Урок ИЗО 2класс Школа России


Урок 8 Выразительность материалов для работыв объеме. Пингвинчик на льдине
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления со скульптурными материалами, с работой скульптора при создании скульптуры, обучения приемам лепки из пластилина; способствовать формированию навыков работы с пластилином, умения оценивать готовое изделие и работу других учащихся, развития речи, инициативы, мелкой моторики, чувства формы, пропорции, умений сравнивать и наблюдать; содействовать воспитанию трудолюбия, желания оказать помощь, интереса и уважения к живой природе.
Оборудование:
• для учителя: изображения скульптур из различных материалов, изображения материалов, которые использует скульптор, иллюстрации с изображением пингвинов, пластилин, стеки, технологическая карта;
• для учащихся: пластилин, стеки, доска для лепки.
Сценарий урока
I. Организация начала урока.
Проверка готовности рабочего места. Подготовительная работа по формированию позитивного настроя на урок.
– На столах лежит пластилин. Откройте коробочку. Возьмите в руки брусочек того цвета, который соответствует вашему настроению. Отщипните небольшой кусочек.
– Поделитесь своим настроением.
– Почему ты взял этот цвет? Почему у тебя плохое настроение? Что нужно, чтобы твое настроение улучшилось? Как бы ты поделился своим хорошим настроением?
– Я желаю вам, чтобы плохие чувства, эмоции «вышли сейчас за дверь» и не мешали вам работать. Выгоните их, улыбнитесь, помашите плохому настроению. А положительные эмоции пусть расцветают в вашем сердце и помогают вам творить.
– Кусочек пластилина положите на стол, мы вернемся к нему в конце урока.
II. Постановка учебной задачи.
– С какими материалами мы уже познакомились? (Гуашь, акварель, природный материал, бумага, тушь, восковые мелки.)
– Сегодня на уроке мы будем исследовать и работать с пластилином.
III. Изучение нового материала.
1. Беседа.
– Пластилин – это материал или инструмент? Почему? (Материал: из него можно создать образ.)
– Возьмите один брусок пластилина и расскажите все о нем: каковы его цвет, форма, поверхность (гладкая или шершавая), мягкость-твердость, сгибаемость, пластичность.
– Пластилин – это пластичный материал, которому можно придать любую форму, он мягкий, хорошо сгибается, может быть разного цвета. Пластилин делают:
• из белой глины с добавлением воска – чтобы он затвердел;
• глицерина – для придания ему пластичности;
• жировых веществ – для предохранения от высыхания;
• красителей – чтобы получить различные цвета.
– Из пластилина можно выполнять объемные работы, полуплоскостные композиции, плоские рисунки. (Демонстрация образцов.)
– Чем рисунок на бумаге отличается от фигурки из пластилина? (Фигурку из пластилина можно рассмотреть со всех сторон.)
– Рисунок на листе бумаги лежит как бы на плоскости, а изображение в объеме живет в пространстве. Его можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Такое изображение называется скульптурой. Художник, создающий объемные произведения, называется скульптором.
– Скульптор работает с пластическими материалами: глиной и пластилином; высекает из камня и мрамора; вырезает из дерева; отливает из гипса, бронзы, чугуна.
2. Игра «Угадай-ка».
– Рассмотрите различные скульптуры и определите, из какого материала они созданы.
– Для работы с твердыми материалами скульптор пользуется специальными инструментами – это молоток и зубила для отсекания кусочков камня. При работе с деревом понадобятся различные резцы и стамески. Работая с глиной и пластилином, скульптор использует стеки. (учитель по ходу рассказа демонстрирует инструменты.)
– Вам сегодня на уроке пригодятся стеки для создания пингвинчика на льдинке. (Учитель демонстрирует готовую работу.)
– Изображение животных – тема в искусстве самая древняя. Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных. Так родился анималистический жанр.
– Давайте рассмотрим изображения пингвинов, вспомним, что мы о них знаем, их повадки, характер.

Пингвины
Идут себе вразвалочку,
Ступают вперевалочку.
Пингвин-папа,
Пингвин-мама
И сынишка-пингвинишкаВ черном фраке и манишке.
Дети, имитируя движения пингвинов, шагают по кругу.
3. Практикум.
– Вспомним основные приемы работы с пластилином. Возьмите в руки брусочек пластилина. Что вы с ним будете делать?
1. Делить на части (откручивание, отщипывание, разрезание нитью или стекой).
– Перечислите и продемонстрируйте основные способы деления пластилина на части. (Учащиеся называют способы деления, демонстрируют, остальные апробируют.)
– У вас в руках кусок нужного размера. Что будете делать далее?
2. Разогреть, размять в руках.
– Теперь кусочку надо придать форму. Какие приемы получения различных форм вы уже знаете?
Приемы: раскатать в ладонях или на столе, сплющить, вдавить, вытянуть, согнуть. (Учащиеся называют, практикуют приемы получения различных форм.)
– Все нужные детали слеплены, что делать дальше?
3. Соединить детали: прижать, примазать, загладить.
– Какие способы соединения деталей вы знаете? (Ученик рассказывает, показывает, все апробируют.)

Основные способы лепки:
а) конструктивный; б) скульптурный; в) комбинированный
– Мы знаем три основных способа лепки. Рассмотрим схему и вспомним их:
• конструктивный;
• скульптурный;
• комбинированный.
IV. Творческая практическая деятельность учащихся.
– Сегодня на уроке мы лепим пингвина.
– Что надо для работы? (Стеки, пластилин.)
– Из каких частей-деталей состоит пингвин? Какой цвет выберете для работы?
– Какие приемы обработки пластилина необходимы будут в работе?
– Опираясь на технологическую карту, спланируйте этапы работы. (Учитель помогает формулировать пункты плана.)


– Что мы сейчас делали и зачем?
– Кто хочет выполнить работу сам, используя технологическую карту, подойдите, возьмите ее у меня на столе. Успехов в работе. Кому трудно, будут работать со мной. (Учитель поэтапно демонстрирует выполнение работы.)
По ходу работы учитель оказывает помощь, корректирует, дает рекомендации.
V. Итог урока.
1. Выставка и анализ работ.
Готовые работы выставляются на доску. Учитель вместе с учениками обсуждает результат, положительно отзывается о работе детей и отмечает аккуратность, эстетичность, творческое проявление индивидуальности детей.
Вопросы к ученику, индивидуально оценивающему свою работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе сделать пингвина?
– Ты справился с работой или есть недочеты?
– Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью?
– Как бы ты оценил свою работу?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Кто хочет попробовать оценить свою работу?
2. Обобщение по теме.
– Чему мы сегодня научились на уроке?
– Как можно рассмотреть скульптуру?
– Что имеет скульптура? Из какого материала может быть скульптура?
– Как называют художника, создающего скульптуру?
– Какие приемы работы с пластилином вам пригодились на уроке?
– Что у вас получилось лучше всего?
– В чем испытали затруднения?
– Как бы вы оценили свое настроение после урока? Оцените его с помощью кусочка пластилина. Какому цвету соответствует ваше настроение? Посмотрите на кусочек пластилина, который вы откладывали в начале урока. Изменились цвет пластилина, ваше настроение? Поделитесь, что способствовало изменению вашего настроения.
3. Уборка рабочего места.