Разработка урока географии на тему История Великих географических открытий. Экспедиции в Африку


Пояснительная записка
1. Автор (ФИО) Москвитина Нина Федоровна
2. Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность МБОУ «Нижнеторейская СОШ». Джидинский район.Республика Бурятия
3. Предмет география
4. Название материала Урок географии в 7 классе по теме «История Великих географических открытий. Экспедиции в Африку.»5. Класс 7 класс
6. Предмет география
7.УМК Коринская В.А. География материков и океанов. 7 класс: учебник для образовательных учреждений / В.А.Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. - М., Дрофа, 2009.
8. Вид ресурса Конспект урока и Презентация, 2 видеофрагмента
9. Цель, задачи
1 - выяснить причины Великих географических открытий, дать им общую характеристику; выявить последствия и значение Великих географических открытий;
- выявить  особенности физико-географического положения Африки, его влияние на особенности природы, история исследования материка.
2. Совершенствовать картографические навыки, критическое мышление, способствовать развитию самообразовательной и коммуникативной компетентности, воспитанию активной жизненной позиции.
10. Среда, редактор, в котором выполнен продукт Microsoft Office Word 2007, Microsoft Office Power Point 2007
11. Необходимое оборудование и материалы для занятия Проектор, компьютер, презентация, карта Африки, атласы, раздаточный материал – план «Географическое положение Африки», инструкция по работе с контурной картой.12. Как реализуется материал Проводится урок изучения нового материала
13. Краткое описание, методические рекомендации по использованию Урок – путешествие.Урок проводится в диалоговой форме со значительной долей самостоятельной работы учащихся, работой с картами, работой с компьютерными программами.
14.Комплектация работы Пояснительная записка. Презентация.
15. Список используемых источников 1.Коринская В.А. География материков и океанов. 7 класс: учебник для образовательных учреждений / В.А.Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. - М., Дрофа, 2009.
Интернет – ресурсы:
2.http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F4%F0%E8%EA%E03.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F0%E5%E4%E8%E7%E5%EC%ED%EE%E5_%EC%EE%F0%E54. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F3%FD%F6%EA%E8%E9_%EA%E0%ED%E0%EB5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%E0%F1%ED%EE%E5_%EC%EE%F0%E56. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%E1-%FD%EB%FC-%CC%E0%ED%E4%E5%E1%F1%EA%E8%E9_%EF%F0%EE%EB%E8%E27.http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E4%E5%ED%F1%EA%E8%E9_%E7%E0%EB%E8%E2Конспект урока географии.
7 класс.
Тема урока: История Великих географических открытий. Экспедиции в Африку.
Форма: урок-путешествие.
Тип урока: изучение нового материала.
Научно – методическое содержание урока: великие географические открытия, ГП материка. Крайние точки. Африка - колыбель цивилизации. Древние африканские цивилизации, плавания финикийцев и древних египтян. Исследования Васко да Гама, Давида Ливингстона, русских путешественников. Рекорды Африки.
Цели урока: - выяснить причины Великих географических открытий, дать им общую характеристику; выявить последствия и значение Великих географических открытий;
- выявить  особенности физико-географического положения Африки, его влияние на особенности природы, история исследования материка.
Овладение умениями:
Предметными: использовать географическую карту для получения знаний; определять географическое положение Африки, крайние точки и их географические координаты, протяженность материка с севера на юг, устанавливать зависимость между географическим положением и особенностями природы материка, показывать на карте объекты, характеризующие географическое положение материка.
Метапредметными: выявлять причинно-следственные связи, работать с текстом, составлять таблицы, продуктивно общаться и взаимодействовать в совместной деятельности.
Задачи урока:
Образовательные: формирование глубоких и прочных знаний по теме “Африка. Географическое положение. История исследования материка” ,выяснить причины Великих географических открытий, дать им общую характеристику.
Развивающие: развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей и логического мышления.
Воспитательная: воспитание патриотизма (на примере изучения роли российских исследователей в изучении материка), умения общаться со сверстниками в процессе выполнения совместной работы.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимость ее сохранения и рационального использования.
Мотивация учения.
Оценивание усваиваемого материала исходя из социальных и личностных ценностей.
Формирование потребности в практическом использовании знаний.
Формирование толерантности.
Самооценка событий и явлений.
Подведение итогов урока.
Метапредметные:
1.Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся.
2.Способствовать самостоятельному приобретению новых знаний, умение управлять своей познавательной деятельностью.
3.Умение организовывать свою деятельность, определять цели и задачи, выбирать средства реализации.
4.Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
5. Умение осуществлять анализ объектов с выделением признаков, выявлять причинно-следственные связи.
6. Умение работать с информацией, представленной в тексте и в интервью.
7. Умение выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной форме.
8. Активное слушание. Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного. Высказывать свою точку зрения.
9. Умение оценивать собственные достижения и достижения других.
10.Умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию.
11.Зрительное восприятие объектов.
12. Расширение словарного запаса.
13. Опора на знакомые слова.
14. Постоянная готовность понимать.
15. Формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю) и невербальных (мимику, жесты).16.Уметь составлять опорный конспект.
Предметные:
1.Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки явлений и объектов. Давать характеристику географического положения материка.
2.Географическая грамотность. Способность применять понятийный аппарат.
3.Понимание роли географии в решении экономических проблем государства.
4.Умение оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.
5.Умение воспринимать информацию на слух с опорой на иллюстрации и понимать содержание небольшого текста, построенного на новом лексическом материале.
6.Приведение примеров для доказательства.
7. Высказывание предположений.
8.Упорядочивание понятий.
9. Чтение карт, картографическая грамотность. Владение практическими умениями для определения координат и расстояний.
10. Умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов.
11. Составлять небольшие устные монологические высказывания.
12. Задавать вопросы, внимательно слушать и наблюдать.
13. Соотносить новую информацию с имеющейся.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный.
Частично-поисковый.
Наглядные.
Практические.
Самостоятельная работа.
Контроль и взаимоконтроль
Оборудование:
Презентация учителя.
Настенные физическая карта мира и физическая карта Африки.
Инструктивные карточки-задания для учащихся.
Атлас “География материков и океанов. Природа, население, хозяйство.7 класс”.
контурные карты.
Учебник “География материков и океанов” Коринская В.А.,Душина И.В., Щенев В.А.
Тетрадь.
мультимедийный проектор и экран
Географическая номенклатура:
Крайние точки: м. Бен-Секка, м. Игольный, м. Альмади, м. Рас-Хафун
Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, Баб-эль-Мандебский пролив, Аденский залив, Мозамбикский пролив, Гвинейский залив полуостров Сомали, остров Мадагаскар.
Имена: Васко да Гама, Д. Ливингстон, В. Юнкер, Е. Ковалевский и А.Елисеев, Н. Вавилов
Ход урока
Орг. момент.
Вступительное слово учителя
Приветствие гостей и учащихся.
Проверить готовность учащихся к уроку, психологическую настроенность на урок.
Определение психологического состояния методом цветописи
Инструкция: Выберите один из семи предложенных цветов (из цветной бумаги вырезаются квадратики или кружки).
Для наглядного представления можно из выбранных листочков склеить цветок – цветик-семицветик. Один цветок до работы, другой – после окончания работы.
Каждый цвет соответствует определенному настроению.
Красный – радостное настроение, выражает активность;
Жёлтый – веселое настроение, вызывает желание действовать
Зеленый – спокойное настроение, выражает спокойствие, уравновешенность
Синий – спокойное настроение, выражает сентиментальность
Фиолетовый – тревожное настроение, привлекает и отталкивает одновременно
Черный – печальное настроение
Белый – утомление, ощущение усталости.
2.Актуализация знаний. Перед тем, как мы начнем изучать новую тему, давайте вспомним материал предыдущего урока.
Задание 1. Из частей контурной карты соберите изображение материка, на который вы отправитесь в путешествие. (1,3 команда собирает изображение Африки, 2,4 – Южной Америки, 5.7 – Австралии, 6,8 - Антарктиды). 
Беседа по вопросам о особенностях развития, природы южных материков.
Фронтальная форма работы
3 Изучение нового материала.
В ходе истории случаются такие периоды, когда за короткий в историческом плане отрезок времени происходят события, которые становятся переломным моментом в истории развития человечества. Таким периодом стала эпоха Великих географических открытий. Знания о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности накапливались тысячелетиями. Географическими знаниями владели народы древнего мира. Границы изученного древними греками мира отражены на карте Клавдия Птолемея. Великие географические открытия (ВГО) - условный термин, обозначающий крупнейшие географические открытия европейских путешественников в 15 - середине 17 веков. В зарубежной литературе период Великих географических открытий обычно ограничивается серединой 15 — серединой 16 века. В отечественной литературе Великие географические открытия делят на два периода: первый — середина 15 — середина 16 веков, второй — середина 16 — середина 17 веков. 
Как вы считаете, каковы основные причины ВГО?
Причины ВГО следующим образом:
совершенствование техники и орудий труда (изобретение водяного двигателя, домен и т.д.);
развитие мореплавания и кораблестроения;
увеличение производства товаров и расширение торговли;
поиск новых торговых путей.
(Под запись в тетради)
- Как вы считаете, каковы основные географические последствия ВГО?
Географические последствия ВГО:
Установлены контуры обитаемых материков;
Приведены бесспорные доказательства шарообразности Земли;
Собран материал для развития других наук (ботаники, зоологии, этнографии).
(Под запись в тетрадь)
Исторические последствия ВГО
изменение представлений о мире и людях;
возникновение мировой торговли;
работорговля; колонизация
становление и развитие капиталистического общества.
(Под запись в тетрадь)
Итак. Одним из исторических последствий является изменение представлений о мире и людях.
Влияние ВГО на изучение, исследование новых территорий рассмотрим на примере Южного материка АФРИКА.
Ходили легенды - одна другой красочней – о громадных безжизненных пустынях, непроходимых джунглях, могучих реках – Нигере, Конго, Замбези, огромных таинственных озерах внутри континента... Словом, южнее экватора простиралась сплошная «terra incognita» - «неизведанная земля». Она ждала своих исследователей. Итак как это было?
Вы уже знаете, что Великие географические открытия стали одним из событий, от которых ведет свой отсчет Новое время.
Исследование португальцами западного берега Африки Великие географические открытия стали возможны благодаря успехам европейской науки и техники. К 15 веку были созданы достаточно надежные для океанского плавания парусные суда (каравеллы), усовершенствованы компас и морские карты, приобретен опыт, необходимый для дальнего мореходства. Большую роль в Великих географических открытиях сыграла утверждавшаяся идея о шарообразности Земли, с которой была связана мысль о возможности западного морского пути в Индию через Атлантический океан. Новые торговые пути заставили искать и турецкие завоевания, перекрывшие традиционные купеческие связи с Востоком через Средиземное море. В заморских землях европейцы надеялись найти богатство: драгоценные камни и металлы, экзотические товары и пряности, слоновую кость и моржовые бивни. Первыми планомерные экспедиции в Атлантическом океане начали португальцы. Активность Португалии на море была предопределена ее географическим положением на крайнем западе Европы и историческими условиями, сложившимися после окончания португальской Реконкисты . Все силы и энергия португальского королевства были направлены на поиски новых земель за морем, на африканском побережье. Именно там португальские короли видели источник будущей славы и богатства своего государства. Традиционно успехи Португалии на море связывают с именем принца Генриха Мореплавателя 
Традиционно успехи Португалии на море связывают с именем принца Генриха Мореплавателя(1394—1460). Он был не только организатором морских экспедиций, но и всерьез занимался освоением открытых земель. В 1416 португальский моряк Г. Велью, следуя на юг вдоль Африки, открыл Канарские острова, в 1419 португальские дворяне Зарку и Ваш Тейшейра обнаружили острова Мадейру и Порту-Санту, в 1431 В. Кабрал — Азорские острова. В течение 15 века португальские каравеллы осваивали морской путь вдоль западного побережья Африки, достигая все более южных широт. В 1482—1486 Диогу Кан (Cao) пересек экватор, открыл устье реки Конго и прошел вдоль побережья Африки до мыса Кросс. Кан обнаружил намибийские пустыни, тем самым опровергнув бытовавшую со времен Птолемея  легенду о непроходимости тропиков. В 1487—1488 Бартоломеу Диаш совершил новое беспримерное плавание на юг. Он достиг южной оконечности Африки и обогнул ее, открыв мыс Доброй Надежды. Плавание Диаша открыло перед португальцами перспективу установления морского пути в Индию вокруг Африки. 
ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБ ИСТОРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ АФРИКИ
Во время выступлений учащихся класс заполняет таблицу
Практическая работа 1.
Составление таблицы “Из истории исследования Африки”
Имена исследователей Годы исследований Результаты исследований
     
Работа с текстом учебника (дополнение)
Выступление учащихся с опережающим заданием.
История исследования  Начальный этап:Начало изучения Африки относится к глубокой древности. Древние египтяне осваивали северную часть континента, продвигаясь вдоль побережья от устья Нила до залива Сидра, проникали в Аравийскую, Ливийскую и Нубийскую пустыни. Около VI в. до н. э. финикийцы совершали длительные морские походы вокруг Африки. В VI в. до н. э. карфагенянин Ганнон мореплаватель предпринял плавание вдоль западного побережья континента. Согласно записи на плите, оставленной им в одном из храмов Карфагена, он достиг внутренней части Гвинейского залива, куда европейцы проникли спустя почти две тысячи лет. В период римского владычества и позднее рыбацкие суда достигали Канарских островов, римские путешественники проникали глубоко в Ливийскую пустыню (Л. К. Бальб, С. Флакк).
В 525 византийский купец, мореплаватель и географ Козьма Индикоплов поднялся вверх по реке Нил, пересек Красное море и объездил побережье восточной Африки. Он оставил 12-томное сочинение, служившее единственным для своего времени источником сведений реке Нил и сопредельных территориях. Второй этап:После завоевания Северной Африки (VII в.) арабы много раз пересекали Ливийскую пустыню и пустыню Сахару, начали изучать реки Сенегал и Нигер, озеро Чад.
В одной из наиболее ранних географических сводок Ибн Хордадбеха в IX в. содержатся сведения о Египте и торговых путях в эту страну.
В начале XII в. Идриси показал Северную Африку на карте мира, которая по точности значительно превосходила существовавшие тогда в Европе карты. Ибн Баттута в 1325-1349, выйдя из Танжера, пересек северную и восточную Африку, посетил Египет. Позднее (1352-1353) он прошел Западную Сахару, побывал в г. Тимбукту на реке Нигер и затем возвратился назад через Центральную Сахару. Оставленное им сочинение содержит ценные сведения о природе посещенных им стран и нравах населяющих их народов.Третий этап:В 1417-1422 китайский флотоводец Чжэн Хэ в одном из своих многочисленных походов, пройдя Красным морем, обогнул полуостров Сомали и, двигаясь вдоль восточного побережья, достиг острова Занзибар. В XV-XVI вв. изучение Африки было связано с поисками португальцами морского пути в Индию. В 1441 Н. Триштан достиг мыса Кап-Блан. Д. Диаш в 1445-1446 гг. обогнул крайнюю западную точку Африки, которую назвал Зеленым мысом. В 1471 Фернандо По открыл остров, названный его именем. В 1488 Б. Диаш открыл крайнюю южную точку Африки, назвав ее мысом Бурь (впоследствии переименован в мыс Доброй Надежды); в 1500 неподалеку от этого мыса во время бури Б. Диаш погиб. На основании отчетов Б. Диаша маршрут в Индию разработал португальский мореплаватель Васко да Гама. В 1497-1498 он, направляясь в Индию из Лиссабона, обогнул мыс Доброй Надежды и прошел вдоль восточного побережья до 3° 20' ю. ш. (город Малинди). В 1487-1492 П. Ковильян совершил путешествие из Лиссабона через Средиземное море до устья Нила, а далее прошел вдоль юго-западного побережья Красного моря до г. Суакин.
К концу XVI в. были установлены контуры континента.
В XVII в. во внутренних районах Африки, к югу от экватора, португальскими путешественниками были открыты озера Тана (1613) и Ньяса (1616), исследованы истоки Голубого Нила и нижнее течение реки Конго. На западе континента французская экспедиция А. Брю в XVII в. исследовала реку Сенегал, английская — реку Гамбия.Четвертый этап:С конца XVIII в. стремление овладеть новыми богатыми источниками природных ресурсов стимулировало изучение Африки английскими, французскими и немецкими путешественниками. Экспедиции сосредотачиваются во внутренних областях континента. Англичане создают специальную «Ассоциацию для содействия открытия внутренних частей Африки», которая организовала ряд важных экспедиций. М. Парк в 1795-1797 и 1805-1806 изучал верховья реки Нигер, У. Аудни, Д. Денем и Х. Клаппертон в 1822-1823 пересекли Сахару с севера на юг (от города Триполи до озера Чад) и доказали, что река Нигер не берет свое начало из этого озера. Переход через Сахару в 1827-1828 совершил французский путешественник Р. Кайе. В 1830 английская экспедиция изучила низовья и устье реки Нигер (Р. Лендер и Д. Лендер).В конце XVIII— первой половине XIX в. начинается изучение Южной Африки, первым исследователем которой был английский путешественник Дж. Барроу. В 1835 Э. Смит обследовал реку Лимпопо, в 1868 С. Эрнскайн прошел по ее притоку Олифантс.Географическое и геологическое изучение бассейна Голубого Нила проводила в 1847-1848 русская экспедиция Е. П. Ковалевского, первого из русских путешественников, описавших Абиссинию. В середине XIX в. в бассейне Белого Нила работали французские (А. Ленан де Бельфона и Д'Арно) и немецкая экспедиции (Ф. Верне). Высшую точку материка вулкан Килиманджаро открыли в 1848-1849 немецкие миссионеры И. Крапф и И. Ребман. Английская экспедиция Дж. Спика и Р. Ф. Бертона в 1856-1859 обнаружила озеро Танганьика. В 1858 озеро Виктория открыл Дж. Спик, позднее (1860-1863) установивший совместно с Дж. Грантом, что из этого озера берет начало река Нил.Большой вклад в исследование Африки внес шотландский путешественник Д. Ливингстон, в 1849 открывший озеро Нгами, первым из европейцев пересекший Южную Африку с запада на восток (1853-1856), попутно обследовав значительную часть бассейна реки Замбези и открыв крупнейший в мире водопад Виктория (1855). В 1867-1871 он изучил южные и западные берега озера Танганьика, открыл озеро Бангвеулу. В Европе экспедицию Ливингстона считали пропавшей и на его поиски отправился журналист Г. М. Стэнли, встретившийся с Ливингстоном в 1871 на озере Танганьика. Далее они вместе обследовали северную часть этого озера и выяснили, что оно не связано с Нилом. Еще одну экспедицию на поиски Ливингстона в 1873 возглавил английский моряк и путешественник В. Л. Камерон. Однако его помощь запоздала, т. к. к тому времени Ливингстон умер от лихорадки. Камерон продолжил путешествие и 1874 достиг озера Танганьика и открыл его сток — реку Лукуга.Исследования Сахары провели немецкие путешественники Г. Рольфс, в 1865-1867 первым из европейцев пересекший Африку от берегов Средиземного моря (город Триполи) до Гвинейского залива (город Лагос), и Г. Нахтигаль, осуществивший в 1869-1874 поход в район озера Чад. Он первым из европейцев достиг нагорья Вадаи и собрал обширный материал о природе и населении внутренних районов Центральной Африки. Позднее он опубликовал трехтомный труд «Сахара и Судан» (1879-1889). Русский биолог, врач и путешественник А. В. Елисеев в 1881, будучи еще студентом, отправился в Египет, проехал вверх по Нилу до Сиута, а затем два месяца странствовал по Аравии. Три года спустя он вновь посетил Африку, из города Триполи он переехал в Алжир, прошел по Сахаре, побывал в Марокко; его перу принадлежит много географических сочинений, в т. ч. и об Африке. Русский путешественник В. В. Юнкер в 1876-1878 совершил большое путешествие по Центральной Африке, во время которого провел географические и этнографические наблюдения, уточнил гидрографию истоков реки Белый Нил. В следующей экспедиции в 1879-1886 он исследовал водораздел рек Нил и Конго; результаты своих наблюдений обобщил в книге «Путешествия по Африке (1877-1878 и 1879-1886)» (1949). В 1896-1900 трижды побывал в Эфиопии русский путешественник А. К. Булатович, провел съемку слабоизученных юго-западных и западных областей страны, первым из европейцев пересек горную область Каффа. Территорию современной Анголы и Мозамбика изучали португальцы А. А. Серпа Пинту (1877-1879), который открыл истоки рек Кунене и Кубанго, Э. Бриту Капелу и Р. Ивенш (1877-1879), пересекшие континент с запада на восток.В результате географических исследований к концу XIX в. были изучены четыре великие африканские реки: Нил, Нигер, Конго и Замбези.
В начале XX в. выявлены огромные природные ресурсы африканского континента.
Мы сегодня приступаем к изучению материка Африка.
Африка - край красоты и удивлений!
Природы дикой вдохновений,и ярких красок, и огняпустынь, лесов …уж ждёт тебя…Навстречу Африке помчимсяИ на уроке очутимсяМы в диких, удивительных местах!!!
У каждого человека с детства формируются представления об Африке. Я вас приглашаю в удивительное путешествие по Африке.
Звучит фонограмма: «Песня Красной шапочки». Просмотр отрывка фильма.
Мы в Африку с вами отправимся ныне,Но кто объяснит это странное имя?Откуда название “Африка” взято?Найдите ответ в книгах, ребята.
Работа с учебником, справочной литературой
(см. учебник: от названия берберского племени «афригии», которое жило в одном из районов на севере материка.)
Есть другое объяснение. Еще есть перевод довольно серьезный.
С латинского “Африка” – безморозный, а на древней карте Эратосфена – Ливия.
Все материки разные, но каждый индивидуален по-своему. От чего будет зависеть природа материка? Каким будет климат? Растительность? Животный мир?
Ответ: от географического положения материка
Вопрос: Как вы думаете, почему именно с географического положения?
Предполагаемые ответы: Ребята должны ответить, что именно географическое положение влияет на климат, растительный и животный мир материка.
Учитель: Как и любое явление в географии, мы будем характеризовать географическое положение по плану. Этот план у вас на листочках на столах. Это опорный конспект. С которым мы и будем работать. В заключении мы должны будем ответить на проблемный вопрос.
«Как географическое положение влияет на природу материка?»
Итак, приступаем.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2
Используем инструктивные каточки или план описания ГП материка из учебника.
Вопрос: Какой первый пункт плана?
Предполагаемый ответ: Площадь материка.
Записываем – Африка – 2 материк по площади. Занимает 1/5 суши.
Учитель: Второй пункт – отношение к экватору, нулевому меридиану и тропикам. Задание: Подумайте и ответьте на этот пункт.
Предполагаемые ответы: экватор пересекает Африку посередине, нулевой меридиан в западной части, северный тропик – в северной части, южный –в южной.
Учитель: следующий пункт плана?
Предполагаемые ответы: В каких полушариях расположен материк. И ответ –
во всех – северном, южном, западном и восточном
Учитель: Пользуясь атласом определите крайние точки, их координаты и заданные параметры расстояния..
Предполагаемые ответы:
Северная - м. Бен-Секка 37ºс.ш. 10ºв.д.
Южная - м. Игольный 34ºю.ш. 20ºв.д.
Западная - м. Альмади 15ºс.ш. 17ºз.д.
Восточная - м. Рас-Хафун 11ºс.ш. 52ºв.д.
Размеры материка
1). Расстояние с севера на юг по 20 меридиану в градусах и км32 + 37 = 69 (градусов)
69 х 111 = 7659 (км)
Расстояние с запада на восток по 10 параллели в градусах и км15 + 52 = 67 (градусов)
67 х 109,6 = 7343,2 (км)
Учитель: работаем с картой течений.
Задание: По карте выпишите, какие течения омывают Африку и как они влияют на климат?
Предполагаемые ответы: Холодные –Бенгельское, Сомалийское и Канарское –иссушают климат и охлаждают. Теплые –Мозамбикское, Гвинейское и Южно- пассатное – утепляют и увлажняют.
Учитель: Следующее задание: По карте выпишите – какие материки и с какой стороны от Африки находятся.
Ребята отвечают: Ближе всего расположена Евразия с северной и северо-восточной стороны. Остальные материки –далеко –С.Америка и Ю.Америка с запада, Австралия – с востока, Антарктида – с юга.
Как влияет физико-географическое положение на особенности природы материка? Учащиеся делают вывод в парах.
Учитель: Давайте вместе проверим записи.
т.к. пересекает экватор, то на части территории климат жаркий и влажный, животные и растения теплолюбивые, реки незамерзающие.
т.к. пересекают тропики – в этих местах климат жаркий и сухой, много пустынь, со скудной растительностью и отсутствием рек.
Африка – это материк контрастов. Уникальный и неповторимый континент.
Чем же славится Африка, какие рекорды ей принадлежат?
(Учащиеся по очереди называют: самая длинная река – Нил, самое длинное озеро – Танганьика, самая большая тропическая пустыня – Сахара, самое высокое животное – жираф и т.д.)
Выступление учащегося «Рекорды Африки»:
Африка – самый жаркий материк планеты – максимальная температура +58° С (Триполи), максимальная среднегодовая температура +34,5° С (Далол).
Величайшая пустынная территория мира – Сахара, площадью 7.820 тыс. км. кв. (1/4 суши Африки);
75% общей площади пустынь мира лежит на материке Африка;
Самая протяженная система разломов в мире – Великие Африканские разломы, расположенные на востоке материка;
Самая длинная река мира – Нил (вместе с р. Кагера) 6.671 кмСамое большое озеро материка – озеро Виктория, второе по площади из пресноводных озер мира
(69 тыс. км. кв.) после озера Верхнего в Северной Америке.

Самое глубокое озеро материка – озеро Танганьика (1.435 м.), второе по глубине в мире после озера Байкал в Евразии.
Самая высокая вершина материка – вулкан Килиманджаро (5.895 м.), расположена среди разломов на востоке материка.
Только в Африке (и нигде в мире!) встречаются:
Муха Це-це – насекомое, вызывающее сонную болезнь;
Окапи – «очень скромный родственник» жирафа;
Вельвичия удивительная – дерево-карлик пустыни Намиб;
В Африке насчитывается около 55 государств (больше только в Евразии), где проживает более 800 млн.человек.
В конце ХХ века найдены неопровержимые доказательства того, что «колыбелью человечества» является Эфиопское нагорье Африки.
Работа с контурными картами (парами работа)
По порядку показываются названия географических объектов, учащиеся кто быстрее находят объект на карте и отмечают его в контурной карте. Порядок показа географических объектов любой, возможен вариант слайдовой презентации а могут дети сами называть объект и наносить его на карту. Геономенклатура. Моря: Красное, Средиземное. Заливы: Гвинейский. Острова: Мадагаскар. Полуостров: Сомали. Суэцкий канал.
Общая длина береговой линии – 30500 км.
Предлагаю ответить на вопрос
- Представителям каких профессий нужны знания о ГП, умения определять его по карте?
Знакомство с литературой о Африке (Обратить внимание на выставку книг)
П.А. Баранов. «В тропической Африке»
Б.Б.Вагнер «100 великих чудес природы»
Давид Ливингстон «Путешествия и исследования в Южной Африке»
И.А. Генин, Б.М.Данциг «Юго-западная Азия и северная Африка»
4. Обобщение и систематизация знаний
Выполнение тестовых заданий
5. Подведение итогов урока.
Общая и индивидуальная оценка успешности работы. Тест на Определение психологического состояния методом цветописи.
6. Домашнее задание.
Приложение
План характеристики ГП материка:
Определить ГП на градусной сетке:
а) по широте:
- положение относительно экватора
- между какими параллелями находится
- крайние С и Ю точки и их координаты
- протяженность с С на Ю в градусах и километрах
б) по долготе:
- положение относительно нулевого меридиана
- между какими меридианами находится
- крайние З и В точки - протяженность с З на В в градусах и километрах (в С и Ю частях материка)
Определить ГП относительно других объектов
а) какие океаны омывают
- какие моря и крупные заливы они образуют
- какова изрезанность береговой линии
- много ли островов и какие
б) положение относительно других материков
Попробуйте сделать вывод, как географическое положение материка влияет на его природу
2. Инструктивная карточка для выполнения практической работы
Выполняется в контурной карте
1. Обозначьте линией синего цвета экватор, северный и южный тропики2. Обозначьте линией красного цвета нулевой меридиан3. Подпишите названия крайних точек Африки и определите их географические координаты4. Обозначьте моря, заливы, проливы, острова и полуострова у берегов Африки Не забудьте про условные знаки и название карты
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица «Рекорды Африки».
№ п.п. Рекорды материка. Нанести на контурную карту.
1. Африка – самый жаркий материк планеты – максимальная температура +58° С (Триполи), максимальная среднегодовая температура +34,5° С (Далол). Города: Триполи, Далол.
2. Величайшая пустынная территория мира – Сахара, площадью 7.820 тыс. км. кв. (1/4 суши Африки);
75% общей площади пустынь мира лежит на материке Африка; Сахара
3. Самая протяженная система разломов в мире – Великие Африканские разломы, расположенные на востоке материка; Великие африканские разломы
4. Самая длинная река мира – Нил (вместе с р. Кагера) 6.671 км. Река Нил
5. Самое большое озеро материка – озеро Виктория, второе по площади из пресноводных озер мира (69 тыс. км. кв.) после озера Верхнего в Северной Америке. Озеро Виктория
6. Самое глубокое озеро материка – озеро Танганьика (1.435 м.), второе по глубине в мире после озера Байкал в Евразии. Озеро Танганьика
7. Самая высокая вершина материка – вулкан Килиманджаро (5.895 м.), расположена среди разломов на востоке материка. Вулкан Килиманджаро
8. Только в Африке (и нигде в мире!) встречаются:
Муха Цеце – насекомое, вызывающее сонную болезнь;
Окапи – «очень скромный родственник» жирафа;
Вельвичия удивительная – дерево-карлик пустыни Намиб; Пустыня Намиб
9. В Африке насчитывается около 55 государств (больше только в Евразии), где проживает более 800 млн.человек.
В конце ХХ века найдены неопровержимые доказательства того, что «колыбелью человечества» является Эфиопское нагорье Африки. Задание 1.
Напротив каждого вопроса поставьте «+» там, где ответ является верным и «-», где ответ не верный
 Ответы                             Вопросы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1. Африку пересекает экватор.
2. Африку пересекает северный тропик.
3. Материк пересекает южный тропик.
4. Материк пересекает северный полярный круг.
5. Материк пересекает нулевой меридиан.
6. Крайняя северная точка материка – м. Марьято.
7. Крайняя восточная точка материка – м. Рас -Хафун.
8. Африку омывает Северный Ледовитый океан.
9. Гвинейский залив вдаётся в материк на юго-западе.
10. Полуостров Сомали расположен на северо – западе материка.
Тестовые задания по теме «Африка. Географическое положение. История исследования»
Вариант 1.
Крайняя северная точка Африки:

А) м. Игольный Б) м. Бен-Секка В) м. Рас-Хафун Г) м. Альмади
2. Протяженность Африки с севера на юг более:

А) 6000 км Б) 7000 км В) 8000 км Г) 9000 км
3. Африка отделяется от Европы проливом:

А) Мозамбикским Б) Магеллановым
В) Гибралтарским Г) Баб-эль-Мандебским
4. Благодаря своему географическому положению Африка:

А) самый сухой материк Б) самый жаркий материк
В) самый влажный материк Г) самый холодный материк
5. Нулевой меридиан пересекает Африку:

А) на западе Б) на востоке В) посередине Г) не пересекает
6. По Центральной и Восточной Африке в конце XIXв путешествовал
русский исследователь:

А) В. Юнкер Б) Н.Вавилов В) Е. Ковалевский Г) А. Елисеев
7. Исследовал реку Замбези и открыл на ней водопад Виктория:

А) В. Юнкер Б) Н.Вавилов В) Д.Ливингстон Г) Васко да Гама
Тестовые задания по теме «Африка. Географическое положение. История исследования»
Вариант 2.
Крайняя западная точка Африки:
А) м. Игольный Б) м. Бен-Секка В) м. Рас-Хафун Г) м. Альмади
2. Протяженность Африки с севера на юг менее:
А) 6000 км Б) 7000 км В) 8000 км Г) 9000 км
3. Африка отделяется от Азии проливом:
А) Мозамбикским Б) Магеллановым
В) Гибралтарским Г) Баб-эль-Мандебским
4. По площади Африка является.... материком:
А) первым Б) вторым В) третьим Г) четвертым
5. Экватор пересекает Африку:
А) на севере Б) на юге В) посередине Г) не пересекает
6. Более 6000 образцов культурных растений собрал и установил родину
твердых сортов пшеницы русский ученый:
А) В. Юнкер Б) Н.Вавилов В) Е. Ковалевский Г) А. Елисеев
Завершил открытие морского пути в Индию, обогнув Южную Африку:
А) В. Юнкер Б) Н.Вавилов В) Д.Ливингстон Г) Васко да Гама