Урок русского языка Местоимения. Личные местоимения (ОС Школа 2100)



Сценарий урока
Учебный предмет: русский язык
Класс: 3
ОС «Школа 2100»
УМК: 1)Бунеева Е.В., Яковлева М.А Методические рекомендации для учителя. Изд. 3-е, испр. - М. : Баласс, 2011.- 208 с.
2)Р. Яковлева М.А.Тетрадь по чистописанию. 3-й класс. (К учебнику «Русский язык», 3-й класс) / Под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. – 64 с., ил– М.: Баласс, 2013.
3)Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина. Русский язык. 3 кл. ч. 2. – М.: Баласс, 2013. – 208 с.
4) Наборы таблиц к основным разделам грамматического материала русского языка в 3 классе/Тихомирова К.Т. и др./--М: ВАРСОН, 2011, набор «Местоимения», табл.№1 – Местоимение как часть речи, табл. №2 – Личные местоимения
Источники: http://www.school2100.ru/pedagogam/ 3 класс, урок русского языка № 88
http://www.youtube.com/ физминутка «Солнышко лучистое»
Тема урока: Понятие о местоимении. Личные местоимения
Тип урока: урок «открытия знаний»
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действий
Содержательная цель: расширение понятийной базы «части речи» за счёт включения в неё новых элементов
Задачи:
создать условия для развития умения определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных, определять их лицо и число;
создать условия для развития умения работать с информацией, обобщать и классифицировать по признакам, оформлять свои мысли в устной речи, работать в паре, в группе;
создать условия для формирования мотивации к обучению и познавательной деятельности, для развития рефлексивной деятельности обучающихсяМетоды:
-деятельностный,
- словесный,
- наглядный,
- проблемно-поисковый,
- метод самоконтроля,
- практический метод.
Формы организации: фронтальная работа, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа
Технологии: проблемная, игровая, личностно-ориентированная, технология продуктивного чтения, технология оценивания учебных успехов, ИКТ
Примечание: особенность этого урока в том, что этап «ОНЗ» продолжается и далее, так как рассматривается большой объём теоретического материала. Считаю, что данный урок возможно провести без электронной презентации.
Сокращения: АЗ – актуализация знаний, ОНЗ – открытие новых знаний, ПЗ – первичное закрепление, СР – самостоятельная работа, Р – регулятивные УУД, Л – личностные, К – коммуникативные, П – познавательные УУД.
Этапы
урока Деятельность
учителя Деятельность
учеников Формируемые
УУД
1.Самоопределение
к деятельности
(1 мин) - С чего мы начинаем урок? Наш девиз? (на доске)
- Что запишем в тетради?
-Наш девиз: Знаешь – говори, не знаешь – слушай!
Комментированная запись даты и «Классная работа»
-осуществлять
познавательную и
личностную
рефлексию (Р)
-формировать мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности (Л)
2. АЗ.
Фиксация
затруднений
в деятельности
(5 мин) - Выберите себе задание по чистописанию
(тетрадь, стр. 48 )-Найдите имена существительные, определите их род, число. Проверьте друг друга
(в течение всего урока учитель осуществляет контроль за работой учеников, оказывает дозированную помощь слабоуспевающим)
- Послушайте стихотворение Е.Кай:
Утром – так заведено –
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар-птицей…
А стемнеет – ОН придёт:
Тоненький, смущённый, -
ОН на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок пришёл – плывёт ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
Кто же ОН, ОНО, ОНА?
(Месяц, солнце и луна!)
- Какие слова я называла вместо отгадок? Можете ли вы определить их род, число?
- Для чего они нужны в речи? Выбирают для себя задание, выполняют его
Отгадывают загадку
- Слова «ОН, ОНА, ОНО».
??? (возможны предположения детей)
-выявлять сущность, особенности объектов;
перерабатывать
полученную информацию: сравнивать и группировать объекты(П)
3. Постановка
учебной задачи
(3 мин) Учебник, с.61, упр. 289
-Какое предлагают задание? Работайте в парах.
Задания по «шагам»:
- Кто это рассказывает? Можно ли определить? Почему?
- О ком или о чём мечтает герой? А что предположили вы?
- Какие слова нужно заменить в тексте, что стало всё понятным? Подчеркните их карандашом
- Какая проблема перед нами, что сегодня должны узнать? Проверьте себя на с.196 учебника
Учитель записывает «Для чего нужны в речи слова «Я, ты, мы, она…»?
- Составьте примерный план урока
- Что сейчас делали? Какое умение формировали? Самостоятельно прочитывают задание.
- Нужно прочитать текст и определить, кто это рассказывает.
-Герой может мечтать о живой собачке, о велосипеде, о планшете…
- Слова: я, о нём, его, мне, у меня, он
- Как называются эти слова, какие слова они заменяют в текстах, для чего служат?
Составляют план урока вместе с учителем:
1.Наблюдения над словами
2. Свои выводы
3.Работа с правилом по учебнику
4. Выполнение упражнений самостоятельно, в парах, в группах
5. Подведение итогов, оценивание работы
- Поставили цель, планировали свою деятельность -ориентироваться
на развороте учебника;
ориентироваться в своей
системе знаний:
самостоятельно
предполагать, какая
информация нужна
для решения
учебной задачи;
добывать новые знания:
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
делать выводы на основе обобщения умозаключений (П)
– самостоятельно
формулировать
цели урока после
предварительного обсуждения;
совместно
с учителем
обнаруживать
и формулировать
учебную проблему (Р)
4. «ОНЗ»
(построение проектавыхода из
затруднений)
(6 мин) 1.Наблюдения над словами
Учебник, с.61-62, упр.290 (в парах)
- Какие слова вам помогали? Как называются эти слова?
2. Сделай выводы
- Для чего же нужны эти слова?
3.Работа с правилом (с.62)
-Как называются такие слова? Как вы думаете, почему у них такое название?
- На какие вопросы отвечают местоимения?
Ученики читают предложения, подставляют карандашом местоимения
- Ворона, сынок, Афанасий… Это имена существительные.
- Они заменяют имена существительные в текстах.
Читают самостоятельно правило и отвечают на вопросы
-делать выводы на основе обобщения умозаключений(П)
-добывать новые знания:
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) (П)
5. ПЗ
с проговариванием
во внешней речи
(5 мин)
+ (6 мин на дальнейшее «ОНЗ») 1.Наблюдения над словами
Учебник, с.63, упр.291 (в парах)
-Что нужно сделать?
-Проведите взаимопроверку.
2. Работа с правилом (с.63)
-Расскажите по таблице№1 на доске о местоимении как о части речи
-Какие местоимения вы запомнили? Расскажите друг другу.
1.Наблюдения над словами
Учебник, с.64, упр.292 выполняется по вопросам в задании (устно)
-Какие местоимения указывают на участников диалога?
-Как человечки иллюстрируют говорящих?
2. Работа с правилом (с.64)
3. Расскажите о личных местоимениях по таблице №2 (на доске)
- Что сейчас делали? Какое умение формировали? Самостоятельно прочитывают задание.
-Выписать парами существительные и местоимения, которые их заменяют.
(Гусь – он, берега – они, гусь, гусыня и гусёнок – мы..)Самостоятельно прочитывают правило.
Рассказывают 3 ученика у доски
Читают диалог, работают по «шагам»
Самостоятельно прочитывают правило.
Рассказывают 3 ученика у доски
-Работали с информацией в учебнике, «читать» таблицы, учились взаимодействовать, строить устные ответы -делать выводы на основе обобщения умозаключений (П)
– доносить свою позицию
до других: высказывать
свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы (К)
-добывать новые знания:
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) (П)
Физминутка (1 мин) ИКТ «Солнышко лучистое» (видеоролик) Выполняют физминутку для разных групп мышц, зрительная зарядка -ответственно относиться к своему здоровью (Л)
6. СР с самопроверкой
(5 мин) Учебник, с.65, №293
-Объясните задание
-Выполните самостоятельно.
-Выполните взаимопроверку
-Оцените свою работу (1 ученик)
Алгоритм самооценки
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
–Ты сделал всё правильно или были недочёты?
–Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?(Н)
–Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Учебник, с.65, упр.294 (самостоятельно)
-Выполните самопроверку по эталону
(1) Я (1 л., ед.ч.), ты (2 л., ед.ч.), он (3 л., ед.ч.). и т. д.)
-Оцените свою работу (1 ученик)…
- Что сейчас делали? Какое умение формировали? -Записать имена существительные по родам:
он она оно
пенал тетрадь пальто
… ….. …
С помощью алгоритма выполняет самооценку своей работы
Находят лишнее слово в каждой строке, записывают местоимения, указывают род и число, пользуясь правилом в учебнике или таблицей №2 на доске
Выполняют самопроверку работы по эталону (обратная сторона доски)
С помощью алгоритма выполняет самооценку своей работы
-Работали с информацией, учились выполнять самопроверку. – в диалоге с учителем
и другими учащимися
учиться вырабатывать
критерии оценки и
определять степень
успешности
выполнения своей
работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (Р)
– доносить свою позицию
до других: высказывать
свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы (К)
-работая по плану, сверять
свои действия с целью
и, при
необходимости,
исправлять ошибки
с помощью класса (Р)
7. Включение
в систему
знаний и повторение
(5 мин) -Выполните задание в группах
Карточка. Прочитай текст, определи границы предложений. Выпиши предложения с местоимениями. Определите их лицо и число.
Ночью выпал снег он покрыл землю пушистым одеялом налетела вьюга она подняла в воздух лёгкие снежинки они закружились в хороводе
-Оцените свою работу (1 группа)…
- Что сейчас делали? Какое умение формировали? Делятся на 4 группы, выполняют задание
Взаимопроверка между группами
С помощью алгоритма одна из групп выполняет самооценку своей работы
-Работали с информацией, учились взаимодействовать в группе, слушать и понимать других – доносить свою позицию
до других: высказывать
свою точку зрения и
пытаться её обосновать,
приводя аргументы (К)
– договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении
проблемы (К)
8. Рефлексия
деятельности
(3 мин) -Что нового вы сегодня узнали?
-Назовите ключевые слова урока, пользуясь таблицами №1 и №2 на доске
-Смогли ли мы ответить на поставленный вопрос?
-Продолжите фразу: «На уроке я смог (узнал, понял…)……»
-Что получилось, в чём были затруднения?
-Кто доволен своей работой?
-На что нужно обратить внимание на следующем уроке?
-Предложите домашнее задание с правилом…
-Упражнения на выбор: с.70-71, №1 или №2
-Может, кого-то заинтересует творческое задание-игра?
Найдите местоимения в словах (на доске):
Вася, ямы, насос, Мария.
- Что сейчас делали? Какое умение формировали? Отвечают на вопросы с помощью таблиц
-Выучить правило; придумать схему для правила (по аналогии с изученным именем существительным); «нарисовать» правило; придумать стих…
Ученики выбирают домашние задания, записывают их в дневник.
По желанию записывают творческое задание.
-Учились оценивать свою работу, выбирать задания по своим возможностям и желанию -делать выводы на основе обобщения умозаключений (П)
– доносить свою позицию
до других: высказывать
свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы (К)
– в диалоге с учителем
и другими учащимися
учиться вырабатывать
критерии оценки и
определять степень
успешности
выполнения своей
работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (Р)
-формировать мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности (Л)