Описание системы работы педагога начальных классов по применению кинезиологических упражнений в работе с младшими школьниками с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, занимающихся по программе школы VIII вида

Описание системы работы педагога начальных классов по применению кинезиологических упражнений в работе с младшими школьниками с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, занимающихся по программе школы VIII вида
В настоящее время необходимость совершенствования организации коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата тем более очевидна, так как эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту, особенно значительно увеличивается число больных церебральным параличом.
Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития и социальной адаптации.
При всем разнообразии врожденных и приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект, который сочетается с нарушениями познавательных систем: зрения, слуха, глубокой чувствительности.
Выявленная проблема определила содержание и систему проведения упражнений, направленных на тренировку движений кисти, пальцев рук, что является мощным средством повышения работоспособности головного мозга и стимуляции интеллектуального развития. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения (В.М.Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р.Лурия .). При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее изменения. На основании этого, предложенный материал поможет учителям и специалистам не только специальных (коррекционных) школ, но и будет полезен для организации учебно-воспитательной работы в дошкольных и средних общеобразовательных учреждениях.
Это определило актуальность применения кинезиологических упражнений в речевом и интеллектуальном развитии учащихся младших классов, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, занимающимися по программе школы VIII вида.
Задачи:
Изучение литературы, посвященной проблеме организации учебно-воспитального режима в школе VI вида
Разработка и апробация системы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата, занимающимися по программе школы VIII вида.
Выявление эффективности эксперимента исследования.
Предварительно была проведена диагностическая работа по изучению и коррекции речевого развития учащихся младших классов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Диагностика проводилась на основе дидактического материала по развитию речи у детей дошкольного возраста (Филичева Т.Б. ,Каше Г.А.) [35]
Лексико-грамматические средства речи;
Диагностика связной речи.
Лексико-грамматические средства речи
Задания раздела направлено на изучение объема словаря, навыков словоизменения и словообразования и употребления грамматических категорий.
Лексико-грамматические средства речи
Фамилия, имя ребенка
Лексика
Словоизменение, словообразование
Всего баллов


Предметный словарь
Словарь признаков
Словарь действий



Влад Ч.
0
0
0
0
0

Даша С.
2
2
1
1
6

Никита К.
1
1
1
2
5

Ринат П.
1
1
0
0
2

Саша Д.
2
1
1
1
5

Сережа П.
1
1
1
1
4









13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Диагностика связной речи
Цель этапа - изучение уровня владения навыками последовательного, логичного и связного повествования. Используется «Примерная схема оценки уровней развития связной речи» (В.П. Глухов, 1996).
Связная речь
Фамилия, имя ребенка
I
II
III
IV
Всего баллов

Влад Ч.
0
0
0
0
0

Даша С.
2
2
2
1
7

Никита К.
1
1
1
1
4

Ринат П.
0
0
1
0
1

Саша Д.
1
2
2
1
6

Сережа П.
2
1
1
1
5

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Сводный «Речевой профиль группы» позволяет выделить детей с низким, средним и относительно высоким уровнем речевого развития.
I: низкий - от 0 до 9;
II: средне-низкий - от 10 до 19;
III: средний - от 20 до 28;
IV: средневысокий - от 29 до 34;
V: высокий - от 35 до 39.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Вывод:
Лексика развита очень слабо, беден словарь предметов, признаков и действий. Навыки словообразования на низком уровне развития.
Грамматика. У всех детей в речи присутствовали аграмматизмы, слабо владели навыками согласования в роде, числе, падеже. Фраза не распространённая, не полная.
Фонетика. Все дети имели нарушения звукопроизношения. Многие не отличали дефектную речь от правильной.
Просодическая сторона речи у детей слабая. Они не умеют регулировать тембром, выразительностью, интонационной окраской. В процессе рассказывания присутствовала скованность, стеснительность.

Проект системы коррекционной работы по развитию речи учащихся младших классов, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, занимающихся по программе школы VIII вида

Пояснительная записка

В процессе работы с детьми с проблемами в развитии в условиях Муниципального специального коррекционного образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №27 VI вида, для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» г. Абакана особую заинтересованность вызвала проблема речевого и интеллектуального развития у детей с трудностями в обучении, что подтолкнуло к необходимости внедрения в практику системы кинезиологических упражнений.
Цели:
1) развитие межполушарного взаимодействия;
2) синхронизация работы полушарий;
3) развитие мелкой моторики;
4) развитие способностей;
5) развитие памяти, внимания, речи;
6) развитие мышления.
Задачи:
Создать зону ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуального и речевого развития.
Активизировать силы самого ребенка, настроить его на преодоление жизненных трудностей.
Развивать умственные и речевые способности.
Современные кинезиологи рассматривают причину нарушения функций обучения в неспособности левого и правого полушария к интеграции. При наличии у ребёнка специфических нарушений чтения и письма наблюдается неравномерное развитие отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. Поэтому трудности с обучением возникают в связи с незрелостью этих функций, негармоничном созревании головного мозга и нарушении межполушарных взаимодействий.
Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Его можно развивать с помощью кинезиологических упражнений - комплекса движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы.
В педагогической работе с учащимися младших классов, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, занимающихся по программе школы VIII вида предлагаем применять кинезиологические упражнения, которые представляют собой комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Эти упражнения задействуют все части тела. Они построены таким образом, что пересекают среднюю линию тела и стимулируют работу общей и мелкой моторики.
Учитывая разнообразие движений по содержанию и назначению, мы разделили их на II блока:
I блок – дыхательные упражнения.
Цель – активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование работы правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария, способствует решению рациональных задач.
Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения.
Через дыхательные упражнения формируем у детей правильное речевое дыхание. Нужно учить детей дышать носом естественно и без задержки, при этом особое внимание обращать на момент выдоха (он должен быть плавным и длительным), учить восстанавливать ритм дыхания после двигательного упражнения.
Чтобы научить ребенка с проблемами в развитии правильно и с пользой для него выполнять данные специальные упражнения, необходимо неоднократно показывать ребенку, как выполняются упражнения. Объем внимания детей ограничен, поэтому нужно ставить перед ребенком только одну задачу. Если задача будет для него непосильной, то можно отбить всякое желание заниматься. Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появиться желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущения вдоха. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки. На этапе освоения глубокого дыхания ребенку также предлагается положить руку на область движения диафрагмы, чувствуя, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе – опускается вниз. Дыхание (различные его этапы) можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений глаз и языка.

Дыхательные упражнения.
1).“Цветок”. Легким движением поднимать руки через стороны вверх, слегка поднимаясь на носочках (“вырос цветок”) - глубокий вдох носом; при этом слегка надуть животик как шарик. Медленно и нежно опускать руки вниз через стороны, встать на пятки (“распустился цветок”) – медленный одновременный выдох ртом как будто через трубочку.
2) «Глубоко мы все подышим, сердце мы свое услышим».
Сесть, вытянуть ноги и скрестить их. Кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в замок и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать.
3) «Если медленно подышим, то весь мир вокруг услышим».
Стоя, опустив руки, сделать быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустить руки вдоль тела ладонями вниз.
4) «Куры».
Бормочут куры по ночам, бьют крыльями: тах – тах.
Поднимем крылья мы к плечам, потом отпустим так.
Стоя, наклониться пониже, свободно свесив руки и опустив голову. Произнеся «тах - тах», одновременно похлопывать себя по коленям – выдох. Выпрямиться, подняв руки к плечам, - вдох.
5) «Свеча».
Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть ее. Теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
6) «Дышим носом».
Исходное положение – лежа на спине или стоя, дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
II блок - коррекционные движения тела и пальцев.
Цель – развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов. Кроме того, развитие «чувствования» своего тела способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела. Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.
В процессе развития детей миелинизация нервных сетей происходит при условии их высокой двигательной активности. При регулярном выполнении реципрокных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитию психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей головного мозга
На развитие речи ребенка, не только устной, но и письменной, оказывает влияние уровень развития общей и мелкой моторики. Именно поэтому в настоящее время возникает проблема дополнительной стимуляции и развития двигательной функции ребенка и его координации. Особенно перспективным и значимым в этом смысле является возрождение гимнастики - зарядки, как обязательного мероприятия во всех дошкольных учреждений. Комплекс гимнастических занятий необходимо разработать с позиции развития общей координации, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и ориентации в "схеме тела". Через освоение серийных комплексных упражнений можно развивать у ребенка не только координацию, но и ритмичность движений. Сформированность у ребенка двигательного ритма подготавливает почву к формированию речевого ритма, поэтому совершенно очевидно, что чем более развиты движения ребенка, тем более совершенна его речь.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени моторная недостаточность, а также отклонения в движении пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе обучения и воспитания предусматриваются соответствующие воспитательно-коррекционные мероприятия, (Т.Б.Филичева, М.М.Кольцова)[36,20]. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. В аспекте данного исследования был сделан вывод о том, что если развитие движений пальцев отстает, то задерживается речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы. Из этого следует, что необходимо особо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, так как формирование речевых зон в коре головного мозга совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов. Выполняя пальцами различные упражнения, можно достичь адекватного уровня развития мелкой моторики рук, которые не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и обучению грамоте.
Упражнения:
1. КОЛЕЧКО. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.п. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. КУЛАК - РЕБРО - ЛАДОНЬ. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг с друга. Ладонь на плоскости стола, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. Количество повторений - по 8 - 10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами ("кулак - ребро - ладонь"), произнося их вслух или про себя.
3. ЛЕЗГИНКА. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в строну, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6 - 8 раз. Добавьте высокой скорости смены положений.
4. ЗЕРКАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки.
Когда деятельность обеих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
5. УХО - НОС. Левой рукой возьмите за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".
6. ЗМЕЙКА. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
7.“Перекрестное марширование” Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
8.“Мельница” Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
9.“Паровозик” Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.
10.“Маршировка” Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.
Упражнения применялись на занятиях по 5-7 минут.

Примерный перспективный план коррекционной работы с группой детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющими речевые и интеллектуальные расстройства
( на четверть)
Неделя
Кинезиологические упражнения

1 неделя




"Колечко"
«Кулак – ладонь – ребро»
«Перекрестное марширование»
«Цветок»



2 неделя
«Кулак-ребро-ладонь»
«Перекрестное марширование»
«Лезгинка»
«Цветок»

3 неделя
«Ухо- нос»
«Змейка»
«Мельница»
«Глубоко мы все подышим, сердце мы свое услышим»

4 неделя
«Змейка»
«Мельница»
«Зеркальное рисование»
«Глубоко мы все подышим, сердце мы свое услышим»

5 неделя
«Зеркальное рисование»
«Паровозик»
«Колечко»
«Глубоко мы все подышим, сердце мы свое услышим»

6 неделя
«Паровозик»
«Колечко»
«Кулак-ребро-ладонь"
«Если медленно подышим, то весь мир вокруг услышим»

7 неделя
«Маршировка»
«Кулак-ребро-ладонь»
«Лезгинка»
«Если медленно подышим, то весь мир вокруг услышим»

8 неделя
«Маршировка»
«Ухо-нос»
«Змейки»
«Свеча»

9 неделя
"Ухо-нос"
«Змейки"
«Перекрестное марширование»
«Свеча»

Контрольная диагностика лексико-грамматических средств речи показала положительную динамику в обогащении словаря у 3 учащихся (словарь признаков, словарь действий) и при словоизменении и словообразовании. Отмечаем также, что ответы детей стали уверенными.

Диагностика связной речи показала положительную динамику при описательном рассказе. Положительные изменения произошли у трёх учащихся.

По результатам мониторинга прослеживается положительная динамика речевого развития детей. Расширился словарь предметов, признаков и действий. За счет расширения и обогащения словаря описательный рассказ стал развернутым и точным. Речь из бессвязной и односложной превратилась в осознанный рассказ. Детям стали по силам задания, требующие выполнения классификации, обобщения, систематизации материала. У детей также пропал страх перед устными ответами, они стали более спокойными уверенными в себе.
Речевой профиль группы
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Так как данная система работы позволила получить положительные результаты, опыт работы по применению кинезиологических упражнений был распространен на методических объединениях среди воспитателей групп продленного дня и учителей начальных классов школы, педагогических работников школ Республики Хакассия и Красноярского края, слушателей курсов переподготовки (ХГУ им. Н.Ф. Катанова), в рамках стажерской практики слушателей курсов при ХРИПК и ПРО.
Использование разных форм двигательной активности позволяет построить работу с ребенком так, чтобы он не воспринимал себя больным, инвалидом, особым ребенком, а ощущал себя полноправным членом общества.
Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект.
Потребность человека в двигательной активности является врожденной. В каждом ребенке таится заложенная природой неуемная потребность движения. Для детей бегать на перегонки, скакать на одной ноге, толкаться столь же естественно и необходимо, как дышать. Поэтому целесообразно эффективно использовать данную потребность в учебной деятельности.
Таким образом, применение кинезиологических упражнений влияет не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей обучающихся и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Поэтому вполне естественно, что кроме задачи усвоения ребенком определенной суммы знаний, умений и навыков, которую ставит перед ним школа, создаются условия учебной деятельности, раскрывающие резервы организма, способствующие росту, развитию и сохранению здоровья.






Список литературы
Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с ДЦП. М., 1989г.
Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. М., 2006
Ипполитова М.В. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста, страдающими церебральным параличом. / Под ред. С.С. Ляпидевского. М., 1967
Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. М., 1985г.
Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973
Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр. Санкт–Петербург, 1997.
Семенова К.А. Лечение двигательных расстройств при детском церебральном параличе. М., 1972
Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.: Сфера, 2002г.
Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников/М.:Т.Ц. Сфера, 2002г., с.48
Ткаченко Т.А. Физкульт - минутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. М., 2001г.
Филичева Т.Б., Каше Г.А. Дидактический материал по развитию речи у детей дошкольного возраста. М., 1989
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Нижний Новгород, 1995
Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. Учебное пособие. М., 1999









13PAGE 15


13PAGE 141915




Root Entry