Урок изобразительного искусства 3 классБабушкин сундук. «Чуден свет — мудры люди, дивны дела их». Лоскутная мозаика. Творческая коллективная работа.


Тема урока: Бабушкин сундук. «Чуден свет — мудры люди, дивны дела их». Лоскутная мозаика. Творческая коллективная работа.
Девиз урока: Всякое умение трудом даётся.
Тема коллективной работы: эскиз лоскутного ситцевого одеяла.
Тип урока: комбинированный
Форма организации совместной деятельности: совместно- последовательная, по принципу работы конвейера.
Принцип организации коллективной композиции: сетчатый орнамент.
Материалы, инструменты: лоскутки ткани, картон, клей, ножницы.
Оборудование: оформление доски, название темы урока, учебник, сундук, образцы для показа: различные коврики, половики, лоскутное одеяло.
Педагогические цели: способствовать ознакомлению детей с крестьянским рукоделием-лоскутным шитьём, с основными элементами орнаментов лоскутной мозаики, состоящих из простейших геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник); способствовать развитию умения любоваться красотой вещей, сделанных руками, воображения, творческой фантазии, художественного вкуса, подвести детей к пониманию того, что, подобно разнообразию форм в огромном и беспредельном мире природы, нет предела и творениям рук человеческих; развивать познавательную активность; создавать условия для использования детьми старинных предметов; воспитание уважения к труду людей.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: в познавательной сфере – приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различают виды художественной деятельности; в ценностно-эстетической сфере – проявляют устойчивый интерес к художественным традициям своего народа и других народов; в коммуникативной сфере - овладевают основами коммуникативной культуры в процессе выполнения коллективных художественно- творческих работ; в эстетической деятельности: проявляют художественный вкус, воображение, фантазию, устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа, достижениям мировой культуры; в трудовой сфере: использует разнообразные материалы и средства художественной выразительности, различные техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
Личностные: овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий; видят, воспринимают и передают в собственной художественно- творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств труда и рисунка; стремятся использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные: учатся видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; обогащают ключевые компетенции (коммуникативные, деятельностные и др.) художественно-эстетическим содержанием; овладевают художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью.
Ход урока:
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие учащихся.
Рады слышать мы звонок,
Начинается урок!
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять!
2. Постановка учебной задачи.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в прошлое. Поможет нам вот этот предмет старины. Как он называется? (сундук) (вывешивается плакат «Из бабушкиного сундука») Что может храниться там? Открыв его, мы узнаем тему урока. А чтобы его открыть, надо объяснить смысл слов: «Всякое умение трудом даётся» (дети объясняют смысл). Эта пословица будет девизом нашего урока.
(Открывается сундук) «Чуден свет — мудры люди, дивны дела их». Лоскутная мозаика. 
- Какие слова из названия темы урока вам знакомы? (лоскут, мозаика) Что вы о них можете сказать? Где можно узнать их точное значение? (в толковом словаре дети находят и зачитывают значения слов «лоскут», «мозаика»)
- Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке?
3. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Беседа по теме «Чуден свет — мудры люди, дивны дела их».
- С давних времён крестьянский труд на земле сменяли то праздники и забавы, то занятия различными ремёслами. Жизненный уклад земледельца тесно связан со сменой времён года. Октябрь-месяц-свадебник. А ещё это начало девичьих посиделок, начало занятий ремеслом.
- Какими ремёслами занимались девушки? (Вязали, ткали, вышивали, шили).
- Шитьё из лоскутков- один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, глубокие корни. Лоскутная техника очень проста, поэтому доступна каждому. Для этого занятия не нужны какие –то особенные материалы, а лишь лоскуты и нитки, которые можно найти в каждом доме. И самые обычные инструменты: ножницы и иголки.
Рассказы детей: №1. Из истории лоскутного шитья
Удивительное рукоделие- лоскутная техника- уходит корнями глубоко в древность. Толчком для её создания послужили обыкновенные заплаты, которые ставились на ещё крепкие, но слегка потёртые вещи. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это навело мастериц на мысль о возможности создания изделий из лоскутков. (показ рисунка из книги-сказки «Репка» примера штанов с заплатками на дедушке)
№2. Хорошая хозяйка никогда не выкинет старую, выношенную одежду, скатерть или занавеску. Эти вещи могут начать в доме новую жизнь. И для этого хозяйка разрежет тряпки на длинные ленточки, разберет их по цвету и смотает в большие клубки. А когда накопится много таких клубков — и ярких, и тёмных, и белых, однотонных и пестрых, — женщина садится и уже лоскутки складывает в полосы, клетки — перед нами половик. Такая дорожка тянется через всю горницу от входа к окну, рядом ложится еще одна, еще — и вот весь пол застелен ровными полосатыми половиками. С ними в доме становится теплее, уютнее. По нарядным половикам не пойдешь в грязных сапогах — жалко нарушать чистоту их красок. Поэтому все пришедшие в дом почтительно снимают обувь при входе — и в доме царит чистота.
     №3. Каждый половик имеет свое лицо. Мастерицы делают их в соответствии со своими представлениями о красоте. Но многое зависит и от того, какие есть в доме нитки и лоскутки, какими будут основа и уток ткани. Если найдутся желтые либо розовые катушки, то непременно по краям дорожки, а может быть и в середине ее, ткачиха проложит яркую полоску.
      Но чаще можно увидеть в доме половики с поперечными полосками. Они многокрасочны. Каждый цвет встречается всего два-три раза. Иногда же мастерица через одну-две полосы, как припев в песне, повторяет полоску темно-красного или темно-синего цвета, а между ними цвета располагаются свободно.
      На Севере предпочитали делать полосы широкие, цвета сдержанные, серебристые. А в Средней и Южной России краски половиков горят ярко, пламенеют красным цветом. В тульских половиках огненные красные, оранжевые, желтые узкие полосы перемежаются тонкими линиями других ярких цветов.
- Конечно, одним из любимых занятий было шитьё. Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ – лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудрёному крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Обязательно шили детское одеяльце для новорожденных.
- Рассмотрите произведения мастериц- рукодельниц: одеяла, коврики из пёстрых ниток, лоскутков ткани.
4. Работа по учебнику.
- Давайте рассмотрим основные элементы орнаментов на бабушкиных ковриках Как они называются? («Колодец» или «изба», «ёлочки», «мельница», «пила»)
- Из чего они состоят?
- Верно, они состоят из простейших геометрических форм: квадрат, треугольник, прямоугольник. Квадрат- символ дома –всегда в основе композиции. На странице 35 изображены композиционные схемы узоров лоскутных ковриков.
- Что напоминает собой лоскутное шитьё? (древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитьё из лоскутов называют также «лоскутная мозаика»)
- Можно ли назвать изделия из лоскутков ткани живописью? Почему?
- Посмотрите, как мастерски выполнены эти изделия. Лоскуток к лоскуточку так ловко пригнаны, так искусно по цвету подобраны нитки, что залюбуешься! Словно картина, эти изделия передают краски неба и солнца, лугов и полей. 
Приглядитесь внимательно к лоскутному разноцветью.
5. Формирование практических умений.
- При соединении различных цветов могут служить оттенки любого цвета. Все они прекрасно смотрятся, плавно переходя один в другой.
- Цвета, расположенные напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный-зелёный, оранжевый- синий, жёлтый- фиолетовый. Своим разнообразием лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы для убранства кухни и спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы), также в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелёк) и одежды.
6. Практическая самостоятельная работа.
У нас на доске пока белое полотно будущего лоскутного одеяла.
Для выполнения коллективной работы мы разделимся на команды-конвейеры, на котором будет изготавливаться эскиз лоскутного одеяла. Последовательность выполнения работы:
- разметка элемента «квадрат» на кусочке лоскутка;
- вырезание «квадрата» и раскрой его на «треугольники»;
- комбинирование элементов, составление узора;
- выравнивание краёв работы;
- составление эскиза одеяла из всех «квадратов», выполненных классом (на ватмане на доске)
6. Выставка выполненных работ(сборка лоскутов по квадратикам на ватмане на доске)
7. Рефлексия.
С каким рукоделием мы сегодня познакомились?
Закончите предложения:
- У меня получилось…
- Я смог…
- Меня удивило…
8. Итог урока. Самые обычные вещи, окружающие нас, созданы мудростью людей, пронизаны их любовью к красоте в природе и выражают их органическую связь с ней. И как бы фантастичны ни были выдумки человека, в каждой из них — его представление о мире, о жизни. Вот и на этом уроке вы узнали о красивых предметах народного искусства, в которых мудрость и выдумка мастериц лоскутной техники находятся в полном соответствии с их жизненными представлениями, с красотой родной природы, так необходимой человеку в повседневной жизни.
9. Оценивание.