Внеклассное мероприятие Какие мы – подростки XXI века?


Тема: « Какие мы – подростки XXI века?»
Цели: познакомить с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развивать способности адекватно и полно познавать  себя и других людей.
Задачи:
1 Формирование у учащихся уважения к общечеловеческим нравственным ценностям;
2 Воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межличностного общения,
Оформление: плакат “Цветок мира”, на котором изображены названия тех национальностей, которые есть в коллективе; плакат с темой классного часа; плакат с гимном Республики на двух языках.
Форма проведения: беседа с обсуждением ситуаций
Аудитория: 8-9 классы
Ход мероприятия:
Ведущий:
Толерантность. Толерантность – понятие достаточно новое:  «Способность без протеста воспринимать личность или вещи» (англ.) «Позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других» (китайск.). «Прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим» (арабское).  В русском языке нет равнозначного термина, наиболее близким по значению является терпимость.
 Государства - члены Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной ассамблеи 25 октября – 16 ноября 1995 года, памятуя о том, что Устав ООН гласит: «Мы, народы  Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствия войны…вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности… и в этих целях проявлять толерантность и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». А также в целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в ее духе провозгласили 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности.Школа, как место социализации, должна стать центром воспитания толерантности, так как толерантность является важным фактором устойчивости не только школы, но и общества.
  Что волнует и интересует каждого из нас больше всего? Мы сами. Наша собственная неповторимая личность. Какие мы? Зачастую мы не можем посмотреть на себя со стороны и оценить свои качества объективно. Есть важные качества человека, которые необходимо развивать в школьные годы, чтобы добиться осуществления поставленных жизненных целей и успешно продвигаться в будущем по карьерной лестнице. Поэтому очень важно определить качества личности, которые необходимо в себе развивать.
 Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, непохожих на тебя, людей.
Сегодня мы с вами ответим на вопросы: «Что мы знаем и  думаем о себе и других?»
Знаем ли мы себя? Как вы считаете: «Обладают ли наши подростки культурой межнациональных отношений, способны ли они искать и находить возможности взаимопонимания с людьми другой веры?
Ведущий: Какие мы? Чем мы отличаемся друг от друга? (рост, глаза, причёска, цвет волос, фигура, характер и т.д.)
А что у нас общее? ( отвечают дети)
а) учёба;
б) цель – получить образование
в) класс, т.е. коллектив;
г) возрастные интересы
 Черты толерантной личности.
Инструкция: сначала в колонке «А поставьте знак «+» напротив тех трех черт, которые по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «0» напротив тех трех качеств, которые у Вас наименее выражены.
Затем в колонке  «В»  поставьте знак «+» напротив тех трех черт, которые по Ваш взгляд , наиболее характерны для толерантной личности.
№ Черты толерантной личности А В
1 Расположенность к другим    
2 Снисходительность    
3 Терпение    
4 Чувство юмора    
5 Чуткость    
6 Доверие    
7 Альтруизм    
8 Терпимость к различиям    
9 Умение владеть собой    
10 Доброжелательность    
11 Умение не осуждать других    
12 Гуманизм    
13 Умение слушать    
14 Любознательность    
 
Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого: (обсуждение)
1«Чтобы быть сильным, надо быть как вода. Нет  препятствий – она течёт. Плотина – она остановится; прорвётся плотина – она снова потечёт; в четырёхугольном сосуде она четырёхугольна; в круглом она кругла. Оттого, что она так уступчива, она нежней всего и сильней всего».
2 « Когда у оппонента кончаются аргументы, он начинает уточнять национальность».
Разбор проблемных ситуаций.
Ситуация 1. В классе появился новый ученик и Вы…
А. подойдете к нему, поздороваетесь, представитесь и завяжете знакомство;
Б. спросит, кто он, откуда, кто его родители;
В.  не станете проявлять к нему интереса: пусть сам проявит инициативу.
Ситуация 2. Вам сказали, что Ваш одноклассник несправедливо обижен. Вы…
А. немедленно вступитесь за товарища;
Б. сочтете свое участие в конфликте ненужным ( сами разберутся»);
В.  попробуете поговорить с обеими сторонами и понять причину обиды.
Ситуация 3. я стараюсь…
А. всегда говорить то, что думаю;
Б.  держать свое мнение при себе;
В.  понять, почему я думаю так, а не иначе.
Итог мероприятия.
 
Тема: «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми».
Цель: формирование толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности.
Оборудование: маркеры, ручки, листы А4Форма проведения: тренинг
Аудитория: 8-10 классы
Ход мероприятия:
Упражнение «Комплименты».
Форма работы: коллективная, в кругу.
Каждому человеку нравится, когда ему говорят  приятное – комплимент.Задание. По очереди мы  говорим друг другу что-нибудь приятное – комплимент.
Упражнение  « Мои лучшие качества»»
Форма работы: индивидуальная, в кругу.
Подготовка. Нарисовать на доске таблицу.
 У каждого из людей бывает плохое настроения,  когда  кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть, чем гордиться. Одним из хороших приемов повышения самочувствия в таких ситуациях является обращение к своим  достоинствам, положительным характеристикам личности.
Задание. Перенесите к себе на листки,   приведенную на доске таблицу и заполните самостоятельно ее графы следующим образом.
Мои лучшие качества Мои способности и таланты Мои достижения
     
     
     
 
 Кто из группы желает поделиться содержанием своей таблицы «Мои лучшие качества»? (ответы по желанию)
Упражнение: «Учимся ценить индивидуальность»
 Оборудование: листы бумаги и ручки                                   
Форма работы: индивидуальная,  коллективная, в кругу.
Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы — как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Когда люди не похожи друг на друга: они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблем.
 Задание. Напишите о каких-то трех признаках, которые отличают вас от всех остальных участников группы: внешний вид, одежда, умения, какие-либо достижения. После того как вы справитесь с заданием, мы соберем ваши записи, зачитаем их, а остальные члены группы будут отгадывать, кто является автором тех или иных утверждений.
Индивидуальная работа
Сбор записей участников тренинга ведущим, их чтение с последующим отгадыванием.
Если автора не удается «вычислить», он должен назваться сам.
        Анкета «Толерантность».
1.Как вы понимаете понятие толерантность?
А) Негативное отношение к окружающему миру.
Б) Умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других.
В) Не знаю                     
Г) Свой вариант
2. Укажите, какое понятие, на ваш взгляд, является синонимом слова толерантность
А) Терпимость     Б)  Эгоизм    В) Великодушие                  Г) Свой вариант
3. Встречались ли вы ранее с понятием толерантность?
А) Да                                        Б) Нет
4. Как вы понимаете слово терпимость?
Свой  вариант ответа
5. Что, по вашему мнению, воспитывает в человеке терпимость, уважительное отношение к людям?
А) Семья             Б) Общество             В) Школа                   Г) Свой вариант
Анкета « Толерантность – часть нравственной культуры человека».
Родина для меня - это _______________________
Быть патриотом – это значит _________________
Толерантность – это _____________________
Толерантность я проявляю в том, что ___________
Я считаю, что все народы мира имеют право _______
Я не считаю, что один народ ______________________
Мне никогда не запретят ______________________
Мне могут запретить _____________________________
Выводы сначала делают учащиеся.
 Что включает понятие «толерантность». Это равноправие  независимо от расы, пола, религии,  взаимоуважение, доброжелательность; сохранение и развитие культурной самобытности; свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества; сотрудничество, солидарность; позитивная лексика, несклонность обсуждать других, умение слушать, способность к сопереживанию и т.д. Люди не могут быть одинаковыми, и надо считаться с чужим мнением и интересами. Очень часто друзьями становятся совершенно разные люди.
 Вывод ведущего: « Мы рождены, чтобы жить совместно, наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Римский философ Сенека.
 Не только семья влияет на развитие толерантности в ребенке. Огромное влияние на становление личности оказывают СМИ, школа, круг общения, политическая и экономическая обстановка в стране, возникающие националистические настроения. Но нельзя воспитать в человеке толерантную личность, если человек сам не захочет этого. В современных детях очень силен эгоцентризм, им трудно понять, что окружающие его люди абсолютно разные и не похожи на него.
Итог мероприятия.