Создание безбарьерной среды для обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.


Создание безбарьерной среды для обучения и воспитания детей с
нарушением опорно-двигательного аппарата.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 365» ( далее МБДОУ) Сормовского района города Нижнего Новгорода было организовано в 1992 году для детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата ( в том числе с детским церебральным параличом).
С 2015-2016 учебного года оно работает с детьми дошкольного возраста.
МКОУ было создано с целью максимальной реабилитации и всестороннего развития ребенка, возможного при имеющихся нарушениях.
В настоящее время учреждение посещают воспитанники Сормовского и других районов города, затрачивая на дорогу немало времени, понимая, что общение в среде сверстников, самостоятельность в обслуживании себя даст ребенку возможность в последующем полнее адаптироваться в социуме.
В 2015-2016 учебном году учреждение посещают 95 детей :- 58 воспитанников в группах компенсирующей направленности;
- 37 воспитанников в общеразвивающих группах.
Детей с инвалидностью – 24 человека.
Коллективом учреждения создана специальная коррекционно-развивающая образовательная среда, обеспечивающая адекватные условия и равные возможности для получения образования, оздоровления, коррекции нарушений и социальную адаптацию воспитанников и обучающихся с проблемами развития. За эти годы известность учреждения возросла, увеличилось количество детей с двигательной патологией, желающих его посещать. Ярко высветилась проблема доступности всех помещений и развивающей среды для людей с тяжелыми двигательными нарушениями, так как инвалиды колясочники (дети и взрослые) должны иметь возможность передвигаться по всему учреждению и полноценно заниматься.
Определилась одна из основных целей работы учреждения - способствовать созданию детям с ограниченными возможностями здоровья комфортных условий для образования, преодоления барьеров и негативного отношения сообщества к совместному образованию.
1. Приоритетными направления инновационной деятельности являются:
1.1 оборудование помещения учреждения под нужды детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (имеющими трудности в передвижении). Данная задача обоснована современными тенденциями и приоритетами работы Правительства Российской Федерации и региональных органов управления в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках совместного проекта с Нижегородской Региональной Общественной Организацией Инвалидов «Инватур» и управлением по общественным связям аппарата Губернатора и Правительства Нижегородской области «Оформление ресурсной комнаты для детей с инвалидностью», в МБДОУ оборудована и открыта ресурсная комната для работы с детьми с тяжелыми двигательными нарушениями.
В ресурсной комнате находится:
- оборудование по сенсомоторному развитию детей с тяжёлой двигательной патологией;
- библиотека и медиатека по обучению и воспитанию детей с проблемам в развитии;
- видеотека методов организации инклюзивных классов и школ (международный и российский опыт);
- развивающие и обучающие игры ( в том числе и компьютерные);
- пособия по развитию и коррекции эмоциональных нарушений у детей;
- каталог методических материалов и пособий, находящихся в кабинете, для педагогов и родителей использующих этот материал на индивидуальных и домашних занятиях.
В 2009 году учреждение участвовало в городском конкурсе на получение гранта главы администрации города Нижнего Новгорода. Грант в размере 200 000 рублей был получен в номинации «Общеобразовательное учреждение». На эти средства в этом же году приобретены и установлены вертикализаторы для детей дошкольного и младшего школьного возраста с тяжёлыми двигательными нарушениями, а также - оборудование для лечебной физкультуры – специальные укладки для лечения положением детей с двигательной патологией.

В результате использования данного оборудования во время занятий в ресурсной комнате и на занятиях в дошкольной группе, дети и педагоги почувствовали значительное улучшение условий обучения и коррекции. Расширились возможности детей с тяжёлой двигательной патологией при формировании навыков самообслуживания и питания. Специалисты ( инструктор по физо,учитель-дефектолог, учитель – логопед) отмечают снижение проявлений патологических рефлексов, так как дети, находящиеся в вертикализаторах, имеют возможность чаще менять положение тела.
В связи с тем, что в учреждении воспитываются самостоятельно не передвигающиеся дети, решен вопрос о перемещении на 2 этаж ребенка на коляске.
Глава администрации города Нижнего Новгорода выделил средства для приобретения подъемников. Были приобретены 2 гусеничных подъемника, с помощью которых человек на инвалидной коляске может быть поднят на любой этаж здания.
2. Для осуществления поставленной цели необходимы кадровые ресурсы, педагоги и специалисты, которые будут претворять в жизнь намеченные планы. В учреждении были определены педагоги, понимающие необходимость и имеющие необходимые знания для решения данной проблемы – зам. заведующего по учебно-воспитательной работе, воспитатели, учитель – логопед, инструктор по физкультуре. В должностную инструкцию этих педагогов и специалистов внесены дополнения, определяющие задачи инновационной деятельности. Заместителю заведующего по учебно-воспитательной работе поручено руководство инновационной деятельностью данного направления. Таким образом, в учреждении сложился коллектив педагогов, разрабатывающих и внедряющих в практику вопросы создания доступной среды учреждения. Значительное внимание в работе было уделено созданию информационного пространства.
Детям с тяжелыми двигательными нарушениями требуется постоянная помощь со стороны взрослого человека. Было принято решение о создании службы сопровождения детей с трудностями в передвижении силами международных волонтёрских организаций. На основании соглашений с Межрегиональным молодежным общественным движением поддержки добровольных инициатив «Сфера» учреждение принимает иностранных добровольцев для работы с детьми. С 2007 года в учреждении постоянно работают волонтеры из Германии, Австрии, Венгрии. Руководителем данного направления является старший воспитатель МБДОУ Максимова Ирина Валентиновна.
1.3. Комплексный подход к решению задач реабилитации изначально был приоритетным в работе педагогов и специалистов учреждения. Создание психолого-медико-педагогического консилиума учреждения как органа по определению и реализации реабилитационного маршрута каждого ребёнка стало одним из важнейших решений. «Положение о психолого-медико –педагогическом консилиуме учреждения» регулирует взаимодействие педагогов и специалистов, позволяет более точно формировать реабилитационный и образовательный маршрут каждого ребёнка. Использование полного потенциала восстановительного и развивающего оборудования должно основываться на полной доступности учреждения.
Нередко родители и дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают на себе недоброжелательное отношение окружающих. Именно поэтому наше учреждение проводит цикл мероприятий по взаимодействию детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровыми сверстниками под девизом «Все дети должны учиться вместе»:
«День снеговика», «День добрых дел», «Мир детей – мир для детей», Уроки доброты (совместно с МОУ специальная (коррекционная) школа 8 вида № 39 города Нижнего Новгорода, МОУ с углубленным изучением отдельных предметов № 85);
юридическое обучение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в школе «Самоадвоката»;
ознакомление родителей учреждения с презентацией информационного диска «Социальная поддержка семей, воспитывающих детей с нарушениями развития» (совместно с областной детской библиотекой).
Для реализации поставленных задач необходим современный высокопрофессиональный кадровым состав, пользующийся инновационным инструментарием для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги учреждения постоянно обучаются и обучают педагогов других образовательных учреждений района, студентов педагогических вузов города:
Выпуск статей в печатных изданиях и участие в профильных передачах ТV:
- Павлова О.А. «Своеобразие организации и проведения занятий по продуктивным видам деятельности с дошкольниками, имеющими двигательные нарушения, в аспекте здоровьесберегающих технологий»
Бюллетень НРООИ «Инватур» №2 (46)
- Максимова И.В. «Психологическая поддержка родителей детей с ДЦП и методы организации семейного партнёрства при подготовке к обучению в общеобразовательной школе» - Сборник докладов научно – практической конференции Московского открытого педагогического университета (филиал) «Современные проблемы психологии»
- Репортаж о проблеме инклюзивного образования в районе – «Вести – Приволжье»
Комплексный подход к обучению и воспитанию детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с учетом образовательных, медицинских и социальных задач позволяет получать высокие результаты реабилитационной работы.
Среди выпускников учреждения:
студенты НГГУ, политехнического университета;
выпускники Нижегородского профессионального училища-интерната для инвалидов, освоившие профессию часовщика и работающие по специальности;
молодые люди, работающие в нашем учреждении;
трёхкратный чемпион Параолимпийских игр в Пекине 2008 г. Дмитрий Кокарев. Обучаясь в нашем учреждении, он впервые попал в бассейн и благодаря собственному упорству и значительной поддержке со стороны родителей, он добился высоких результатов в плавании.
- 90% выпускников подготовительной группы ежегодно продолжают обучение в общеобразовательных школах , 12% из них - в специальных (коррекционных) классах и лишь 10%переходят на индивидуальное обучение или домашнюю реабилитацию;
- результаты мониторинга успеваемости и адаптированности выпускников детского сада - позволяют сделать вывод о хорошей и удовлетворительной успеваемости обучающихся во всех учреждениях;
- продолжение обучения детей с тяжелыми нарушениями речи (алалией,дизартрией, ринолалией) в других общеобразовательных учреждениях, в том числе по общеобразовательным программам, свидетельствует об эффективности системы работы учителей-логопедов начальной школы -детского сада по коррекции дизартрических и других расстройств речи;
- восстановительное лечение детей с патологией центральной нервной системы, нарушениями опорно-двигательного аппарата является важной составляющей системы реабилитационной работы (всего за время функционирования учреждения научились ходить 15 самостоятельно непередвигающихся воспитанников).
В настоящее время учреждение полностью доступно для людей синвалидностью, в том числе и колясочников.
Сотрудники учреждения владеют современными технологиями обучения,
воспитания и коррекции недостатков детей с проблемами развития.
Более 350 выпускников с нарушением опорно-двигательного аппарата успешно закончили дошкольное и начальное образование, одновременно восстанавливая утраченные или нарушенные функции. Комплексная реабилитация каждого ребёнка, индивидуально подобранный образовательный маршрут и создание широкого поля социального взаимодействия семьи, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – основные направления работы коллектива учреждения.