Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ.


Технологическая карта
урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел»
с использованием элементов ТРИЗ.
Учитель начальных классов МБУ лицея № 51 г. Тольятти
Холомина О.А.
Тема урока Сравнение чисел.
Цель урока Сформировать представление о большем, меньшем числах и разности.
Планируе-мый результат обучения Знать: понятия «больше на…», «меньше на…»;
правило разностного сравнения чисел.
Уметь: выполнять разностное сравнение;
находить большее и меньшее числа;
сравнивать группы предметов по количеству путем составления пар;
устанавливать зависимость между компонентами и результатами арифметических действий, решать текстовые задачи.
Основные понятия -больше на …
-меньше на …
Используе-мые педагогичес-кие технологии Проблемные
Игровые
ИКТ
Межпредметные связи Русский язык, окружающий мир, литературное чтение.
Ресурсы Учебник Л.Г.Петерсон «Математика», ч.2
Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал.
Этапы урока УУД Деятельность учителя Деятельность ученика
I Организаци-онный момент Личностные:
-положительное отношение к школе;
-формирование познавательных мотивов.
Регулятивные:
-волевая саморе-гуляция (ВСР)
Один, два, три, четыре, пять,
Я хочу успешным стать.
Буду я стараться –
Будет получаться.
(Настроить детей на работу) Поприветствовать учителя и друг друга. Настроиться на работу.
II
Актуализа-ция опорных знаний и фиксирова-ние затруднения Познавательные-структурирова- ние знаний.
Регулятивные:
-контроль;
-коррекция;
-оценка;
-ВСР.
Познавательные
-самостоятельное формулирование цели;
-структурирова-ние знаний;
-выбор критери-ев для сравнения
-построение логической цепи рассуждений.
Регулятивные:
-ВСР;
-контроль;
-коррекция.
Коммуникатив-ные:
-владение опре-делёнными вер-бальными сред-ствами общения
-взаимоконтроль и взаимопомощь
1.Математический диктант.
-Чему равна разность чисел 5 и 4?
-Чему равна сумма числе 2 и 2?
-Уменьшите 5 на 2?
-Увеличьте 4 на 1?
-Какое число нужно уменьшить на 3, чтобы получилось 4?
- А теперь проверьте соседа и оцените.
2. ТРИЗ – игра «Да-Нет»
Я загадала одно из чисел (4). Ваша задача - за минимальное количест-во вопросов отгадать это число.
( -Это чётное число?)

2.Учитель раздает учащимся карточки с заданием (в конверте), аналогичное задание выносится на доску.
609603810000

− Что вам нужно сделать?
− Что вам поможет выполнить это задание?
− Выполните это задание.
60960-76209

6
009

6

(Снежинок на 3 меньше, чем капелек, капелек на 3 больше, чем снежинок.)
− Что вы только что повторили? − Какое задание вам предстоит теперь выполнить? (Задание, в котором есть что-то новое.)
− Зачем вы его получите?
− А теперь с помощью арифметического действия определите, на сколько капелек больше, чем снежинок и запишите полученное выражение.
− Что нового в этом задании?
− Попробуйте выполнить это задание.
− У кого нет результата?
− Что вы не смогли сделать?
− У кого есть ответ, назовите правило, которым вы пользовались.
Учащиеся могут назвать правило нахождения неизвестной части. В этом случае учитель указывает на ошибочность, так как группы не образуют целое. Аналогично «отбрасываются» другие версии учащихся.
− Что вы не можете сделать?
− Что же делать в данной ситуации?
Записывают ответы в тетрадь, один ученик работает у доски:
1, 4, 3, 5, 7.
Сверяют с ответами на доске)Ребята задают вопросы.
-Сравнить группы предметов по количеству.
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментировани-ем, остальные учащиеся работают на карточках.
Алгоритм сравнения групп предметов по количеству.
Чтобы мы сами поняли, что мы еще не знаем.
Мы не узнавали, на сколько боль-ше предметов в одной группе, чем в другой, с по-мощью арифмети-ческого действия.
Учащиеся выполняют пробное действие на карточках
Учащиеся поднимают руки.
Мы не смогли определить с помощью арифметического действия, на сколько больше одних предметов, чем других.
Нужно разобраться с нашим затруднением.
III
Выявление причины затруднения
IV
Физкультминутка
Познавательные-осознанное построение ре-чевого высказы-ванияРегулятивные:
-ВСР;
-целеполагание.
Коммуникатив-ные:
-владение вербальными ср-ми общения;
-умение аргумен тировать своё предложение.
Регулятивные:
-волевая саморегуляция.
Какое задание вы должны были выполнить?
− Почему возникло затруднение?
Нарядили ножки
В новые сапожки.
(поочередно выставлять ноги вперед)
Вы шагайте, ножки,
Прямо по дорожке.
(Шаги на месте)
Вы шагайте, топайте,
По лужам не шлепайте.
(Прыжки на месте)
В грязь не заходите,
Сапожки не порвите.
(Шаги на месте)
Должны были определить, на сколько предметов в одной группе больше, чем в другой, с помощью арифметического действия.
У нас нет правила, как с помощью арифметических действий узнать, на сколько предметов в одной группе больше или меньше.
Выполняют под музыку физические упражнения, предлагаемые в тексте.
V
Тема урока
Построение проекта выхода из затруднения Познавательные
-структурирова-ние знаний;
-построение логической цепи рассуждений;
-самостоятель-ное создание способов решения пробле-мы.
Регулятивные:
-планирование;
-контроль;
-коррекция;
-ВСР.
Коммуникатив-ные:
-владение определёнными вербальными ср-ми общения;
-умение аргументировать своё предл-е;
-умение слушать собеседника. Назовите тему урока?
(Учитель фиксирует тему на доске)
41719588900020000
Учитель фиксирует части плана на доске:
632460776605Сделать вывод.
00Сделать вывод.
4572034290предметы, друг под другом.
00предметы, друг под другом.

8826569850Определить, сколько и каких предметов осталось без пары.
00Определить, сколько и каких предметов осталось без пары.
-533401195705Подобрать арифметическое действие, с помощью которого можно получить этот результат без рисунка.
00Подобрать арифметическое действие, с помощью которого можно получить этот результат без рисунка.

− Перед вами шаги плана, по которому вы будете открывать новое знание, но они не расставлены по порядку. Вам надо прочитать каждый шаг и определить правильную последовательность шагов.
26670046990Составить пары, расположив предметы, друг под другом.
00Составить пары, расположив предметы, друг под другом.
-4000530480020000-419101333502
0200002
-5334013004803
0200003

28384577470Определить сколько и каких предметов осталось парыпары пары.
00Определить сколько и каких предметов осталось парыпары пары.

289560122555Подобрать арифметическое действие, с помощью которого можно получить этот результат без рисунка.
00Подобрать арифметическое действие, с помощью которого можно получить этот результат без рисунка.

-22860002000046101045720Сделать вывод.
00Сделать вывод.

− Сумеем ли выполнить план на этом уроке?
− Тогда в путь.
-Я предлагаю выполнить план в группах. Вспомните правила работы.
Учитель раздает каждой группе оборудование
Проверка проводится на интерактивной доске
Как же узнать разницу?
− Вы правильно сформулировали правило, а теперь запишем это правило с помощью букв.
− Как узнать, насколько одно число меньше второго?
− Что вы узнаете?
− Что вы только что сделали?
Учитель вывешивает заранее заготовленный эталон на доску
-59055107950Б
РМ
Р = Б – ММ
00Б
РМ
Р = Б – ММ

− Смогли вы преодолеть затруднение?
− Где вы можете использовать это правило?
Сравнение чисел.
Учащиеся предлагают фронтально свои варианты, проводится коррекция ответов и согласованный вариант фиксируется на доске:
Да.
Ученики в группах выкладывают друг под другом снежинки и капельки.
Нужно из большего числа вычесть меньшее число.)Один из учащихся записывает на доске: Р = Б – М.
Нужно из большего числа вычесть меньшее число.
Разность.
Построили эталон.
-Да
-В заданиях, в которых надо найти, на сколько, одно число больше или меньше другого.
VI
Физкультминутка
ТРИЗ-игра «Мои друзья»
Регулятивные:
-волевая саморегуляция.
Общеучебные: структурирова-ние знаний.
Логические: выбор критериев для классифика-ции объектов.
-Возьмите карточки с цифрами. Каждый из вас будет играть роль числа на его карточке.
- Мои друзья – все числа, которые больше 6. Идите ко мне, мои друзья.
- Докажите, что вы мои друзья.
- Мои друзья – все числа, которые меньше 9. Идите ко мне, мои друзья.
Подбегают те дети, у которых число на карточке больше 6.
Доказывают.
VII
Закрепление Познавательные
-структурирова-ние знаний;
-построение речевого высказывания;
-знаково-симво-лическое модели-рование;
-выбор критериев для сравнения;
-доказательство
Регулятивные:
-контроль;
-коррекция; -29210-144716500-Откройте учебник на с.52 задание 1.
-Выполните задание с объяснением.
Один учащийся проговаривает с места свои действия вслух:
− Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее число. Поэтому из 5 вычитаю 2, получаю 3.
-ВСР.
Коммуникатив-ные:
-умение слушать собеседника;
-способность строить понятные высказывания. №3 с.52
-Составьте выражения
-Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
-Как найти большее число?
-Как найти меньшее число?
-2921030035500№4 с. 53
− Придумайте задачу к первой схеме.
− Что надо найти?
−Каким правилом воспользуетесь?
− Придумайте задачу ко второй схеме.
− Что надо найти?
− Как найти сколько всего белочек?
− Как найти большее число по меньшему числу и разности?
На доску вывешивается карточка с правилом
398145-1567815Б = М + Р
00Б = М + Р
− Придумайте задачу к третьей схеме.
− Что надо найти?
− Как найти количество мишек?
− Как найти меньшее число?
На доску вывешивается карточка с правилом
62674516510М = Б - Р
00М = Б - Р

Нужно из большего вычесть меньшее число:Б-МНужно к меньшему числу прибавить разность: М+РНужно из большего числа вычесть разность:
Б-Р
Разность.
Чтобы найти разность надо из большего числа вычесть меньшее.
Надо узнать, сколько всего белочек.
Надо к трём прибавить два.
Надо к меньшему числу прибавить разность.
Надо узнать, сколько всего мишек.
Надо из числа челочек вычесть разность.
Надо из большего вычесть разность.
VIII
Рефлексия учебной деятельнос-ти на уроке (итог) Познавательные
- структурирова-ние знаний;
-построение речевого высказывания;
Коммуникатив-ные:
-рефлексия своих действий.
Личностные:
-способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха. -Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
-Оцените свои достижения на уроке.
-Кто доволен своей работой?
-Все ли было понятно?
Завершается урок.
Он пошел ребятам впрок?
Постарались все понять?
Учились тайны открывать?
Ответы полные давали?
На уроке не зевали? Ответы детей.