Развитие зрительно-моторной координации у воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата с помощью здоровьесберегающих инновационных приемов


Развитие зрительно-моторной координации у воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата с помощью здоровьесберегающих инновационных приемов
Орлова С.Ю, учитель - дефектолог
г. Дзержинск,  МБДОУ «Детский сад № 67»

Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в данном случае будет рассмотрена категория детей с нарушением опорно – двигательного аппарата (далее НОДА), посредством здоровьесберегающих технологий (далее ЗСТ) обусловлено современными тенденциями и требованиями, предусмотренными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС). Основная задача, заявленная в данном документе звучит так: «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия»[4]
Традиционные методики по формированию зрительно-моторной координации у детей требуют от ребенка длительного зрительного напряжения и длительного пребывания в так называемой «моторно-закрепощенной» позе [1, c.88]. Дети с ОВЗ (НОДА), чаще всего, уже имеют нарушения общей и мелкой моторики, различные патологии органов зрения. Этим детям необходим совершенно другой подход к вопросу формирования и развития зрительно-моторной координации.
В предложенной нами системе работы по формированию зрительно-моторной координации с использованием ЗСТ и нетрадиционных приемов условно может быть выделено 3 блока:
I. Развитие общей и мелкой моторики.
II. Развитие и укрепление глазодвигательных мышц.
III. Формирование устойчивых связей в системе «глаз – рука» (игры и упражнения, требующие скоординированной работы двигательного и зрительного анализаторов).
Традиционно развитие зрительно-моторной координации у детей предполагает и работу по коррекции зрительного внимания и восприятия, а также мелкой моторики рук. Мы строим работу по развитию зрительного внимания, памяти и восприятия через следующие дидактические игры: «Чего не стало», «Что изменилось», «Рассмотри, запомни, повтори», «Запомни, сделай также»; узнавание недорисованных, «наложенных», «зашумленных», «спрятанных», «незаконченных», «точечных», «разрезных», «перевернутых», дидактическая игра «Узнай кто (что) это?» - узнавание предмета по контурному, силуэтному изображению [3, с.42].
Для развития мелкой моторики применяются традиционные пальчиковые игры и тренинги, а также нетрадиционные упражнения для кистей и пальцев рук, предложенные Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. [2, с.83]. Приведем в качестве примера наиболее интересные:
перемешивание воды, крупы, влажного песка каждым пальцем поочередно по и против часовой стрелки в емкости с узким горлом диаметром 2-3 см при неподвижно зафиксированной кисти;
раскручивание деревянного или пластмассового волчка;
упражнения с поролоновым мячом;
с текстильной резинкой;
с пробкой;
«веселые прищепки».
Необходимо отметить, что игры для детей с ОВЗ отличаются от игр для здоровых детей. Они направлены на развитие всех его познавательных процессов, общей координации движения, пространственной ориентировки, речи, развитие произвольности поведения и целенаправленности деятельности. Кроме того, этим детям необходимо постоянная помощь взрослого. Наличие индивидуально-дифференцированного подхода в организации коррекционно-развивающего процесса (упрощенная инструкция, оценка уже имеющихся у ребенка навыков и умений). Одно из главных условий – развивающие игры не должны утомлять. Время строго дозируется, но необходимо, чтобы поставленная цель в процессе игры была достигнута, так как это формирует в ребенке с ОВЗ осознание собственной « успешности» или « неуспешности».
Вернемся к основным направлениям работы по формированию зрительно-моторной координации с использованием ЗСТ, о которых уже говорилось выше. Рассмотрим первый блок, связанный с работой по развитию общей моторики. Основная коррекционно-развивающая задача – это развитие общей зрительно-моторной координации через определенные игры и упражнения, подобранные нами с учетом принципа «нарастающего усложнения»:
1. Дидактическая игра «Ходьба или « рисование» по контуру». Вначале обучения детям предлагаются «нарисовать» шагами разные варианты «дорожек», фигур и т.д. либо по прорисованному контуру на полу, либо по «меткам-ориентирам» (траектория движения может быть выложена с помощью лент, веревочек и т.д.)
2. Дидактическая игра или упражнение «Посмотри (вариант- «послушай»), запомни- нарисуй «шагами». Задание выполняется по словесной инструкции или по показу наглядного образца (карточка).
У детей с ОВЗ (НОДА) неразвиты глазомер и чувство соразмерности, поэтому мы используем условные ограничители, показывающие пределы «зоны действия».
3. «Нарисуй «шагами, что загадал»- игровое упражнение, требующее от ребенка определенного уровня подготовленности. Задача осложняется тем, что педагог (на индивидуальном занятие) или дети (на подгрупповом) должны отгадать задуманное и «нарисованное». Детям, достигшим хорошего уровня в развитии общей зрительно-моторной координации, можно предложить усложненный вариант игры - «Ничего не вижу» (выполнение задания с завязанными глазами).
Основная задача II блока - это развитие и укрепление глазодвигательных мышц, расширение поля зрения, профилактика зрительного напряжения и, как следствие, предотвращение усугубления уже имеющихся нарушений и возникновения глазных патологий.
Методологическая основа этого блока базируется на разработках и учении В.Ф.Базарного. Один из принципов его учения – построение учебного процесса на основе «расширения зрительных горизонтов» и постоянного использования «зрительно-поисковых стимулов» [1, с.89]. Наша работа в этом направление строится на включении в коррекционно-развивающее занятие: - зрительных гимнастик и упражнений для глаз (офтальмотренажеры - схемы, расположенные на любой стене, где нет учебной доски; индивидуальные офтальмотренажеры на каждого ребенка). Нами создана картотека зрительных гимнастик по лексическим темам, что позволяет логично включать эти упражнения в любое занятие. На этом этапе работы дети активно « рисуют глазами». Сначала по наглядно-демонстрационному образцу, затем по словесной инструкции. Кроме того, весь наглядно-дидактический материал располагается по всем свободным поверхностям. В течение учебного времени дети многократно решают зрительно-поисковую задачу. Это может быть карточка с нужной цифрой, геометрической фигурой; предметная картинка.
Заключительный этап работы представлен III блоком и предполагает собственно развитие зрительно-моторной координации, опираясь на базу, сформированную в ходе работы по двум предыдущим блокам. Работа выстраивается по следующим направлениям:- « рисуем пальцем» (в воздухе, по стеклу, по поверхности стола); (по влажному песку, по крупам, сахарному песку и т.д.). Работа в «Пальчиковых прописях»; «Тактильно- пальчиковых прописях»; упражнения с использованием толстой иглы для вышивания («Художник») [2, с.89]; «Рисуем ниточками» (нетрадиционный метод «ниткография»). Упражнения «Художник» и «Рисуем ниточками» выполняются: с опорой на зрительный образец, по словесной инструкции, по собственному замыслу ребенка.
Предложенная нами система работы по формированию зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста является, скорее, пропедевтической, она закладывает психо-физиологическую базу для успешного овладения элементарными графическими навыками в более старшем возрасте. Использование нетрадиционных методов и приемов (ЗСТ) позволяет усилить мотивационную и познавательную активность детей и максимально снизить возможность ухудшения психо-физического состояния ребенка.



Список литературы

Горячев В. Спасем детей – спасем Россию! О здравоохранительных педагогических технологиях доктора В.Ф.Базарного/В.Горячев – М.: Изд-во НГПУ, 1999. – 123 с.
Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб.: ООО «Изд-во «Детство - Пресс», 2012. – 112 с.
Уфимцева Л.П. Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта / Л.П.Уфимцева//Воспитание и обучение детей с нарушением развития – 2003. - №6. – С.39-51.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»







Статьи в 5 сборник НПК «Воспитание и обучение дошкольников»
Тема: «Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ(НОДА) с использованием ЗСТ и нетрадиционных методик».











Подготовила: Орлова С.Ю., учитель-дефектолог МКДОУ «Д/С №67»





2014


15