Конспект урока Интонация 3 класс интегрированный урок риторики и музыки


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 г. Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан
Интегрированный урок музыки и риторики в 3-м классе по теме

Акбашева Резида Хайдаровна
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Образовательная система «Школа 2100»

2012 – 2013 учебный год
Задачи:
Образовательные
познакомить с музыкальными произведениями – песней С.С. Прокофьева на слова А. Барто «Болтунья», пьесами Д.Б. Кабалевского «Плакса», «Резвушка», «Злюка»;
выбирать уместное для конкретной ситуации средство выражения просьбы;
учить пользоваться интонацией как средством вежливого выражения просьбы;
закреплять 3 свойства устной речи: тон, темп, громкость.
Развивающие
развивать умение анализировать услышанную музыку, говорить о её характере, о средствах музыкальной выразительности, навыки выразительного пения;
развивать устную речь учащихся, внимание, мышление.
Воспитательные
воспитывать любовь к музыке, культуру исполнения музыкальных произведений, культуру речи, внимательного, вдумчивого слушателя;
прививать любовь к чтению художественных произведений
Наглядность и оборудование:
На доске вывешена яркая, красочная страна «Интонация», отражающая 3 свойства устной речи: тон, громкость, темп, а также выразительную и изобразительную интонацию в музыке.
Иллюстрация к стихотворению и песне «Болтунья» А. Барто, С.С. Прокофьева, изображающая болтунью Лиду.
Портреты Д.Б. Кабалевского, С.С. Прокофьева, А. Барто.
Плакат по итогу урока.
Жетоны – «китята» за правильные ответы учащихся
Музыкальный материал:
Попевка Д.Б.Кабалевского «Кто дежурные?» – исполнение.
Попевка «Барабан» – исполнение.
Песня «Болтунья», муз С.С. Прокофьева, сл. А.Л. Барто – слушание.
Д.Б. Кабалевский «Три подружки» – слушание.
Физкультминутки «Так делают только у нас»,
Песни: «Доброта», «Российский Дед Мороз» – исполнение.
Музыкальное приветствие и прощание, муз. И.И. Гордиенко – исполнение.
Видеофрагмент из м/ф «Двенадцать месяцев» – просмотр.
Грамзапись стихотворения А.Л. Барто «Болтунья» – слушание.
ХОД УРОКА
Учащиеся входят в класс под аккомпанемент попевки «Кто дежурные?»
Музыкальное приветствие.
Исполнение попевки «Кто дежурные?»
Делом всей жизни Кабалевский считал созданную им музыкально-педагогическую концепцию массового музыкального воспитания и основанную на ней программу по музыке для общеобразовательной школы, главной целью которой было увлечь детей музыкой, приблизить к ним это прекрасное искусство, таящее в себе неизмеримые возможности духовного обогащения человека. Для проверки своей системы он в 1973 г. стал работать учителем музыки в 209-й московской средней школе. Семилетний эксперимент, который он вел одновременно с группой педагогов-единомышленников, работавших в разных городах страны, блестяще оправдался. По программе Кабалевского ныне работают школы России, творчески используют ее в стране, заинтересовались ею и зарубежные педагоги.
Беседа:
- О ком эта песня?
– Какие обязанности у дежурных?
– Кого называют хорошими дежурными?
– Какой характер у этой песни? (слайд 2, 3)
– Она бодрая, весёлая, радостная, светлая, задорная.
– Какие интонации слышатся в песне?
– Вопросительные и утвердительные.
– Как композитору удалось передать в музыке вопрос?
– Вопросительная интонация закончилась неустойчиво, мелодия пошла вверх.
– Как звучит мелодия утвердительной интонации?
– Мелодия идёт вниз и повторяется несколько раз на устойчивом звуке.
Вывод: В интонациях песни «Кто дежурные?» слышится выразительность живой речи ребят, с увлечением и гордостью рассказывающих о своих очень важных обязанностях дежурного класса.
– Сегодня на нашем уроке мы совершим путешествие в сказочную страну под названием «Интонация». Какая бывает интонация? (слайд 4)
– Восклицательная и невосклицательная.
– А какие интонации бывают в музыке?
– Выразительные и изобразительные.
– Что может выражать музыка?
– Чувства, мысли, настроения, радость, грусть…
– А что может изображать музыка?
– Гром, журчание ручейка, движение поезда…
– Сейчас я прочитаю вам рассказ.
(Читается любой рассказ невыразительно, без знаков препинания, монотонно).
Рассказ о зиме (слайд 5, 6)
Она явилась закутанной, белой, холодной.
- Кто ты? – спросили дети.
- Я – время года – зима. Я принесла с собою снег и скоро набросаю его на землю. Он все закроет белым пушистым одеялом. Тогда придет мой брат – дедушка Мороз и заморозит поля, луга и реки. А если ребята станут шалить, то отморозит им руки, ноги, щеки и носы.
- Ой, ой, ой! Какая нехорошая зима! Какой страшный дедушка Мороз! – сказали дети.
- Подождите, дети… Но зато я подарю Вам катанье с гор, коньки и салазки. А после придет любимое Рождество с веселой елкой и дедушка Мороз с подарками. Разве Вы не любите зимы?
– Вам понравилось, как я прочитала рассказ?
– Нет.
– А почему?
– Вы читали невыразительно, без пауз, монотонно.
– Что же необходимо для выразительного чтения? . – Какие вы знаете свойства устной речи?
– Тон, темп, громкость. Давайте вспомним музыкальные понятия. Кто же живёт в стране «Интонации» (слайд 7, 8)
«Ритм», «Темп», «Тембр», «Динамика», «Мелодия», «Выразительность» «Изобразительность».
Ритм показывает в музыке чередование сильных и слабых долей.
Темп определяет скорость музыки – быстро, умеренно, медленно.
Тембр определяет высоту звучания – высокие, средние, низкие звуки.
Динамика нам покажет силу звука – тихое или громкое.
Мелодия - это правильное и красивое сочетание звуков.
Выразительность – выражает чувства, внутреннее, душевное состояние.
Изобразительность – изображает и показывает музыку
(Разгадывают кроссворд – наглядность на доске).
Чтение учеником стихотворения «На санках»
– Какой темп речи поможет вам лучше выразить настроение мальчика при спуске с горы и подъёме на гору?
Чтение стихотворения Г. Бойко «На санках». (Показать картинку).
Я лечу, лечу, лечу –
накататься я хочу.
И всё вниз, вниз, вниз,
только слышен снега свист.
А внизу – через сугроб:
Стоп!
Я веду, веду, веду
саночки на поводу.
Сверху санки быстро мчат,
а на горку не хотят.
– Почему при чтении 1-ой части стихотворения ты убыстряешь темп, увеличиваешь громкость, а при чтении 2-ой части темп замедляется, громкость уменьшается? Какие слова стихотворения помогают выбрать темп?
– Я лечу, лечу…; везу, везу…
- Как вы понимаете слово «ТАРАТОРИТЬ» (слайд 10)
Вам не раз говорили: «Не тараторь, говори медленнее!» И вы даже обижались на это замечание. Не огорчайтесь – вот стихотворение, которое можно и нужно произносить с улыбкой, громко, быстро.
Читается стихотворение «Тараторка» Д. Родари.
Джанни Родари - Тараторка
Вот тараторка для ребят:
Когда молчат, не говорят.
Когда стоят на том же месте,
Не совершают путешествий.
Что далеко, не очень близко.
Что высоко, не слишком низко.
Нельзя приехать, не уехав,
И грызть орех, коль нет орехов.
Никто сидеть не может стоя,
Лить из порожнего в пустое.
Нельзя писать на белом мелом
И называть безделье делом,
– Как образовано слово «тараторка»? Как вы понимаете это слово?
– Тараторит – значит, быстро говорит.
– Как называется маленький стишок, который нужно говорить быстро и громко?
– Скороговорка.
– Давайте произнесём скороговорку: сначала тихо и медленно, затем быстро и громко.
– Какие вы знаете скороговорки в музыке?
– Попевка «Барабан». Барабан (слайд 11)
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад
Идёт отряд.
На парад
Идёт отряд.
Барабанщик
Очень рад:
Барабанит,
Барабанит
Полтора часа
Подряд!
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан
Уже дырявый!
– А почему вы решили, что это скороговорка? Взгляните на нотную запись, может быть она вам поможет ответить на этот вопрос.
– Эта попевка поётся в быстром темпе,
– очень короткие длительности,
– нотки стоят рядышком, чтобы удобно было петь быстро.
– Верно, а ещё посмотрите, нотки не только стоят рядышком, а ещё постоянно возвращаются к самому устойчивому звуку – тонике.
– Что за музыкальные знаки, кроме ноток, встречаются в нотной записи?
– Паузы.
– Что такое пауза?
– Это знак молчания.
Вывод: Как разговорная речь становится выразительной, осмысленной с помощью знаков препинания, так и музыкальная речь становится осмысленной и выразительной при наличии в ней пауз.
– А теперь давайте исполним попевку – скороговорку «Барабан» и поиграем, выберем барабанщика. Как мы должны её исполнить?
– Бодро, гордо…
Игра – попевка «Барабан», (3 раза, с каждого ряда).
– Кто был лучший барабанщик?
– Существует своеобразный приём произнесения и пения – скороговорки, чаще всего они носят шуточный характер. «Болтает», «тараторит», «трещит», – так говорят о человеке, речь которого похожа на скороговорку.
– Послушайте стихотворение А.Л. Барто «Болтунья» и подумайте, почему оно так называется? (слайд 12)
– Лида болтает без умолку, ей везде хочется успеть, она постоянно торопится…
– Композиторы в своих произведениях стремятся приблизить музыку к интонации разговорной речи. Ярким примером этому может послужить песня С.С. Прокофьева «Болтунья».
– Послушайте и скажите, как удалось композитору передать характер Лиды?
– Какими средствами музыкальной выразительности композитор пользовался?
Слушание песни С.С. Прокофьева «Болтунья».(слайд 13)
– Какой вам показалась Лида?
– Чтобы передать её болтливость, композитор использовал быстрый темп,
– ей везде хочется успеть,
– Лида показалась мне занятой, деловой, рассудительной…
– Особенностью этой песни является чередование скороговорки с размеренно – убедительными фразами. Именно интонационные особенности музыки раскрывают нам её характер.
Вывод: Лида всячески старается показаться рассудительной, но стремительная скороговорка выдаёт нам её неудержимую болтливость. (слайд 14)
Музыкальная физкультминутка (слайд 15)
– Большое значение в разговорной речи и в музыке играет тон. Наверное, вам приходилось слышать такие замечания: «Каким тоном ты со мной говоришь?» «Никогда не говори таким тоном!» «Что это за тон?» А также похвальные слова, например: «Меня тронул твой тон», «ты нашла верный тон». Действительно, тон, каким вы что-то сказали, нередко бывает важнее самих слов.(слайд 16)
– Посмотрите отрывок из сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» и скажите, что вам показалось особенно возмутительным в разговоре 14-летней королевы и седобородого профессора?
Видеопросмотр отрывка из сказки «Двенадцать месяцев».(слайд 16)
– Кто должен отдавать распоряжения, требовать во время урока – профессор или его ученица (хотя и королева)?
– Конечно, учитель.
Вывод: Действительно, тон, каким мы часто говорим, нередко бывает важнее самих слов. Так мы произносим с усмешкой слово «умница» и человек сразу понимает, что мы его совсем не хвалим.
– Как вы понимаете смысл русской пословицы: «То же слово, да не так бы молвить»?
– Словом можно обидеть, пожалеть, смотря, каким тоном ты его произнесёшь…
– Например, диалог: – Мальчик, уступи место бабушке.
– Пожалуйста (ГРУБО).
– Как вы думаете, будет ли приятно слышать слово «пожалуйста», произнесённое мальчиком? Сядет бабушка на место, которое уступит ей мальчик?
– Нет, ей будет неприятно, не захочется сидеть.
– Послушайте диалог двух подружек:
– Что же делать, Оля, вдруг никто не сумеет починить мою Барби?
– Как жаль, что теперь у тебя не будет такой замечательной куклы (насмешливо).
– Можно ли поверить, что Оля сочувствует подруге? Почему вы так думаете?
– Нет, она это сказала не тем тоном.
Слушание. Д.Б. Кабалевский «Три подружки».(слайд 17)
– Вспомним их имена:
– «Резвушка», «Плакса», «Злюка».
– Какими средствами музыкальной выразительности композитор передаёт эти характеры в музыке? Какие музыкальные интонации характерны «Резвушке»?
– интонации «Резвушки» звучат в быстром темпе, «прыгают», «скачут», постоянно меняется направление движения мелодии.
– Какие музыкальные интонации характерны «Плаксе»?
– Медленные, плавные, тихие, напоминающие вздох.
– Верно, их неизменная повторность рождает ощущение плаксивости, жалобы. Это связано также и с нисходящим движением мелодии.
– А какие музыкальные интонации характеризуют «Злюку»?
– Крикливые, резкие, угловатые, грубые.
– Верно, угловатые, крикливые интонации «Злюки» подчёркиваются громким, резким звучанием аккордов.
Какие инструменты изображали подружек?
– Плаксу – скрипки, (слайд 18, 19)
– Резвушку – дудочки (деревянные –духовые),
– Злюку – трубы (медные духовые).
Вывод: Да, эти пьесы исполняли различные группы инструментов симфонического оркестра и мы услышали, как благодаря различной окраске голосов, т.е. различным тембрам, менялся характер каждой подружки, и обогатилась выразительность интонации. Следовательно, тембр, как выразительная краска в музыке влияет на яркость интонаци– Хотя часто в школе говорят: «Не кричи, говори тише», а иногда так хочется покричать, выйти на лесную полянку, на берег реки и кричать во весь голос
Радуга (слайд 20)
Е. Благинина
Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!
Я на радугу-дугу
Полюбуюсь побегу -
Семицветную-цветную На лугу подстерегу.
Я на красную дугу
Наглядеться не могу,
За оранжевой, за жёлтой
Вижу новую дугу.
Эта новая дуга
Зеленее, чем луга.
А за нею голубая,
Точно мамина серьга.
Я на синюю дугу
Насмотреться не могу,
А за этой фиолетовой
Возьму да побегу...
Солнце село за стога,
Где ты, радуга-дуга?
– А какую песню хочется спеть, когда мы говорим о восклицательной интонации?
– «Доброта»
– Как мы её исполним?
– Светло, радостно, приветливо.
Исполнение песни «Доброта».(слайд 20)
– Какое чувство возникло у вас при исполнении песни?
– чувство радости, доброты…
– Конечно, когда человек приветствует вас словами: «доброе утро», «добрый день», он желает вам здоровья, счастья, добра.
Итог: Подводя итог нашему уроку, давайте скажем, какая должна быть речь человека?
– Чёткая, ясная, понятная.
Стихотворение «Сашина каша» С. Михалкова.(слайд 21, 22, 23)
САШИНА КАША
Живет на свете Саша.
Во рту у Саши каша -
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка
На сладком молоке.
С утра во рту у Саши
Слова простые наши -
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво,
чисто,
ясно, -
Как люди говорят, -
Наш Саша так корежит,
Что сам понять не может:
Произнесет словечко -
И сам тому не рад!
Он скажет:
«До свидания!»
А слышится:
«До здания!»
Он спросит:
«Где галоши?»
А слышно:
«Это лошадь?»
Когда он вслух читает,
Поймешь едва-едва:
И буквы он глотает,
И целые слова.
Он так спешит с налета
Прочесть,
спросить,
сказать,
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать…
Он может, но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить.
Дети хором читают плакат: (слайд 23)
Если твоя речь последовательна, фразы правильно построены, – тебя легко поймут.
Если твоя речь последовательна, фразы правильно построены, – тебя легко поймут.
Если твоя речь не слишком громкая и не слишком тихая – тебя легко поймут.
Если твоя речь эмоциональна, но не слишком, – тебя легко поймут.
Если твоя речь не слишком быстрая и не слишком медленная, – тебя легко поймут.
Итог урока
– Интонация – основа музыки. От яркости интонации зависит яркость музыки. Не из всякого сочетания звуков получается мелодия, как не из всякого сочетания слов получается фраза.
Мелодия – это интонационно осмысленное музыкальное построение. Красивая, выразительная речь человека словно стремится приблизиться к музыке, а музыка, в свою очередь, во многом стремится приблизиться к разговорной речи, чтобы быть понятной людям и без слов.(слайд 24)
Задание на дом (слайд 25)
1 ряд – выучить все новогодние песни
2 ряд – сделать новогоднюю открытку
3 ряд – с интернета найти поздравительные слова
Оценки за урок по количеству жетонов – «китят».
Призы за хорошую работу детям и гостям в память об уроке.
Музыкальное прощание.
Выход под музыку марша.(слайд 26) песня