наиболее эффективными жанрами для реализации приведенных выше парадигм являются малые фольклорные жанры – скороговорки, пословицы, поговорки, чистоговорки, рифмовки, стишки, песенки.
Остановимся подробнее на использовании скороговорок. В поэтическом словаре Квятковского скороговорка определяется как «народно-поэтическая шутка, основанная на аллитерациях, заключается она в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении всей фразы». Подбор сложно произносимых групп слов, собранных в шутливую цепочку, помогает легче освоить артикуляцию звуков. Несмотря на то, что скороговорка иногда может состоять всего из нескольких слов, она «уже несет в себе определенный характер, настроение, окраску и даже темп». Кроме того, скороговорка является одним из элементов творчества народа, его культуры, истории. В них часто встречаются имена собственные, что особенно привлекает детей младших классов, а также названия птиц и животных, что делает небольшие тексты познавательными и интересными для учеников. Иногда в небольших текстах встречаются незнакомые слова и обороты речи, что позволяет ученикам расширить свой словарный запас. Чаще всего это жанровая зарисовка, иногда бессмыслица, но смешная, ритмично звучащая и запоминающаяся.
Многие из скороговорок достаточно известны и узнаваемы. Читая весёлые строчки вместе с ребятами, мы создаём у них хорошее настроение, обстановка на уроке разряжается, становится более комфортной. Такого рода упражнения помогают привлечь внимание учеников, увлечь их, гиперактивным детям успокоиться после перемены, у стеснительных детей снять страх перед чтением, незаметно вовлекая их в процесс обучения. Такие приёмы способствуют повышению мотивации учащихся на изучение предмета. Начинать урок с шутки - зарядить его положительной энергией и хорошим настроением. Тогда любая задача будет нам по плечу! Данный вид используется нами на практике чаще остальных и даёт положительные результаты.
Игры со скороговорками на английском языке могут быть следующими: «у кого получится прочитать скороговорку», «кто сможет произнести быстрее», и тому подобные.
Методика работы со скороговоркой аналогична работе над всеми произведениями малых жанров, но имеет свою специфику.
Создание визуального образа для скороговорки. Проще говоря, подбор яркой картинки, соответствующей содержанию. Здесь можно говорить о целесообразности использования презентаций, которые позволяют делать хорошие заготовки для урока с картинками, аудио и видеозаписями.
Обсуждение с учениками перевода скороговорки. Хотя осмысленный перевод не всегда возможен, ведь многие из них просто не имеют явного смысла, желательно провести эту работу, так как результат вызывает улыбку и даже смех, что положительно сказывается на настрое учеников и вызывает желание повторить текст. Если перевод невозможен, достаточно объяснить слова, чтобы ученики могли уловить общий смысл. При переводе фразы они могут опираться и на иллюстрацию, предложенную учителем. Также можно разнообразить задание, предложив ученикам на выбор несколько вариантов перевода, чтобы они подобрали более правильный.
Отработка артикуляции звуков, которые встречаются в скороговорке. Их также следует отобразить на доске.
Первичное прослушивание и повторение либо всей скороговорки, либо её сегментов, либо повторение методом наращивания (нанизывания). Необходимо, чтобы убедиться, что все ученики услышали и поняли, как правильно произносить слова.
Повторение и\или прочтение. Прослушиваем два-три раза, обращая внимание на подчёркнутые звуки. После того, как несколько учеников прочитают данную скороговорку, и все ошибки будут исправлены, нужно предложить ребятам в парах поупражняться в правильном чтении. Здесь элемент парной работы играет положительную роль. Если предложить ребятам соревнование пар в чтении скороговорки, дети получат дополнительный стимул для работы. Задание можно усложнить, ставя задачу прочитать скороговорку от лица грустного человека или весёлого. В процессе парной работы учителю необходимо слушать учеников и исправлять их ошибки.
Соревнование типа «Кто быстрее» или «Произнеси 5 раз…» и т.пСледует отметить, что взяв на вооружение произведения данного жанра, нельзя ограничивать себя 2-3 скороговорками, желательно привести их в систему и отрабатывать неоднократно. При этом на итоговых уроках или внеклассных занятиях рекомендуется на конкурсной основе вспомнить все изученные фразы.
В процессе работы багаж знаний учащихся растёт, необходимо периодически работать над повторением пройденного материала. Для этого нужно уделять время разнообразным игровым тестам. Например, предложить учащимся по иллюстрации правильно назвать скороговорку или отгадать её по первым словам. Интересно дать на карточках слова, чтобы дети соединили их правильно в известные им скороговорки. Такая работа может проводиться индивидуально, в парах или группах. Можно предложить детям несколько иллюстраций, дав одному из учеников задание читать скороговорки, а учащиеся будут отгадывать подходящую картинку. Предложите детям индивидуальные творческие задания: нарисовать самим иллюстрации к выученным скороговоркам, чтобы затем составить из них книгу. Здесь мы видим, что метод проекта (составление «книги» скороговорок) можно применить и в работе с таким небольшим по объёму материалом.
Скороговорки целесообразно использовать на всех этапах обучения иностранному языку. В начальной школе через них формируется система фонетических навыков у младших школьников, в среднем и старшем звене с помощью скороговорок облегчается переход к основной части урока, настраивается речевой аппарат на иностранную речь. Учащиеся постепенно привыкают к быстрой английской речи, проговаривая и запоминая скороговорки.
Мы использовали на уроках следующие скороговорки:
Black background, brown background. Why do you cry, Willy?Why do you cry?Why, Willy?Why, Willy?Why, Willy? Why? Very well, very well, very well ... Tie twine to three tree twigs. She sells sea shells on the seashore. The seashells she sells are seashells she is sure. Plain bun, plum bun, bun without plum. Six stick shifts stuck shut. The king would sing, about a ring that would go ding.
Betty Botta bought some butter,"But, she said, this butter’s bitter,But a bit of better butter will make my batter better”.So, she bought a bit of butter better than the bitter butter,And it made her batter better.So, it was batter Betty Botta’s bought a bit of better butter.
How many cookies could a good cook cook If a good cook could cook cookies?
A good cook could cook as much cookies
as a good cook who could cook cookies.
I wish I were what I was when I wished I were what I am.
The more we study, the more we know,The more we know, the more we forget,The more we forget, the less we know,The less we know, the less we forget,The less we forget, the more we know,Why study?
The cook took a good look at the pudding and put sugar in it.
Таким образом, включив в фонетическую зарядку упражнения со скороговорками, мы пришли к выводу, что уделяя всего несколько минут в начале урока чтению скороговорок, мы решаем сразу несколько задач: работаем над произношением, вводим учащихся в мир английского языка, настраиваем их на активную работу на уроке. Регулярное проведение фонетических зарядок улучшает артикуляционные навыки учащихся. Ученики могут на слух различать долгие и краткие английские звуки, русские и английские звуки, знакомятся с разными моделями интонации, видами ударения и с английским ритмом. На каждом этапе обучения, работая с этим материалом, мы преследуем определённые цели. Использование скороговорок на начальном этапе обучения иностранному языку помогает сформировать произносительные навыки у учащихся. В средней школе работа со скороговорками способствует поддержанию и совершенствованию произносительных навыков учеников и одновременно стимулирует их речевую деятельность. Именно поэтому мы рекомендуем всем учителям взять на свое методическое вооружение представленную информацию.
Список использованной литературы:
Г.А. Китайгородская. Методика интенсивного обучения иностранному языку. МГУ 1986.
Н.Д. Гальскова. Современная методика обучения иностранным языкам. Аркти–Глосса,2000
Пассов Е. И. Современный урок иностранного языка в средней школе. – М. :Просвещение, 1998
Селевко Г К. Современные образовательные технологии. – М. : Народное образование, 1998
Нехорошева А.В. Rhyme your English: Сборник стихов, рифмовок и песен на английском языке: Практическое пособие – М: АРКТИ, 2006. – 80с.
Список использованных Интернет-ресурсов:
http://festival.1september.ru/
http://nsportal.ru/http://www.english-easy.info/http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-2722.htmhttp://www.lovelylanguage.ru/