ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СВЕТЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ


Привалова Наталья Сергеевна,
МБОУ СОШ с.Осиновка
ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В СВЕТЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Как говорил английский философ Френсис Бэкон: «Время есть величайший из новаторов». Сегодня уже ни для кого не секрет, что «новое» время требует «новые» стандарты. Как показывают последние исследования, введение новых образовательных стандартов необходимо для формирования современной личности, которое уже не возможно традиционными подходами к образованию, в частности в обучении детей английскому языку.
В свете стандартов второго поколения формирование коммуникативной компетенции является основополагающей, а образовательная, воспитательная, развивающая реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Требования стандартов второго поколения и коммуникативная компетенция в обучении английскому языку нашли свое отражение в современной образовательной технологии веб-квест.
Цель исследования – рассмотреть веб-квест технологию, как метод развития личности обучающегося английскому языку на основе освоения универсальных учебных способов деятельности, где обучающийся стает живым участником образовательного процесса.
Задачи исследования:
1 проанализировать веб-квест технологию как эффективный метод обучения английскому языку;
2 определить ее значимость в системе современного образования.
Объект исследования – метод развития личности обучающегося английскому языку на основе системно – деятельностного подхода, который лежит в основе ФГОС второго поколения.
Предмет исследования – веб-квест технология на уроках английского языка.
Актуальность выбранной темы обосновывается веянием времени.
Интерес вызван необходимостью введения в образовательный процесс новых технологий.
Гипотеза – системно-деятельностный подход, основанный на веб-квест технологии, обучает общению и формирует способность к межкультурному взаимодействию.
Методы исследования – описание, анализ, синтез.
Практическая значимость - материалы исследования могут быть полезны на уроках английского языка.
«Quest» в переводе с английского языка — продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.
«Web» – сеть.
Веб-квест (webquest) как технология обучения — проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
В настоящее время, когда в нашей стране практически все школы имеют подключение к сети Интернет, данная технология начинает занимать достойное место среди других используемых педагогических технологий.
Впервые веб-квест был использован в 1995 году Берни Доджем, профессором образовательных технологий государственного университета в Сан-Диего (США) и его учеником Томом Мартом, в то время преподавателем английского языка средней школы города Пауэй штата Калифорния.  Веб-квест является веб-проектом, в котором все материалы, предъявляемые учащимся, исходят из Интернета. Дизайн веб-квеста предполагает рациональное планирование времени учащихся, сконцентрированного не на поиске информации, а на ее использовании.
Вебквест технология позволяет легко включить Интернет в учебный процесс, не требуя особых технических знаний как от обучающегося, так и от преподавателя.
Веб-квест может выполняться индивидуально и в группе. Кроме того, работая в группе, более сильные ученики могут помогать слабым, таким образом, каждый может использовать свои способности.
Одной из положительных черт этой технологии является развитие критического мышления. Учащиеся собирают информацию, далее трансформируют её и на основе полученных знаний выполняют задание и решают поставленную проблему. У них повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное», что ведет к продуктивной деятельности.
Веб-квест состоит из следующих частей:
1. введение – обозначается тема и актуальность проекта. Обучающихся знакомят с основной информацией, вводят ключевые понятия и определяют основные вопросы, на которые нужно будет дать ответы;
2. задание – определяется цель, условия, проблема и пути ее решения. Задание направляет обучающихся на ряд конкретных действий на пути решения проблемы;
3. процесс – это поэтапное описание хода работы, распределение ролей и обязанностей каждого участника, ссылки на интернет-ресурсы, конечный продукт. Роли распределяются в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. В процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта. Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования;
4. оценка - предлагаются критерии оценки выполненного задания в соответствии с определенными стандартами; ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель;
5. заключение – подведение итогов, рефлексия. Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. Критерии должны быть адекватны типу задания, целям и видам деятельности и в равной степени учитывать:
- достижение заявленной цели;
- качество выполнения работы;
- качество процесса выполнения работы;
- содержание;
- сложность задания.
Необходимо начинать с описания идеального варианта выполнения задания, а затем переходить к описанию возможных недостатков выполнения работы по каждому критерию. Требования к описанию параметров:
- язык описания должен быть понятен учащимся;
- описание должно позволять определить количественные отличия одного параметра от другого;
- разница между количественными показателями должна быть примерно одинаковой (например, 4 балла ставится при наличии 1-2 орфографических ошибок, 3 балла - при наличии 3-4 ошибок и т.д.).
Разработчики веб-квеста как учебного задания определяют два вида веб-квестов: краткосрочный и долгосрочный.
Краткосрочные проекты нацелены на приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Работа над кратковременным веб-квестом может занимать от одного до трех уроков.
Долгосрочные веб-квесты нацелены на расширение и уточнение понятий. В завершении работы над долгосрочным веб-квестом ученик должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочным веб-квестом может длиться от одной недели до 1-2 месяцев.
В последнее время веб-квесты становятся очень популярны, появляются новые виды квестов. На сегодняшний день существует двенадцать видов веб-квестов, которые основаны на 12 типах заданий.
1.Compilation tasks – задание по сбору данных. Основной задачей данного квеста является просмотр определенных ресурсов Интернета и сбор необходимой информации, например, для кулинарной книги.
2. Judgement tasks – задание на мнение. Данный веб-квест подразумевает сбор данных о конкретном событии, обработка и высказывание своего мнения о нем.
3. Retelling tasks – задание на пересказ. Задание основано на поиске информации с целью ее дальнейшего пересказа. Например, создать сайт турагентства. Группа определяет маршруты данного турагентства, распределяют роли: турагенты по каждому направлению (каждый разрабатывает свой маршрут, краткий обзор достопримечательностей), агенты по рекламе (готовят рекламу для привлечения клиентов), в заключении представляют свое турагентство.
4. Persuasion tasks – задание на убедительность. Ученикам предлагается вымышленная ситуация, которую они тщательно изучают и должны составить убедительный рассказ для своих одноклассников.
5. Mystery tasks – детективные задания. Ученики сталкиваются с таинственной историей или загадкой. Чтобы найти пути ее решения, им нужно провести расследование, проанализировать имеющуюся информацию и в итоге написать аргументированное эссе.
6. Creative tasks – творческие задания. Ученикам предоставляется возможность создания продукта необычного формата: рисунок, диаграмма, радиопостановка и т.д.
7. Journalistic tasks – журналистские задания. Ученикам предлагается примерить на себя роль журналиста и конечным результатом написать статью или представить устный репортаж.
8. Design tasks – дизайн-задания. Ученикам предлагается создание заранее обговоренного продукта, например, туристической памятки по достопримечательностям Санкт-Петербурга.
9. Analytical tasks – аналитические задания. Ученикам предлагается проанализировать какое-либо явление (реальное или вымышленное; физическое или абстрактное) для установления причинно-следственных отношений и т.д.
10. Self-knowledge tasks – задание на самопознание. Веб-квест относится к разряду сложных, он нацелен на саморазвитие через логику, догадку и внутренние человеческие ресурсы.
11. Consensus tasks – задание на согласие и единодушие. Ученикам предлагается непростая тема для обсуждения, например, эвтаназия, легализация легких наркотиков. Группа делится на сторонников и противников, каждый высказывает свое мнение. В итоге должен быть достигнут консенсус.
12. Scientific tasks – научные задания. В этом веб-квесте задания основаны как на вымышленных, так и на реальных фактах. Структура научных заданий подразумевает выдвижение гипотезы, ее проверку и сравнение конечного с заявленным результатом.
Таким образом, технология веб-квестов ориентирована на эффективное формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые способности, определяющие качество современного образования. Она направлена на максимальную практическую деятельность и является актуальным механизмом включения учащихся в процессы, способствующие развитию их информационных и коммуникационных умений. 
Литература
1. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. [Электронный ресурс]. URL.: http://webquest.org/sdsu/about_webquests.html (дата обращения: 14.03.16).
2. Пестрецова О.Ю. Использование технологии «веб-квеста» на уроках иностранного языка // Современные тенденции в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации: Материалы Международной заочной научно-практической конференции. – Электросталь, 2011. - С.284-287.